Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно опирается на классические традиции. Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству и фольклору. Он выступал как дирижер оперных спектаклей и симфонических оркестров, а так же завершил ряд произведений Мусоргского, Бородина, Даргомыжского.
1. Н.А. Римский-Корсаков родился в 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать часто пела народные песни.
2. Музыкальные способности мальчика были абсолютный слух, ритм, память которые проявились в 2-летнем возрасте. С шести лет родители начали обучать композитора музыке.
3. Однако, несмотря на рано проявившиеся музыкальные способности, настоящим увлечением мальчика было море — он мечтал стать, как дядя и старший брат, военным моряком, и в 1856 году его определили в петербургский Морской корпус. Здесь он провел шесть лет.
4. Постепенно морская профессия начинает уступать место другим интересам, в центре которых оказывается музыка. Римский-Корсаков берет уроки фортепианной игры, посещает оперные спектакли и концерты; его любимым композитором становится Михаил Иванович Глинка.
5. Важную роль в судьбе Римского-Корсакова сыграл преподаватель фортепиано Федор Андреевич Канилле, который поддержал его живой интерес к музыке и начал заниматься с ним композицией. Помимо этого, Канилле познакомил своего ученика с Балакиревым, а затем с Кюи, Мусоргским и Стасовым.
6. Однако родители и старший брат Воин Андреевич настояли на необходимости завершить морское образование. Осень, вскоре, Римский-Корсаков на клипере (Клипер — быстроходное морское парусное судно) «Алмаз» отправился в кругосветное плавание, которое продолжалось почти три года.
7. Во время путешествия он мало занимался музыкой, зато много читал и размышлял, повидал разные страны, приобрел глубокие впечатления от величественной красоты моря, образ которого затем часто будет возникать в его произведениях.
8. По возвращении Николай Андреевич поселился в Петербурге и, не оставляя службы во флоте, вливается в «Могучую Кучку», знакомясь с Бородиным и всецело занимается музыкой под руководством Балакирева. Его первым крупным сочинением стала Первая симфония (1865 г.).
9. В последующих произведениях «Садко» и «Антара» (на тему арабской сказки) воплотились впечатления от кругосветного плавания, а также обозначились любимые темы композитора — образы русского народного искусства, романтическая фантастика, изысканный мир Востока.
10. Он так же обращается к жанру романса: «Из слез моих» (слова Г. Гейне), «Восточный романс» (слова А. Кольцова), «На холмах Грузии» и «Я верю, я любим» (слова А. Пушкина) и другие.
11. Успех его сочинений был настолько велик, что в 1871 г. Римского-Корсакова пригласили в Петербургскую консерваторию на должность профессора инструментовки и свободного сочинения. Он делает многочисленные переложения различных сочинений русских и европейских композиторов, дирижирует концерты.
12. Композитор решает полностью оставить службу во флоте и получил должность инспектора военных оркестров флота, которую совмещал с консерваторией.
13. Большое внимание композитор уделял симфоническим жанрам, одним из наиболее известным является симфоническая сюита «Шехеразада».
14. Ведущим жанром в творчестве композитора стала опера. Римский - Корсаков создал самое вдохновенное своё произведение — оперу «Снегурочка» на сюжет весенней сказки А. Н. Островского. Композитор так же является основоположником жанра оперы-сказки. Обращаясь к былинным сюжетом, он пишет оперу «Садко», которая сразу получила широкую известность и популярность.
15. Римский Корсаков написал волшебную оперу-балет «Млада», увлекшую композитора своим древнеславянским сюжетом и возможностью воспроизвести как старинные обычаи и обряды, так и фантастические картины.
16. Написав оперу «Золотой петушок», Римский-Корсаков открыто высмеял образ царя. За это произведение сразу же было запрещено. Узнав об этом, уже немолодой музыкант пережил инфаркт, что и послужило поводом к его скорой кончине.
1. Назовите годы жизни и место рождения композитора:
______________________________________
2. Назовите основной жанр в творчестве Римского-Корсакова:
__________________
3. Произведения, каких композиторов он редактировал и завершал?
____________________________________
4. Кто был первым учителем Римского-Корсакова по композиции?
а) А. Рубинштейн
б) В. Стасов
в) М. Балакирев
г) Ф. Канилле
5. На какой карьере настаивала семья композитора?
_____________________
6. На стихотворения, каких поэтов он пишет свои романсы?
___________________________________________________
7. Последняя опера Н.А. Римского-Корсакова?
а) Снегурочка
б) Млада
в) Садко
г) Золотой Петушок
8. Перечислите, к каким сюжетам в своем творчестве обращался Римский-Корсаков?
__________________________________________
9. В какую консерваторию пригласили работать композитора?
а) Московскую
б) Петербургскую
в) Воронежскую
г) Петрозаводскую
10. Первое крупное сочинение?
а) Опера «Снегурочка
б) Симфония №1
в) Сюита «Шехеразада»
г) Романс «На холмах Грузии»
11. В каком городе родился композитор?
а) в Санкт-Петербурге
б) в Москве
в) в Тихвине
г) в Воткинске
12. По образованию Н.А. Римский-Корсаков был:
а) Адвокатом
б) Морским офицером
в) Композитором
г) Врачом
13. Какая из перечисленных опер не принадлежит творчеству Римского-Корсакова?
а) «Снегурочка»
б) «Садко»
в) «Евгений Онегин»
14. Кто являлся любимым композитором для Римского-Корсакова?
а) Балакирев
б) Глинка
в) Моцарт
г) Бородин