Тема 6. Нарушения произвольных движений. Апраксии.




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В настоящее время нейропсихология является одной из важнейших отраслей современной психологической науки, сложившейся на стыке психологии и физиологии высшей нервной деятельности. Предметом ее изучения являются мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Нейропсихология имеет большое значение для общих методологических и теоретических основ психологии, для диагностики высших психических функций при локальных поражениях головного мозга и их восстановлении. Развивая идеи Л.С. Выготского, А.Р. Лурия разработал теорию системной динамической локализации высших психических процессов, являющуюся теоретической основой нейропсихологии. Методы анализа высших психических функций, разработанные ученым, позволяют оценить нарушения произвольных движений, восприятия, памяти, мышления, речи. С помощью этих методов изучены различные нейропсихологические синдромы.

Курс ставит целью формирование у студентов психологических факультетов знаний в различных направлениях нейропсихологии, а также навыков и умений использования богатого методического арсенала, применяемого для диагностики высших психических функций в результате аномального или дисгармоничного развития личности.

Приобретенные знания и навыки студенты смогут использовать в своей дальнейшей практической работе.

 

 

Тематика лекционных занятий.

Тема 1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии.

 

Нейропсихология как наука, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных нарушений головного мозга. История становления нейропсихологии (Т.В. Ахутина, Н.П. Бехтерева, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Е.Д. Хомская и др.). Место нейропсихологии в системе психологических наук. Основные направления современной нейропсихологии. Задачи нейропсихологии.

Методы нейропсихологических исследований: ЭЭГ, метод вызванных потенциалов, метод вживленных электродов, КГР, окулография, плетизмография, миография, ЭКГ, ПТМ и др. «Луриевские» методы диагностики высших психических функций.

 

 

Тема 2. Основные принципы строения головного мозга.

Мозг как субстрат психических процессов. Основные принципы теории системной динамической локализации высших психических функций. Роль коры больших полушарий и подкорковых структур в обеспечении высших психических функций. Горизонтальная и вертикальная организация высших психических функций. Структурно-системная организация головного мозга как субстрата психических процессов О.С. Адрианова. Структурно-функциональная модель организации головного мозга как субстрата психических процессов А.р. Лурия.

 

Тема 3. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии.

Общие принципы строения анализаторных систем. Уровневое строение зрительного анализатора. Сенсорные зрительные расстройства (гемианопсия, скотома, расстройства светоощущения, цветоощущения и др.). Гностические зрительные расстройства. Понятие «агнозия». Виды агнозий: предметная, лицевая, буквенная, цветовая, симультанная, оптико-пространственная). Феноменология агнозий.

 

 

Тема 4. Кожно-кинестетический анализатор. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства.

 

 

Строение кожно-кинестетического анализатора. Сомато-топическая организация кожно-кинестетического анализатора. Корковые и подкорковые функции кожно-кинестетического анализатора. Сенсорные расстройства в работе кожно-кинестетического анализатора.

Гностические кожно-кинестетические расстройства: тактильные агнозии. Синдромы поражения теменной области мозга: нижнетеменной синдром, верхнетеменной синдром. Нижнетеменной синдром: тактильная предметная агнозия, тактильная агнозия текстуры объекта, тактильная амнестическая агнозия. Верхнетеменной синдром: соматоагнозия, соматопарагнозия.

Тема 5. Сенсорные и гностические слуховые расстройства.

Уровневое строение слухового анализатора. Речевой и неречевой слух. Сенсорные слуховые расстройства. Гностические слуховые расстройства: акустическая агнозия, амузия, аритмия, нарушения интонационной стороны речи.

 

Тема 6. Нарушения произвольных движений. Апраксии.

Концепция Н.А. Бернштейна об уровневой организации движений как основа формирования нейропсихологических представлений о мозговых механизмах произвольных движений. Механизмы произвольных движений. Поражения коркового уровня двигательных функциональных систем. Апраксии. Виды апраксий по Г. Липманну: идеаторная апраксия, кинетическая апраксия, идеомоторная апраксия. Виды апраксий по А.Р. Лурия: кинестетическая апраксия, кинетическая апраксия, пространственная апраксия, конструктивная апраксия, регуляторная апраксия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: