Часов
· Примерное планирование для 1 класса предусматривает использование на уроках материалов учебно-методического комплекса по предмету. В него входят утверждённое Министерством образования Республики Беларусь учебное пособие “Математика. 1 класс ” в четырёх частях авторов Т.М. Чеботаревской, Н.И. Касабуцкого, А.А. Столяра (Минск: Народная асвета, 2004 – 2009).
· В графе «Материал урока» курсивом названы задания, содержание которых полностью или частично выходит за рамки программы по предмету. Изучение отмеченных вопросов учитель вправе опустить. При наличии свободного времени и неиспользованного потенциала учащихся помеченные задания можно выполнять в порядке расширения программы. Но подобные задания не должны включаться в контрольные работы.
· В примерное планирование включены только обязательные контрольные работы по предмету, предусмотренные «Правіламі фарміравання культуры вуснай і пісьмовай мовы ў агульнаадукацыйных установах”.
· Место контрольных работ выбрано приблизительно. Время их поведения необходимо уточнить в соответствии с расписанием уроков и требованиями санитарных норм.
· Учитель вправе предложенную комбинированную контрольную работу заменить двумя дифференцированными.
· Время проведения контроля устных вычислительных навыков определяет учитель.
· Тематика уроков раздела «Повторение, систематизация и обобщение знаний за начальную школу» предложена примерная. Учитель имеет право самостоятельно определить темы уроков, распределить материал для повторения и систематизации знаний, исходя из достижений учащихся класса.
· В качестве материала для уроков повторения следует использовать задания раздела “Повторение”учебного пособия, а также задания, которые не были решены в течение учебного года.
Сравнение предметов и множеств предметов.
Пространственные и временные представления (16ч)
Часть 1
Номер урока п/п | Номер урока по уч. | Тема урока | Цели урока | Материал урока |
Круги и некруги | 1) выделение из данного набора фигур (2 –4 предмета) кругов и некругов; 2) различение кругов по цвету и размеру; 3) проведение подготовительной работы к введению простых задач на сложение и вычитание | Материал учебного пособия ч. 1 с. 4 -5 | ||
Треугольники и нетреугольники | 1) знакомство учащихся с треугольником; 2) различение треугольников по цвету и размеру; 3) продолжение подготовительной работы к введению простых задач на нахождение суммы (разности). | Материал учебного пособия ч. 1 (с. 6-7) | ||
Квадраты и неквадраты | 1) знакомство учащихся с квадратом; 2) различение квадратов по цвету и размеру; 3) подготовка к решению простых задач | Материал учебного пособия ч. 1 (с. 8-9) | ||
Прямоугольники и непрямоуголь- ники | 1) распознавание прямоугольников и характеристика их по цвету и размеру; 2) установление закономерностей в расположении фигур; 3) выполнение практических действий с предметами по подготовке к введению простых задач. | Материал учебного пособия ч. 1 (с. 10 - 11) | ||
Отождетвление и отличие предметов по цвету: красные, некрасные, зелёные, незелёные, жёлтые, нежёлтые | 1) образование отрицания высказывания; 2) классификация предметов по одному свойству (цвету); 3) выполнение практических действий с предметами по раскрытию смысла арифметических действий (сложения, вычитания) | Материал учебного пособия ч. 1 (с. 12 - 13) | ||
Отождествление и различение предметов по величине | 1) классификация предметов по предметов по размеру; 2) выполнение практических действий с предметами по усвоению конкретного смысла арифметических действий. | Материал учебного пособия ч. 1 (с. 14-15) | ||
Отождествление и различение предметов по форме, цвету и размерам | 1) закрепление умения классифицировать фигуры по цвету, форме, размеру; 2) формирование навыков счета и пересчета фигур; 3) составление по рисункам рассказов со словом “сколько”. | Материал учебного пособия ч. 1 (с. 16-17) | ||
Классификация предметов по одному свойству | 1) знакомство с образованием множества предметов, имеющих одно свойство; 2) классификация предметов по одному свойству; 3) знакомство с замкнутой и незамкнутой линиями; 4) выполнение практических действий с предметами по раскрытию смысла арифметических действий (сложения, вычитания) | Материал учебного пособия ч. 1 (с. 18-19) | ||
Классификация предметов по двум свойствам | 1) классификация предметов по двум общим свойствам; 2) выполнять практические действия с предметами с целью усвоения смысла арифметических действий. | Материал учебного пособия ч. 1 (с. 20-21) | ||
Упорядочение предметов во множестве разными способами. | 1) знакомство с упорядочением предметов во множестве разными способами; 2) отрабатывать пространственные представления учащихся (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа и др.); 3) классификация предметов по двум общим свойствам | Материал учебного пособия ч. 1 (с. 22-23) | ||
Сравнение предметов по величине | 1) знакомство с приемом сравнения предметов по величине на глаз; 2) упражнение в правильном использовании слов “длиннее”, “короче”, “больше”, “меньше” и др.; 3) классификация предметов по одному, двум общим свойствам; | Материал учебного пособия ч. 1 (с. 24-25) | ||
Временные представления | 1) формирование у учащихся понятий “раньше”, “позже”, “до”, “после”, “сначала”, “потом” на знакомом материале; 2) выполнение практических действий с предметами по раскрытию смысла арифметических действий. | Материал учебного пособия ч. 1 (с. 26-27 ) | ||
Направление движения | 1) выполнение упражнений по определению направления движения объектов; 2) выполнение практических действий с предметами по раскрытию смысла действий сложения и вычитания. | Материал учебного пособия ч. 1 (с. 28-29) | ||
Сравнение множеств предметов по количеству: “столько же…”, “больше…”, “меньше… | 1) знакомство с разными приемами сравнения двух групп предметов; 2) подготовка к введению простых задач. | Материал учебника (с. 30-31) | ||
15 – 16 | 15 – 16 | Закрепление изученного.Закрепление умений решать простые задачи на подготовительном уровне | 1) знакомство учащихся с игрой “Чудо-мешочек”; 2) знакомство с игрой “Преобразование слова”; 3) работа с задачами в картинках на подготовительном уровне. | Материал учебного пособия ч. 1 (с. 32-40) |
Однозначные числа (34 ч)
Часть 2
Число и цифра 1 | 1) знакомство с тем, что число 1 характеризует множество из одного предмета; 2) знакомство с последовательностью написания цифры 1. | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 3-4) | ||
Число и цифра 2 | 1) знакомство с тем, что число 2 – характеризует множества, состоящие из двух предметов; 2) знакомство с образованием числа 2 и его составом, 3) знакомство с последовательностью написания цифры 2; 3) сравнение множеств предметов, способом образования пар | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 5-6) | ||
Отношения “больше”, “меньше”. Знаки >, < | 1) сравнение множеств способом образования пар; 2) знакомство со знаками >, <; 3) упражнение в сравнении чисел 1 и 2, 2 и 1. | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 7-8) | ||
Отношение “равно”. Знак = | 1) повторение понятий «столько же», «столько сколько»; 2) знакомство с отношением «равно»; 3) написание знака = | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 9) | ||
Знаки действий сложения (+) и вычитания (–) | 1) знакомство со знаками действий сложения и вычитания; 2) составление числовых выражений для решения простых задач, раскрывающих смысл сложения и вычитания. | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 10-11) | ||
Число и цифра 3 | 1) знакомство с образованием числа 3; 2) упражнение в сравнении числа 3 с ранее изученными числами; 3) знакомство с последовательностью написания цифры 3 | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 12-13) | ||
Состав числа 3 | 1) упражнение в запоминании состава числа 3; 2) сравнение числа 3 с другими числами и выполнение соответствующих записей | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 14-15) | ||
Числа 1, 2, 3. | 1) закрепление последовательности чисел 1, 2, 3; 2) закрепление состава чисел 2 и 3; 3) упражнение в сравнении чисел 1, 2, 3 | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 3-15) | ||
Структура задачи | 1) знакомство со структурой задачи; 2) упражнять в запоминании состава числа 3 | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 16-17) | ||
Число и цифра 4 | 1) знакомство с образованием числа 4, 2) упражнение в сравнении числа 4 с ранее изученными числами; 2) знакомство с последовательностью написания цифры 4; 3) продолжение работы по усвоению структуры задачи. | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 18-19) | ||
Состав числа 4 | 1) знакомство с составом числа 4; 2) продолжение работы по усвоению структуры простой задачи | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 20-21) |
Числа 1, 2, 3,4 | 1) закрепление последовательности чисел 1, 2, 3, 4; 2) закрепление состава чисел 2, 3 и 4; 3) упражнение в сравнении чисел 1, 2, 3, 4; 4) закрепление структуры задачи | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 16-21) | ||
Число и цифра 5 | 1) знакомство с образованием числа 5; 2) знакомство с различными комбинациями состава числа 5; 3) сравнение числа 5 с числами 1, 2, 3, 4; 4) знакомство с последовательностью написания цифры 5 | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 22-23) | ||
Числа 1, 2, 3,4, 5 | 1) закрепление последовательности чисел 1, 2, 3, 4, 5; 2) закрепление состава чисел 2, 3, 4, 5; 3) упражнение в сравнении чисел 1, 2, 3, 4, 5; 4)) закрепление структуры задачи | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 22-23) | ||
Образование числа 0 | 1) знакомство с тем, что, что число 0 характеризует пустое множество; 2) знакомство с образованием числа 0; 3) знакомство с последовательностью написания цифры 0 | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 24-25) | ||
Сложение однозначных чисел с числом 0 | 1) знакомство с приемом прибавления числа 0 и прибавления к 0; 2) решение простых задач, раскрывающих смысл сложения и вычитания | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 26-27) | ||
Числа от 0 до 5 | 1) закрепление последовательности чисел от 0 до 5; 2) закрепление состава чисел от 0 до 5; 3) упражнение в сравнении чисел от 0 до 5; 4 решение простых задач | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 24-27) | ||
34-35 | 14–15 | Приёмы сложения и вычитания. Решение задач | 1) сложение и вычитание чисел с помощью приема присчитывания и отсчитывания единицы; 2) знакомство с взаимосвязью действий сложения и вычитания. | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 28-31) |
Число и цифра 6 | 1) знакомство с образованием числа 6, его запись и его местом в ряду чисел; 2) знакомство с последовательностью написания цифры 6; 3) отработка действий сложения и вычитания | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 32-33) | ||
Сравнение числа 6 с предшествующими числами. | 1) применение известных способов сравнения чисел для сравнения числа 6 с изученными однозначными числами; 2) решение взаимообратных задач | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 34-35) | ||
Числа от 0 до 6 | 1) закрепление последовательности чисел от 0 до 6; 2) закрепление состава чисел от 0 до 6; 3) упражнение в сравнении чисел от 0 до 6; 4 решение взаимообратных задач | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 28-35) | ||
Число и цифра 7 | 1) знакомство с числом и цифрой 7; 2) знакомство с последовательностью написания цифры 7; 3) продолжение работы по составлению и решению взаимообратных задач. | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 36-37 ) | ||
Состав числа 7. Сравнение числа 7 с числами от 0 до 6 | 1) знакомство с составом числа 7; 2) повторение состава изученных чисел | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 38-39) | ||
Числа от 0 до 7 | 1) закрепление последовательности чисел от 0 до 7; 2) закрепление состава чисел от 0 до 7; 3) упражнение в сравнении чисел от 0 до 7; 4 решение простых задач | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 36-39 ) | ||
Число и цифра 8. Состав числа 8 | 1) знакомство с образованием числа 8, его записью и составом; 2) знакомство с последовательностью написания цифры 8; 3) упражнение в сложении и вычитании с нулем | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 40-41) | ||
Сравнение числа 8 с числами от 0 до 7 | 1) сравнение числа 8 с числами от 0 до 7; 2) знакомство с взаимосвязью действий сложения и вычитания на примерах и задачах | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 42-43) | ||
Числа от 0 до 8 | 1) закрепление последовательности чисел от 0 до 8; 2) закрепление состава чисел от 0 до 8; 3) упражнение в сравнении чисел от 0 до 8; 4 решение простых задач | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 40-43 ) | ||
Число и цифра 9 | 1) знакомство с образованием числа 9; 2) знакомство с последовательностью написания цифры 9; 3) решение простых задач, раскрывающих смысл сложения и вычитания. | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 44-45) | ||
Состав числа 9. Сравнение числа 9 с числами от 0 до 8 | 1) знакомство с различными варианта состава числа 9; 2) сравнение числа 9 с числами от 0 до 8. | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 46-47) | ||
Числа от 0 до 9 | 1) закрепление последовательности чисел от 0 до 9; 2) закрепление состава чисел от 0 до 9; 3) упражнение в сравнении чисел от 0 до 9; 4 решение простых задач | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 44 -47 ) | ||
48-50 | 24–26 | Уроки закрепления знаний, умений и навыков | 1) закрепление нумерации однозначных чисел; 2) решение простых задач, раскрывающих смысл сложения и вычитания. | Материал учебного пособия ч. 2 (с. 48-56) |
Двузначные числа до 20 (60 ч)
Часть 3
Образование числа 10. Состав числа 10 | 1) образование числа 10; 2) знакомство с различными комбинациями состава числа 10 из двух и более слагаемых; 3) знакомство с последовательностью написания числа 10 | Материал учебного пособия ч. 3 (с.3-4) | ||
Сравнение числа 10 с однозначными числами | 1) установление отношений “больше”, “меньше” во множестве чисел от 0 до 10; 2) составление и решение обратных задач. | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 5-6) | ||
Образование числа 11, его десятичный состав | 1) знакомство с десятичным составом числа 11 и его записью; 2) установление отношений “больше”, “меньше” во множестве чисел от 0 до 11; 3) составление и решение простых задач. | Материал учебного пособия ч. 3 с. 7-8 | ||
Образование числа 12 | 1) знакомство с десятичным составом числа 12 и его записью; 2) установление отношений <, > на множестве чисел от 0 до 12. | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 9-10) | ||
Образование числа 13 и его десятичный состав | 1) знакомство с десятичным составом числа 13 и его записью; 2) закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания. | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 11-12) | ||
Образование числа 14 и его десятичный состав | 1) знакомство с десятичным составом числа 14 и его записью; 2) повторение состава числа 10; 3) отработка вычислительных приемов | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 13-14) | ||
Образование числа 15 и его десятичный состав | 1) знакомство с десятичным составом числа 15 и его записью; 2) установление отношений “больше”, “меньше” во множестве чисел от 0 до 15; 3) составление задач, обратных решенной. | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 15-16) | ||
Образование числа 16 и его десятичный состав | 1) знакомство с десятичным составом числа 16 и его записью; 2) установление отношений “больше”, “меньше” во множестве чисел от 0 до 16; 3) отработка вычислительных приемов | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 17-18) | ||
Образование числа 17 и его десятичный состав. | 1) знакомство с десятичным составом числа 17 и его записью; 2) установление отношений “больше”, “меньше” во множестве чисел от 0 до 17; 3) отработка вычислительных приемов | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 19-20) | ||
Образование числа 18. | 1) знакомство с десятичным составом числа 18 и его записью; 2) отработка вычислительных приемов; 3) знакомство с новыми приемами работы над простой задачей. | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 21-22) | ||
Образование числа 19. Десятичный состав числа 19. | 1) знакомство с десятичным составом числа 19 и его записью; 2) отработка вычислительных приемов сложения и вычитания; 3) упражнение в решении простых задач | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 23-24) | ||
Образование числа 20. | 1) образование числа 20 путем прибавления единицы к предыдущему и путем сложения двух десятков; 2) составление задач, обратных данной | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 25-26) | ||
Таблицы сложения и вычитания вида: c + 1, c – 1 в пределах 20. | 1) обобщение приемов прибавления и вычитания 1; 2) отработка навыков решения простых задач, раскрывающих смысл сложения и вычитания. | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 27-28) | ||
Приемы сложения и вычитания по частям при составлении таблиц вида c ± 2. | 1) составление таблицы сложения и вычитания 2; 2) решение задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания; | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 29) | ||
Компоненты действия сложения | 1) знакомство с названием компонентов действия сложения: слагаемое, сумма; 2) закрепление таблицы сложения и вычитания 2; 3) решение задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания; | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 30) | ||
Простые задачи с отношением “больше на 1”. | 1) раскрытие смысла отношения “больше на 1”; 2) сравнение двух группы предметов. | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 31-32) | ||
Простые задачи с отношением “меньше на 1”. | 1) раскрытие смысла отношения “меньше на 1”; 2) решение простых задач на сложение и вычитание; | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 33) | ||
Компоненты действия вычитания | 1) знакомство с названием компонентов вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность; 2) решение простых задач на сложение и вычитание; | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 34) | ||
Простые задачи с отношениями “больше на 2”, “меньше на 2”. | 1) раскрытие смысла действий сложения и вычитания с отношениями “больше на 2”, “меньше на 2” при решении простых задач (прямая форма); 2) отработка вычислительных навыков. | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 35-36) | ||
Приём прибавления по частям числа 3 в пределах 20. | 1) знакомство с приёмом прибавления по частям числа 3 в пределах 20 без перехода через разряд; 2) составление и решение задач с отношениями “больше на…”, “меньше на …”. | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 37-38) ** Содержание задания № 2 выходит за рамки программы | ||
Приём вычитания по частям числа 3 в пределах 20. | 1) знакомство с различными способами вычитания числа 3 в пределах 20 без перехода через разряд; 2) отработка навыка решения простых задач. | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 39-40) ** Содержание задания № 2 выходит за рамки программы | ||
Закрепление приемов сложения и вычитания по частям чисел 2, 3. | 1) отработка приемов сложения и вычитания по частям чисел 2 и 3 в пределах 20 без перехода через разряд; 2) закрепление умения решать простые задачи изученных видов | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 41-42) | ||
Таблицы прибавления и вычитания числа 4 в пределах 20 | 1) отработка приема сложения и вычитания по частям числа 4 в пределах 20 без перехода через разряд; 2) отработка вычислительных навыков; 3) закрепление умения решать простые задачи изученных видов | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 43-44) ** Содержание задания № 11 выходит за рамки программы | ||
74 -75 | 22 –23 | Закрепление приёмов сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток. | 1) последовательное сложение нескольких чисел; 2) решение простых задач на нахождение неизвестного слагаемого | Материал учебного пособия ч. 3 (с. 45-56) ** Содержание задания № 2 на с. 56 выходит за рамки программы |
76 - 77 | 24–25 | Закрепление приёмов сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток. | 1) последовательное вычитание нескольких чисел; 2) нахождение неизвестных компонентов; 3) отработка приёмов устных вычислений | |
78-79 | 26–27 | Повторение состава числа 10 | 1) повторение состава числа 10; 2) решение простых задач; 3) отработка приёмов устных вычислений | |
80– 81 | 28–29 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд | 1) прибавление и вычитание однозначного числа в пределах 20 без перехода через разряд; 2) решение простых задач | |
82-83 | 30–31 | Сравнение однозначных чисел и математических выражений | 1) повторение состава однозначных чисел; 2) упражнение в сравнении чисел и числовых выражений; 3) решение простых задач |
84 - 85 | 32–33 | Сложение чисел в пределах 20 без перехода через разряд | 1) последовательное сложение нескольких чиселв пределах 20 без перехода через разряд; 2) сравнение чисел и числовых выражений; 3) решение простых задач | |
86 - 87 | 34–35 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд | 1) вычитание однозначного числа из двузначного в пределах 20 без перехода через разряд; 2) решение простых задач | |
Решение простых задач | 1) сравнение чисел в пределах 20; 2) решение простых задач |