Естественнонаучная грамотность.




РЕКОМЕНДАЦИИ

По оцениванию выполнения заданий (9 класс)

Естественнонаучная грамотность.

2 вариант

№ задания Система оценивания
«Какие шины лучше?» Задание 3/6 2 балла: Выбрано: В ответе говорится, что в течение времени срабатывания реакции автомобиль продолжает ехать с той же скоростью, при которой водитель увидел помеху. Следовательно, путь за время реакции примерно равен этой скорости, умноженной на время срабатывания реакции, то есть этот путь пропорционален скорости. Например: · до того момента, как он ударит по тормозам, он едет с той же скоростью, значит путь равен этой скорости, умноженной на время; · s=vt, где s – путь за время реакции, t – время реакции, v – скорость, при которой он увидел помеху. 1 балл: Говорится только, что путь – это время, умноженное на скорость без пояснения, что скорость в течение времени срабатывания реакции остается той же, при которой водитель увидел помеху. Например: · путь – это время на скорость, значит, он пропорционален скорости; · s=vt (только приведена формула). Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов В ответе отсутствует упоминание о способе вычисления пути при движении с постоянной скоростью.
«Какие шины лучше?» Задание 6/6 2 балла: В ответе присутствует идея, что коэффициент сцепления можно определить, если менять угол наклона дороги (или площадки), на которой стоит автомобиль с полностью заблокированными колесами. Тот наклон, при котором автомобиль станет соскальзывать вниз, позволит определить коэффициент сцепления. Он будет равен тангенсу этого угла. 1 балл: В ответе присутствует идея, изложенная выше, но не говорится, чему численно равен коэффициент сцепления. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов Другие варианты ответа
Открытие вирусов   Задание 3 / 5 Воспользуйтесь текстом, расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа, а затем запишите объяснение к нему.   Можно ли считать, что эксперименты, выполненные Д. И. Ивановским, дали окончательное подтверждение его гипотезе о существовании вирусов? Отметьте «Да» или «Нет», а затем запишите объяснение своего ответа.   o Да o Нет     Продолжая исследования, Д. И. Ивановский провёл следующий эксперимент. В чашках Петри на средах с питательными веществами он помещал выделения из растений с известным бактериальным заболеванием (случай 1 на рисунке) и выделения из растений с «фильтрующимися» бактериями (случай 2 на рисунке). Оказалось, что только в случае 1 на питательных средах вырастали колонии бактерий. В случае 2 колоний не было.  
1 2 Чашки Петри с выделениями из растений с бактериальными заболеваниями (1) и растений с «фильтрующимися» бактериями (2).

«Открытие вирусов» Задание 3/5 2 балла: Выбрано «Да» и в обосновании говорится, что эксперименты действительно подтвердили, что возбудители болезни табака не являются бактериями, или известными на тот момент бактериями ИЛИ Выбрано «Нет» и в обосновании говорится, что эксперименты Ивановского нельзя было считать окончательным подтверждением существования вирусов, так как сами вирусы (или вирусные частицы) Ивановский не наблюдал и не мог наблюдать, поскольку это стало возможно только позже, с появлением электронного микроскопа (может быть сказано просто об отсутствии технических средств). 1 балл: Выбрано «Да», но в обосновании отсутствует идея о существовании Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов – Обоснование отсутствует или содержит неверные утверждения, или перефразирует вопрос.
Открытие вирусов Задание 4 / 5   Воспользуйтесь текстом, расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос.   Какова роль генетического материала, то есть молекулы ДНК или РНК, содержащейся внутри вирусной частицы?    
Рис. 2.Электронная микрофотография вирусных частиц ВТМ.
Рис. 1.Поражённый лист табака, кристалл ВТМ в клетке листа табака, схема строения вирусной частицы.  
Гораздо позднее с помощью электронного микроскопа были обнаружены и изучены вирусные частицы вируса табачной мозаики (ВТМ) (см. рисунок 1) и других вирусов. Выяснилось, что вирусная частица – это молекула ДНК или РНК, заключенная в белковую оболочку. Например, вирус ВТМ (рисунок 2) содержит молекулу РНК, а его белковая оболочка состоит из 2130 идентичных полипептидных субъединиц.

 

В настоящее время считается, что вирусы представляют собой неклеточную форму жизни. Проникнув в клетку другого организма, вирусы перестраивают обмен веществ клетки-хозяина, и она начинает производить за счёт своих резервов (строительного материала, энергии) новые вирусные частицы, идентичные первому вирусу.

«Открытие вирусов» Задание 4/5 2 балла: полностью верный ответ, Говорится, что генетический материал (ДНК или РНК) необходим вирусу для того, чтобы при размножении вируса в клетке воспроизводились такие же вирусные частицы. 1 балл: говорится только о том, что генетический материал нужен для размножения вируса Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов Другие ответы

 

 

4 вариант

№ задания Система оценивания
«Лучше слышать» Задание 1/5 1 балл: Говорится об отражении как свойстве звуковых волн, благодаря которому в основном работает слуховая труба. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов: другие ответы.
«Лучше слышать» Задание 2/5 1 балл: Говорится о том отличии, что в слуховой аппарат поступает звуковой сигнал (или звуковая волна), а в наушники – электрический сигнал. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов: другие ответы.
«Лучше слышать» Задание 5/5 2 балла: Говорится, что надо проверить слух бабушки с этим аппаратом и без аппарата И делается вывод: Если она слышит одинаково или даже лучше без аппарата, то причина в аппарате. Если с аппаратом слышит лучше, то причина – в дальнейшем ухудшении слуха. 1 балл: Говорится, что надо проверить слух бабушки с этим аппаратом и без аппарата. (Вывод не формулируется) Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов: другие ответы. Например, указываются такие способы, как замена батарейки (уже проверено), плохо вставленный аппарат (предполагается, что перед экспериментом это проконтролировано).
«Глобальное потепление» Задание 3/5 2 балла: Выбрано: Увеличение выбросов CO2 в атмосферу И в обосновании говорится, что ход графика среднегодовой температуры совпадает с ходом графика выбросов СО2 за те же годы, а график поступления солнечной энергии на поверхность Земли вообще не показывает увеличения в промежутке между 1960 и 2010 гг. 1 балл: Выбрано: Увеличение выбросов CO2 в атмосферу И Говорится только о сходстве графиков среднегодовой температуры и выбросов СО2. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов: Выбрано: Изменение солнечной активности. ИЛИ Выбрано: Увеличение выбросов CO2 в атмосферу, но не дано объяснение или объяснение неверное
«Глобальное потепление» Задание 5/5 2 балла: Описывается эксперимент, в котором взят мерный цилиндр с водой и кусочком льда (например, кубиком льда из морозильной камеры), плавающим на поверхности. Фиксируется уровень воды в цилиндре с плавающим кусочком льда и после того, как лед растает. Вывод зависит от того, различаются ли эти уровни. 1 балл: Предложена идея о плавающем в воде кусочке льда, но не описана вся процедура. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов: Не предложена идея эксперимента или идея неверная

 

5 вариант

№ задания Система оценивания
«Как мозг функционирует» Задание 2/5 2 балла: правильно описан процесс регуляции вдохов/выдохов, которое регулируется с помощью оценки концентрации углекислого газа в крови 1 балл: сказано про концентрацию углекислого газа или про то, что мозг запускает процесс вдоха, но не описан весь процесс целиком Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов Другие ответы
«Как мозг функционирует» Задание 4/5 2 балла: указана функция мозолистого тела (координация и/или корректная передача сигналов между полушариями), а также описано или сказано про то, что полушария контролируют противоположные стороны тела. 1 балл: ответ содержит в себе описание того, что нарушена координация или связь между полушариями при приеме информации, но сама функция не указана, также не сказано про управление полушариями противоположных частей тела Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов Другие ответы
«Как мозг функционирует» Задание 5/5 2 балла: Правильно спланирован эксперимент и описан анализ снимков (два или более замера, с разными видами деятельности + наложение полученных снимков для исключения общих зон активации) 1 балл: Предложено сделать два или более замера с разной деятельностью, сказано про наложение снимков или исключение общих зон мозга, но не описано каким образом Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов Другие ответы
Углекислый газ: от газировки к «газированному» океану Задание 2 / 6 Воспользуйтесь текстом, расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос. Основываясь на данных графика, показанного справа, объясните, почему при первом открывании бутылки с газированной водой в ней начинают бурно выделяться пузырьки.       Когда мы первый раз открываем бутылку с газированной водой, в ней начинают бурно выделяться пузырьки. Почему это происходит? Растворимость углекислого газа в воде зависит от температуры воды и давления газа над её поверхностью (рис. 1).      
«Углекислый газ: от газировки к «газированному» океану» Задание 2/6 2 балла: Говорится, что в закрытой бутылке давление газа над водой было выше, чем атмосферное давление. При открывании бутылки давление резко уменьшилось, и растворимость углекислого газа в воде тоже уменьшилась, как показывает график. Поэтому «лишний» углекислый газ начинает выделяться из воды в виде пузырьков. 1 балл: Говорится только, что растворимость углекислого газа уменьшилась из-за уменьшения давления Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов: Другие ответы
Углекислый газ: от газировки к «газированному» океану   Задание 3 / 6   Воспользуйтесь текстом, расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос. Почему углекислый газ более активно растворяется в водах Южного океана?     Мировой океан – тоже немного «газировка». Его воды поглощают из атмосферы и растворяют огромное количество углекислого газа, в том числе антропогенного происхождения. Учёным удалось установить, что Южный океан более активно растворяет в себе СО2 по сравнению с Тихим, Атлантическим и Индийским океанами, и именно из Южного океана растворённый углекислый газ течениями разносится по другим океанам.  
Зависимость растворимости углекислого газа в воде от температуры при нормальном атмосферном давлении.

 

«Углекислый газ: от газировки к «газированному» океану» Задание 3/6 1 балл: Говорится, что в Южном океане, омывающем Антарктиду, вода холоднее, чем в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах, поэтому в нем, как показывает график на рис. 2, растворяется больше углекислого газа. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов: Другие ответы
Углекислый газ: от газировки к «газированному» океану Задание 5 / 6 Запишите свой ответ на вопрос. Как изменится содержание углекислого газа в атмосфере Земли, если повысится средняя температура воды в мировом океане? Объясните свой ответ.      
«Углекислый газ: от газировки к «газированному» океану» Задание 5/6 1 балл: Говорится, что содержание углекислого газа в атмосфере увеличится, потому при повышении температуры воды в мировом океане растворимость углекислого газа уменьшится и часть углекислого газа выделится из океана в атмосферу. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов: Другие ответы
Углекислый газ: от газировки к «газированному» океану Задание 6 / 6   Воспользуйтесь текстом, расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос.   Какую гипотезу хотели проверить ребята в своём эксперименте?     Чтобы выяснить, что происходит со временем с открытой газировкой, учащиеся провели следующий опыт. В первую пробирку налили 20 мл газированной питьевой воды из только что открытой бутылки, купленной в магазине. В другую – налили такой же объём негазированной питьевой воды. В обе пробирки быстро добавили по несколько капель лакмуса. В первой пробирке цвет индикатора изменился на красный, а во второй остался прежним. Через три дня учащиеся повторили опыт, налив воду в пробирки из прежних бутылок, которые оставались открытыми после предыдущего опыта.
«Углекислый газ: от газировки к «газированному» океану» Задание 6/6 2 балла: Сформулирована гипотеза: В первом опыте с помощью лакмуса было обнаружено присутствие кислоты в газированной воде. Это угольная кислота. За три дня в открытой бутылке и при комнатной температуре нестойкая угольная кислота должна разложиться с выделением углекислого газа и воды, поэтому индикатор должен показать нейтральную реакцию. 1 балл: Гипотеза: За три дня кислота должна разложиться, или «испариться», «выйти» из воды, поэтому лакмус покажет нейтральную реакцию Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов: Другие ответы

 

7 вариант

№ задания Система оценивания
Глобальное потепление Задание 3/5 Воспользуйтесь текстом, расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа, а затем запишите объяснение к нему.   Основываясь на данных, приведённых на графиках, выберите, какой из двух факторов лучше объясняет причины глобального потепления, а затем объясните свой ответ.   Увеличение выбросов CO2 в атмосферу. Изменение солнечной активности.       Существование глобального потепления подтверждается данными об изменении среднегодовой температуры на Земле за последние более чем 130 лет (см. рис. 3).
Рис. 3

Сторонники парникового эффекта как главной причины глобального потепления объясняют рост среднегодовой температуры увеличением содержания углекислого газа в атмосфере Земли. Увеличение выбросов CO2 в атмосферу, связанное с человеческой деятельностью, показано на рис. 4.

Рис. 4

 

 

Но есть и другое мнение: глобальное потепление связано с изменением активности Солнца. На рис. 5 показано, как меняется со временем энергия, поступающая на поверхность Земли в виде солнечного излучения.

 

 

 

«Глобальное потепление» Задание 3/5 2 балла: Выбрано: Увеличение выбросов CO2 в атмосферу И в обосновании говорится, что ход графика среднегодовой температуры совпадает с ходом графика выбросов СО2 за те же годы, а график поступления солнечной энергии на поверхность Земли вообще не показывает увеличения в промежутке между 1960 и 2010 гг. 1 балл: Выбрано: Увеличение выбросов CO2 в атмосферу И говорится только о сходстве графиков среднегодовой температуры и выбросов СО2. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов: Выбрано: Изменение солнечной активности ИЛИ Выбрано: увеличение выбросов CO2 в атмосферу, но не дано объяснение или объяснение неверное
Глобальное потепление Задание 5 / 5 Запишите свой ответ на вопрос.   Предложите и кратко опишите эксперимент, с помощью которого можно в домашних условиях смоделировать, изменится или не изменится уровень океана, если растают льды, плавающие на его поверхности.   Опишите свой эксперимент.    
«Глобальное потепление» Задание 5/5 2 балла: Описывается эксперимент, в котором взят мерный цилиндр с водой и кусочком льда (например, кубиком льда из морозильной камеры), плавающим на поверхности. Фиксируется уровень воды в цилиндре с плавающим кусочком льда и после того, как лед растает. Вывод зависит от того, различаются ли эти уровни. 1 балл: Предложена идея о плавающем в воде кусочке льда, но не описана вся процедура. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов Не предложена идея эксперимента или идея неверная
Чай Задание 2 / 5   Воспользуйтесь текстом, расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос, а затем запишите объяснение к нему.   Используя данные графиков и информацию из Таблицы 1, определите сорта чая, которые более безопасны для людей с проблемами сердечно-сосудистой системы. Свой ответ объясните.   Сорта чая:   Объяснение:     Все виды чая можно сделать из листьев одного чайного куста. Главную роль в получении определённого сорта чая играет реакция ферментации, в ходе которой полезные для организма танины окисляются в другие вещества. Чем дольше длится процесс, тем темнее будет чай. На графиках ниже показано содержание некоторых веществ в чае разных сортов.     Таблица 1. Характеристика важнейших веществ, входящих в состав чая
Группы веществ Вещество Свойства и функции веществ
    Растворимые в горячей воде   Дубильные вещества – танины Придают вяжущий характерный вкус напитку. Наиболее ценные вещества чая. Имеют антибактериальные свойства. Укрепляют кровеносные сосуды, улучшают усвоение витаминов.
Алкалоиды Главным является кофеин, который в малых дозах оказывает на нервную систему стимулирующее и тонизирующее действие, а в больших – приводит к нервному истощению, повышению кровяного давления, нарушению сердечного ритма.
Витамины, аминокислоты, пигменты и др. Придают чаю аромат, цвет, имеют много других полезных свойств.
  Нерастворимые в воде Ферменты Являются катализаторами химических процессов в чайных листьях. Активны при t ≤ 500С, а при более высокой температуре теряют активность.
Углеводы Крахмал и целлюлоза – строительный материал клеток чайного растения.

 

«Чай» Задание 2/5 2 балла: Более безопасны для людей с проблемами сердечно-сосудистой системы белый и зеленый чай, потому что в них 1) меньше всего кофеина, который в больших дозах опасен для сердца, 2) больше неокисленных дубильных веществ (танинов), укрепляющих кровеносные сосуды. 1 балл: Указаны белый и зеленый чай (или один из них), но в обосновании названа только причина, связанная с кофеином. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов Указаны другие виды чая ИЛИ Указаны белый и зеленый чай (или один из них), но обоснования нет или оно неверное.
Чай Задание 3 / 5 Воспользуйтесь текстом, расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос. Каковы возможные причины произошедших изменений с заваркой чая? Запишите свой ответ.       Оставшаяся с вечера на воздухе заварка чая на следующее утро значительно изменяется. Она приобретает тёмный цвет, становится мутной, теряет характерный вкус и аромат. На поверхности появляется тонкая тёмная плёнка (на фото: вид пленки на поверхности чая под микроскопом).
«Чай» Задание 3/5 2 балла: Приведено не меньше двух причин из трех, перечисленных ниже: 1) Танины хорошо растворимы в воде горячей и плохо - в холодной. Поэтому при охлаждении крепкой заварки они выпадают в осадок, и заварка мутнеет. 2) На воздухе вещества, содержащиеся в чае, окисляются и изменяют свойства. 3) Вчерашний чай теряет свои антибактериальные свойства. Бактерии, всегда присутствующие в воздухе, заселяют питательный раствор. Плёнка на поверхности чая - колонии бактерий. 1 балл: Приведена одна любая причина из трех, перечисленных выше. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов: Не приведено ни одной причины или все названные причины неверные.
Чай Задание 4 / 5 Воспользуйтесь текстом, расположенным справа. Отметьте нужный вариант ответа, а затем запишите объяснение к нему. Какой марки мог быть пакетик чая, который использовала Лена?   Выберите одну или несколько марок чая и объясните свой выбор. LipTop GreenF Rich   Объяснение:   Лена из-за недостатка времени часто заваривает чай из пакетика. Однажды она по ошибке опустила пакетик в чашку с водой комнатной температуры и заметила, что заварка окрасила воду. Правда, цвет раствора был менее ярким, чем при опускании пакетика в горячую воду. Лену заинтересовал этот случай. Она нашла в Интернете сведения о свойствах чая в пакетиках.     Таблица 2. Сравнительный анализ пакетированного черного чая
  LipTop GreenF Rich
Содержание кофеина + +
Содержание танина + + +
Содержание витамина С + + +
Содержание дополнительных красителей + +

 

 

«Чай» Задание 4/5 2 балла: Выбраны марки LipTop и GreenF И в объяснении говорится, что изменение цвета воды при комнатной температуре произошло скорее всего из-за красителей, которые, согласно таблице, есть только в этих марках. Вещества настоящего чая переходят в раствор и окрашивают его лишь в горячей воде. 1 балл: Выбраны марки LipTop и GreenF, но объяснение отсутствует. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов: Неверно выбрана марка чая.

8 вариант

№ задания Система оценивания
«Открытие вирусов» Задание 3/5 2 балла: Выбрано «Да» и в обосновании говорится, что эксперименты действительно подтвердили, что возбудители болезни табака не являются бактериями, или известными на тот момент бактериями ИЛИ Выбрано «Нет» и в обосновании говорится, что эксперименты Ивановского нельзя было считать окончательным подтверждением существования вирусов, так как сами вирусы (или вирусные частицы) Ивановский не наблюдал и не мог наблюдать, поскольку это стало возможно только позже, с появлением электронного микроскопа (может быть сказано просто об отсутствии технических средств). 1 балл: Выбрано «Да», но в обосновании отсутствует идея о существовании Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов – Обоснование отсутствует или содержит неверные утверждения, или перефразирует вопрос.
«Открытие вирусов» Задание 4/5 2 балла: полностью верный ответ, Говорится, что генетический материал (ДНК или РНК) необходим вирусу для того, чтобы при размножении вируса в клетке воспроизводились такие же вирусные частицы. 1 балл: говорится только о том, что генетический материал нужен для размножения вируса Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов Другие ответы
Луна Задание 3 / 6   Воспользуйтесь текстом, расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос.   Ученые предположили, что найденный метеорит – лунный. Как они могли это доказать?         Среди метеоритов, которые находят на поверхности Земли, попадаются метеориты, имеющие лунное происхождение. Эти осколки лунной породы могли быть выброшены с поверхности Луны в результате бомбардировки Луны метеоритами, прилетевшими из космоса. На рисунке показан метеорит, обнаруженный в Антарктиде в 1982 году. Изучение этого образца показало, что по своим свойствам он отличается от всех известных на тот момент метеоритов, попавших на Землю.    
«Луна» Задание 3/6 1 балл: В ответе говорится о сравнении состава найденного метеорита с составом лунного грунта Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов Другие ответы
Луна Задание 5 / 6 Воспользуйтесь текстом, расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос.   Чем можно объяснить такую большую разницу между дневными и ночными температурами на Луне?     На рисунке (взят с сайта https://www.diviner.ucla.edu/science) ниже показаны максимальная дневная (слева) и минимальная ночная (справа) температуры на поверхности Луны. На цветовой шкале видно, каким цветом обозначены те или иные значения температуры. Внизу этой шкалы указаны температуры в привычных нам градусах Цельсия.
«Луна» Задание 5/6 2 балла: В ответе упоминаются две основные причины огромной разницы между дневными и ночными температурами на Луне: • лунный день и лунная ночь длятся долго, по 13-14 земных суток (указание примерной длительности – обязательно), поэтому лунным днем поверхность успевает сильно разогреться солнечными лучами, а лунной ночью – сильно остынуть; • у Луны практически нет атмосферы, поэтому лунным днем солнечная энергия без поглощения атмосферой полностью поступает на поверхность Луны, а лунной ночью быстро рассеивается в космическое пространство, поскольку не задерживается атмосферой, как например на Земле. Примечание: причины могут не описываться с такой же полнотой, но смысл должен быть сохранен. 1 балл: Упоминается только одна из причин, указанных выше Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов Другие ответы

 

9 вариант

 

№ задания Система оценивания
«Луна» Задание 3/6 1 балл: В ответе говорится о сравнении состава найденного метеорита с составом лунного грунта Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов Другие ответы
«Луна» Задание 5/6 2 балла: В ответе упоминаются две основные причины огромной разницы между дневными и ночными температурами на Луне: • лунный день и лунная ночь длятся долго, по 13-14 земных суток (указание примерной длительности – обязательно), поэтому лунным днем поверхность успевает сильно разогреться солнечными лучами, а лунной ночью – сильно остынуть; • у Луны практически нет атмосферы, поэтому лунным днем солнечная энергия без поглощения атмосферой полностью поступает на поверхность Луны, а лунной ночью быстро рассеивается в космическое пространство, поскольку не задерживается атмосферой, как например на Земле. Примечание: причины могут не описываться с такой же полнотой, но смысл должен быть сохранен. 1 балл: Упоминается только одна из причин, указанных выше Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов Другие ответы
Как функционирует мозг Задание 2 / 5 Воспользуйтесь текстом «Как мозг функционирует: обеспечение жизнедеятельности», расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос. Саша попытался повлиять на один из рефлексов и стал делать очень долгие вдохи и очень медленные выдохи. Это ему давалось трудно, приходилось постоянно контролировать себя. Когда Саша задерживал вдох, то ощущал, что его сердцебиение замедлялось и, рано или поздно, но при задержке дыхания Саша снова делал вдох.   Его заинтересовало, как именно продолговатый мозг «узнаёт», когда необходимо сделать вдох, без сознательного Сашиного решения.   Какая информация необходима продолговатому мозгу для управления процессом вдоха и выдоха? Опишите этот процесс.  
   
Как мозг функционирует: обеспечение жизнедеятельности Мозг – это не только то, что мы осознаем и как мы думаем. Многие жизненно важные вещи, которые делает мозг, мы не замечаем, они происходят без нашего сознательного контроля. Например, продолговатый мозг – древнейший из отделов. Он соединяет спинной мозг со всеми другими отделами головного мозга. Его повреждение всегда очень опасно для жизни, так как именно этот отдел отвечает за жизненно важные врождённые рефлексы, которые относятся к функциям жизнеобеспечения.   Эти функции делятся на четыре типа:  
1) Защитные – необходимые для предотвращения попадания токсинов или инородных веществ в организм или для избавления от них.
2) Пищевые – необходимые для обеспечения процесса пищеварения и усвоения пищи.
3) Сосудодвигательные – для обеспечения кровообращения и регулирования тонуса сосудов.
4) Дыхательные – для обеспечения процесса дыхания (запуск вдохов и выдохов).
«Как мозг функционирует» Задание 2/5 2 балла: правильно описан процесс регуляции вдохов/выдохов, которое регулируется с помощью оценки концентрации углекислого газа в крови 1 балл: сказано про концентрацию углекислого газа или про то, что мозг запускает процесс вдоха, но не описан весь процесс целиком Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов Другие ответы
Как функционирует мозг Задание 4 / 5 Воспользуйтесь текстом «Эксперимент Роджера Сперри с участием человека с перерезанным мозолистым телом», расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос. Саша знал о том, что разные полушария мозга заняты разными функциями. Он наткнулся на интересный эксперимент, показывающий не только эти разные функции полушарий, но и важную функцию, которую выполняет мозолистое тело. Какую функцию выполняет мозолистое тело, и почему она так важна для гармоничного функционирования?   Эксперимент Роджера Сперри с участием человека с перерезанным мозолистым телом Этапы эксперимента 1. Больной N сидит перед экраном, в центре которого нанесена небольшая чёрная точка. Экспериментатор просит испытуемого не отрываясь смотреть на точку. Затем справа от точки на миг появляется изображение яблока (рис. 1). Смысл этого в том, чтобы изображение попало только в одно полушарие мозга. На вопрос, что он видел, больной N отвечает: «Яблоко». 2. Испытуемого опять просят пристально смотреть на точку, и на этот раз слева от точки на миг появляется изображение молотка (рис. 2). На вопрос, что он видел, больной отвечает: «Ничего». 3. Затем исследователь просит его, просунув левую руку в отверстие под экраном, выбрать наощупь среди находящихся там нескольких предметов тот, который был бы похож на только что мелькнувшее изображение (рис. 3). Перебрав несколько предметов, больной выбирает молоток.
«Как мозг функционирует» Задание 4/5 2 балла: указана функция мозолистого тела (координация и/или корректная передача сигналов между полушариями), а также описано или сказано про то, что полушария контролируют противоположные стороны тела. 1 балл: ответ содержит в себе описание того, что нарушена координация или связь между полушариями при приеме информации, но сама функция не указана, также не сказано про управление полушариями противоположных частей тела Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 0 баллов Другие ответы
Как функционирует мозг Задание 5 / 5 Воспользуйтесь текстом «Как мозг функционирует: методы выделения активных зон», расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос. Сашу всё ещё интересовал вопрос, действительно ли наш мозг бо́льшую часть времени работает не на 100% и ему нужен специальный тренинг? Саша прочитал про исследования, которые изучают функционирование мозга при решении каких-либо задач. Оказалось, что для решения задач весь мозг сразу и не нужен. Но как выяснить, за какие функции отвечают разные зоны мозга? Предложите и опишите план эксперимента, который помог бы выделить ТОЛЬКО те зоны, которые нужны для решения уравнений. «Как мозг функционирует: методы выделения активных зон» Один из способов заглянуть «внутрь» активного мозга для того, чтобы выяснить функции отдельных


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: