Правила написания зрительных диктантов
- При проведении диктантов ребёнку по очереди показывают для запоминания предложения, которые он прочитывает молча, а затем записывает. Время экспозиции небольшое — от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). На шесть предложений одного набора уходит обычно от 5 до 8 минут.
- С одним набором предложений следует работать до тех пор, пока ребенок не будет писать все правильно. Т.е. использовать один набор в течение нескольких дней. В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего для отработки всех 18 наборов — два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при следующих условиях.
- Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составляет в среднем 44 слова в минуту. При уменьшении частоты тренировок память развивается гораздо хуже.
- Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.
- Предложения читаются обязательно молча.
- Записываются предложения лучше на отдельных листах, чтобы при повторной работе не мешали предыдущие записи.
- Если ребёнок легко запоминает короткие предложения, то переходите к следующему набору.
- По мере перехода к длинным предложениям ребёнок может не успевать прочитывать и запоминать. Для этого и существует тренировочный режим. Теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.
Тексты зрительных диктантов по И.Т. Федоренко
№ п/п | Предложения | Число букв | Время экспозиции (с) |
1 2 3 4 5 6 | Набор №1 Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело. | 8 9 10 11 11 12 | 4 4 5 5 5 6 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №2 Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берез. | 12 13 13 14 14 15 | 6 6 6 7 7 8 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №3 Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится. | 15 16 16 16 16 17 | 8 8 8 8 8 8 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №4 Дятел долбил дерево. Я хочу посадить цветы. Иней запушил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель. | 17 18 18 19 19 20 | 8 7 7 7 7 7 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №5 Солнышко светит и греет. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Москва стоит на реке. В лесу собирают землянику. | 20 21 21 21 22 22 | 6 6 6 6 6 6 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №6 Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стёрли пыль с доски. Оленеводы работают в тундре. На огород забрались цыплята. Мы жили возле берёзовой рощи. | 23 23 24 24 24 24 | 5 5 5 5 5 5 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №7 Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело тёплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце. | 25 25 25 26 26 26 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №8 Идёт дождик. Мы любим осень. Береги учебные вещи. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Солнце осветило всю землю. | 0 14 17 20 21 22 | 5 7 8 10 10 10 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №9 Вода в море солёная на вкус. Наша страна борется за мир. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Руки надо мыть водой с мылом. Красивы улицы нашего города. | 22 22 23 23 23 24 | 7 7 7 7 7 7 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №10 Москва – столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Депутаты съехались на съезд. Надо быть честным и правдивым. Звёзды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Волге. | 24 24 24 25 25 25 | 5 5 5 5 5 5 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №11 Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Митя много и упорно работал. Новые дома растут очень быстро. Из машины вышел наш учитель. | 25 24 25 26 26 26 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №12 Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевают рожь и пшеница. Из книжки выпал листочек сирени. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром. | 26 26 27 27 28 28 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №13 Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, и дети купались. Весь народ гордится героями космоса. Дедушка Филипп плетёт корзины. Люблю я в поле встречать восход солнца. | 28 29 30 31 32 32 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №14 Поднялась за рекой большая серая туча. В далёкой тайге живут охотники-эвенки. Все радовались встрече с космонавтами. Разведчицы отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. | 32 33 33 33 34 34 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №15 Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Хороши привольные широкие степи Украины. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Нам велит трудиться школа, учит этому семья. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. | 34 35 35 36 36 37 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №16 В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы пастухам в стаде ранней весной. На берегу моря раскинулся пионерский лагерь. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. | 36 36 37 37 38 38 | 5 5 5 5 5 5 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №17 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Малыши очень любили слушать волшебные сказки. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит. | 38 39 39 40 41 42 | 5 6 6 6 7 7 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №18 Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом. Только король удалился, как окружили Алёшу придворные. | 42 43 44 45 46 46 | 7 7 7 8 8 8 |
В индивидуальной работе с ребенком (да и с группой детей) удобно использовать тексты зрительных диктантов, напечатанные крупным шрифтом. В своей работе я использую презентацию.
|
|
|