Пример расчета коэффициента вариации.




Задания для самостоятельного изучения дисциплины

«Методология и методы научного исследования»

Практическая работа № 1

Тема: Методология науки как учение о методах научного исследования

 

Вопросы для дискуссии

1. Что такое наука?

2. Чем наука отличается от другие видов деятельности?

3. Каковы отличия науки от других форм познания?

4. В чем заключаются основные характеристики современной науки

5. Раскройте структуру научных исследований

6. Что понимается под методологией науки?

7. В чем заключается роль и место практики в познании мира и в научном исследовании?

8. Что означает «объективность» научного знания? Раскройте конкретность понимания объективности научного анализа.

9. Дайте характеристику субъектности научной методологии.

10. В чем состоит проблема «пределов науки»? Какие основы и предпосылки для возникновения «пределов науки» может содержать в себе методологический анализ?

Задание: напишите краткое эссе по предложенным вопросам (осветить не менее 3 вопросов).

 

Ответьте письменно на вопросы:

1. Перечислите основные и наиболее важные, на ваш взгляд, особенности научного познания по сравнению с обыденным.

 

 

2. Раскройте основные функции науки (педагогической / психологической) в современном обществе.

 

 


Практическая работа № 2

Тема: Структура научного исследования

 

Основное содержание занятия.

Понятие о логике исследования. Проблема и тема исследования. Объект и предмет исследования. Цель и задачи исследования. Идея, замысел и гипотеза исследования. Этапы практической диагностики в педагогическом исследовании.

Проблемные вопросы для обсуждения:

1. Исследование, которое хотелось бы провести (объектная область, актуальность, цель, направление исследования).

2. Вам предлагаются следующие темы педагогического исследования. Проанализируйте предложенные темы (насколько корректны формулировки, определите вероятную (логическую, стилистическую или другую) ошибку, предложите свои варианты формулировок):

а) «Условия организации обучения и воспитания «трудных» подростков».

б) «Организация индивидуальной работы на уроках … (истории, иностранного языка, физической культуры….) с одаренными».

в) «Формирование надпредметных умений и навыков».

г) «Управление качеством образования»

д) «Определение расположенности учащихся к учебной деятельности»

е) «Как осуществляется развитие творческой активности у школьников»

ж) «Средств обучения и их обоснование»

з) «Организация педагогического эксперимента в школе не уроках…. (истории, иностранного языка, физической культуры….)».

и) «Учащиеся с особыми потребностями – кто они и как их учить»

к) «Особенности русского языка и их применение в работе учителя»

л) «Разработка содержания школьного предмета… (истории, иностранного языка, физической культуры….)»

м) «Контроль в обучении как средство достижения цели»

 

Задания:

Для выбранной темы:

1. Сформулируйте основные методологические характеристики исследования и обоснуйте их адекватность.

2. Предложите гипотезу исследования

3. Предложите цель исследования

4. Предложите задачи исследования

5. Предложите объект и предмет исследования

6. По итогам работы разработайте основные требования тем, цели, задачам, объекту и предмету исследования.

 

Ответы представьте в виде таблицы

 

Предложенная тема  
В чем заключается ошибка в формулировки темы и какого она рода?  
Корректная формулировка темы  
Вероятная цель исследования  
Возможные объект и предмет исследования  
Вероятные гипотезы исследования 1. 2. 3.
Наиболее актуальные задачи исследования 1. 2. 3. 4.
В чем может заключаться практическая значимость исследования  

 

 

Заполнить таблицу

 

Требования к теме  
Требования к цели исследования  
Требования к объекту и предмету исследования  
Требования к гипотезе исследования  
Требования к задачам исследования  

 

Практическая работа № 3

Тема: Методы теоретического исследования

Основное содержание занятия.

Характеристика методов теоретического исследования: абстрагирование, идеализация, моделирование и др. Анализ и синтез как универсальные методы исследования. Специфика теоретических методов в педагогическом исследовании.

Задания для работы:

1. Изучите и охарактеризуйте методы научных исследований: общие философские, общенаучные, специальные. Ответ представьте в таблице.

 

Методы исследования Примеры методов
Общие философские  
Общенаучные  
Специальные (частные)  

 


 

 

2. Для предложенных методов теоретического исследования выявите их особенности. Результаты запишите в таблицу.

 

1. Обобщение

2. Анализ

3. Синтез

4. Индукция

5. Дедукция

6. Классификация

7. Абстрагирование

 

Метод исследования  
В чем заключается сущность метода, его основные характеристики  
Какие результаты можно получить используя данный метод в исследовании  
Достоинства данного методы для проведения вашего исследовании  
Недостатки данного методы для проведения вашего исследовании  
Приведите примеры использования данного метода в исследованиях  

 


Практическая работа № 4

Тема: Методы эмпирического исследования

Основное содержание занятия.

Характеристика методов эмпирического исследования: наблюдение, измерение, анкетирование и др. Эксперимент как специфический метод исследования в научном познании. Специфика эмпирических методов в научном исследовании (психологическом, педагогическом и др.).

Задания для групповой работы:

Для предложенных методов теоретического исследования выявите их особенности. Результаты запишите в таблицу.

 

1. Наблюдение

2. Анкетирование

3. Тестирование

4. Беседа

5. Измерение

6. Описание

Метод исследования  
В чем заключается сущность метода, его основные характеристики  
Какие результаты можно получить используя данный метод в исследовании  
Достоинства данного методы для проведения вашего исследовании  
Недостатки данного методы для проведения вашего исследовании  
Приведите примеры использования данного метода в исследованиях  

 


Практическая работа № 5

Тема: Метод моделирования в научном исследовании

Основное содержание занятия.

Моделирование как процесс исследования. Моделирование педагогического процесса и его ход. Компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, процессуальный (деятельностный), результативный (оценочный).

Задания для групповой работы:

Для предложенных компонентов модели педагогического процесса (системы) определите их особенности. Результаты запишите в таблицу.

 

1. Целевой компонент

2. Содержательный компонент

3. Процессуальный компонент

4. Результативный компонент

 

Компонент модели  
Для чего необходим данный компонент модели  
Основная структура компонента модели  
Основное содержание компонента модели  
Какие элементы, процессы, факторы, условия и т.д. могут оказывать влияние на данный компонент модели  

 


Практическая работа № 6

Тема: Научный поиск информации

Основное содержание занятия.

Способы научного поиска информации. Наукометрические базы данных.

Задание: приведите примеры различных источников научной информации. Представьте результаты в таблице.

Источник информации Примеры
1. Специализированные Web-сайты  
2. Справочные правовые системы  
3. Нормативная информация  
4. Патентная информация  
5. Официальные сайты библиотек России  
6. Международные базы научного цитирования  

Изобразите графически структуру российской системы научно-технической информации (НТИ).

Практическая работа № 7

Тема: Экспериментальный метод

Основное содержание занятия.

Эксперимент как важнейший метод психолого-педагогического исследования. Основные виды (типы) экспериментов и их характеристики.

 

Задание:

1. Перечислите различные виды (типы) эксперимента.

 

2. Дайте краткую характеристику предложенным типам экспериментов:

Эксперимент Основные цели Наиболее значимые результаты Применяемые методы (теоретического и эмпирического исследования)
Констатирующий      
Поисковый      
Формирующий      

 


Практическая работа № 8

Тема: Расчет надежности результатов эксперимента

Основное содержание занятия.

Способы выражения результатов научного исследования. Количественные и качественные результаты исследования и способы их оценки.

 

Задание:

1. Приведите примеры количественных и качественных показателей различных категорий:

Категория (явление) Качественные характеристики Количественные характеристики
Успеваемость учащихся    
Интерес к исследовательской деятельности    
Знания    
Умения    
Интеллектуальные способности    
Психологические особенности личности    

 

2. Провести анкетирование школьников в классе.

Исходные данные: Два класса (Контрольный, экспериментальный).

Анкета включает 10 вопросом.

Темы анкеты: по содержанию учебного предмета (любая по выбору).

 

3. Полученные результаты для каждого класса представить в таблице вида:

№ учащегося Средний балл в контрольном классе Средний балл в экспериментальном классе
     
   
     

 

4. Разработать шкалу оценивания

Оценка Требуемое количество баллов
   
 
   
   
   

 

5. Представить данные анкетирования в таблице вида:

Класс Оценка
     
Контрольный класс *      
Экспериментальный класс        

* в ячейках указать количество оценок / процент от общего числа

 

6. Представить результаты в графическом виде

А) График

Б) Столбчатая диаграмма

 

7. Рассчитать коэффициент вариации в каждом классе (см. пример).

8. Сделать вывод о надежность результатов проведенного эксперимента для каждой группы.

Пример расчета коэффициента вариации.

Для проведения эксперимента необходимо, чтобы у испытуемых был примерно одинаковый полученный балл (Q).

Тестирование показало следующий результат: 115, 117, 110, 122, 112. Можно ли проводить эксперимент с данной группой?

Для ответа на поставленный вопрос необходимо выяснить, значимо ли различие между полученным баллом в данной группе.

Используем коэффициент вариации. Для этого необходимо:

1. Найти выборочную среднюю: .

2. Рассчитать ошибку Sx репрезентативности выборочной средней по формуле: .

Объём выборки n=5.

Тогда:

3. Найти коэффициент Cx вариации по формуле:

4. В рассматриваемом примере:

Принято считать, что различие между испытуемыми (или группами испытуемых) по указанному признаку незначимо, если коэффициент вариации не превосходит 5%. Для повышения уровня надёжности проводимого эксперимента иногда эту планку снижают до 3%.

Таким образом, в рассмотренном примере испытуемые по показателю Q незначительно отличаются друг от друга (т.к. Cx=3.77%<5%). Однако, для проведения более надёжного эксперимента следует набрать другую группу испытуемых, чтобы коэффициент вариации был ещё ниже (в частности, менее 3%).

 


Практическая работа № 9

Тема: Написание научной статьи. Представление результатов научного исследования

Основное содержание занятия.

Статья как способ выражения авторской позиции. Виды статей. Понятие научной статьи. Основная структура научной статьи. Основные форматы научной статьи. Правила написания научной статьи.

Формы представления результатов исследования. Научный доклад, его виды. Способы иллюстрации результатов научного исследования. Презентация как способ донесения результатов научного исследования для научного сообщества. Виды презентаций и требования к оформлению презентации.

Задания:

1. Напишите научную статью (2-3 страницы) по тематики Вашего исследования

 

2. Составьте доклад по тематики Вашего исследования и представьте его в форме презентации.

3. Представьте результаты отработки контрольных работ в виде научного доклада. Оформите результаты в соответствии с требованиями к оформлению научных трудов.

4. Раскройте основные требования в стилистике оформления научного доклада.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: