Определение культуры (3).




Культура – многообразная саморазвивающаяся система, поэтому сложно передать ее суть одним определением, их существует множество. Они зависят от мировоззрения того, кто дает определение.

1) культура как альтернатива природе – совокупность изменений, которые человек вносил в окружающий мир в процессе исторического развития (М. Арнольд)

2) культура как исторический уровень развития человека или общества

3) культура как совокупность материального и духовного результата деятельности.

4) культура как внешнее проявление внутреннего строя души (Шпенглер)

 

Происхождение терминов «культура» и «цивилизация»

Культура –от латинского colere (возделывать, ухаживать, населять). Изначально относилось к земледелию, но затем было перенесено в область человеческого развития – воспитание человека как возделывание разума и добродетелей. Метафора укоренилась затем и в европейских языках, термин «культура ума» стал восприниматься непосредственно (Ф. Бэкон, XVII). Отсюда распространился на общие процессы развития и совершенствования, постепенно наполняясь все большим философским содержанием. Культура как противоположность необразованности (С. Пуфендорф, XVII). Культура как самосовершенствование человека и общества (Просвещение, XVIII). Культура как совокупность национальных признаков (И.Г. Гердер, XVIII).

Цивилизация – от латинского civilis (государственный, общественный). Термин введен философом А. Фергюсоном (XVIII) для определения стадии развития человеческого общества – появления социальных классов, городов, письменности итд. (противопоставление варварству). «Локальные цивилизации», развивающиеся параллельно на разных территориях и находящиеся на разных уровнях. В XIX – цивилизация как упадок культуры – материальные элементы вытесняют духовные.

 

Эволюция европейских стилей искусства (кратко, один пример)

В Европе на протяжении эволюции культуры развивались разные стили. Первые из них появились в средневековье.

Романский

Готический

Барокко

Классицизм

Рококо

Ампир

Модерн

 

Направления европейского искусства XIX века (кратко, один пример)

С течением времени культура развивается все более динамично, появляется больше нового как в рамках стилей, так и вне их. Направления отличаются от стилей тем, что охватывают не все виды искусства, а лишь некоторые из них.

Романтизм

Реализм

Эклектика

Импрессионизм

Постимпрессионизм (модерн)

Символизм (модерн)

 

6. Романский стиль (подробно, все примеры + муз)

Возник в эпоху Средневековья в Западной Европе. Сформирован в рамках христианской религии – передает ощущение трепета перед грозным Богом и ожиданием Страшного суда. Очень эмоциональный и напряженный.

Архитектура – простые формы, тяжелые и приземистые. Мощные стены, маленькие окна, круглые арки. Интерьер темный, с плоскими или полукруглыми сводами и перекрытиями.

Скульптура – представлена только рельефом, фигуры не отстают от стен, нет объема и пространства, неправильные пропорции.

Живопись – символичность, яркие цвета символизируют небесную духовную красоту, которая иначе не может быть явлена нашему несовершенному человеческому роду.

Музыка – григорианский хорал

1. Пизанский собор с башней

2. Скульптура пророка Иеремии в Южном портале церкви св. Петра в Муассаке

3. Христос Вседержитель. Сант-Анджело Формис близ Капуи

4. Мозаики пола церкви Сан Миньято аль Монте, Флоренция

 

Готика

Возник в эпоху Средневековья в Западной Европе. Сформирован в рамках христианской религии – религиозная философия стала воспринимать Бога больше как источник света и любви (в отличии от романского стиля, где Бог грозен).

Архитектура – сооружения более масштабны, больше декораций, вытянутые шпили устремляются к Богу. Окна высокие, со стрельчатыми арками и витражами. Отличительная черта – круглое окно «роза» над главным входом в храм. Интерьер светлый. Рейнский собор.

Скульптура – более объемная и пластичная. Также вытянута и изящна, в форме «S». Появляется круглая скульптура. Бамбергский всадник

Живопись – правильные пропорции, синий цвет передает духовность, небесный мир. Братья Либург, французские часословы.

ДПИ – имитирует архитектурные конструкции.

Музыка – григорианский хорал. Г. де Машо, Палестрина.

1. Ульмский собор

1.Шпиль ульмского собора

2.Гаргулья ульмского собора

3.Анатомический человек. Братья Лимбург. Миниатюра из Великолепного часослова герцога Беррийского

4. Дарохранительница. Сокровищница Аахенского собора

 

Барокко

Появляется в Новое время (XVII) в Италии по инициативе католической церкви.

В XVI веке возникло движение реформации – протест против устройства католической церкви – церковь слишком богата, служба и библия на латыни непонятны простым людям, продажа индульгенций, целибат священников. Протестанты предложили аскетизм церкви и перевели библию. Католическая церковь стала терять прихожан и для их привлечения увеличила пышность обрядов и убранства. Барокко стремится поразить зрителя, вызвать эмоции.

Для стиля характерны динамизм, любовь к контрастам, изобилие украшений, иллюзорные эффекты, сочность форм, чувственность, яркие цвета, асимметричность композиции.

Скульптура – мощное движение. Бернини

Архитектура – колонны пучками. Г. Гварини

Живопись – А. Поццо

Музыка – Ж.Б. Люлли, И.С. Бах

0.1. Зимний. Б. Растрелли

0.2. Смольный собор. Б. Растрелли

0.3. Екатерининский. Б.Ф. Растрелли

0.4. Строгановский. Б.Ф. Растрелли, А.Н. Воронихин

1. Церковь св. Иосифа (театинская), Палермо. Дж. Безио

1.1. Церковь св. Иосифа (театинская), Палермо. П. Корсо, Дж. Серпотта

2. Пиацца Претория. Ф. Камильяни

3. Плафон церкви св. Игнатия. А. Поццо

4. Трон Карла III Испанского, Э. Годиссан, А. Фреше

 

Классицизм

Появился в Новое время (XVII), первый нецерковный стиль – создан по античному образцу и призван создавать идеальные формы, к которым следует стремиться. Обращение к разуму.

Архитектура - образ греческого храма, колонны распределены равномерно.

В скульптуре и изобразительном искусстве – статичность, показ движения через позу. Канова (скульпт.), Пуссен.

Музыка – Гайдн, Моцарт

0.1. Таврический. И.Е. Старов

0.2. Таврический. Зал. И.Е. Старов

1. Здание биржи, Тома де Томон, 1805

2. Венера и Адонис. Н. Пуссен

3. Венера и Адонис, А. Канова, 1789 – 1794

3.1. Венера и Адонис, А. Канова, 1789 – 1794

4. Механический столик, 1778. Жан-Анри Ризенер, Франция

 

Рококо

Появилось на пике последнего взлета аристократической культуры Нового Времени. Представляет собой камерное барокко, главное в котором эстетичность и декоративность. Основные характеристики – изящность, грациозность, криволинейность, пастельные тона (белый, голубой, розовый). Эмоции холодные.

Архитектура – камерность, более изящная, чем барокко. Формирование пейзажного парка.

Скульптура – легкое движение, прихотливый силуэт. Тематика в основном любовная. Э.М. Фальконе.

ДПИ – появление мягкой мебели – диваны с гнутыми ножками. Активное использование фарфора. Жакоп.

Музыка – малая форма, обилие украшений, безэмоциональность. Рамо, Куперен.

1. Вайскирхе. Братья Циммерманн

1.1. Вайскирхе. Д. Циммерманн

2. Фреска Вайкирхе. Ж.Б. Циммерманн

3. Купальщица. Э.М. Фальконе

4. Диван, Екатерининский дворец

5. Ж.Ф. Рамо. Рондо дикарей

 

Ампир

Продолжает идеи Просвещения, обращаясь к рациональному, последняя стадия классицизма, также апеллирует к античной тематике. Стиль империи Наполеона – торжественный и военизированный. Более масштабный и грандиозный, чем классицизм, с обилием позолоты.

Скульптура – военная тематика, героические образы, обращение к античности в тематике и стилистических особенностях. Торвальдсен.

Изобразит – пышность, яркость, активное использование красного цвета и позолоты. Давид.

ДПИ – фарфор с позолотой.

0.1. Арка главного штаба. К. Росси

0.2. Михайловский дворец. К. Росси

0.3. Улица зодчего Росси и театр. К. Росси

1. Триумфальная арка на площади Каррузель. Ш. Персье

2. Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, Жак Луи Давид, 1799

3. Ясон с золотым руном. Б. Торвальдсен

4. Подствечники и часы. Большой Трианон

 

Модерн

Стиль призванный создать единую эстетическую среду для человека. Сохраняется тенденция использовать стилевые источники, как в эклектике, но они сливаются в единое целое. Основная идея – органический рост формы, произведение искусства должно быть как живой организм. Гибкие линии, обтекаемые формы. Глубокий синтез различных видов искусства. С одной стороны, сложность оттенков, вычурность линий, с другой, уплощенность, декоративность, орнаментальность.

Архитектура – изменение композиции, избегание прямоугольных форм. Ядро дома – вестибюль с лестницей, к которым прирастают необходимые объемы.

Цвета – золото, желтые, синие, лиловые.

Скульптура – камень вырастает в скульптуру, гибкие линии. Роден

1. Замок Оржеваль. Э. Гимар

1. Саграда фамилия. А. Гауди

2. Красная и белая роза. М. Макинтош

3. Поэт и муза. Роден

4. Заколка. Р. Лалик

 

Романтизм

Направление 1ой пол. XIX века. Иррациональное, возникло в противовес идеям разума ампира и классицизма. Главная тема – необыкновенность, исключительность, экзотичность. Главная фигура – восторженная поэтическая душа, которая отличается тонкостью ощущений, живет в ином мире. За обыденностью видит сверхприродную сущность бытия.

Изобразит – Жерико

Литература – Гофман, Лермонтов

Музыка – Шуман, Чайковский

1. Ночной кошмар. Г. Фюссли

2. Жертва крушения. Т. Жерико

3. Последний суд. Д. Мартин

4. Соддом и Гоморра. Д. Мартин

5. Бой Тесея с Минотавром. А.-Л. Бари

 

Реализм

Направление возникло после романтизма как альтернатива ему на волне демократического подъема. Демонстрирует реальную жизнь, как она есть во всем многообразии – всех слоев общества, природы. Художника беспокоит судьба простого народа. Это искусство о народе и для народа, его должен понимать каждый. Показывает отрицательные стороны общества – положение, в котором оказался простой народ.

Возникло во Франции в литературе (О. Бальзак). Затем перешло в изобр. иск. - Барбизонская школа (природа). В России художники организовали Товарищество передвижных художественных выставок, демонстрируя свои картины не в Академии художеств в СПб, а перемещаясь по разным городам по всей России.

2. Владимирка. И. Левитан

3. Гребцы. Г. Кайботт.

4. Мужичок из робких, Репин

5. Нищйи. Л.В. Позен

Импрессионизм

Суть направления – попытка ухватить мгновение, впечатление, реальность в прекрасных проявлениях – радость и свет. Особое внимание световоздушной среде, открытые мазки чистого цвета, цветные тени.

Начали писать на натуре, спонтанная манера.

К. Моне, О. Ренуар, Б. Моризо, Э. Дега

Скульптура сохраняет следы лепки, создавая динамизм. Размытые черты, отсутствие деталей. Трубецкой

1. Женщина с зонтиком. К. Моне

2. О. Ренуар. Тропинка в высокой траве

3. Э. Дега. Голубые тацовщицы

4. П. Трубецкой Мраморный бюст девочки"

 

Импрессионизм в музыке

Композиторы писали под впечатлением от живописи импрессионизма. Музыка создает визуальное впечатление, изображает момент. Впечатление передается тембром, группами инструментов.

Выразительные средства – уменьшение состава оркестра, разделение групп инструментов, использование чистых тембров, основные инструменты – флейта и арфа, создают прозрачность фактуры. Программная музыка. Сати, Дебюсси, Равель.

Эклектика

Направление в архитектуре, появившееся после однообразия ампира. Обращается к стилям разных эпох, разных культур. Стилевые источники могут смешиваться, но остаются очевидны. Интерес к необычности формы, ярким цветам. Оно использует декоративные качества стилей, но не передает его суть. К эклектике также относится историзм – необарокко, неоготика итд. Средний эстетический уровень направления ниже остальных, так как отсутствуют стилевые рамки.

1. Дом Басина

2. Брайонский королевский павильон. Дж. Нэш

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: