Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
«Старооскольский городской институт
Усовершенствования учителей»
(МОУ ДПО(ПК) «СОГИУУ»)
Рассмотрено на заседании муниципального экспертного совета управления образования администрации Старооскольского округа от «____» ______________ 2010 г. Протокол №______ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИНТЕГРАЦИИ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО
КОМПОНЕНТА
В СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
УЧЕБНОГО ПЛАНА
Авторы-составители: Куропаткина А.Н., начальник отдела координации и прогнозирования повышения квалификации педагогических кадров МОУ ДПО(ПК) «СОГИУУ» Корчагина И.В., методист Панченко Ю.А., методист |
«Воспитание нравственности достигается не объяснением, что есть нравственность, не морализующими рассуждениями, а лишь правильной организацией работы с учащимися на принципах справедливости, взаимопомощи, взаимоуважения, доверия, чувства ответственности». С.И. Гессен |
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения стали в настоящее время первоочередными не только государственными, но и общенациональными задачами. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, повышения качества жизни населения, улучшения демографической ситуации, морально-психологического климата в стране.
Об этом говорится в целом ряде федеральных документов («Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3.4 «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36)», «Основные направления Правительства РФ на период до 2012 года (от 17 ноября 2008 г. № 1663-р)», «Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию» (5 ноября 2008 г., 12 ноября 2009 г.), ПНП «Образование», президентская инициатива: «Наша новая школа»).
|
На сферу образования, как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, возложены следующие задачи:
· воспитание здоровой личности, личности, ориентированной на здоровый образ жизни;
· организация такого образовательного процесса, который не навредит здоровью ребенку;
· использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития детей.
Для реализации данных задач на региональном уровне принята в 2008 году Концепция развития системы общего среднего образования Белгородской области. В ней обоснование получила линия, направленная на воспитание каждого выпускника, ориентирующегося на здоровый образ жизни. В развитие Концепции издан целый ряд приказов департамента, которые акцентировали внимание всех управленческих структур и педагогических коллективов на необходимости активизации работы по реализации идей педагогики здоровья. В контексте реализации данных документов школа Белгородчины, как и в целом отечественная, должна стать другой, новой, а в решении проблемы здоровья детей – инновационной по целям, задачам, содержанию образования, формам, технологиям, организации и, что самое главное, по результатам работы.
|
Исходя из этого, при организации здоровьеориентированного образовательного процесса рекомендуется учитывать следующее:
1. В образовательных учреждениях должны быть созданы следующие условия:
§ образовательный процесс в решении проблемы здоровья детей должен носить целостный и целенаправленный характер;
§ образовательные ресурсы образовательного учреждения в решении проблемы культуры здоровья детей должны увеличиться за счет обновления содержания образования по каждому учебному предмету;
§ в образовательном учреждении должна быть создана здоровьесозидающая образовательная среда и использоваться все ее педагогические возможности;
§ все участники образовательного процесса должны быть включены в разнообразные формы деятельности здоровьесозидающей направленности.
2. Реализация здоровьеориентированного образования может происходить через следующие организационные формы:
§ комплексные программы;
§ программы, раскрывающие отдельные вопросы здоровья;
§ план отдельных мероприятий;
§ интеграция вопросов здоровья в различные предметы.
3. Содержание образования должно приобрести здоровьеориентированную направленность:
– во все предметы общеобразовательного цикла в рамках отведенного количества часов базисным учебным планом вводится здоровьеформирующий компонент;
– во внеклассной воспитательной работе, в дополнительном образовании детей расширяется составляющая здоровьеориентированного плана.
Основные принципы организации работы образовательного учреждения по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни у школьников
|
Целостность: воспитание основ здорового образа жизни осуществляется в рамках единого процесса воспитания и формирования личности.
Комплексность: вовлечение в сферу формирования навыков ЗОЖ всех основных институтов социализации школьника (участие школы, семьи, окружения ребенка).
Безопасность: тщательный отбор информации, предоставляемой школьнику и исключение сведений, которые могут провоцировать его интерес к поведению, разрушающему здоровье.
Возрастная адекватность: содержание образования в области здорового образа жизни базируется на актуальных для конкретного возраста потребностях и ценностях, и учитывает реальные для данного возраста факторы риска.
Социокультуральная адекватность: учет свойственных обществу стандартов и норм поведения, в том числе обычаев, традиций, связанных со здоровьем.
Для того, чтобы школьник захотел уже сегодня заботиться о здоровье, он должен понимать - чем ему это полезно сейчас и как это может помочь в дальнейшем. Обучение здоровому образу должно учитывать возрастные особенности школьников и опираться на сферу актуальных интересов детей и подростков.