Прибор для проверки плотности электролита в аккумуляторе
называется – ареометр ( рис. 11 ).
Рис. 11. Ареометр.
Измерение плотности жидкости в аккумуляторе - одна из важных стадий тестирования и диагностики батареи. Достаточно провести измерения ареометром, чтобы получить достоверные данные о состоянии электролита. Плотность жидкости важна по многим причинам. Одной из них является возможное прикасание свинцовых пластин друг к другу и их последующее разрушение. Снижается плотность электролита по многим причинам.
Первая - это естественное изменение состояния с годами эксплуатации аккумуляторной батареи. Вторая - постоянное доливание дистиллированной воды в банки аккумулятора, что вызывает разжижение электролита, но сохраняет его уровень.
Опустить прибор ареометр прямо в банки аккумулятора не представляется возможным, потому придется откачать немного электролита и проверить его плотность. Помните, что каждая банка аккумулятора работает независимо друг от друга, поэтому измерить плотность жидкости придется для всех присутствующих рабочих пространств.
Ареометры бывают различных видов: все зависит от того, плотность какой жидкости необходимо измерить. Наиболее практическое значение для рядового автолюбителя имеет ареометр автомобильный (рис. 12), предназначенный для измерения плотности как электролита, так и охлаждающей жидкости.
![]() | ![]() |
Рис. 12. Ареометр автомобильный.
Конструктивно автомобильный ареометр представляет собой обычную цилиндрическую стеклянную трубку (колбу) с кислотным электролитом, плотность которого необходимо измерить, и герметично запаянного стеклянного поплавка. В нижней части поплавка находится груз, а в верхней – шкала, по которой, собственно, и определяется плотность электролита.
Как пользоваться ареометром? С помощью резиновой груши в трубку набирается электролит. Через некоторое время, когда жидкость в трубке успокоится, а поплавок будет в ней свободно плавать, нужно визуально определить плотность в месте пересечения шкалы с уровнем электролита. Измерение плотности следует выполнять при температуре 18-22 градуса. Поскольку плотность электролита напрямую связана со значением температуры, при которой это измерение производится.
В результате исследования АКБ студент должен дать письменное заключение о техническом состоянии исследуемого образца. Заключение оформляется в виде отчета, где подробно описывается состояние АКБ до и после обслуживания.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
4. Как устроен простейший гальванический элемент?
5. Как устроен угольно-цинковый элемент?
6. Что такое явление поляризации и как с ним бороться?
7. Как устроены щелочные и кислотные аккумуляторы?
8. Каков принцип работы аккумулятора?
9. Каковы основные параметры аккумуляторных батарей?
10. Поясните особенности моноблочной конструкции корпуса батареи.
11. Как диагностируется аккумулятор?
12. Какие неисправности батареи встречаются в эксплуатации?
13. Каковы правила эксплуатации батареи?
14. Расскажите о правилах зарядки аккумуляторной батареи.
15. Как пользоваться автомобильным ареометром?
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов И. И., Соловьев Г.И., Равдоник В.С. Электротехника: Учебник. 4-е изд., стер.- СПб.: Лань, 2006.- 496 с.
2. Беневоленский С.Б., Марченко А.Л. Основы электротехники. Учебное пособие для втузов. – М.: Издательство Физико-математической литературы, 2006. – 568 с.
Лабораторная работа №2
«ПРОВЕРКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ГЕНЕРАТОРА МУЛЬТИМЕТРОМ»
ЦЕЛЬ. Изучить конструкцию цифрового мультиметра МY-60. Ознакомимся на практике с методикой проверки мультиметром электрических компонентов генератора.
ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: Мультиметр МY-60, ротор генератора, статор генератора, выпрямитель генератора, регулятор генератора, тестер Transpo VRC101.