Контроль освоения знаний.




Ход урока

1.Оргмомент.

2. Мотивация учебной деятельности.

Преподаватель. На прошлых уроках мы говорили о простом предложении и его особенностях. Сегодня мы продолжим работу над предложениями. Мы вспомним с вами ранее изученный материал и постараемся расширить и углубить ваши знания в области синтаксиса русского языка.

 

3. Актуализация учебной деятельности.

В основе любого предложения лежит грамматическая основа. По количеству грамматических основ мы можем говорить, простое это предложение или сложное. Сегодня говорим о сложносочиненном предложении.

 

Мы должны с вами разобраться, что такое сложносочиненное предложение, какие союзы в данных предложениях, какие знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Запомните сокращения: ССП – сложносочиненное предложение; СПП – сложноподчиненное предложение; БСП –бессоюзное сложное предложение.

 

4. Новая тема. Чтобы правильно определить вид предложения, начинаем с нахождения грамматической основы, помним, что в простом предложении одна основа, в сложном - две и более грамматических основ. Грамматическая основа – подлежащее и сказуемое.

По наличию союзов ССП делятся на три группы:

 

ССП с соединительными союзами: и, да (=ни-ни), тоже, также;

Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет.

ССП с противительными союзами: а, но, да (=но), зато, однако, же.

Солнце село, НО в лесу ещё светло.

ССП с разделительными союзами: или, либо, не то – не то, то – то.

То светило солнце, то шел дождь.

В ССП простые предложения отделяются друг от друга запятой.

 

Задание: записать ССП, подчеркнуть грамматическую основу,

определить, сколько простых предложений в ССП, как они соединены.

- Солнце село, и на всей земле лежала сплошная тень.

- Заря еще не погасла, а летняя ночь охватила своей нежной лаской природу.

- То ветер подует и тронет верхушки деревьев, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.

Помимо запятой в ССП ставятся также другие знаки препинания. Чтобы показать, что перед вторым предложением нужна пауза, вместо запятой ставится тире.

Солнце зашло за облако – и все краски полей стали гуще, бархатистее.

Если в ССП с союзом и имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, то запятая не ставится.

На стеклах плавали капли и белели недолговечные снежинки. (Запятая не нужна, так как имеется общий второстепенный член предложения «на стеклах », эти слова относятся и к первому предложению и ко второму)

Выполните упражнение. В приведенных ССП подчеркните грамматическую основу, укажите вид союзаЕсли знака препинания нет, объясните, почему он не ставится.

Низко над землёй стояли тучи комаров, а в пустырях жалобно плакали чибисы. Всё предвещало дождь, но на небе не было облаков. В короткие зимние дни здесь рано спускается сумрак, зато в начале лета неделями длятся белые ночи. К концу дня дождь перестал и ветер стал заметно стихать. В тишине сбивчиво поют колокольчики да звенит холодный ручей. Солнце стояло высоко, однако холодное течение воды давало себя чувствовать. Мороз трещит, и вьётся вьюга, и хлопья снега друг на друга ложатся, и растёт сугроб.

Контроль освоения знаний.

ТЕСТ.

1.Укажите сложное предложение.

а) Великие, истинные дела всегда просты, скромны.

б) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.

в) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.

2. Укажите сложносочинённое предложение.

а) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.

б) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.

в) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.

3. Укажите сложносочинённое предложение разделительным союзом

а) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.

б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

в) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе

4. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

а) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси.

б) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.

в) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.

5. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

а) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.

б) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.

в) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром.

Критерии оценивания: За каждый правильный ответ один балл

Отправьте свою работу по тесту, на следующем уроке сверим правильность ответов.

 

Домашнее задание. Запишите 5 ССП с разными сочинительными союзами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: