История отношений Обломова и Ольги | История отношений Обломова и Пшеницыной |
«Сон Обломова»
«Сон Обломова» (IX глава первой части) — композиционный центр произведения. Единственная глава, имеющая название; занимает обособленное положение по отношению к основному сюжету романа. Пародийно-ироническая идиллия «золотого века», того образа жизни, который сформировал характер Обломова. |
Обломовка
Обломовка — благословенный, тихий и счастливый край. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их» |
Обломовка изолирована от мира — она расположена далеко и от столичных, и от губернских городов, для ее жителей «ближайшая пристань Волги все равно, что Колхидаили Геркулесовы Столпы». Любое проникновение внешней жизни вызывает страх, отторгается: письмо, пришедшее в Обломовку, четыре дня не открывается, мужик в канаве принимается за «странного змея или оборотня» |
Интересы семьи Обломовых сосредоточены на домашних заботах и еде. После обеда вся деревня погружается в сон: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимыйсон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады» |
Родители Обломова проводят время в праздности: отец «день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду». При этом за хозяйством никто не следит, управляющий ворует Обломова-ребенка балуют, не отпускают ни на шаг, подавляют живость и резвость из опасений за его здоровье. Илья растет «лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая ». В Обломове воспитали лень, барство, презрение к труду и крепостным |
Тематика и проблематика
Основная тема — «обломовщина» | «Обломовщина» — социальное явление в среде русского дворянства, синтез распада патриархально-крепостнического уклада жизни дореформенной России. Суть «обломовщины» — инертность, апатия, косность: «воплощение сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни». «Обломовщина» — противоречивое явление, оно допускает различные трактовки, имеет разнообразные проявления |
Воссоздание типов и характеров русской действительности | Тип крепостного слуги (Захар), тип предпринимателя (Штольц), тип светского франта (Волков), тип преуспевающего чиновника (Судьбинский), тип модного литератора (Пенкин). Яркие женские характеры (Ольга Ильинская, Агафья Пшеницына) |
Проблема героя времени | Одна из главных проблем в романе, реализована в противопоставлении Обломова (тип «лишнего человека») и Штольца (тип «деятеля») |
Проблема национального характера | Разрабатывается в образах практически всех героев романа (Ольга и Агафья Матвеевна, Захар и Анисья). Наиболее остро заявлена в противопоставлении Обломова, имеющего русские корни, и Штольца, немца по происхождению. Поэтому черты характера Обломова приобретают общенациональное значение |
Нравственно- философские проблемы | Проблемы действия и бездействия, смысла жизни, любви, счастья имеют универсальный характер, выводят идейное содержание романа за национальные рамки |
Жанр романа
Социально-бытовой | Философский | Психологический |
Гончаров исследует социальные корни «обломовщины» на фоне картин провинциальной и петербургской жизни | Гончаров исследует Глубинные законы жизни, осмысляет общечеловеческие проблемы действия и бездействия, любви, счастья | Гончаров раскрывает Внутренний мир своих героев |
Главные герои
Обломов | Штольц |
Итоговый, исторически уходящий тип носителя русской культуры | Новый положительный тип русского прогрессивного деятеля |
Илья Ильич Обломов
Значение имени | Фамилия героя семантически связана с глаголами «ломиться», «обламываться» и ассоциируется со словом «обломок». Обломов сломлен жизнью, все попытки воскресить его оканчиваются крахом. Возможна также связь со словом «облый» - «округлый», «округловатый» (это значение зафиксировано в словаре В. И. Даля). Имя героя - Илья Ильич - замыкается на себе, способ существования предков Обломова находит в нем конечное завершение |
Источники образа | Образ Ильи Обломова соотносится с образом богатыря Ильи Муромца, героя киевского цикла русских былин, который до тридцати трех лет не мог двигаться. Но, в отличие от фольклорного героя, получившего исцеление от старцев и совершившего впоследствии множество подвигов, воскрешение Обломова оказывается невозможным. Литературные источники образа — гоголевские герои (Подколесин, Тентетников, Манилов, старосветские помещики) и герои более ранних произведений самого Гончарова (Егор Адуев, Александр Адуев). Реальным прототипом образа Обломова считают самого И. А. Гончарова |
Портрет | Внешность героя производит двойственное впечатление: «приятная наружность», однако с «отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица»; грация и мягкость движений, однако тело его казалось «слишком изнеженным для мужчины». Мягкость «была господствующим и основным выражением,не лица только, а всей души». Внешность героя носит отпечаток его образа жизни - Обломов, по выражению Штольца, «наспал свои недуги»: «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд», на него нападает нервический Страх |
При описании внешности и образа жизни героя используется детали: удобный широкий халат и диван, на котором герой проводит большую часть времени (символы лени). Комната Обломова поражает запущенностью: «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, <…> могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки» | |
Происхождение, биография | Обломов — дворянин 32–33-х лет, имеет чин коллежского секретаря. К началу действия романа он «безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге», куда он приехал из Обломовки — родового имения, расположенного в глухой провинции, «чуть не в Азии». По приезде в Петербург Обломов «был полон разных стремлений, все на чего-то надеялся, ждал много и от судьбы, и от самого себя» |
В детстве Обломов учился кое-как, в учебе видел «наказание, ниспосланное небом занаши грехи ». Имея способности, не обладал волей, поэтому быстро бросал начатую работу. Служба также не удалась, так как Обломов не видел в ней смысла и робел перед начальством. После допущенной оплошности (Обломов по ошибке отправил нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск) он подал в отставку. Не испытал Обломов и настоящей любви, так как «к сближению с женщинами ведут большие хлопоты» | |
В итоге жизнь Обломова свелась «к еде, сну, лежанию на диване и ссорам со слугой Захаром». Все свободное время Обломов обдумывает разнообразные планы по устройству имения, которым не суждено реализоваться. Таков герой в начале романа | |
Неоднозначность образа | Обломов от природы наблюдателен, он способен к глубокому проникновению в суть вещей. Его бездейственность является по сути протестом против бессмысленной деятельности людей его круга. Обломов критикует погоню за чинами, лицемерие, суету, лживость, зависть, лежащие в основе такой деятельности. В споре со Штольцем Обломов говорит: «Я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку...», однако идеал семейной жизни, который Обломов рисует в противопоставление «ненормальной жизни», оказывается все той же обломовщиной |
Андрей Иванович Штольц
Портрет | Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, <…> есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные» |
Происхождение, воспитание | Отец Штольца — немец, в юности приехавший в Россию из Саксонии. Это педантичный, суровый, грубоватый человек, привыкший сам пробивать себе дорогу в жизни. Отец воспитывал сына в строгости, стараясь развить в нем самостоятельность, исполнительность. Мать Штольца — русская, это поэтическая, сентиментальная натура: «Она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки; заказывала в городе курточки; учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни, шептала о блестящем призвании то воина, то писателя, мечтала с ним о высокой роли, какая выпадает иным на долю...» Отматери Андрей наследует язык и веру |
По замыслу Гончарова, в образе Штольца должны сочетаться лучшие качества его родителей: трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей с одной стороны и душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, поэтичность — с другой | |
Деятельность | Штольц — антипод Обломова. Он всего в жизни привык добиваться сам. Для Штольца труд, к которому Обломов чувствует отвращение,- «образ, содержание, стихия и цель жизни». «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу. Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его. <…> он ездит и в свет и читает: когда он успевает- Бог весть» |
Неудачность образа | Наименее живой образ в романе: в нем чувствуется «сконструированность и функциональность». Сам Гончаров был недоволен образом Штольца, считал, что он «слаб, бледен», «из него слишком голо выглядывает идея». Резко отзывался об образе Штольца и А. П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен» |
Женские образы