ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Управление внедрением образовательного бренда «Развиваем навыки XXI века: читательская грамотность» в БОУ г. Омска «Гимназия № 76»
От грамотного чтения – к осуществлению личных планов
I. Общая информация | ||||
Наименование образовательной организации | бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия № 76» | |||
Наименование проекта | «Управление внедрением образовательного бренда «Развиваем навыки XXI века: читательская грамотность» в БОУ г. Омска «Гимназия № 76» | |||
Руководитель организации | Перфилова Ольга Леонидовна | |||
Руководитель проекта | Ступина Наталия Владимировна, заместитель директора | |||
Команда проекта (разработчики) | Кузнецова Татьяна Ивановна, заместитель директора, Гацко Евгения Сергеевна руководитель ШМО учителей русского языка и литературы, Грешилова Елена Владимировна, учитель начальных классов, Ирха Павел Васильевич, учитель географии, Кисляк Ирина Владимировна, учитель английского языка, Шейко Наталья Викторовна, педагог-психолог. | |||
Фактический адрес ОО | 644060, город Омск, улица Крыловская, 50 | |||
Контактная информация | т. (3812) 43-49-29, e-mail: mou076@mail.ru | |||
Целевая группа проекта | Педагоги, обучающиеся гимназии | |||
II. Описание проекта | ||||
Актуальность и значимость реализации проекта | Сегодняшний мир – другой. По данным Международного союза электросвязи, чтобы достичь первого миллиарда интернет-пользователей, понадобилось 16 лет. Второй миллиард присоединился к сети всего за 6 лет. Сегодня же интернет растет со скоростью 1 миллиард новых пользователей в 2,7 года. В 2019 году 78% населения России являлись интернет-пользователями, что на 20% больше по сравнению с 2012 годом. Новые технологии изменили характер чтения и передачи информации, появилась потребность в специалистах, которые быстро адаптируются в изменяющемся контексте и которые могут работать и обучаться, используя различные источники информации. Читательская грамотность – это не умение читать, а способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества. Актуальность и практическая значимость формирования читательской грамотности в современном обществе основывается на внедрении механизма организации образовательного процесса, в котором обучающиеся будут эффективно развивать умения поиска, интерпретации, интеграции и оценки информации, демонстрируя эмоциональное восприятие нового и полное понимание текста. Полное понимание текста - это умение не пересказать текст, а умение найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения. Также к читательской грамотности относится способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение). Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста, вычленить из текста новую информацию и формулировать его главную идею. | |||
Цель реализации проекта | Создание и внедрение эффективных механизмов формирования, развития и оценки читательской грамотности обучающихся гимназии. | |||
Задачи проекта | 1. Создать условия для осознания и принятия педагогами, обучающимися, родителями (законными представителями) возможности развития читательской грамотности обучающихся как средства повышения качества предметного обучения и конкурентоспособности выпускников гимназии в будущей социально-экономической и технологической реальности. 2. Определить рабочую группу из педагогов для разработки единых подходов, требований, методов, инструментов по формированию, развитию и оценке читательской грамотности обучающихся всех уровней образования. 3. Создать творческие группы из педагогов гимназии для разработки заданий по формированию и развитию трех групп читательских умений для 1 – 9 классов на предметном содержании. 4. Осуществлять методическую помощь педагогам в освоении способов конструирования заданий с использованием предметных УМК и открытого банка заданий международных исследований PIRLS и PISA, направленных на формирование и развитие читательской грамотности. 5. Создать общий банк учебно-методических материалов по формированию, развитию, оценке читательской грамотности и разместить на интерактивной платформе для использования всеми участниками образовательных отношений. 6. Способствовать продвижению и трансляции эффективного опыта педагогов в развитии читательской грамотности обучающихся средствами учебных предметов. | |||
Перечень ожидаемых результатов и эффектов реализации проекта | 1. Проведены установочный семинар с педагогическим коллективом гимназии, родительские собрания, разъяснительные беседы с обучающимися о важности развития навыка XXI века – читательской грамотности. 2. Выработаны единые подходы, требования, методы, инструменты по формированию, развитию и оценке читательской грамотности обучающихся гимназии всех уровней образования. 3. Разработаны карта понятия «Читательская грамотность», технологическая карта «Развиваем навыки XXI века: читательская грамотность» средствами разных учебных предметов». 4. Проведены обучающие семинары, практикумы, групповые, индивидуальные консультации с педагогами гимназии по освоению способов конструирования заданий с использованием предметных УМК и открытого банка заданий международных исследований PIRLS и PISA, направленных на формирование и развитие читательской грамотности. 5. Создан общий банк учебно-методических материалов по формированию, развитию, оценке читательской грамотности по читательским умениям по классам и предметам. Задания размещены на интерактивной платформе для использования всеми участниками образовательных отношений. 6. Проведены открытые уроки, мастер-классы, на которых педагоги гимназии продемонстрировали эффективные способы развития читательской грамотности обучающихся. Обобщен опыт педагогов в развитии читательской грамотности обучающихся предметными МО. Эффективные практики представлены на конференциях, в печатных и электронных сборниках. 7. Повысилось качество выполнения региональных комплексных работ обучающимися 4 – 8 классов, написания итогового сочинения в 11 классе, устного собеседования в 9 классах, выполнения заданий ВПР и диагностических работ, в которых проверяются читательские умения. | |||
Срок реализации проекта | Наименование этапа реализации проекта | Дата начала | Дата окончания | |
1-й этап. Определение условий, необходимых для реализации проекта | Май | Июнь | ||
2-й этап. Реализация проекта | Сентябрь | Май | ||
3-й этап Рефлексивно-оценочный | Май | Июнь | ||
Основные риски реализации проекта | Риски: 1. Низкая мотивация педагогов к инновационной деятельности. 2. Большая учебная нагрузка педагогов. 3. Недостаточный уровень предметной, методической, исследовательской компетентности, исполнительской дисциплины отдельных педагогов. | Пути преодоления: 1. С целью поддержания инновационного климата в гимназии создавать психологически комфортную среду в педагогическом коллективе, обеспечивать регулярное материальное и моральное стимулирование педагогов, занимающихся самообразованием и участвующих в инновационной деятельности. 2. Рациональное планирование деятельности педагога. 3. Комплектование групп педагогов для выполнения заданий проекта с учетом профессиональной компетентности, исполнительской дисциплины, имеющегося опыта инновационной деятельности, психологической совместимости. | ||
Ресурсное обеспечение проекта | - кадровые условия – педагоги гимназии; - материально-технические условия – компьютер, принтер, выход в Интернет. | |||
Система управления реализацией проекта | Руководитель проекта – Ступина Наталия Владимировна, заместитель директора Координатор проекта – Кузнецова Татьяна Ивановна, заместитель директора Администратор проекта – Кисляк Ирина Владимировна, учитель английского языка Руководитель рабочей группы проекта – Гацко Евгения Сергеевна, руководитель ШМО учителей русского языка и литературы. Руководитель творческих групп проекта – Грешилова Елена Владимировна, учитель начальных классов Исполнители проекта – педагоги, обучающиеся гимназии | |||
Мониторинг результативности проекта | Доля обучающихся 4 – 8 классов, справившихся с комплексной работой в конце учебного года, положительная динамика результатов по сравнению с прошлым годом. Доля педагогов, которые разработали задания с использованием предметных УМК и открытого банка заданий международных исследований PIRLS и PISA, направленных на формирование и развитие читательской грамотности. Доля педагогов эффективно внедряющих в практику учебно-методические материалы по формированию, развитию, оценке читательской грамотности обучающихся Доля педагогов, которые транслировали опыт по формированию, развитию и оценке читательской грамотности обучающихся средствами учебных предметов. |
|
|
|
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
реализации проекта «Управление внедрением образовательного бренда «Развиваем навыки XXI века: читательская грамотность» в БОУ г. Омска «Гимназия № 76»
№ п/п | Наименование мероприятия проекта | Срок реализации мероприятия | Результат реализации мероприятия | Исполнители мероприятия |
I этап. Определение условий, необходимых для реализации проекта | ||||
Анализ выполнения комплексных работ обучающимися 4 – 8 классов за последние пять лет. Анализ результатов устного собеседования в 9-х классах 2020 года. | Май 2020 г. | Выявлена динамика выполнения комплексных работ, определены обучающиеся каждого класса с базовым, повышенным, пониженным и недостаточным уровнем смыслового чтения и работы с информацией. | Заместители директора | |
Методическое совещание с педагогическим коллективом «Сильные и слабые стороны читательской грамотности выпускников начальной и основной школы гимназии 2020 года» | Май 2020 г | Дана оценка качества чтения и понимания текста выпускниками начальной и основной школы гимназии | Заместители директора, учителя 4-х классов, учителя русского языка и литературы 9-х классов | |
3. | Фокус-группа для изучения мнений по поводу формирования и развития читательской грамотности обучающихся гимназии в следующем году | Май | Обобщенные мнения педагогов по изучаемому вопросу Выбрана рабочая группа из педагогов для разработки единых подходов к формированию, развитию и оценке читательской грамотности обучающихся гимназии всех уровней образования. Определены количество и составы творческих групп. | Руководитель проекта |
Внесение изменений в Положение об оплате труда работников БОУ г. Омска «Гимназия № 76» Планирование методической работы на 2020 -2021 уч. год с учетом работы над проектом | Июнь 2020 г. | Предусмотрены критерии распределения стимулирующей части, связанные с реализацией педагогами проекта План методической работы | Руководитель проекта | |
II этап. Реализация проекта | ||||
Установочный семинар с педагогами по формированию ценностного отношения к развитию читательской грамотности обучающихся. Презентация проекта | Сентябрь 2020 г. | Позитивный настрой педагогов на участие в реализации проекта | Руководитель проекта | |
Распределение обязанностей среди участников рабочей и творческих групп | Сентябрь 2020 г. | Распределены обязанности между педагогами-участниками рабочей и творческих группы. Составлены планы работы групп. | Координатор проекта | |
Разъяснительные беседы с обучающимися о необходимости развития читательской грамотности для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества. | Сентябрь 2020 г. | Позитивный настрой обучающихся на участие в реализации проекта | Администратор проекта, классные руководители | |
Родительские собрания о роли читательской грамотности в повышении качества освоения предметного содержания и конкурентоспособности выпускников гимназии в будущей социально-экономической и технологической реальности. | Октябрь 2020 г. | Позитивный настрой родителей на участие в реализации проекта | Руководитель проекта, классные руководители | |
Заседание рабочей группы «Что входит в понятие читательская грамотность?» Изучение российского и зарубежного опыта по формированию читательской грамотности | Октябрь 2020 г. | Разработана карта понятия «Читательская грамотность», | Руководитель рабочей группы | |
Обучающий семинар «Компоненты текста учебного задания. Как конструировать задания на формирование и развитие читательской грамотности с использованием предметных УМК и открытого банка заданий международных исследований PIRLS и PISA» | Октябрь 2020 г. | Составлен алгоритм действий по конструированию заданий Распределены задания по творческим группам | Руководитель проекта, руководитель рабочей группы | |
Работа творческих групп. Практикумы по конструированию заданий по формированию и развитию читательской грамотности. | Октябрь 2020 Январь 2021 г. | Разработанные задания по читательским умениям, по предметам, по классам. Заполненная технологическая карта «Развиваем навыки XXI века: читательская грамотность» средствами разных учебных предметов». | Координатор проекта, руководители творческих групп, участники групп | |
Формирование и систематическое пополнение банка информационных ресурсов для самообразования по формированию, развитию, оценке читательской грамотности обучающихся | Октябрь 2020 – Май 2021 | Своевременное получение актуальной информации по теме проекта | Администратор проекта | |
Групповые, индивидуальные консультации с педагогами гимназии по освоению способов конструирования заданий | Октябрь 2020- Январь 2021 г. | Затруднения педагогов устранены | Руководитель, координатор проекта | |
Наблюдение учебных и внеурочных занятий с целью изучения опыта использования на учебных и внеурочных занятиях заданий по формированию и развитию читательской грамотности. | Ноябрь 2020 – Февраль | Выявлен позитивный педагогический опыт, определены дефициты педагогов в области формирования читательской грамотности обучающихся | Руководитель, исполнители проекта | |
Формирование общего банка разработанных заданий | Январь-февраль 2021 г. | Создан общий банк разработанных заданий по читательским умениям, по классам | Координатор, администратор проекта | |
Презентация интерактивной платформы, на которой размещены разработанные задания | Февраль 2021 г. | Получен всеми участниками образовательных отношений доступ к информационному ресурсу | Администратор проекта | |
Участие в региональном Чемпионате командных игр-конкурсов по функциональной грамотности для учащихся 4-11 классов, в Областном Чемпионате «Школьные навыки» 2 – 6 классы | октябрь 2020 г. – апрель 2021 г | Развитие функциональной грамотности у обучающихся гимназии | Координатор, администратор проекта | |
Аукцион педагогических идей по формированию, развитию, оценке читательской грамотности | Март 2021 г. | Выявлены эффективные педагогические практики | Руководитель, координатор, администратор, участники проекта | |
Оценка уровня читательской грамотности обучающихся 4 – 8 классов гимназии | Март 2021 г. | Выполненные комплексные работы | Руководитель, координатор, участники проекта | |
III этап. Рефлексивно-оценочный | ||||
Анализ выполнения комплексных работ. Сравнение результатов с прошлым годом | Апрель 2021 г. | Справка | Руководитель, координатор проекта | |
Фокус-группа по вопросам реализации и перспективы развития проекта | Май | План по развитию проекта | Все участники проекта | |
Публичный отчет о результатах реализации проекта | Май 2021 г. | Информирование всех участников образовательных отношений | Руководитель проекта |