Задание по русскому языку для 7-А и 7-Б кл. на 06. 05. 2020
Урок 123
Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни.
МАТЕРИАЛЫК УРОКУ
Слово учителя
Приставка ни-
Ни входит в состав отрицательных местоимений и наречий: ни кто (местоим.), ни когда (нареч.).
Если частица ни отделяется от местоимения предлогом, то она пишется отдельно: ни с кем, ни у кого.
Отличайте отрицательное местоимение с приставкой ни- от местоимения с частицей не.
Сравните: Это был не кто иной, как Дубровский. – Никто иной не мог этого сделать.
Запомни:
не что иное, как не кто иной, как | ничто иное никто иной |
Повторяющийся союз ни…, ни…
В роли повторяющегося сочинительного союза ни…, ни… служит для связи однородных членов предложения или простых предложений в составе сложного.
Например: Не хочу я ни осуждать, ни прощать вас. Ни она никого не тронет, ни ее никто не обидит.
Частица ни.
Частица ни со словами пишется раздельно: У меня с утра во рту ни крошки.
Одиночные и двойные частицы ни входят в состав устойчивых оборотов и пишутся отдельно. Например: как ни в чём не бывало, во что бы то ни стало, ни жив ни мертв, ни стать ни сесть и др.
II. Работа по учебнику
1. Чтение теоретического материала (§73 с. 180).
Письменное выполнение упражнений 447, 448.
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учить правила (§73 и по конспекту). Выполнить упр. 450.
Задание по литературе для 9-Б класса. на 06. 05. 2020
Урок 93
КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК. Слово о поэте. «К Мельпомене» («Создал памятник я...»). Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. Теория литературы. Ода.
|
МАТЕРИАЛЫК УРОКУ
1. «Памятник» в русской литературе.
1.1. Вступительное слово:
Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация “К Мельпомене” в переводе М.В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности.
Анализ стихотворения Г.Р. Державина. Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в произведении.
Чтение и анализ стихотворения (Державин).
· Впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”.
· Переводов оды Горация было множество. Некоторые из них (М.В. Ломоносова, В.В. Капниста, А.Х. Востокова, С.А. Тучкова), несомненно, были известны Пушкину, а другие (А.А. Фета, Н. Фоккова, Б.В. Никольского, П.Ф. Порфирова, В.Я. Брюсова) появились уже после смерти Пушкина.
· В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык.
· В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Таких людей
|
Ни слеза вдовиц не тронет,
Ни сирот несчастных стон:
Пусть в крови вселенна тонет,
Был бы счастлив только он… (“Любителю художеств”)
· По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом:
… И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
· В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой:
…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
(Тема – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений. Основную свою заслугу видит поэт в том, что мог “истину царям с улыбкой говорить”, “беседовать о боге”, “дерзнул” рассказать о добродетелях Екатерины!! не высоким, а простым слогом).