«ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ (ДРЕВНЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ)»
1. Александр Александрийский (ум. в 326 г.) | Архиепископ Александрийский, боролся со схизмой Мелетия и арианством. В 320 г. на Поместном соборе, созванном Александром в Александрии, Арий и его последователи были отлучены от церкви, однако Собор мира не восстановил, поскольку в соседних областях не все разделяли его решения. Архиепископ Александр обратился за помощью к императору Константину, который инициировал созыв I Вселенского собора в Никее в 325 г. На нем Александрийский епископ Александр был одним из главных его деятелей, возглавлял партию православных епископов, во время заседания Собора занимал место председателя. | Из писем его дошли до нас два: одно приведено у Сократа Схоластика, другое - у Феодорита Кирского. |
2. Антоний Великий (ок. 251 г., Египет - 356 г.) | Раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельни-ческого монашества. | Из творений самого преподобного Антония до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям — о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам. |
3. Афанасий Великий (293 г. – 373 г.) | Один из греческих отцов Церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики. Архиепископ Александрийский, секретарь, а затем преемник епископа Александра. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350 году он остался единственным православным неарианским епископом в восточной половине Римской империи. Ему традиционно приписывается составление Афанасьевского Символа веры. | Творения: - Апологетические: «Слово против язычников» и «Слово о воплощении Бога Слова»; - Догматико-полемические: 3 «Слова против ариан»; - Историко-полемические: 3 защитительных Cлова, или апологии; - Экзегетические: «Толкование на Псалмы»; - Аскетические. Особое место в наследии занимает «Житие св. Антония», написано вскоре после кончины «отца монахов» (356) и уже при жизни автора пользовалось широкой популярностью. - Послания и письма: I. Праздничные (или пасхальные II. Соборные и окружные. III. Догматико-полемические. IV. Нравственно-аскетические. V. Написанные по частным поводам. |
4. Василий Великий (ок. 330 г. - 379 г.) | Архиепископ Кесарии Каппадокий-ской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. | Творения Догматические: «Против Евномия», «О Святом Духе»; Экзегетические: 15 бесед на псалмы, «Беседы на Шестоднев»; Беседы (проповеди): 28 бесед на различные темы; Письма: ок. 365 писем к различным лицам; Аскетические: «Нравственные правила», «Монашеские правила», пространные и краткие. |
5. Григорий Богослов (Назианзин) (ок. 330 г. - ок. 390 г.) | Христианский богослов, один из Отцов Церкви, входит в число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник Василия Великого. Считался одним из образованнейших людей своего времени; учился сначала в Кесарии Каппадокийской, затем в Кесарии Палестинской, в Александрии и Афинах. Он равным образом блестяще знал Писание и античную литературу. После учебы Григорий Богослов вернулся домой, принял крещение. Был пресвитером, позже епископом в Назианзе. На II Вселенском Соборе Григорий Богослов участвовал в качестве архиепископа Константинопольского. Вскоре после открытия Собора умер его председатель, председательство на Соборе было поручено Григорию Богослову. | Литературное наследие Григория Богослова включает слова, стихотворения и письма. До настоящего времени дошло 45 слов Григория Богослова, бо́льшая часть которых относится к константинопольскому периоду его деятельности (379-381). Сохранившееся поэтическое наследие святителя включает 408 стихотворений, большинство из которых относятся к последнему периоду его жизни. |
6. Григорий Нисский (ок. 335 г. - ок. 394 г.) | Богослов, христианский епископ, философ, экзегет, один из трех Великих Каппадокийцев. | Догматико-полемические: «Против Евномия», «Большое огласитель-ное слово», «Опровержение мне-ний Аполлинария», «К Авлавию, о том, что не три Бога», «Диалог о душе и воскресении», «Против судьбы»; Экзегетические: «Об устроении человека», «Защитительное [слово] о Шестодневе», «Толкование Песни Песней», «Беседы о молитве Господней», «Беседы о Блаженствах»; Нравственно-аскетические: «О девстве», «Послание о жизни преподобной Макрины», «О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве»; Проповеди: 29 проповедей на разные темы; Письма: ок. 28 писем. |
7. Диодор Тарский (ок. 330-ок. 394) | Один из известных христианских богословов Антиохийской богословской школы IV века. Родившись в Антиохии, он получил образование в Афинах; возвратившись в родной свой город, принял горячее участие в борьбе с арианами, имел попечение над антиохийской церковью до 372 г., когда должен был спасаться от ариан бегством. Назначенный, в 378 г., епископом Тарса, он присутствовал на втором вселенском соборе в Константинополе, в 381 г. За свое благочестие и ученость Диодор Тарский пользовался особенным уважением своих соотечественников и современников. Однако, уже Кирилл Александрийский сомневался в его православии; многие видят в нем прямого предтечу несторианства, так как он допускал в Иисусе Христе лишь нравственное, а отнюдь не субстанциональное единение двух естеств. | До нас из многочисленных его сочинений сохранились лишь небольшие фрагменты. |
8. Евсевий Кесарийский (Памфил) (ок. 263 г. -340 г.) | Первый историк Церкви, сочинения которого сохранились до нашего времени. Евсевия называют «отцом церковной историографии», поскольку в отличие от своих предшественников он пытался придать своему труду характер полноты и систематичности. Как приверженец Оригена, он был склонен к пониманию Троицы в иерархическом смысле (субординационизм) и поэтому признавал Ария. В последние годы жизни Евсевий вел борьбу с правоверными никейцами и придерживался умеренного арианства. | Сочинения исторические: «Церковная история», повествующая о событиях от начала христианства до 324 года. «Хроника» (История от сотворения мира до 20-го года царствования римского императора Константина); «Жизнь царя Константина», «Жизнь Памфила»; Сочинения апологетические: «Доказательство в пользу Евангелия», «Против Гиерокла», «Извлечение из пророков о Христе», «Богоявление». Сочинения полемические: «Две книги против Маркелла», «Три книги о церковном богословии». Сочинения экзегетические: «Указатель для соглашения евангелий», «Ответ к Стефану и Марину о евангелии»; толкования на Евангелие от Луки, на Песнь песней, псалмы и пророчества Исаии. |
9. Игнатий Антиохийский (Богоносец) († 107 г.) | Священномученик Игнатий был епископом Антиохии. Носил прозвище "Богоносец" (по другой версии, Феофорос - его второе имя). Сведений о его жизни и епископской деятельности практически не сохранилось. При императоре Траяне (98 г. -117 г.) он был взят под стражу и отправлен в Рим на казнь. По дороге сщмч. Игнатий встречался с представителями Поместных малоазийский Церквей. Из Смирны он пишет послания Эфесской, Магнезийской, Траллийской Церквам. Также он обращается к римской общине, призывая их не ходатайствовать за него и не мешать мученичеству. Из Троады сщмч. Игнатий обращается с посланиями к общинам Филадельфии, Смирны и смирнскому епископу Поликарпу. В Риме Святитель был отдан на растерзание зверям. Мученические акты называют 107 г. | Творения: Послание к эфесянам. Послание к магнезийцам. Послание к траллийцам. Послание к филадельфийцам. Послание к римлянам. Послание к смирнянам. Послание к Поликарпу. |
10. Иоанн Златоуст (ок. 347 г. - 14 сентября 407 г.) | Архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учите-лей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Представитель антиохийской школы экзегезы. | Творения Иоанна Златоуста составляют целую библиотеку, изданы 12 томов – гомилии, толкования, и др. |
11. Ириней Лионский 130 г. – 202 г. | Один из первых Отцов Церкви, ведущий богослов II века, апологет. Ириней впервые разрабатывает мариологию и напрямую связывает домостроительство нашего спасения с ролью Девы Марии. | Пять книг «Против ересей» («Обличение и опровержение лжеименного знания»). |
12. Иустин Мученик ок. 100 г. – 165 г. | Раннехристианский мученик и апологет. Первым придал христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории. | Сочинения: трактат «Против всех ересей»; «Против Маркиона» «Речь, обращенная к Антонину, именуемому Благочестивым, к его детям и к римскому сенату»; апология «К Антонину Веру» (к Марку Аврелию); «К эллинам»; «Обличение»; «О Божественном единодержавии»; «Лирник»; «Диалог с Трифоном иудеем». |
13. Кирилл Александрийский (376 г. – 444 г.) | Отец Церкви, христианский египетский экзегет и полемист, возглавивший оппозицию несторианству. Представитель александрийской богословской школы. Создатель христологической доктрины, синтезировавшей христологические идеи Афанасия Александрийского, каппадокийцев и Аполлинария Лаодикийского. | (i) Труды, посвященные полемике с арианами: «Сокровищница», «О святой и неразделенной Троице» и др. (ii) Труды, посвященные полемике с Несторием: «Главы (или анафематизмы)» «Схолии о воплощении Единородного», «О правой вере», «Слово против нежелающих исповедовать Святую Деву Богородицей», «О том, что един Христос» и др. |
14. Кирилл и Мефодий, св. братья Солунские, равнап. | Кирилл (в миру Константи́н, по прозвищу Философ, 827-869, Рим) и Мефодий (в миру Михаил; 815-885, Велеград, Моравия) братья из города Солуни (Салоники) - реформаторы славянской азбуки и создатели церковнославянского языка, проповедники христианства среди славянских племен. | |
15. Климент Александрийский 150 г. – 215 г. | Христианский апологет и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников, основоположник Александрийской богословской школы, возглавлявший её до Оригена. | Протрептик, или увещание к эллинам (сочинение написано ок. 195 г.) Педагог (ок. 197 г.) Строматы (книга I написана в 198, книги II-V в 199 - 201 г., книги VI-VII в 203 г.) Кто из богатых спасётся (ок. 203 г.) Извлечения из Пророков (ок. 204 г.) Ряд сочинений Климента не сохранился и о них известно со слов других авторов: у Евсевия Кесарийского: книга «О Пасхе»; диалоги «О посте» и «О злоречии»; увещательное слово «О терпении, или К новокрещенным»; сочинение «Церковное правило, или Против иудействующих». у Палладия: толкования на пророка Амоса. у прочих авторов: «О Промысле». |
16. Климент Римский | Апостол от семидесяти, четвёртый епископ (папа) римский (согласно официальной хронике Католической церкви, с 88 или 90 по 97 или 99), один из мужей апостольских. В период очередной волны гонений на христианство, Климент был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или быть отправленным в изгнание на каторжные работы. Прибыв в каменоломни возле крупного антич-ного города Херсонес Таврический (нынешний Севастополь), Климент нашёл там большое число ранее осужденных христиан. Работая среди них, Климент утешал их и наставлял. Климент каждый день крестил до 500 язычников. В Херсонес для наведения порядка императором Траяном был направлен посланник, который приказал привязать Климента к якорю и утопить в море, дабы последователи не нашли его тела. Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия и священников из константинопольского собора святой Софии. | 1-е и 2-е Послания к Коринфянам |
17. Константин Великий | Римский император. После смерти отца, в 306 году, был провозглашен войском августом, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского моста и над Лицинием в 323 стал единственным полновласт-ным правителем римского государ-ства, христианство сделал господс-твующей религией, в 330 году пере-нёс столицу государства в Византий (Константинополь). | |
18. Максим Исповедник 580 г., - 13 августа 662 г., Колхида | Христианский монах, богослов и философ. Создатель и защитник христо-логической доктрины диофелитства - учения о двух волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике византийских императоров по объе-динению Вселенской церкви вокруг христологической доктрины монофелитства - учения об одной воле во Христе. Святой Римской католической церкви и Православных церквей византийской традиции. Участвовал в Латеранском соборе 649 г. В июле 655 г. отправлен в ссылку, в 662 г. Максим был вновь призван на суд и на этот раз уже обвинен как еретик и анафематствован вместе с св. Софронием, Мартином и другими. Его осудили на пытки избиения воловьими жилами, вырвали язык и отрезали правую руку. Максим был отправлен в Лазику или Колхиду - район Грузии, возможно город Батуми, где он умер в изгнании в возрасте 82 лет 13 августа 662 года. | |
19. Мартин Исповедник (папа Римский) 649 г. – 654 г. | Осудил монофелитов как еретиков на Латеранском соборе в 649 году, где также был осужден эдикт императора Константа II, запрещавшего осуждение монофелитства. Разгневанный император приказал военачальнику экзарху Равенны доставить святителя Мартина на суд. Но экзарх побоялся народа и подослал воина, чтобы тайно убить святого. Когда убийца приблизился к святителю, то неожиданно ослеп. Новый экзарх Феодор Каллиопа в 653 году арестовал Мартина и отправил его на остров Наксос, после чего папа был вызван в Константинополь на суд, где и подтвердил своё решение по осуждению монофелитства. Наконец, Мартина сослали в Херсонес Таврический, где он и умер 16 сентября 655 года. Мощи его после осуждения монофелитов были перенесены в Рим. | |
20. Михаил Керуларий Ок. 1000 г. – 21 января 1059 г. | Патриарх Константинопольский (1043—1058 гг.), при котором произошло окончательное отделение Римской Церкви от Вселенского Православия | |
21. Несторий 381 г. - 451 г. | Ересиарх, патриарх Константино-польский 428—431, осужден 431 на III Вселенском соборе в Эфесе за учение, по которому он резко разграничивал человеческую и божескую природу в Иисусе Христе (Дева Мария не Матерь Божия, а мать Иисуса по человеческой природе). | |
22. Ориген 185 г. – 253 г. | Греческий христианский теолог, философ, ученый. Основатель библейской филологии. Автор термина «Богочеловек». Учился в Александрийской богословской школе, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. После того как Климент покинул Александрию, Ориген возглавил школу и был её наставником в 217-232 годы. Выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (апокатастасис). Учение Оригена, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей: Евсевия Памфила, Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого и других. | Сочинения: Две беседы на книгу Песнь песней О Началах Комментарии к Евангелию от Иоанна Комментарии к Евангелию от Матфея О молитве Письмо к св. Григорию Чудотворцу (еп. Неокесарийскому) Письмо к Юлию Африкану Трактат о демонах Увещание к мученичеству Гекзаплы Гомилии Схолии Против Цельса Диалог с Гераклитом О воскресении |
23. Поликарп Смирнский ок. 85 г. – 157 г. | Ученик апостола Иоанна, им поставленный во епископа Смирнского. Образовал около себя круг учеников, из которых особенно чтил его память Ириней Лионский. Активно боролся против гностиков и учения Маркиона. Поликарп, отказавшийся отречься от Христа, был заживо сожжён на 86-м году жизни. Из всех мучеников он первый, чья смерть в подражание Христу была подробно описана, в «Окружном послании Смирнской церкви к другим церквам». Это описание приведено и в «Церковной истории» Евсевия. | Из собственных сочинений Поликарпа сохранилось только «Послание к Филиппийцам», в котором епископ, опровергая Маркиона и прочих гностиков, всячески превозносит апостола Павла и цитирует его писания. |
24. Сократ Схоластик ок. 380 г. – после 439 г. | Византийский христианский историк греческого происхождения, автор «Historia Ecclesiastica» — «Церковной Истории» в 7 книгах. | «Церковная История», охватывает 305-439 годы. |
25. Созомен ок. 400 г. – 450 г. | Византийский адвокат, раннехристианский писатель-историк, автор «Церковной истории». | «Церковная История», охватывает время 323-439 гг. |
26. Софроний Иерусалимский ок. 560 г. – 638 г. | В молодости Софроний был учителем словесности («софистом»). Рано ушёл в монастырь — в лавру святого Феодосия, где познакомился и сблизился с Иоанном Мосхом. Вместе с Иоанном Софроний совершил поездку по палестинским и сирийским монастырям. В 630 году Софроний приехал в Египет где в тот период было активно монофелитское движение. Он выступил против александрийского патриарха Кира. В 634 году он был избран на иерусалимскую кафедру. Это было время сарацинских (арабских) нашествий, и вскоре после взятия Иерусалима Омаром в 638 году Софроний скончался. | Творения: Соборное послание Житие преподобной Марии Египетской Чудеса святых мучеников Кира и Иоанна Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Слово на Сретение Господне Слово на воздвижение честного Креста и на святое Воскресение Омилия, произнесенная на поклонение честному и животворящему Кресту в среднюю седмицу Святой Четыредесятницы, говорящая также и о том, что по силе очистившим свой ум постом, возможно неосужденно приступить и причаститься Божественных Таин Похвальное слово Святым Архангелам, и Ангелам и прочим Небесным силам Похвальное слово блаженным Апостолам Петру и Павлу, произнесенное на четвертый день праздника Рождества Христова Похвальное слово святому Иоанну Предтече |
27. Тертуллиан ок. 155 г. - ок. 220 г. | Один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, автор 40 трактатов, из которых сохранился 31. В зарождавшейся теологии Тертул-лиан впервые выразил концепцию Троицы. Положил начало латинской патристике и церковной латыни — языку средневековой западной мысли. | Апологетик. О покаянии. Против Праксея. О душе. Против Маркиона. |
28. Феодор Мопсуетский ок. 350 г. - 428 г. | Епископ Мопсуестии, друг свт. Иоанна Златоуста. Осужден посмертно на V Вселенском соборе за взгляды, созвучные несторианству. | Все его сочинения могут быть разделены на: - сочинения, писанные по объяснению Св. Писания, - догматико-полемические, - апологетические, - сочинения практического характера, - письма. |
29. Феодорит Кирский (387 г. - ок. 458 г.) | Для богословия той эпохи (христоло-гические споры) Феодорит Кирский важен как «противовес» александрий-скому богословию, монофизитскому уклону. Участник Халкидонского собора. Один из самых замечательных экзегетов древности, сумевший соединить лучшие стороны антио-хийского и александрийского подхо-дов. Исторические труды Феодорита Кирского представляют значительную ценность. Писал ясным, сжатым и чистым языком. Феодориту Кирскому принадлежит одна из последних апологий против язычников. В своей христологии акцентирует внимание на полноте человечества во Христе, на единстве двух природ в Его едином Лице. Для Феодорита Кирского была главной та мысль, что для спасения человечества Бог должен быть стать всецелым человеком, спасти всю нашу природу без остатка. В этом сотерио-логическом ключе, с присущим антиохийцам реализмом, он развивал своё богословие. | "Десять глав о Промысле", "Слово о Божественной и святой любви", "Церковная история", письма Феодорита Кирского, "История боголюбцев", "Еранист", "О природе человека", "Сокращенное изложение Божественных догматов", "Толкование на 50-й псалом", "Толкование на книгу Иисуса Навина", "Толкование на книгу Руфь", "Толкование на книгу Судей", "Толкование на Послания святого Апостола Павла" и др. |
30. Феодосий Великий 346 г. – 395 г., римский император 379 г. – 395 г. | Последний император единой Римской империи. В 379 году получил власть над восточной частью Римской империи как соправитель императо-ра Грациана, в 394 году стал править всей Римской империей единолично. После его смерти в 395 империя окон-чательно разделилась на западную часть и восточную, получившую в современной историографии назва-ние Византия. Феодосий выбрал и утвердил законом никейскую формулу христианства (чем прекратил господство арианства) в качестве единой государственной религии империи. Он стал преследовать (без жестоких репрессий) другие религиозные течения в христианстве (ереси) и запретил языческие культы, в результате чего после 393 года прекра-тилось празднование Олимпийских игр. Деятельность императора Феодосия определила направление религиозного развития Европы, за что он удостоился от христианских писателей эпитета Великий. | |
31. Фотий ок. 820 г. – 896 г., патриарх Константинопольский (857-867 и 877-886 гг.) | После Григория Богослова и Иоанна Златоуста, это третий из отцов церкви, занимавший константинопольскую кафедру. Обвинял римских пап во властолюбии; впервые обвинил их в ереси за добавление к Символу веры слов «и от Сына» (filioque), хотя в ту эпоху этот прилог, сделанный в Испании, не был принят в Риме. Анафематствован в 863 году папой Николаем I; святой Восточной Церкви. | «Библиотека» «Лексикон» «О исхождении Святого Духа» Слово тайноводственное Слово тайноводственное о Святом Духе Гомилии (беседы) Беседа первая на нашествие Россов Беседа вторая на нашествие Россов Слово на Рождество Пресвятой Богородицы Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы (1-я) Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы (2-я) Беседа произнесенная в храме Святой Софии в пятницу первой недели Великого Поста Беседа в неделю Ваий Беседа на Вознесение Господне Письма К Георгию, Митрополиту Никомидийскому Игнатию, митрополиту Клавдиопольскому Феодору игумену, недоумевавшему о том, зачем смерть, этот оброк греха, прежде сразила праведника — Авеля, а не Адама - первого между людьми грешника Христофору аспафарию и секретарю |
Юстиниан Великий 483 г. – 14 ноября 565, византийский император с 1 августа 527 г. до своей смерти в 565 г. | Юстиниан, полководец и реформатор, - один из наиболее выдающихся монархов поздней античности. На Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, в том числе Апеннинским полуостровом, юго-восточной частью Пиренейского полу-острова и частью Северной Африки. Важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов —свод Юстиниана. Указом императора был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии в Константинополе, остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом Христианского мира. В 529 году Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах. Во время правления Юстиниана произошли первая панде-мия чумы в Византии крупнейший бунт в истории Византии и Констан-тинополя - восстание Ника, спровоци-рованное налоговым гнётом и церков-ной политикой императора. |