Понятие политического режима и государственного режима




Монархическая и республиканская формы правления и их разновидности

Формы государства

 

Хотя, часто говорят, что главное не форма, а сущность, содержание явления или события, применительно к государству, очень важное значение имеют формы государства, формы государственного, политического режима – т.е. формальные стороны главного государственного механизма, государственной машины.

Что имеют в виду, говоря о форме государства? Форма государства – понятие не однозначное. Говоря о форме государства, в зависимости от контекста, имеют в виду несколько понятий. Под формой государства может пониматься форма правления, форма государственного устройства, политический режим, государственный режим, а иногда – все эти понятия вместе взятые.

Формы государства, государственные и политические режимы оказывают значительное влияние на условия политической и общественной жизни любой страны. Поэтому, прежде, чем говорить о каких–то сущностных сторонах жизни государства, безусловно, нужно определить формальные стороны государственной жизни.

Что такое форма правления? Под формой правления чаще всего понимают устройство высшей государственной власти. Форма правления – это тип главенствования в данном государстве. Если исходить из буквального, самого простого смысла этих слов, то это ответ на вопрос «Кто правит?». По форме правления государства различаются на республики и монархии.

Республика – это форма правления, где главой государства является избранное лицо. Монархия – такая форма правления, где главой государства является лицо, получившее власть по наследству. Существуют разные точки зрения по поводу того, какая из этих форм исторически более древняя, более совершенная. Есть примеры того, что в первобытном обществе вождя избира-ли – это была первобытная республика. А, если сын вождя становился вождем – это была первобытная монархия. Известны древнейшие республики в Древнем Риме и Древней Греции. Известны очень древние монархии – Ассирия, Вавилон, Египет. И те и другие оставили неизгладимый след в мировой цивилизации. Хотя, скажем, в Древнем Риме времена республики были временами расцвета. А времена императоров Нерона, Клавдия, Калигулы и других... сами знаете...

Для современного периода обе эти формы характерны, и выяснение более прогрессивной формы бессмысленное дело, потому что форма не может быть более или менее прогрессивна и потому, что в одну и ту же форму могут вкладываться совершенно разные содержания.

В зарубежных конституциях закрепляются как формы правления, так и формы государственного устройства. В самых начальных главах, как правило, записывается, что государство – это монархия или республика. В начальных статьях также записывается форма государственного устройства.

Что такое форма государственного устройства? Это территориально–политическое строение, или структура государства, т.е. определенное деление территории государства на части и соподчинение этих частей с центральной властью и друг с другом.

По форме государственного устройства государства делятся на два вида: федерации и унитарные государства. Правда, истории известна еще одна форма – конфедерация. Но это такая форма, которая является редкой и нехарактерной, хотя о ней мы тоже поговорим.

Понятие политического режима и государственного режима

 

Эти понятия встречаются в научной литературе. Как старые конституции, так и новые, эти термины практически не употребляют. Понятия политического или государственного режима – это термины научные и больше относятся к политической, чем к правовой лексике. Если открыть зарубежные конституции, то мы сразу приведем примеры вышесказанному. Например, ст.1 итальянской Конституции звучит следующим образом: «Италия – демократическая республика, основывающаяся на труде». Статья 2 Конституции Франции сформулирована следующим образом: «Франция является неделимой светской, демократической и социальной республикой». Понятие республики хоть и не дается, но большинство людей понимают, что стоит за этим определением. Что касается государственного устройства, то оно тоже закрепляется. Например, Статья 20 Конституции ФРГ гласит: «Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством».

Точно также закрепляются и иные формы государства. Например, в Ст.1 пункт 3 Конституции Испании записано: «Политической формой испанского государства является парламентарная монархия». В некоторых конституциях не обозначается, что данное государство является, скажем, парламентарной республикой, либо парламентарной монархией, т.е. не называется форма правления. Однако же, практически в каждой конституции есть статьи, которые определяют, кто является главой государства, и уже из этого видно, какая форма правления существует в данном государстве. Например, в Конституции Швеции записано: «В государстве главой государства является король», т.е. это монархия. А вот какая это монархия, станет ясно, если прочесть дальнейшие статьи этой конституции. Примерно такие же положения закреплены в Конституции Японии. Там первая глава называется «Император», и ясно, что Япония – это монархия. При знакомстве с этой статьей видно, что это парламентарная монархия, потому что права монарха существенно ограничены.

Однако, если мы будем знакомиться с большим количеством иностранных конституций, мы, как правило, вообще не найдем упоминания о политическом либо государственном режиме, потому что определение политического и государственного режима дается на основании целой совокупности признаков, которые, как и эти термины, не закрепляются в конституциях. Хотя нет правил без исключения. Самый первый раздел греческой конституции называется «Форма политического режима», а в ст.1 говорится, что политический режим Греции – режим парламентарной республики». Отметим, что хотя здесь применяется термин «политический режим», в данном контексте следовало бы употреблять понятие «форма правления», а греки почему–то использовали термин «политический режим». Но, как говорится, в каждой стране – свои нюансы.

Что же такое политический режим, что такое государственный режим? Понятие «Политический режим» – не совсем государственно–правовое или конституционно–правовое понятие, хотя в конституциях оно встречается. Это не самое характерное для нашей науки понятие. Под политическим режимом понимают совокупность средств и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть в стране. Политических режимов называют несколько, но, как правило, они сводятся к двум видам: демократический и недемократический.

Государственный режим – это реальный порядок функционирования и взаимодействия частей государственного механизма, т.е. сложившаяся ситуация в конкретной стране, ситуация во взаимоотношениях между частями государственного механизма. Государственный режим может соответствовать тому, что написано в конституции, а может не соответствовать. Скажем, в конституции записан один порядок избрания или отстранения президента от власти, а на самом деле используется другой, который иногда не записан. В данном случае реальный государственный режим не совпадает с конституционным регулированием. Точно также политический режим может не совпадать с реальными средствами и методами управления государством.

В государстве, к примеру, нарушаются права человека, отсутствуют свободные выбора, запрещаются демонстрации, митинги, преследуется печать, а по закону это все как бы есть, т.е. реальный политический режим не соответствует конституционной букве.

Некоторые государствоведы говорят вообще о двух формах государства и употребляют только понятия «формы правления» и «форма государственного устройства». На наш взгляд, это не совсем точно, нужно употреблять все четыре стороны, характеризующие государство: т.е. и форму правления, и форму государственного устройства, и государственный и политический режимы.

Что влияет на форму правления, форму государственного устройства, политический и государственный режимы конкретной страны? Почему в одной стране монархия, в другой – республика, в одной стране конституционная монархия, в другой – абсолютная? Почему одна страна – унитарная, вторая – федеративная? Эти формы неслучайны. Они образуются под влиянием ряда обстоятельств. К числу этих обстоятельств можно отнести следующие. На выбор формирования конкретных форм государства оказывает непосредственное влияние исторические и национальные традиции, условия возникновения государств.

Под историческими традициями понимают, скажем, исторический путь, который прошло это государство, влияние революций, гражданских войн. Национальные традиции – это вообще трудно объяснимая вещь. Она связана с такими понятиями, как национальный характер, менталитет народа. Например, большинство британских подданных – граждан Великобритании, считают, что идеальной формой правления является монархия, и монарх должен олицетворять государственную власть в стране. Также считают, к примеру, шведы, которые сохраняют своего короля как символ и атрибут государства. А реально, как в Швеции, так и в Великобритании главы государств практически лишены какой–либо власти.

Условия возникновения государства также влияют на выбор формы правления или государственного устройства. Одно дело, если государство возникло тысячу лет назад и в течение истории прошло разные ступени развития, разные перемены и, в конце концов, сложилась его конкретная форма. Другое дело, если государство возникло в результате решения международных конференций. Например, Бельгия возникла после поражения Наполеона на поле Ватерлоо и была образована из части голландских провинций и части французских провинций. Естественно, очень своеобразен ее национальный состав, своеобразна форма этого государства.

Если определенная территория была колонией, потом освободилась, получила независимость, то эти условия и обстоятельства тоже повлияют на выбор формы, потому что появляются какие–то приоритеты, заложенные во время освободительной борьбы. Как правило, все бывшие колонии – это республики.

Очень влияет на выбор формы правления и государственного устройства уровень культуры граждан (причем, и обычной, и политической, и правовой), а также уровень социально–экономического развития. Это вполне очевидные факторы, влияющие на эти формальные свойства государства.

На формы государства оказывают влияние также такие факторы, как национальный и этнический состав страны, а также международное положение – наличие тех или иных соседей, связи с соседями. Наличие нескольких этнических групп может привести к тому, что в составе государства могут быть образованы автономные единицы. Международное положение может повлиять на установление более тесных связей, на образование федерации или конфедерации. Вышесказанное свидетельствует о том, что формы государственного устройства, формы правления, политические режимы – это не случайная игра природных сил, а в значительной степени предопределяются рядом важных факторов и обстоятельств.

В ряде случаев изменение либо формы государства, либо политического режима влечет изменения других формальных характеристик государства. Например, при изменении политического режима может изменяться форма правления. Так, когда в Греции в 1967 году произошел переворот, то военные отстранили от власти короля Константина, поскольку он высказывался против диктаторского режима и мешал ему. Бывает и наоборот: при установлении демократии в Испании после смерти генералиссимуса Франко, была восстановлена монархия, потому что испанцы связывали с личностью короля определенные демократические надежды. Король Испании Хуан Карлос оправдал такое доверие: во время попытки военного переворота король резко выступил против него, и переворот «захлебнулся». Король Испании стоит на страже демократических ценностей и является гарантом стабильности демократического режима в Испании.

После установления военного режима в 1974 году в Эфиопии, от власти был отстранен (низложен) император Хайле Селассие I. Затем он был убит, и после этого провозглашена республика. Смена режима повлекла смену формы правления.

В некоторых случаях, при изменении политического режима может меняться и государственное устройство. Например, при военных переворотах иногда федеративные государства превращаются в унитарные или наоборот. Например, в Нигерии после ряда военных переворотов была попытка превратить федерацию в унитарное государство. Это закончилось кровопролитной гражданской войной (конец 60–х годов).

В некоторых случаях при изменении политического режима форма правления формально не меняется, но как бы наполняется другой сущностью, другим содержанием. Например, Чили была президентской республикой при президенте Сальвадоре Альенде. В результате военного переворота в 1973 году, после свержения президента Альенде, был установлен тоталитарный режим, но все равно, формально это была президентская республика, и генерал Аугусто Пиночет не провозгласил себя императором. Просто в одном случае был избранный глава государства, в другом – самоназначенный. Лицо, узурпировавшее власть, объявило себя президентом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: