Тюменская область
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета МАДОУ
«Детский сад комбинированного вида «Снегурочка»
протокол № 1 от 15.09.2011г.
Коррекционно-развивающая программа
Сохранение психологического здоровья детей
Средствами арт-терапии
Возраст детей 5-6 лет
старшая группа детского сада.
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на реализацию
в течение 1 учебного года.
Автор-составитель Руссу Н.З., педагог-психолог первой квалификационной категории.
Год разработки коррекционно-развивающей программы 2011.
Руссу Н.З.
Коррекционно-развивающая программа «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» для детей старших возрастных групп
Данная программа составлена для детей 5- 6 лет, старшей возрастной группы детского сада и рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года.
Программа содержит подробное описание и рекомендации по организации арт-терапии, с использованием разных техник. Изотерапии (нетрадиционные техники рисования), пескотерапии (метод sandplay - песочная игра), техники творческого конструирования из бумаги – оригами и технологии стабилизации эмоциональной сферы дошкольников посредством интерактивной темной среды сенсорной комнаты.
В данной программе содержатся подробные конспекты занятий с детьми. Каждое из коррекционно - развивающих занятий включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие, коррекцию и стабилизацию эмоциональной сферы детей, развитие воображения, фантазии, внимания, самоконтроля, мелкой моторики рук, повышение уровня самооценки, снижения уровня тревожности, а также телесно-ориентированные упражнения. Кроме того, представлен большой объем терапевтических игр и игровых упражнений, построенных на основе арт-терапевтических техник для дошкольников, повышающих эффект в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.
Работа с родителями представлена в виде итоговых занятий совместных с детьми, как форма подведения итогов после каждого блока занятий.
В данную программу включены методические рекомендации по работе с каждым тематическим блоком занятий, а также список необходимого материала и оборудования.
Кроме того, программа содержит блок диагностического материала. Для выявления более полного представления о ребенке, психолого-педагогический мониторинг проводят несколько специалистов: на этапе зачисления детей в коррекционно-развивающую группу наблюдение проводит воспитатель. Затем педагог-психолог проводит свой блок психологического мониторинга развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Программа предназначена для реализации в ДОУ педагогом-психологом.
Содержание:
- Пояснительная записка. Актуальность темы ______________________________ 5
- Цель программы______________________________________________________ 8
- Задачи_______________________________________________________________ 9
- Структура занятия_____________________________________________________ 10
- Методы и приемы работы______________________________________________ 15
- Учебно-тематический план_____________________________________________ 16
- Учебно-тематический план взаимодействия с семьями воспитанников ________ 18
- Содержание программы________________________________________________ 18
- Примерный комплект оборудования и художественных материалов ___________ 30
- Список литературы_____________________________________________________32
Приложение 1
Психологический инструментарий для обследования психологического здоровья дошкольников старшей возрастной группы. «Цветовой тест Люшера» ___________ 35
Приложение 2
Психологический инструментарий для обследования психологического здоровья дошкольников старшей возрастной группы. «Тест тревожности. Тэммл, Дорки,
Амен»_________________________________________________________________ 40
Приложение 3
Психологический инструментарий для обследования психологического здоровья дошкольников старшей возрастной группы. Тест «Лесенка» (Марцинковской Т.Д.)
_______________________________________________________________________ 43
Приложение 4
Карта наблюдения за детьми «Оценка особенностей развития ребёнка дошкольного возраста» Семаго М.М. ___________________________________________________ 45
Приложение 5
Конспекты занятий ______________________________________________________ 47
Приложение 6
Нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация по Э. Джекобсону _______________ 67
Приложение 7
Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н. _______________________________ 79
Приложение 8
Мимическая гимнастика __________________________________________________ 92
Приложение 9
Пальчиковая гимнастика и самомассаж по М.С. Рузиной _______________________95
Приложение 10
Профилактика зрительных нарушений по Мартынову С. _____________________111
Приложение 11
Взаимодействие с семьями воспитанников (семинары-практикумы и консультативный материал) _____________________________________________________________115
Приложение 12
Ссылки Интернет ресурсов педагога-психолога Руссу Н.З____________________144
Приложение 13
Результаты реализации программы________________________________________145
Пояснительная записка.
Актуальность:
В настоящее время уделяется огромное внимание физическому здоровью детей и зачастую без внимания остается его психика, его эмоции, т.е. психологическое здоровье в целом. Родители мало внимания уделяют эмоционально-личностным особенностям детей. Повышенный уровень тревожности, низкая самооценка и наличие каких – либо страхов не являются аргументами для тревоги родителей по поводу здоровья ребенка. Но этому необходимо уделять огромное внимание, так же как и насморку и повышению температуры. Страхи, тревога, низкая самооценка – это симптомы психологического нездоровья детей. И если у ребенка проблемы с психоэмоциональным состоянием, то какая речь может идти о его физическом здоровье.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов не только в воспитании и развитии детей, но и стабилизирующих их психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье в целом. И поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении сложностей развития могут сыграть инновационные методы, такие как, арт-терапия.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.
Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.
Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия c детьми дошкольного возраста позволяют решать следующие задачи:
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, о его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации.
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Метод арт-терапия возник в 30-е годы ХХ века. Первый урок применения арт-терапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.
Термин «арт-терапия» /буквально: терапия искусством/ ввёл в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулёзными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
В нашей стране метод использования изобразительной деятельности в лечебных целях называется рисующей психотерапией (А.И. Захаров, 1982) или изотерапией (Р.Б. Хайкин, 1988).
Первоначально арт-терапия возникла в контекст теоретических идей З. Фрейда и К. Юнга, а в дальнейшем приобрела более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956).
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самоуважения.
Арт – терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется:
· комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;
· многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;
· относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.);
· способностью к интеграции, трансформации.
Ребёнок в арт – терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самоприятие, гармонизация развития, личностный рост ребенка.
При разработке коррекционно-развивающей программы «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» мы опирались на следующие нормативно – правовые документы:
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», где прописано в одной из задач ДОУ осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка, в том числе и в эмоционально – волевой сфере.
«Конвенцией о правах ребёнка» Ст. 23 дети, имеющие особенности в развитии имеют право на достойную и полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Ст. 27 дети имеют право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Ст. 29 п. 1 образование детей должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей детей в их самом полном объеме. Ст. 31 дети имеют право на участие в культурной жизни и занятии искусством. Таким образом, данная работа реализует государственные гарантии и соблюдение прав ребёнка в области обучения.
Новизна коррекционно-развивающей программы заключается в объединении инновационных арт-терапевтических техник и технологии стабилизации эмоциональной сферы дошкольников посредством интерактивной темной сенсорной среды для решения поставленной цели и задач.
В качестве приоритетного направления выбрано воздействие на эмоциональное здоровье ребенка, через использование арт-терапевтических техник, что активизирует приобретение эмоционального и социального опыта.
Общие психолого-педагогические принципы, на которых построена коррекционно-развивающая программа.
Основным принципом развивающей деятельности педагогов является расширение возможностей ребенка в «зоне ближайшего развития», а не тактика доступности, т. е. работа в «зоне актуального развития».
Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активность самого ребенка в рамках ведущей для его возраста деятельности является движущей силой развития.
Диалогический принцип. В творческом взаимодействии появляется возможность для развития позитивных качеств личности, его неограниченных творческих возможностей, решения социально-педагогических проблем и т.д.
Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с детьми предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
Принцип всеобщности художественно-эстетического развития означает, что художественно-эстетическое развитие является необходимым для всех детей без исключения, независимо от их индивидуальных особенностей, художественных способностей, национального происхождения, особенностей, связанных с наличием у ребенка тех или иных нарушений развития. Этот принцип является условием формирования социально активной личности уже в детском возрасте и подготовки ее к духовной жизни и труду.
Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявляя в ребенке с проблемами в развитии положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог помогает ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.
Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Использование в работе совокупности средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению специалистов.
Принцип событийности, согласно которому с детьми проводится не мероприятие, а организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.
Цель программы:
Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников арт-терапевтическими методами и техниками.
Одним из важных направлений формирования здоровья дошкольников является сохранение его психологического здоровья, поэтому данная цель является наиболее актуальной в работе педагога-психолога с детьми, а также является преемственной с целями, обозначенными в основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения, соответствующей Федеральным государственным требованиям (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г).
Для реализации намеченной цели, мы поставили следующие задачи.
Задачи программы:
- Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников.
- Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости.
- Способствовать расширению эмоционального опыта.
- Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.
- Развивать воображение и фантазию.
- Развивать познавательные процессы.
- Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе.
- Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе.
- Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию.
Система работы данной коррекционно-развивающей программы выстроена в соответствии с разделом «Коррекционно-развивающая работа» основной общеобразовательной программы учреждения, направлена на развитие интегративных качеств дошкольников, и соответствует ФГТ.
Перед реализацией данной программы необходимо провести обследование детей для фиксации качественных изменений в эмоциональном развитии дошкольников старшей возрастной группы. Диагностическое обследование необходимо проводить до, и после проведения курса занятий.
Рекомендован следующий диагностический пакет методик для выявления уровня психологического здоровья дошкольников:
1. Цветовой тест Люшера (позволяет выявить эмоциональные установки ребенка по отношению к дому и детскому саду, а также выявить психологические особенности, эмоциональный фон и преобладающее настроение) (Приложение № 1)
2. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен (определяет уровень тревожности ребенка) (Приложение № 2)
3. Тест «Лесенка» Т.Д. Марцинковская (исследование уровня самооценки дошкольников) (Приложение № 3)
Данная коррекционно-развивающая программа состоит из 4 тематических блоков с использованием арт-терапевтических техник:
- Блок «Сенсорный мир» - 8 занятий с детьми в условиях интерактивной темной сенсорной комнаты.
- Блок «Изостудия» - 8 занятий с использованием методов изотерапии (рисование нетрадиционными способами).
- Блок «Игры с песком» - 8 занятий с использованием методов песочной терапии (метод sandplay - песочная игра).
- Блок «Бумажные фантазии» - 8 занятий с использованием техники оригами.
- Итоговое занятие по всему курсу – 1 занятие (развлечение – выставка детских работ).
Коррекционно-развивающая программа предполагает проведение одного занятия в неделю в кабинете психолога, блок «Сенсорный мир» проходит в сенсорной комнате. Данные занятия проводятся педагогом-психологом ДОУ и являются коррекционно-развивающими, проводятся дополнительно, во второй половине дня. Дети зачисляются в коррекционно-развивающую группу на основании наблюдений воспитателей (Приложение № 4), и пожеланий родителей. Рекомендуемое число детей 6-8 человек.
Программа разработана на один учебный год и рассчитан на детей старших групп (5 - 6 лет).
1. Общее количество занятий в год - 33 (Приложение № 5).
2. Продолжительность занятия 20 - 25 минут.
Структура занятия выстроена с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей шестого года жизни. Занятие состоит из трех частей:
Часть 1. Вводная.
Основная цель – настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой, активизировать внимание детей.
Содержание: игры – ритуал приветствия, игры - здоровалки, игры с именами, игры направленные на появление эмоциональной синтонии, пальчиковая гимнастика, упражнения на концентрацию и распределение внимания, психогимнастические этюды.
Часть 2. Основная или рабочая.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия, и она зависит от тематического блока, цели и задач занятия.
Содержание: релаксационные упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения, на развитие основных эмоций, и частичную коррекцию эмоционально-волевой сферы и личностного развития ребенка.
· Деятельность самопознания и стабилизации эмоциональной сферы посредством интерактивной темной сенсорной комнаты (упражнения с элементами медитации, слушания музыки и расслабления).
· Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования (изотерапия).
· Песочная терапия (игры с песком с использованием метода sandplay и рисование на песке).
· Творческая деятельность - художественный способ конструирования из бумаги (техника оригами).
Часть 3. Завершающая.
Основная цель – создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Содержание: здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры (ритуал прощания), анализ своих действий и действий сверстников на занятии (с обязательным условием положительной эмоциональной окраски), беседа о том, что больше всего запомнилось.
Поскольку развивающая программа рассчитана на детей дошкольного возраста, то психолог должен следить за тем, чтобы дети не уставали, не отвлекались, были включены в работу. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя здоровьесберегающие технологии, телесно-ориентированные подходы, методы и приёмы, способствующие саморегуляции детей, а именно:
1. упражнения на мышечную релаксацию по Э. Джекобсону (снижают уровень возбуждения, напряжения) (Приложение № 6)
2. дыхательную гимнастику по Стрельниковой А.Н. и Куликовской Т.А. (действует успокаивающе на нервную систему, обогащает мозг кислородом, что способствует активизации мышления) (Приложение № 7)
3. мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей) (Приложение № 8)
4. пальчиковую гимнастику и самомассаж по Рузиной М. С. (снимают напряжение, оказывают развивающее и терапевтическое значение на мелкую моторику рук) (Приложение № 9)
5. упражнения на профилактику зрительных нарушений по Мартынову С. (направлены на снятие напряжения с глазных мышц и психического напряжения) (Приложение № 10)
Начало и конец занятия носят «ритуальный» характер и повторяются на каждом занятии, что позволяет сохранить у детей ощущение целостности и завершенности занятия, а также чувствовать себя более комфортно.
После проведения каждого занятия психолог отмечает наиболее трудные для детей игры и упражнения и на их основании корректирует свою работу. Задания, с которыми дети справляются достаточно легко, рекомендуется в дальнейшем усложнить. При этом не стоит детей перегружать сложными задачами, так как именно опыт достижения успеха повышает самооценку.
Применение арт-терапевтической технологии является в данной работе не только средством развития дошкольника, но и средством коррекции детской личности. На счету данного метода множество случаев улучшения психического здоровья дошкольников, снижения уровня агрессивности, устранения фобий, налаживания эмоциональных контактов со сверстниками и семьей.
Несмотря на тесную связь арт-терапии с лечебной практикой, в данном случае арт-терапия приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность.
Коррекционно-развивающая программа для дошкольников старших групп начинается с блока занятий «Сенсорный мир». Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсомоторных и познавательных навыков ребенка.
Данный вид занятий проводится в условиях интерактивной среды темной сенсорной комнаты и направлен на:
· стимуляцию сенсорной деятельности и двигательной активности детей;
· снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и душевного равновесия;
· активизацию различных функций центральной системы, за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
· стимуляцию ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.), развитие двигательных функций;
· создание и стабилизацию положительного эмоционального состояния и развития детей.
В сенсорной комнате созданы все условия, в которых дети будут получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, дает возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время.
На занятиях в интерактивной среде темной сенсорной комнаты дети учатся расслабляться, медитировать, выполняют различные телесно-ориентированные упражнения, делают самомассаж, слушают умиротворяющую музыку.
Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока: релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), релаксационная музыка. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет или воздушные облака, в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. Активационный - в него входит все оборудование со светооптическимии звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук, ног, массажные мячики, мобайлы, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.
Использование сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с детьми, а этот этап является начальным во всей психокоррекционной и развивающей работе.
Следующие блоки коррекционно-развивающих занятий базируются на методе арт-терапия. В каждом из блоков данной разработки уделяется особое предпочтение одной определенной технике арт-терапии.
В блоке «Изостудия» предпочтение отдается разным техникам рисования (изотерапия). Рисовать можно чем угодно, будь то краски, карандаши или же мел, уголь, сыпучие пищевые продукты и песок. Среди техник этого направления в нашей работе используются следующие: эксперименты с цветом, использование контрастных цветов и стилей, монотипии (создание рисунка на стекле и оттиск на бумаге), отпечатки различных предметов, техника раздувания краски, чернильные пятна и бабочки, смешивание красок, рисование пальцами рук и ладошками, кляксография и т. д. Данные техники оказывают благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, обладают релаксационным воздействием, благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии детей, что особенно важно для детей с проблемами в развитии.
В блоке «Игры с песком» используются два направления песочной терапии – это рисование на сухом песке и метод sandplay. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Первое направление песочной терапии рисование на сухом песке является базовым, и может использоваться в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. В основе данного метода упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию. На ровной поверхности песка дети оставляют отпечатки не только своих рук, но и разных предметов (волчок, мяч с шипами, грабельки и т.д.), прячут и отыскивают маленькие игрушки, бусины, камушки и т.д., рисуют любые картины с помощью зеркальной панели.
Метод sandplay (дословно - песочная игра) представляет собой одну из необычных техник арт-терапии, во время которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок, выражая на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Этот метод позволяет решать следующие проблемы в развитии личности ребенка и его взаимоотношениях:
· нарушение поведения;
· сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями, воспитателями) и сверстниками;
· психосоматические заболевания;
· повышенная тревожность, страхи;
· сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа)
· неврозы.
Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги). Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения, являются эффективным средством для сенсорно-моторного, общего развития детей, а так же коррекции и развития эмоциональной сферы и познавательных интересов.
Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление - оригами - конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания. Данное направление мы используем в коррекционно-развивающей работе с детьми в блоке «Бумажные фантазии».
Занимаясь оригами, ребенок становится участником захватывающего действия - превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку - цветок, коробочку, бабочку, динозавра. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние ребенка. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение, в том числе и педагога с ребенком. (2).
Заключительным моментом всех коррекционно-развивающих мероприятий является проведение выставки детского творчества. Последнее итоговое занятие мы посвящаем подготовке детских поделок к выставке. Подготовка проводится совместно с детьми. Ребята сами решают, какие шедевры своего творчества они будут показывать своим друзьям, родителям и воспитателям. Данный метод (выставка), выбран не случайно для подведения итогов работы. Когда ребенок увидит свои творения и восторженные взгляды посетителей выставки, это будет самым мощным стимулом для повышения его самооценки, снятия всех тревог, развития эмоциональной и личностной сферы.
Данная коррекционно-развивающая программа содержит методы и приёмы работы являющиеся инновационными:
1. Элементы арт-терапии:
· изотерапия
· песочная терапия
· оригами
· релаксация, медитация
· психогимнастика
2. Использование информационно - коммуникативных технологий (мультимедийное оборудование, интерактивная доска, интерактивное оборудование сенсорной комнаты).
Для успешного решения не только задач поставленных данной программой, но и для эффективного развития внутреннего мира детей необходимо тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Кроме проведения совместных детско - родительских итоговых занятий в каждом тематическом блоке, взаимодействие с родителями проходит и в информационно-консультативной и просветительской работе (Приложение № 11), необходимую информацию родители могут получить на информационном стенде педагога-психолога в ДОУ, на личной страничке психолога сайта детского сада (ссылка см. Приложение № 12), на личном Web – сайте психолога (ссылка см. Приложение № 12) и при индивидуальных консультациях.
Учебно-тематический план.
№ П/П | Название блоков, тем | Дата | Количество часов | ||
общее | в том числе | ||||
Психолого-педагогическое обследование | Сентябрь | ||||
Блок «Сенсорный мир» | |||||
«Удивительный знакомый мир» (знакомство) | Сентябрь | ||||
«Цвета и настроение» | Сентябрь | ||||
«Помощь друзей» | Сентябрь | ||||
«Веселые перемены» | Сентябрь | ||||
«Волшебная вода» | Октябрь | ||||
«Прогулка по волшебному лесу» | Октябрь | ||||
«Сквозь звезды» | Октябрь | ||||
Итоговое занятие «Я – это ты…» | Октябрь | ||||
Блок «Изостудия» | |||||
«Такие разные краски» | Ноябрь | ||||
«Разноцветная красота» | Ноябрь | ||||
«Северное сияние» | Ноябрь | ||||
«Зимнее настроение» | Ноябрь | ||||
«Зимние цветы» | Декабрь | ||||
«Волшебные снежинки» | Декабрь | ||||
«Новогодняя ёлочка» | Декабрь | ||||
Итоговое занятие «Подарок моей мечты» | Декабрь | ||||
Блок «Игры с песком» | |||||
Сухой песок «Отпечатки моего настроения» | Январь | ||||
Сухой песок «Ладошки солнца» | Январь | ||||
Сухой песок «Страх уходи» | Январь | ||||
Сухой песок «Песочное море» | Январь | ||||
Сухой песок «Рисуем картину» | Февраль | ||||
Сухой песок «Найди сокровище» | Февраль | ||||
Влажный песок «Мой дом» | Февраль | ||||
Итоговое занятие «Строим мир своей мечты» | Февраль | ||||
Блок «Бумажные фантазии» | |||||
«Волшебная бумага» | Март | ||||
«Подарок маме» | Март | ||||
«Мои верные друзья» (Кошка) | Март | ||||
«Мои верные друзья» (Собака) | Март | ||||
«Я король, а я принцесса» (бумажные шапочки) | Апрель | ||||
«Море, море…» (Кит) | Апрель | ||||
«Море, море…» (Яхта) | Апрель | ||||
Итоговое занятие ««Подари мне радость» | Апрель | ||||
Итоговое занятие всего курса | Май | ||||
Выставка детских работ «Мои фантазии» | Май |
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных