Виды международных правонарушений




Различают три вида международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения (международные деликты). Международное преступление - это деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся агрессия, геноцид, рабство, наемничество. Международные преступления: совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями; совершаются в непосредственной связи с государством; посягают на международный мир и безопасность, угрожают основам международного правопорядка; влекут ответственность государства как субъекта МП и персональную уголовную ответственность исполнителей. Ответственность за международные преступления наступает в рамках международной, а в некоторых случаях национальной юрисдикции. Преступление международного характера - это деяние физического лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц. К преступлениям международного характера относятся: посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; незаконный захват воздушных судов; подделка денежных знаков; захват заложников; незаконные операции с радиоактивными веществами и др. Преступления международного характера: затрагивают интересы двух или нескольких государств, юридических лиц и/или граждан; совершаются отдельными физическими лицами вне связи с политикой государства; влекут персональную уголовную ответственность правонарушителей в рамках национальной юрисдикции. К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в две первые группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; невыполнение юридическими и физическими лицами положений международных конвенций (например, Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 г.); невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международных обязательств и т.д. Международные деликты, таким образом: не носят характера преступлений и не имеют общественной опасности международных преступлений и преступлений международного характера; могут совершаться любыми субъектами международных правоотношений, нарушающими положения международно-правовых норм; влекут ответственность субъектов, которая может выражаться и в форме самоограничений, следующих в результате официального признания противоправности поведения субъекта.

 

5. Признаки и виды международных правонарушений.

Различают три вида международных правонарушений:

- международные преступления;

- преступления международного характера;

- иные международные правонарушения (деликты)

Международное преступление – это деяние, нарушающее столь основополагающие жизненно важные интересы мирового сообщества, что рассматриваются как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся: апартеид, геноцид, рабство, наёмничество.

Международные преступления:

1) совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями; совершаются в непосредственной связи с государством;

2) посягают на международный мир и безопасность, угрожают основам мирового правопорядка;

3) влекут ответственность государства, как субъекта международного права и персональную уголовную ответственность исполнителей.

Ответственность за международные преступления наступает в рамках международной, а в некоторых случаях – национальной юрисдикции.

Преступления международного характера – это деяние физического лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц.

К преступлениям международного характера относятся:

1) посягательства на лиц, пользующихся международной защитой;

2) незаконный захват воздушных судов;

3) подделка денежных знаков;

4) захват заложников;

5) незаконные операции с радиоактивными и другими опасными веществами;

Преступления международного характера:

1) затрагивают интересы двух или нескольких государств, юридических лиц и/или граждан;

2) совершаются отдельным физическим лицом вне связи с политикой государства;

3) влекут персональную уголовную ответственность правонарушителей в рамках национальной юрисдикции.

К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в первые две группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения, невыполнение физическими и юридическими лицами положений международных конвенций (например, Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980г.); невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международных обязательств и т.д.

Международные деликты таким образом:

1) не носят характера международных преступлений и не имеют общественной опасности международных преступлений и преступлений международного характера;

2) могут совершаться любыми субъектами международных правоотношений, нарушающими положения международно-правовых норм;

3) влекут ответственность субъектов, которая может выражаться и в форме самоограничений, следующих в результате официального признания противоправности поведения субъекта.

Основные составы международных преступлений определены Уставами Международных военных трибуналов, учреждённых после Второй мировой войны (Нюрнбергским и Токийским). Их универсальное значение было подтверждено Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947г.г., а также Уставами трибуналов для Югославии и Руанды и Статутом Международного уголовного суда. В Уставах Нюрнбергского и Токийского трибуналов, международные преступления делились на три группы:

1) преступления против мира;

2) военные преступления;

3) преступления против человечности.

В соответствии со ст.6 Устава Международного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран (Нюрнбергского трибунала), к преступлениям против мира были отнесены: подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению вышеуказанных действий.

В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974г. дано понятие агрессии – под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН.

В качестве акта агрессии квалифицируются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она не носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением территории другого государства или части её;

2) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;

3) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы другого государства;

4) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

5) действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которое оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалось этим государством для совершения агрессии против третьего государства;

6) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил наёмников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьёзный характер, что это равносильно вышеперечисленным актам.

Международным преступлением признано наёмничество, согласно ст.47 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г., касающейся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977г., определяется как лицо, которое:

1) специально завербовано на месте военных действий или за границей, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;

2) фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь своим желанием получить личную выгоду. При этом материальное вознаграждение должно существенно превышать вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящих в состав вооруженных сил данной стороны.

3) Не является гражданином стороны, находящейся в конфликте с другой стороной;

4) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

5) не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил. Этим наёмники отличаются от военных советников, направленных на службу в иностранную армию по специальному соглашению государств и не принимающих непосредственного участия в военных действиях.

Наёмники, являются военными преступниками и не могут ссылаться на положения Женевских конвенций 1949г. На них не распространяется режим военного плена. Наёмники привлекаются к ответственности, как в рамках национальной юрисдикции, так и специально созданными международными трибуналами.

К преступлениям против человечности относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.

Среди международных преступлений также следует отметить геноцид, который согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948г., является, независимо от того, совершается он в мирное или военное время, преступлением, нарушающим международное право. Под геноцидом (ст. 2 Конвенции), понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

1) убийство членов этой группы;

2) причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

3) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её;

4) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

5) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

По Конвенции наказуем как сам геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, покушение на совершение и соучастие в геноциде.

Выделяют также преступления международного характера (конвенционные преступления), составы которых предусмотрены конвенциями, обязывающими участвующие в них государства ввести соответствующие нормы в свое национальное уголовное право, и, в соответствии в случае конвенционных преступлений, приговор выносится на основе национального уголовного права.

Список конвенционных преступлений достаточно обширен:

1) преступления, являющиеся проявлением международного терроризма (захват воздушных судов и другие действия, направленные против гражданской авиации; захват заложников; преступления против лиц, пользующихся международной защитой; незаконный захват и использование ядерных материалов; пиратство и другие незаконные акты против безопасности морского судоходства);

2) преступления, посягающие на свободу человека (рабство и работорговля; торговля женщинами и детьми). Преступлениями объявлены: работорговля, обращение в рабство или склонение к отдаче себя в рабство, покушение, соучастие в таких действиях; клеймение лиц, находящихся в подневольном состоянии.

3) Преступления, посягающие на общественную, в том числе экономическую безопасность (загрязнение окружающей среды; незак5онное приобретение и хранение огнестрельного оружия; дорожно-транспортные преступления; хулиганское поведение во время спортивных мероприятий; столкновения морских судов и неоказание помощи на море; разрыв или повреждение морского кабеля);

4) Преступления, посягающие на здоровье населения и нравственность (незаконное производство и оборот наркотических и психотропных веществ; посягательство на культурные ценности народов; распространение порнографии);

5) Преступления экономического характера (подделка денежных знаков; легализация преступных доходов; преступления, совершаемые в исключительной экономической зоне; преступления, совершаемые на континентальном шельфе).

Таким образом, понятие международного правонарушения включает в себя как международные деликты, так и международные преступления и преступления международного характера.

международное правонарушение государство преступление

 

6. Международные преступления и международные деликты.

Международное преступление - это деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся агрессия, геноцид, рабство, наемничество.

Международные преступления -

- совершаются государствами, должностными лицами государства, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями;

-совершаются в непосредственной связи с политической позицией государства;

- посягают на международный мир и безопасность и угрожают основам международного правопорядка;

- влекут ответственность государства как субъекта международного права и персональную ответственность исполнителей, должностных лиц.

Ответственность за международные преступления наступает в рамках международной (а в некоторых случаях и национальной) юрисдикции.

Преступление международного характера (международное уголовное преступление)- это деяние физического лица, посягающего на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц, пользующихся международной защитой: незаконный захват воздушных судов, подделка денежных знаков, захват заложников, незаконные операции с радиоактивными веществами и др.

Преступления международного характера:

- затрагивают интересы двух или нескольких государств, юридических лиц и/или граждан;

- совершаются отдельными физическими лицами;

- совершаются вне связи с политикой государств;

- влекут персональную уголовную ответственность правонарушителей в рамках национальной юрисдикции.

К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в первые две группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; невыполнение юридическими и физическими лицами положений международных конвенций (например. Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 г.); невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международно-правовых обязательств и т.д.

 

7. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.

Комиссия международного права при ООН в проекте статей кодекса выделяет специальную главу «обстоятельства, исключающие противоправность», т.е. при квалификации поведения государства необходимо учитывать обстоятельства, наличия которых освобождает государства от ответственности (правомерное поведение государств)

Вышеназванная Комиссия называет эти обстоятельства:

- согласия, т. е. если одно государство дает согласие другому государству на отступление от обязательств. Однако оно должно быть юридически действительным, а не результатом подкупа, ошибки, насилия.

- контрмеры – это действия одного государства, вызванные противоправным деянием другого (именно ответный характер государства исключает ответственность за них).

- форс-мажор и непредвиденный случай. Ответственность исключается, если деяние было вызвано непреодолимой силой, т.е. государство не могло предотвратить ущерб другому государству (разрушения объектов собственности в силу землетрясения, военных действий, восстания, пожар, наводнение, извержение вулкана, цунами и т.д.)

В качестве примера может служить Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, исключает ответственность, если ущерб «является результатом акта войны, военных действий гражданской войны, восстания или природного явления исключительного, неизбежного и неотвратимого характера» (ст. 111). Нельзя ссылаться не непреодолимую силу, если государство само содействовало возникновению данных ситуаций.

Бедствие. Когда под воздействием сил природы или аварий государство вынуждено не соблюдать обязательства, т.е. нет свободы выбора поведения в экстремальных ситуациях. Конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, допускает как исключение в целях спасения человеческой жизни на море.

Состояние необходимости. Как единственное средство защиты от тяжкой и неминуемой угрозы (нанесенный ущерб должен быть меньше предотвращенного).

Самооборона – противоправность исключается, если ущерб нанесен законной мерой самообороны, в соответствии с Уставом ООН ст. 51. Устава ООН предусматривает неотъемлемое право государства на применение вооруженной силы в ответ на вооруженное нападение. Самооборона должна быть предпринята до принятия мер СБ (о ней должно быть сообщено СБ ООН). Агрессия – первое и непременное условие правомерности самообороны.

Иногда ответственность может наступить и за правомерные действия в силу определенной деятельности.

Например. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1978 г., ст.11 (компенсация за ущерб от запуска космического объекта).

 

8. Виды и формы ответственности.

Различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная. Последнюю иногда называют политической ответ­ственностью, но, на мой взгляд, это неточно. Дело в том, что между­народно-правовая ответственность в силу специфики данной право­вой системы всегда выступает в политической форме. В то же время некоторые виды нематериальной ответственности (например, ресто­рация) выступают в виде конкретных материальных действий. Так что деление ответственности на материальную и нематериальную в достаточной степени условно и проводится больше в учебных целях.

Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.

Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение непра­вомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Раз­новидностью реституции является субституция — замена неправо­мерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.

Репарация — это возмещение материального ущерба, причинен­ного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

Репарации коренным образом отличаются от контрибуций. Кон­трибуции налагались государством-победителем в качестве «возмещения военных издержек» независимо от того, являлось оно потер­певшим или государством-агрессором. Репарации же — это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правона­рушителя. В настоящее время контрибуции запрещены международ­ным правом.

Нематериальная ответственность выражается в форме рестора­ции, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных ре­шений.

Ресторация представляет собой восстановление правонарушите­лем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных послед­ствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (мо­рального) ущерба. Это могут быть официальные выражения сожале­ния и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государст­ва, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, при­несение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осущест­вляемые в порядке ресторации.

Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия, в частности, лиши­лась значительной части своей территории, на оставшейся был уста­новлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демили­таризация Германии, а ее вооруженные силы были распущены. Был ликвидирован ряд государственных институтов, а некоторые учреж­дения признаны преступными. Отменялось действие многих норма­тивных актов. И, наконец, привлекались к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.

Декларативные решения выражаются в форме решения междуна­родного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.

 

9. Реализация международной ответственности.

Реализация ответственности является основной проблемой этого института в международном праве. Реализация ответственности и особенно применение санкций представляют собой самое слабое место в межгосударственной системе. Причины: недостаточное развитие правового регулирования института международной ответственности; недостаточно эффективный механизм реализации ответственности. Механизм реализации ответственности находится в процессе становления.

Основные способы реализации ответственности – добровольный (согласительный) и с использованием принудительных средств. В международном праве установлен порядок реализации прав: посредством контрмер (санкций) и применения процессуального механизма урегулирования споров. Контрмера является ответной принудительной мерой, призванной обеспечить привлечение нарушителя к ответственности. Это специальная мера обеспечения реализации ответственности в конкретной форме. Отличие контрмер от ответственности: ответственность – это действия нарушителя, контрмера – это действия потерпевшего государства либо международной организации. Ответственность представляет собой обязанность нарушителя; контрмеры – право потерпевшего, который может их и не применять. Ответственность – это волевое действие нарушителя; контрмеры применяются к нарушителю вопреки его воли. Комиссия международного права употребляет термин "контрмера" для обозначения мер, которые потерпевшее государство может принять против правонарушителя. Термин "санкция" Комиссия применяет лишь для коллективных мер международных организаций.

Виды контрмер (санкций) – индивидуальные и коллективные. Индивидуальные контрмеры – это реторсии, репрессалии, непризнание, разрыв отношений, самооборона. Могут применяться и контрмеры, выражающиеся в ограничении суверенитета государства. Коллективные контрмеры – это отказ в приеме в члены международной организации, приостановление членства в организации, исключение из членов организации, коллективные вооруженные меры. Особый вид коллективных санкций представляют собой обязательные резолюции СБ ООН по ст. 41 Устава ООН.

Реторсии – это принудительные меры в ответ на недружественный акт, т.е. на ущемление интересов, не защищенных международным правом (ограничение импорта, повышение таможенных пошлин, отказ в выдаче въездных виз). Репрессалии – это принудительные меры, ограничивающие законные права государства. Это меры, предпринимаемые в ответ на правонарушение. Если нет правонарушения, то подобные меры сами представляют собой противоправный акт.

Запрещены вооруженные репрессалии: бомбардировки, интервенция, мирная блокада. Этот запрет закреплен в Декларации принципов международного права 1970 г., в Хельсинском акте 1975 г. Современное международное право определяет, что репрессалии возможны только как меры экономического (эмбарго, бойкот) либо политического характера (ст. 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. – полное прекращение договора в ответ на существенное его нарушение). На репрессалии как контрмеры не распространяется принцип соразмерности, поскольку это форма наказания за совершение международного преступления.

Непризнание заключается в отказе признать ситуацию, созданную неправомерным актом (непризнание юридической силы противоправного договора или территориальных изменений, являющихся результатом агрессии). Разрыв дипломатических и консульских отношений применяется государством в ответ на неправомерное поведение государства пребывания дипломатического или консульского представительства. В рамках международных организаций это может выражаться в приостановлении членства в организации, исключении из организации.

Самооборона является особым видом контрмер (санкций), представляющих собой применение принудительных вооруженных мер. Право на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН может быть реализовано только в ответ на вооруженное нападение. В случае особо опасного посягательства на международный правопорядок должен использоваться международный механизм для применения против государства-агрессора коллективного принуждения с использованием вооруженной силы. Главное звено в этом механизме – СБ ООН. Статья 42 Устава – право СБ ООН использовать любые сухопутные, воздушные и морские вооруженные силы, необходимые для поддержания или восстановления мира.

Контрмеры представляют собой комплекс принудительных мер, предназначенных для обеспечения безопасности государств. Современная практика показывает, что контрмеры – это не единственное и недостаточно эффективное средство реализации ответственности. Индивидуальные контрмеры в основном регулируются обычным правом и менее приспособлены для защиты права, чем закрепленные в договорах коллективные принудительные меры. Контрмеры сами по себе не обладают правовосстанавливающим эффектом, а только направлены на то, чтобы побудить нарушителя нести ответственность.

Современный процессуальный механизм урегулирования споров нормативно не закреплен, поэтому государства практически не имеют реальной возможности привлечь нарушителя международного права к ответственности.

Возможности международных арбитражной и судебной процедур ограничены необходимостью согласия обеих спорящих сторон на их применение. Обязательная юрисдикция Международного Суда ООН признается далеко не всеми государствами. Наиболее эффективный путь обеспечения реализации международной ответственности – это признание на универсальной договорной основе обязательной юрисдикции международной судебной процедуры.

 

10. Санкции в международном праве.

Нужно отметить, что характер международно-правовых санкций могут носить лишь меры, применяемые только в ответ на правонарушения. Ответные меры, являющиеся реакцией субъекта на недружественный акт, пусть даже и совпадающие по форме с таковыми, санкциями не являются.

Международно-правовые санкции (в отличие от большинства видов внутригосударственных санкций) не являются формой международной ответственности: категории международного права не всегда идентичны понятиям национального законодательства.

Санкции в международном праве отличаются от ответственности следующими чертами: санкции – это всегда действия потерпевшего (потерпевших), применяемые к правонарушителю, в то время как ответственность может выступать в форме самоограничений правонарушителя; санкции, как правило, применяются до реализации мер ответственности и являются предпосылкой ее возникновения; санкции применяются в процессуальном порядке, отличном от того, в каком осуществляется международно-правовая ответственность; санкции являются правом потерпевшего и выражаются в формах, свойственных этим правомочиям. Их применение не зависит от воли правонарушителя; основанием применения санкций является отказ прекратить не правомерные действия и выполнить законные требования потерпевших субъектов.

Различают санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, и санкции, осуществляемые с помощью международных организаций. Санкциями, осуществляемыми в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона. Реторсии - это ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства и применяемые в ответ на правонарушение. Репрессалии - это ответные принудительные меры, направленные на ограничение прав другого государства, совершившего правонарушение. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии (интервенции, блокады и т.п.), которые рассматривают как акты агрессии.

Выработаны следующие формы репрессалий: эмбарго (запрет продавать имущество и технологии на территории страны-нарушителя), бойкот (запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из данного государства); замораживание вкладов страны-нарушителя в своих банках; изъятие своих вкладов из банков нарушителя.

К политической форме репрессалий следует относить: денонсацию или аннулирование договоров с этим государством; непризнание (отказ государства признавать ситуации или действия, порожденные неправомерными с точки зрения международного права актами правонарушителя).

Непризнание имеет несколько основных форм: отказ государства признавать юридическую силу договоров и соглашений, заключенных в результате неправомерного применения силы или противоречащих общепризнанным принципам международного права; и др.

Самостоятельный вид санкций образуют разрыв или приостановление дипломатических и консульских отношений. Эти меры представляют собой прекращение (постоянное или временное) потерпевшим государством дипломатических и/или консульских связей. При этом разрыв дипломатических отношений не означает автоматического разрыва консульских отношений. Замечу, что данные меры могут применяться и в ответ на недружественный акт, но тогда они не имеют характера санкций.

Самооборона – это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения институт самообороны в международном праве схож с институтом необходимой обороны в национальном законодательстве.

В международном праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии.

Необходимая оборона представляет собой отражение актов применения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принудительные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т.д.). Подобные действия носят эпизодический, "разовый" характер и не преследует цели развязывания войны.

Самооборона от агрессии - это отражение акта агрессии посредством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязательствами государств по международному праву и, прежде всего по Уставу ООН. При этом ответные меры могут применяться с предельной степенью интенсивности; между потерпевшим государством и агрессором возникает состояние войны. Целями этого вида санкций являются отражение вооруженного нападения, восстановление международного мира и обеспечение международной безопасности, обеспечение привлечения правонарушителя к ответственности. Действия государств по самообороне ни в коей мере нельзя противопоставлять принудительным мерам, осуществляемым по решению Совета Безопасности ООН.

Санкциями, осуществляемыми с помощью международных организаций, являются приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.

Приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, может осуществляться в следующих формах: лишение права голоса государств, не выполняющих принятых на себя обязательств; лишение права представительства в организации (не избрание в органы организации, не приглашение на проводимые в ее рамках конференции); лишение права на получение помощи, получаемой в рамках этой организации; временное приостановление членства в международной организации; исключение из международной организации.

Исключение правонарушителя из международного общения может выражаться в лишении права сотрудничества с другими субъектами вне рамок международной организации (полный или частичный разрыв экономических, политических, военных и иных отношений, транспортного сообщества, связи, разрыв дипломатических и консульских отношений и т.д.).

должны применяться, если исчерпаны остальные меры воздействия

 

11. Международная ответственность физических лиц

Ответственность физических лиц за международные преступления в целом неотделима от международно-правовой ответственности государства. Вместе с тем международное право предусматривает непосредственную международную ответственность физических лиц в случае их причастности к международным преступлениям. Международная юрисдикция распространяется на лиц, совершающих преступления как от имени своего государства, так и в своем личном качестве. В международном праве действует принцип неотвратимости наказания этих лиц, закрепленный в Гаагской конвенции 1970 г. ("либо суди, либо выдай"). Статья 2 данной Конвенции обязывает государства привлекать лиц, совершивших международные преступления, к уголовной ответственности в соответствии с законодательством данного государства. Если государство не делает этого, нарушитель может быть наказан на основании международного права.

Многие международно-правовые акты устанавливают ответственность физических лиц за совершение международных преступлений. Так, Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него 1973 г. устанавливает международную уголовную ответственность за апартеид лиц, членов организаций, учреждений и представителей государств, виновных в совершении таких преступлений. Эти лица не могут пользоваться правом политического убежища в любом государстве и подлежат выдаче как уголовные преступники. Подобное положение уст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: