Замените заимствованные слова русскими синонимами.




Задания

Районной олимпиады по русскому языку и литературе

В 2014/2015 учебном году

Класс

Распределите слова по трём группам в зависимости от того, на какой слог падает ударение.

Сироты, памятуя, позвонит, сетчатый, баловать, дремота, приняла, маковка, ломтями, облегчить, паралич, углубить, игольчатый, зубчатый, эксперты, документ, значимый, мытарства.

 

2. Распределите данные ниже слова по способу словообразования: 1) приставочный;

Суффиксальный; 3) приставочно-суффиксальный. Выделите словообразовательные морфемы.

Взлететь, подснежник, душонка, синь, вылет, раскрасавица, межпланетный, подыскать, засветло, задира, спасатель, по-умному, небезвредный, дождливый, зимовать, вперемешку, вход, нечисть.

3. Устраните допущенные речевые ошибки и запишите исправленные варианты.

1) У нас комната, в которой большие окна, которые пропускают много света. 2) Мы подходим к

перевалу, за которым высятся горы, которые привлекают нас своей красотой. 3) Ребята часто ходят в лес, который находится недалеко от озера, в котором они ловят рыбу.

Составьте словосочетания, правильно употребив форму управляемого слова.

1) Больше времени уделять (чтение книг). 2) Включиться (строительство дороги). 3) Вопреки (противопожарные действия). 4) Восхищаться (благородный поступок). 5) Грустить (школьные друзья). 6) Исходить (это предположение). 7) Обращать внимание (физическая подготовка). 8) Озабоченность (положение дел в стране). 9) По истечении (десять дней).

Найдите неверные утверждения.

1) Грамматическая основа может состоять из двух главных членов – подлежащего и сказуемого или из одного главного члена. 2) Предложения, в которых кроме главных членов есть второстепенные, называются распространёнными. 3) Грамматическая основа предложения обязательно состоит из двух главных членов. 4) Предложения с одним главным членом называются нераспространенными. 5) Каждое предложение имеет интонацию конца предложения. 6) По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, восклицательные.

 

Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.

7. Определите, какой частью речи является в предложениях слово тепло и его формы.

1) Наконец-то наступило тепло.

2) Помещение тепло и просторно.

3) Его встретили очень тепло.

4) Сегодня на улице теплее.

5) Его руки теплее, чем мои.

 

К каждому фразеологизму подберите фразеологизм, противоположный по смыслу.

1) Бросить якорь, 2) витать в облаках, 3) кот наплакал, 4) у чёрта на куличках.

 

Определите жанр следующих произведений.

1) А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»; 2) Л.Н. Толстой «Отрочество»; 3) Н.В. Гоголь «Ревизор»; 4) М. Горький «Старуха Изергиль»; 5) Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться», 6) «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала…».

Укажите, из каких произведений данные герои. Назовите их авторов.

1) Алеко, 2) Герасим, 3) Очумелов, 4) Дефорж, 5) Хлестаков.

Ответы

Класс

Распределите слова по трём группам в зависимости от того, на какой слог падает ударение.

1) П А мятуя, с Е тчатый, м А ковка, зн А чимый;

2) сир О ты, дрем О та, ломт Я ми, иг О льчатый, зубч А тый, эксп Е рты, мыт А рства;

3) позвон И т, балов А ть, принял А, облегч И ть, парал И ч, углуб И ть, докум Е нт.

(9 баллов – по 0,5 баллов за каждый правильный ответ)

 

2. Распределите данные ниже слова по способу словообразования. Выделите словообразовательные морфемы.

1) приставочный: взлететь, раскрасавица, подыскать, засветло;

2) суффиксальный: душонка, спасатель, дождливый, зимовать, синь, вылет, задира, вход, нечисть;

3) приставочно-суффиксальный: подснежник, межпланетный, по-умному, небезвредный, вперемешку.

(9 баллов – по 0,5 баллов за каждый правильный ответ)

 

3. Устраните допущенные речевые ошибки и запишите исправленные варианты.

1) У нас комната, в которой большие окна, пропускающие много света. 2) Мы подходим к перевалу, за которым высятся горы, привлекающие нас своей красотой. 3) Ребята часто ходят в лес, расположенный недалеко от озера, в котором они ловят рыбу.

(3 балла – по 1 баллу за каждый правильный ответ)

 

Составьте словосочетания, правильно употребив форму управляемого слова.

1) Больше времени уделять чтению книг. 2) Включиться в строительство дороги. 3) Вопреки противопожарным действиям. 4) Восхищаться благородным поступком. 5) Грустить о школьных друзьях. 6) Исходить из этого предположения. 7) Обращать внимание на физическую подготовку. 8) Озабоченность положением дел в стране. 9) По истечении десяти дней.

(9 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Найдите неверные утверждения.

3,4,6

(3 балла – по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный – важный, антракт – перерыв, лозунг – призыв, миссия – представительство, задание, роль, финал – завершение, конец, эпилог – заключительная часть, имитация – подражание, подделка, пролог – вступительная часть.

(8 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ)

 

7. Определите, какой частью речи является в предложениях слово тепло и его формы.

1) Существительное, 2) краткое прилагательное, 3) наречие, 4) наречие в сравнительной степени, 5) прилагательное в сравнительной степени.

(5 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: