Человек, постоянно работающий с людьми, часто подвергается стрессам на рабочем месте. Все люди разные, и у всех разное мировоззрение и отношение к жизни, а, следовательно и к работе. Стрессовые ситуации случаются на рабочем месте практически каждый день, частота этих ситуаций зависит от количества сотрудников. Как говорилось выше стрессовые ситуации состоят из множества факторов. Менеджеру по работе с персоналом в первую очередь нужно быть стрессоустойчивым человеком, выбрать наиболее подходящий стиль управления, как для себя, так и для существующего персонала.
Стрессовая ситуация начинается уже с собеседования, именно во время беседы можно получить много информации о человеке нанимающемся на работу. Собеседование – это стресс для обеих сторон, принимающих в нем участие, основной задачей менеджера является отследить насколько человек подвержен стрессу, и может ли он с ним бороться.
Работа человека занимает большую часть его жизни, поэтому основные эмоции, как положительные, так и отрицательные, сотрудники иногда проявляют именно на рабочем месте, основная задача менеджера грамотно выходить из таких ситуации с наименьшими потерями. Недовольство сотрудников может иметь очень большое количество причин, таких как:
1. Заработная плата;
2. Продолжительность рабочего дня, график работы;
3. Занимаемая должность;
4. Невостребованность в коллективе;
5. Отсутствие творчества в работе.
Все эти недовольства в итоге могут вылиться в стрессовую ситуацию. Главной задачей менеджера по управлению персоналом создать комфортную психологическую обстановку в коллективе, проводить собрания, где каждый сотрудник может выразить свои недовольства, по итогам которого можно проводить мероприятия по снижению возникновения стрессовых ситуаций в коллективе.
|
Способы управления стрессовыми ситуациями
Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс – на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе. В примере шкалы оценок социальной адаптации обсуждается вопрос о том, как руководители могут помочь снизить уровень стресса своих сотрудников. Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы.
Как управлять собой
- Разработать систему приоритетов в своей работе. Оценить свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время».
- Научиться говорить «нет», когда достигнут предел, после которого вы уже нельзя взять на себя больше работы. Объяснять своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем описывать конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу отложить до завершения нового задания.
- «Налаживать особенно эффективные и надежные отношения с вашим боссом. Понимать его проблемы и помогать ему понять ваши. Научить босса уважать приоритеты, рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения».
- Не соглашаться с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объяснять, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимать обвинительно-агрессивную позицию; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.
|
- Сообщайте своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки не ясны (неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько не уверены относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.
- Обсуждать чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своими руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник выполнения требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.
- «Находить каждый день время для отключения и отдыха. Как утверждали Томас Холмс и Ричард Раэ: закройте дверь на пять минут каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросите работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг… Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой.
Как управлять другими
Чтобы управлять другими, достигая высокой производительности труда и низкого уровня стресса, предлагается следующее.
|
- Четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий. Использовать двухстороннюю коммуникацию и информацию своих подчиненных.
- Использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации.
- Обеспечивать надлежащие вознаграждения за эффективную работу.
- Выступать в роли наставника по отношении к подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.
- Оценивать способности, потребности и склонности работников и пытаться выбрать объем и тип работы для них, соответствующий этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих заданий, повысить им рабочую нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегировать полномочия и ответственность.
- Разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо чтобы они выполнили это задание, объяснить, почему это нужно, и установить приоритеты в их работе, чтобы дать им необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.
К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего режима питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни. В таблице приведены различия между стрессовыми и нестрессовым стилями жизни:
Сопоставление стрессового и нестрессового стилей жизни
Стрессовый стиль жизни | Нестрессовый стиль жизни |
Испытывает хронический, неослабевающий стресс | Допускает наличие «творческого» стресса в определенные периоды напряженной деятельности |
Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций | Имеет «пути спасения», позволяющие хотя бы временно отстраниться и расслабиться |
Тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения (например, трудности в семье, осложнение отношений с супругой, любовницей, боссом, сотрудниками) | Отстаивает собственные права и потребности; устанавливает низкострессовые отношения взаимного уважения; тщательно выбирает друзей и завязывает взаимоотношения, которые являются ободряющими и спокойными |
Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе | Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение |
Испытывает постоянную нехватку времени; слишком много нужно сделать за данный отрезок времени | Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки» |
Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событий | Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться |
Обладает пагубными для здоровья привычками (например, в питании, курит, выпивает, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической форме | Сохраняет хорошую физическую форму, хорошо питается, очень редко употребляет алкоголь и табак или совсем не употребляет |
Поглощен одним видом жизненной деятельности (например, работой, общественной деятельностью, зарабатыванием денег, одиночеством или физической деятельностью) | Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения (например, в работу, общественную деятельность, отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких знакомых) |
Считает, что трудно просто «хорошо провести время», расслабиться и насладиться какой-нибудь кратковременной работой | Находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдывать наигранное поведение |
Воспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные или общественно-«запрограммированные» (например, путем интриг, стремления «заманить») | Наслаждается полной и кипучей сексуальной жизнью, прямо выражая свой «сексуальный аппетит» |
Воспринимает жизнь как серьезную, трудную ситуацию; страдает отсутствием чувства юмора | Наслаждается жизнью в целом; может смеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора |
Соглашается с выполнением угнетающих, неблагодарных социальных ролей | Проводит жизнь относительно свободную от ролей; способен выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания |
Воспринимает тяжелые и стрессовые ситуации пассивно; страдает молча | Настойчиво пытается изменить по возможности напряженные ситуации; пересматривает невозможные для выполнения в сроки; избегает ненужных напряженных ситуаций; эффективно распределяет время |
Пример 1:
Менеджер может стать для подчиненного лучшей защитой от стресса.
Многих менеджеров обвиняли в том, что они были причиной расстройства здоровья у подчиненных, и восхваляли многих благожелательных супругов и утешителей при стрессе. Однако результаты многих исследований оспаривают правильность обоих стереотипов: менеджер может стать существенной защитой против стресса, в то время как, по утверждению некоторых исследований, поддержка семьи может только ухудшить дело.
Результаты дают надежду на изменение восприятия связей между работой, семьей и стрессом.
Надежный менеджер защищает своих подчиненных от ненужных проблем. Например: если в подразделении фирмы назревают перемены в высших эшелонах власти, нет никакой необходимости, чтобы работник услышал об этом прежде, чем это произойдет.
Если работник застрял на какой-нибудь проблеме, менеджер может сказать, чтобы тот отложил ее на время, или засыпать вопросами, которые заставили бы подумать об этой проблеме с других сторон.
Эти простые решения, конечно, не могут сгладить любые испорченные отношения между начальником и подчиненным.
Заключение
стресс напряжение фрустрация эмоциональный
Можно ли жить без стресса?
Нет, без стресса жить невозможно и даже вредно. Значительно труднее попытаться решить проблему: “Как жить в условиях стресса?” Однако стрессоры бывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор – от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам бы хотелось) стрессор – враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам.
Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные “фактора риска” при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.
В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури (перевод с английского). Москва издательство «Дело» 1998г.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – 3-е изд. – м.: Гардарики, 2004. – 528с.
3. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – 504с.
4. М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.: Под редакцией М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999 – 343с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник 3е издание перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ 2003г. – 501с.
6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие.: Минск 2003 г.
7. Стресс жизни: Сборник./Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье Стресс без болезней) – Спб, ТОО «Лейла», 1994. – 348 с