Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире через использование метода моделирования.




Проблемой экологического воспитания старших дошкольников средствами моделирования занимались многие педагоги – Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Белоусова Р.Ю.

При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, обобщать их и на этой основе строить познание окружающего мира, что очень важно для подготовки детей к школе.

Одним из основных методов в нашей работе мы выбрали моделирование, помогающее объяснить и составить целостное представление о предмете, явлении. Моделирование как деятельность и действия с моделями в психическом отношении развивает ребенка, формирует у него познавательное отношение к окружающему.

В процессе использования моделирования происходит развитие следующих психических феноменов:

1. Происходит переход от наглядно – образного мышления к схематическому мышлению (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер)

2. Развивается знаково-символическая опосредованная психическая сфера (А.В.Запорожец и ученики).

3. Развиваются мыслительные процессы. (Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Н.Н. Кондратьева, Николаева, Л.С.Выготский и др.)

4. Развивается внутренний план самоконтроля, благодаря наличию в начале наглядно представленных опор для контроля своей деятельности. (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и др.)

Таким образом, складывается новый уровень психической сферы, характерной для младшего школьника. Именно данные процессы согласно исследованиям Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.А.Венгера и др. являются необходимым условием успешного обучения ребенка в школе.

Ведущая идея: использование моделирования улучшит формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире.

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста с животным миром относится к областям «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».

В соответствии с ФЗ-273 и ФГОС дошкольного образования обследование развития воспитанников может проходить только при письменном разрешении родителей, и мы это разрешение в прошлом учебном году получили.

Проведенные нами наблюдения сформированности представлений о животном мире показала некоторую озабоченность: были выявлены проблемы в понимании детей взаимосвязей и взаимозависимости, лежащих в основе родовых и видовых классификаций животного мира, в понимании места и роли, животных в мире природы. В области ценностных отношений наблюдалось наличие у детей неправильного отношения к миру животных.

Параллельно проводилось обследование познавательного развития детей педагогом – психологом. Использовались методики «Назови слова», «представления об окружающем мире», «Лабиринт», «Обведи контур», «Воспроизведи рисунок», «Что лишнее», «Раздели на группы».

Вывод: моделирование поможет сгруппировать, выделить особенности животного мира, развить познавательные навыки у детей.

На основании выделенных проблем, мы ставим следующие цели и задачи работы. Цель: формировать представления старших дошкольников о животном мире через использование метода моделирования.

Задачи:

- формировать обобщенные представления об общих и существенных признаках животных на примере представителей родного края;

- развить представления о взаимосвязи и взаимодействиях лежащих в основе родовых и видовых классификаций природного мира;

- развивать знаково-символическую функцию сознания посредством метода моделирования;

- формировать системы правил поведения в местах обитания диких животных (лес, водоем), развитие природоохранной деятельности.

Работа будет строиться по следующим этапам в соответствии с этапами введения моделей.

· Знакомство детей с объектами природы и животного мира, выделение особенностей

· Составление моделей и работа с ними: (перевод характерных особенностей объектов и явлений на знаково-символический язык)

· Введение моделей и знаков в повседневную жизнь и другие виды деятельности: (игра, развитие речи и т.д.)

Сначала была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

При её создании мы опирались:

• на особенности развития детей 7- ого года жизни;

• ООП и ФГОС ДО;

• принципы создания РППО среды.

Развивающая предметно пространственная образовательная среда в подготовительной группе по экологическому воспитанию представлена большим разнообразием дидактических игр, альбомами, моделями, много книг о животных. В группе также есть живой уголок, зона экспериментирования, мини огород

Развивающую предметно пространственную образовательную среду уголка природы группы можно представить в виде схемы:

 

 


Материалы и оборудование уголка природы в группе, условно мы разделили на: книги, дидактические игры, демонстрационные пособия, модели объектов природы, экспериментальное оборудование. Предметно – развивающая среда мобильна, динамична, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для интеллектуального развития ребенка, развития мыслительной активности, познавательного интереса, все это помогает формировать критерии готовности к школьному обучению.

 

В содержание всех занятий по природному миру мы постепенно вводили модели в соответствии с этапами обучения детей моделированию.

Вначале на первом этапе своей работы с детьми мы организовали коллективные экскурсии (поляну, в частный сектор), где дети знакомились с многообразием животных. Рассматривали иллюстрации, картины, показывали мультимедийные презентации, читали книги. В природе проводились наблюдения за птицами, насекомыми, их приспособление к среде обитания, передвижение, питание.

На занятиях дети работают с демонстрационным материалом, раздаточным материалом, выделяя конкретные признаки животных, в процессе работы детям задавались вопросы причинно – следственного характера: (Зачем? Почему? Что было бы,если… и др.). Так же на занятиях мы использовали дидактические игры: «Третий лишний», «Кто, где живет», «Зоологическое лото», «Угадай какой наш дом», «Докажи, что это животное», «Чем похожи, в чем отличие», «Лабиринт» и т.д. Данная работа позволяет познакомить детей с животными, их местом обитания, питания, способом передвижения, приспособления к среде.

На втором этапе, по мере знакомства с моделями животных в занятия, вводились знаки, отражающие признаки животных.

В нашей работе были использованы следующие модели животных: звери, птицы, насекомые, рыбы, где в определенной последовательности описываются, а затем с помощью знака отражается: внешний вид, приспособление к среде обитания, питание, размножение, потребности животных, защита. С помощью этих моделей, дети учились: - правильно называть части тела животных, для чего они нужны (функции и назначение). Также моделирование позволяет детям в определенной последовательности составлять описательные, а затем и сравнительные рассказы о животных.

Дети учатся классифицировать животных (звери, птицы, насекомые, рыбы) по определенным признакам – строение тела, покров, способ передвижения, место обитания.

При организации занятий стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также выполнять дифференцированные задания, работа в парах. С агрессивно настроенными к животному миру детьми, мы работаем индивидуально. С этими детьми мы проводим беседы, подбираем игры так, чтобы ребенок не только принимал участие, но и сопереживал и осознавал всю значимость природы.

Проводимые занятия формируют у детей представления о животном мире, гуманное отношение к животным, желание научиться чему – либо и быть полезным.

На третьем этапе данные модели вошли в разные виды деятельности и в повседневную жизнь детей.

В повседневной жизни мы также используем метод моделирования и другие методы, и приемы по ознакомлению с животным миром, опираясь на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений, навыков, полученных на занятиях.

Совместно с детьми изготовили альбом, где ребята рассказывали от лица какого – либо животного о своих проблемах. Также в содержании занятий вводились такие игры, как: «Хорошо – плохо», «Что было бы, если…», которые помогают развить творчество, мышление, выказывать свое отношение к животным с разных точек зрения. Дети спорят, рассуждают, высказывают свое мнение. Эти игры учат детей лучше понимать животных и природу, в общем, приучают к тому, что мы все несем ответственность за все живое, и в наших силах сохранить все то, что нас окружает. В конце занятия мы проводили итог деятельности групп и отдельных детей, привлекая детей к взаимооценке и самооценке. (Как ты думаешь? Что тебе больше понравилось? Какие трудности тебе встретились?).

На прогулке дети наблюдают за насекомыми, птицами, а затем фиксируют все это в дневнике наблюдений. В живом уголке, ухаживая за растениями совместно с детьми, составляем паспорт ухода.

Дети с большим интересом используют модели и в других видах деятельности: развитие речи, сюжетно – ролевые игры, изодеятельность, конструирование. Дети изготовляли модели животных, а потом обыгрывали ситуации, придумывали целые истории, ставили спектакли.

В группе создана целая библиотека книг о природе, о животных, где дети не только рассматривают иллюстрации, но и прочитывают небольшие рассказы, затем они делятся впечатлением друг с другом о прочитанном.

Организуя различную деятельность детей с использованием метода моделирования, мы имеем возможность обогатить их практический опыт, углубить знания, привить гуманное отношение ко всему живому.

В экологическом развитии также формируются предпосылки к учебной деятельности: умение детей осознанно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение внимательно слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительному воспринимаемому образу и наиболее эффективным методом с нашей точки зрения развития предпосылок является моделирование, которое позволяет последовательно, самостоятельно применять его в свободной деятельности: составлять рассказы, играть, рисовать, лепить, конструировать, выделяя характерные особенности животных. Полученные знания, умения и навыки помогут детям при обучении в начальной школе.

Родители являются участниками в образовательном процессе. Поэтому очень важно установление сотрудничества. Для эффективности взаимодействия с родителями мы выбрали такие формы работы: консультации, беседы, анкетирование, рекомендации. После каждого занятия на родительскую доску в группе выносились материалы по ознакомлению с миром природы: дидактические игры, наблюдения, рассказы детей о животных.

Вносились рекомендации для родителей, чтобы они в процессе бесед и игр закрепляли знания, полученные на занятиях. Проводились консультации по вопросам, которые интересовали родителей. В основном как использовать метод моделирования в ознакомлении с природным миром.

На родительском собрании мы провели консультации – семинары по обучению методам и приемам ознакомления детей с животным миром и использованием моделей.

Были внесены модели животных Нижегородской области. Рассказали, что модели используются при описании не только животных, но и других объектов природного мира.

Интерес родителей к процессу экологического воспитания детей значительно увеличился.

Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей.

· Использование моделей позволило стать переходным этапом от оперирования ребёнком наглядно-образного мышления к словесно-логическому, что существенно повысило возможности детей в плане восприятия и собственного произнесения речи,

· они лучше стали понимать и принимать устные задачи.

· Формирование системных знаний о животном мире позволило закрепить, обобщить данные умения необходимые для подготовки детей к школе.

· У детей сформировались представления о роли животных в мире природы.

· Повысились практические навыки по уходу за животными.

Перспективы работы следующие

§ Продолжать работу по развитию экологического сознания детей.

§ Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по экологическому воспитанию.

Литература.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: