Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире через использование метода моделирования.




Проблемой экологического воспитания старших дошкольников средствами моделирования занимались многие педагоги – Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Белоусова Р.Ю.

При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, обобщать их и на этой основе строить познание окружающего мира, что очень важно для подготовки детей к школе.

Одним из основных методов в нашей работе мы выбрали моделирование, помогающее объяснить и составить целостное представление о предмете, явлении. Моделирование как деятельность и действия с моделями в психическом отношении развивает ребенка, формирует у него познавательное отношение к окружающему.

В процессе использования моделирования происходит развитие следующих психических феноменов:

1. Происходит переход от наглядно – образного мышления к схематическому мышлению (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер)

2. Развивается знаково-символическая опосредованная психическая сфера (А.В.Запорожец и ученики).

3. Развиваются мыслительные процессы. (Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Н.Н. Кондратьева, Николаева, Л.С.Выготский и др.)

4. Развивается внутренний план самоконтроля, благодаря наличию в начале наглядно представленных опор для контроля своей деятельности. (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и др.)

Таким образом, складывается новый уровень психической сферы, характерной для младшего школьника. Именно данные процессы согласно исследованиям Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.А.Венгера и др. являются необходимым условием успешного обучения ребенка в школе.

Ведущая идея: использование моделирования улучшит формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире.

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста с животным миром относится к областям «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».

В соответствии с ФЗ-273 и ФГОС дошкольного образования обследование развития воспитанников может проходить только при письменном разрешении родителей, и мы это разрешение в прошлом учебном году получили.

Проведенные нами наблюдения сформированности представлений о животном мире показала некоторую озабоченность: были выявлены проблемы в понимании детей взаимосвязей и взаимозависимости, лежащих в основе родовых и видовых классификаций животного мира, в понимании места и роли, животных в мире природы. В области ценностных отношений наблюдалось наличие у детей неправильного отношения к миру животных.

Параллельно проводилось обследование познавательного развития детей педагогом – психологом. Использовались методики «Назови слова», «представления об окружающем мире», «Лабиринт», «Обведи контур», «Воспроизведи рисунок», «Что лишнее», «Раздели на группы».

Вывод: моделирование поможет сгруппировать, выделить особенности животного мира, развить познавательные навыки у детей.

На основании выделенных проблем, мы ставим следующие цели и задачи работы. Цель: формировать представления старших дошкольников о животном мире через использование метода моделирования.

Задачи:

- формировать обобщенные представления об общих и существенных признаках животных на примере представителей родного края;

- развить представления о взаимосвязи и взаимодействиях лежащих в основе родовых и видовых классификаций природного мира;

- развивать знаково-символическую функцию сознания посредством метода моделирования;

- формировать системы правил поведения в местах обитания диких животных (лес, водоем), развитие природоохранной деятельности.

Работа будет строиться по следующим этапам в соответствии с этапами введения моделей.

· Знакомство детей с объектами природы и животного мира, выделение особенностей

· Составление моделей и работа с ними: (перевод характерных особенностей объектов и явлений на знаково-символический язык)

· Введение моделей и знаков в повседневную жизнь и другие виды деятельности: (игра, развитие речи и т.д.)

Сначала была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

При её создании мы опирались:

• на особенности развития детей 7- ого года жизни;

• ООП и ФГОС ДО;

• принципы создания РППО среды.

Развивающая предметно пространственная образовательная среда в подготовительной группе по экологическому воспитанию представлена большим разнообразием дидактических игр, альбомами, моделями, много книг о животных. В группе также есть живой уголок, зона экспериментирования, мини огород

Развивающую предметно пространственную образовательную среду уголка природы группы можно представить в виде схемы:

 

 


Материалы и оборудование уголка природы в группе, условно мы разделили на: книги, дидактические игры, демонстрационные пособия, модели объектов природы, экспериментальное оборудование. Предметно – развивающая среда мобильна, динамична, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для интеллектуального развития ребенка, развития мыслительной активности, познавательного интереса, все это помогает формировать критерии готовности к школьному обучению.

 

В содержание всех занятий по природному миру мы постепенно вводили модели в соответствии с этапами обучения детей моделированию.

Вначале на первом этапе своей работы с детьми мы организовали коллективные экскурсии (поляну, в частный сектор), где дети знакомились с многообразием животных. Рассматривали иллюстрации, картины, показывали мультимедийные презентации, читали книги. В природе проводились наблюдения за птицами, насекомыми, их приспособление к среде обитания, передвижение, питание.

На занятиях дети работают с демонстрационным материалом, раздаточным материалом, выделяя конкретные признаки животных, в процессе работы детям задавались вопросы причинно – следственного характера: (Зачем? Почему? Что было бы,если… и др.). Так же на занятиях мы использовали дидактические игры: «Третий лишний», «Кто, где живет», «Зоологическое лото», «Угадай какой наш дом», «Докажи, что это животное», «Чем похожи, в чем отличие», «Лабиринт» и т.д. Данная работа позволяет познакомить детей с животными, их местом обитания, питания, способом передвижения, приспособления к среде.

На втором этапе, по мере знакомства с моделями животных в занятия, вводились знаки, отражающие признаки животных.

В нашей работе были использованы следующие модели животных: звери, птицы, насекомые, рыбы, где в определенной последовательности описываются, а затем с помощью знака отражается: внешний вид, приспособление к среде обитания, питание, размножение, потребности животных, защита. С помощью этих моделей, дети учились: - правильно называть части тела животных, для чего они нужны (функции и назначение). Также моделирование позволяет детям в определенной последовательности составлять описательные, а затем и сравнительные рассказы о животных.

Дети учатся классифицировать животных (звери, птицы, насекомые, рыбы) по определенным признакам – строение тела, покров, способ передвижения, место обитания.

При организации занятий стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также выполнять дифференцированные задания, работа в парах. С агрессивно настроенными к животному миру детьми, мы работаем индивидуально. С этими детьми мы проводим беседы, подбираем игры так, чтобы ребенок не только принимал участие, но и сопереживал и осознавал всю значимость природы.

Проводимые занятия формируют у детей представления о животном мире, гуманное отношение к животным, желание научиться чему – либо и быть полезным.

На третьем этапе данные модели вошли в разные виды деятельности и в повседневную жизнь детей.

В повседневной жизни мы также используем метод моделирования и другие методы, и приемы по ознакомлению с животным миром, опираясь на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений, навыков, полученных на занятиях.

Совместно с детьми изготовили альбом, где ребята рассказывали от лица какого – либо животного о своих проблемах. Также в содержании занятий вводились такие игры, как: «Хорошо – плохо», «Что было бы, если…», которые помогают развить творчество, мышление, выказывать свое отношение к животным с разных точек зрения. Дети спорят, рассуждают, высказывают свое мнение. Эти игры учат детей лучше понимать животных и природу, в общем, приучают к тому, что мы все несем ответственность за все живое, и в наших силах сохранить все то, что нас окружает. В конце занятия мы проводили итог деятельности групп и отдельных детей, привлекая детей к взаимооценке и самооценке. (Как ты думаешь? Что тебе больше понравилось? Какие трудности тебе встретились?).

На прогулке дети наблюдают за насекомыми, птицами, а затем фиксируют все это в дневнике наблюдений. В живом уголке, ухаживая за растениями совместно с детьми, составляем паспорт ухода.

Дети с большим интересом используют модели и в других видах деятельности: развитие речи, сюжетно – ролевые игры, изодеятельность, конструирование. Дети изготовляли модели животных, а потом обыгрывали ситуации, придумывали целые истории, ставили спектакли.

В группе создана целая библиотека книг о природе, о животных, где дети не только рассматривают иллюстрации, но и прочитывают небольшие рассказы, затем они делятся впечатлением друг с другом о прочитанном.

Организуя различную деятельность детей с использованием метода моделирования, мы имеем возможность обогатить их практический опыт, углубить знания, привить гуманное отношение ко всему живому.

В экологическом развитии также формируются предпосылки к учебной деятельности: умение детей осознанно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение внимательно слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительному воспринимаемому образу и наиболее эффективным методом с нашей точки зрения развития предпосылок является моделирование, которое позволяет последовательно, самостоятельно применять его в свободной деятельности: составлять рассказы, играть, рисовать, лепить, конструировать, выделяя характерные особенности животных. Полученные знания, умения и навыки помогут детям при обучении в начальной школе.

Родители являются участниками в образовательном процессе. Поэтому очень важно установление сотрудничества. Для эффективности взаимодействия с родителями мы выбрали такие формы работы: консультации, беседы, анкетирование, рекомендации. После каждого занятия на родительскую доску в группе выносились материалы по ознакомлению с миром природы: дидактические игры, наблюдения, рассказы детей о животных.

Вносились рекомендации для родителей, чтобы они в процессе бесед и игр закрепляли знания, полученные на занятиях. Проводились консультации по вопросам, которые интересовали родителей. В основном как использовать метод моделирования в ознакомлении с природным миром.

На родительском собрании мы провели консультации – семинары по обучению методам и приемам ознакомления детей с животным миром и использованием моделей.

Были внесены модели животных Нижегородской области. Рассказали, что модели используются при описании не только животных, но и других объектов природного мира.

Интерес родителей к процессу экологического воспитания детей значительно увеличился.

Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей.

· Использование моделей позволило стать переходным этапом от оперирования ребёнком наглядно-образного мышления к словесно-логическому, что существенно повысило возможности детей в плане восприятия и собственного произнесения речи,

· они лучше стали понимать и принимать устные задачи.

· Формирование системных знаний о животном мире позволило закрепить, обобщить данные умения необходимые для подготовки детей к школе.

· У детей сформировались представления о роли животных в мире природы.

· Повысились практические навыки по уходу за животными.

Перспективы работы следующие

§ Продолжать работу по развитию экологического сознания детей.

§ Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по экологическому воспитанию.

Литература.

 

  1. Белоусова Р.Ю. Пономарёва. Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старшего дошкольника. Н.Н. 2006 г.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С.П.б 2001 г.
  3. Венгер Л.А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию» Д.в. 3, 82 г.
  4. Готовность детей к школе: развивающие программы. Под редакцией Дубровиной И.В. Д в Екатеринбург 1998 г.
  5. Кондратьева Н.Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. Л. 1987 г.
  6. Маневцова Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности как средства формирования познавательной активности Д.в. 4, 73 г..
  7. Маневцова Л.М. Формирование системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных у детей старшего дошкольного возраста. Ленинград. 1985 г.
  8. Николаева С.Н. Использование моделей. Д.в. 4, 82 г.
  9. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника М. 1977.
  10. Посылкина Р.Ю. Николаева Л.И. Использования метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Н.Н.2002 г.
  11. Посылкина Р.Ю. Сказка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. М. 2000 г.
  12. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания под редакцией Л.А. Венгера. 1986 г.
  13. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников под редакцией А.В. Запорожца, Л.З. Неверовича. М. 1965 г.
  14. Сапогова Е.Е Моделирование, как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников. В.П. 5-6, 1999 г.
  15. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. Н.Н. 2004 г.
  16. Серебрякова Н.Г. Абоимова И.Е. Использование моделей и деятельности моделирования в работе по формированию основ экологического сознания. Н.Н. 2005 г.
  17. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении М. 1984 г.
  18. Психология под редакцией Немова Р.С. 3 том. М., 1999 г.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: