Викторина по произведениям Н.В.Гоголя, изученным ранее.




- Где и когда родился Н.В.Гоголь?

- Какое образование получил Н.В.Гоголь?

- Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Гоголь?

- Какую женскую роль играл Гоголь в ученическом спектакле?

- Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким псевдонимом оно было подписано?

- В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»?

- Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»

- Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?

- Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»?

- Назовите авторов памятников Гоголю в Москве.

"Петербургские повести"

К циклу "Петербургские повести" относятся пять повестей Гоголя: "Портрет", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Нос", "Шинель", к которым позднее писатель добавил ещё повесть "Коляска" и отрывок "Рим". Все повести объединяют три фактора: 1) место действия - Санкт-Петербург, 2) тема судьбы "маленького человека", 3) использование средств фантастики, призванные подчеркнуть нелепость, парадоксальность изображаемой действительности.

В повести " Портрет " Гоголь размышляет над властью денег, над тем, как желание обогатиться губит даже очень талантливых людей. Именно злое обаяние денег заставляет бедного художника Чарткова превратиться из творца прекрасного в ремесленника, угождающего вкусам богатых заказчиков. Талант и любовь к искусству соседствуют в художнике с тщеславием. Потому-то и посылается герою повести ситуация, заставляющая его сделать выбор в пользу лёгкого, но губительного жизненного пути. Живущий на грани нищеты Чартков, которого вот-вот должны выгнать на улицу за неуплату аренды квартиры, внезапно и, как ему кажется, случайно обогащается: в купленном им за двугривенный портрете ростовщика обнаруживается мешок, содержавший 1000 червонцев. Эти деньги позволили ли бы молодому художнику открыть мастерскую и безбедно жить несколько лет, посвятив себя искусству. Но Чартков делает иной выбор: желая компенсации за годы нищеты, он переезжает в дорогую квартиру в центре Петербурга, нанимает роскошную карету и становится художником, пишущим парадные портреты на заказ. Незаметно для самого себя он утрачивает свой настоящий талант. Позднее осознание утраты себя как художника приводит Чарткова к бесславной и скропостижной смерти. В финале повести истинный владелец злополучного портрета ростовщика рассказывает историю портрета, принесшего несчастье всем своим обладателям.

Повесть " Невский проспект " открывается описанием главной улицы Петербурга, по которой движется вереница шляпок, сюртуков, бакенбардов, усов, но не видно человеческих лиц. На фоне этой обычной для большого города суеты рассказывается о приключениях художника Пискарёва и поручика Пирогова. Оба пытаются ухаживать за гуляющими по проспекту дамами. Художник следует за понравившейся ему брюнеткой и в своих романтических мечтаниях представляет её своей женой. Однако, войдя вместе с ней в четырёхэтажный дом, Пискарёв понимает, что юная красавица промышляет проституцией. Её прекрасный облик не уживается в сознании художника ни с её занятием, ни с её глупыми разговорами. Попытка Пискарёва образумить семнадцатилетнюю девушку, готовность жениться на ней приводят лишь к тому, что она высмеивает своего ухажёра... Художник внезапно осознаёт, что, подобно тому как за внешней красотой женщины скрывается пошлость и разврат, так и за внешним великолепием Петербурга скрывается его отвратительное дно, где растлевается женственность. Через неделю Пискарёва находят мёртвым в собственной комнате.

Трагический пафос повести усиливается противоположной историей поручика Пирогова, который следует за блондинкой. Он не думает о высоком и прекрасном, его ухаживания грубы и бесцеремонны. Однако и Пирогов терпит крах своих надежд: понравившаяся ему красавица оказывается хотя и глупой, но вполне добропорядочной женой немецкого ремесленника. Разгневанный супруг с друзьями подвергает поручика "секуции", и тот, поначалу суля ремесленнику плети и Сибирь, съедает пирожки в кондитерской, затем читает газету, веселится с друзьями и успокаивается. Таким парадоксальным образом Гоголь показывает в повести трагическую нелепость петербургской жизни.

Одной из самых сильных в творчестве Гоголя является третья повесть цикла - " Записки сумасшедшего ", представляющая собой дневник главного героя, где развивается мотив безумия мира и отдельного человека, где показана тонкая и не всегда ощутимая грань между здравомыслием и психической болезнью.

Герой повести, титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин, вначале жалок и духовно ничтожен. Он, кажется, ничем не отличается от других мелких чиновников. Однако в этом "маленьком человеке" живёт тайное намерение непременно дослужиться до высокого чина, стать вровень с "большими" людьми, а это стремление усиливается внезапно вспыхнувшей его любовью к директорской дочке. По-видимому, с этого момента начинается его сумасшествие. Гоголь мастерски и клинически верно изображает постепенное (это видно, в частности, по датам в дневнике) разложение сознания Поприщина. Он подслушивает "разговор" двух собак - Меджи и Фидели - и захватывает их переписку, из которой узнаёт, что отец его возлюленной, генерал, такой же честолюбец, как и сам Поприщин, а генеральская дочь влюблена в камер-юнкера. Бунт Поприщина вызывает неравенство: он лишён права любить ту, которая выше его по социальной лестнице. Он задаётся почти гамлетовским вопросом: "Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник? Может быть, я какой-нибудь граф или генерал, а только так кажусь титулярным советником?". В какой-то момент Поприщин вдруг понимает, что он - не мелкий чиновник, даже не граф и не генерал, а король Испании Фердинанд VIII. Это новое самосознание меняет его поведение. Парадоксальным образом безумие Поприщина выпрямляет его личность, позволяет обрести достоинство. Он теперь не боится начальства, не чувствует себя униженным, а с подлинно королевским величием встречает новые испытания. Сумасшедший на глазах читателей превращается в мудреца, по-новому перекраивающего расколотый, разорванный мир, подобно тому, как чиновничий мундир герой перекроил в королевскую мантию. Пройдя через страдания, Поприщин открывает в себе духовные глубины, а образ "маленького человека" перерастает в образ мученика и страдальца.

Повесть " Нос ", написанная в 1833 году, показалась современникам Гоголя настолько абсурдной и даже пошлой, что её отказывались печатать и подвергали жёсткой критике. Лишь А.С. Пушкин убедил Гоголя опубликовать "Нос" в журнале "Современник" в 1836 году. Писатель, прибегая, как и в других произведениях цикла, к мистике и фантастике, высмеивает бессодержательную внешнюю благопристойность, которая оказывается важнее личностных качеств человека. Герой повести майор (коллежский асессор) Ковалёв мечтает о карьере, но однажды утром обнаруживает, что его нос куда-то пропал. И поражает героя не столько сама невероятная пропажа носа, сколько невозможность дальнейшей общественной жизни. Отсутствие носа слишком заметно окружающим, и без носа «…не появишься в официальном учреждении, в светском обществе, не прогуляешься по Невскому проспекту». По дороге к обер-полицмейстеру он встречает собственный нос, причём в мундире статского советника, то есть на три чина выше самого Ковалёва. Нос едет в Казанский собор и высокомерно отказывается общаться со своим бывшим хозяином. Возвращается нос к Ковалёву так же неожиданно, как и исчез.

Повесть " Шинель ", написанная в 1842 году, идейно связана с "Записками сумасшедшего" и "Носом": здесь Гоголь снова размышляет о мире, где ценность человека определяется его чином. Однако титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин, в отличие от Поприщина и Ковалёва, хоть и выглядит униженным и жалким, вовсе не стремится к карьерному и социальному росту. Это в принципе герой без развития. Его не удручает ничтожная должность переписчика в департаменте, он увлечённо занимается своей работой, получая удовольствие даже от написания букв-фаворитов. Движущим началом в повести становится желание героя пошить новую шинель взамен старой, пришедшей в негодность. Гоголь подчёркивает, что ради этого Акакию Акакиевичу пришлось существенно ограничить свои расходы: перестать пить чай, ходить на цыпочках и носить дома только халат. Однако недолго Башмачкину пришлось радоваться новой шинели - неизвестные люди ограбили его ночью, сорвав с него шинель. Попытки добиться справедливости у "значительного лица" привели к тому, что Акакий Акакиевич заболел и умер. После смерти образ "маленького человека" Башмачкина демонизируется: ничтожный мелкий чиновник, которого обижали все кому не лень, превращается в грозного призрака, срывающего шинели с прохожих, не разбирая чинов.

Литературный критик Павел Анненков вспоминал, что идея написать повесть "Шинель" выросла из "анекдота" о бедном мелком чиновнике, очень долго копившем на ружьё и в итоге это ружьё потерявшем. Всё завершилась счастливо: друзья и знакомые, видя, как горюет чиновник, купили ему новое ружьё. Однако Гоголь задумал на основе этой истории создать драматический сюжет о маленьком человеке, вызывающем целую гамму чувств - "от простой насмешки до пронзительной жалости".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: