Банки и мультипликатор денежного предложения




Основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике. Создание денег банковским сектором

Операции коммерческих банков, которые продолжают играть роль "рабочих лошадок" в современной банковской системе, можно разделить на три основные группы: пассивные (привлечение средств), активные (размещение средств) и комиссионно-посреднические и доверительные. Ресурсы банков складываются из собственных, привлеченных и эмитированных средств. Собственные средства (акционерный и резервный капитал и нераспределенная прибыль) составляют около 10% ресурсов современного банка. Основная их часть — привлеченные в форме депозитов средства.

Пассивные операции

Пассивные операции коммерческого банка — это деятельность банка по аккумулированию собственных и привлеченных средств в целях их размещения.

Назначение операций коммерческого банка состоит в следующем:

§ обеспечение ресурсами деятельности банка;

§ формирование дополнительных источников средств для производительного использования в экономике;

§ увеличение доходов физических и юридических лиц, получающих банковские проценты по вкладам;

§ рост собственного капитала банка;

§ создание резервных фондов страхования банковских операций.

Пассивные операции — операции по мобилизации средств, а именно: привлечение кредитов, вкладов (депозитных, сберегательных), получение кредитов от других банков, эмиссия собственных ценных бумаг. Средства, получаемые в результате пассивных операций, являются основой непосредственной банковской деятельности. Активные операции — операции по размещению средств. В результате активных операций банки получают дебетовые проценты, которые должны быть выше кредитовых процентов, выплачиваемых банком по пассивным операциям. Разница между дебетовыми и кредитовыми процентами (маржа) — одна из важнейших традиционных статей дохода банка (банковская прибыль формируется и за счет комиссионных сборов за банковские услуги).

Основные пассивные операции коммерческого банка — депозитные.

Депозитные операции — это срочные и бессрочные вложения клиентов банка. Средства, хранящиеся на счетах до востребования (бессрочные вклады), предназначаются для осуществления текущих платежей — наличными или через банк при помощи чеков, кредитных карточек или аккредитивов. Другой вид депозитных вкладов — срочные вклады (с определенными сроками погашения). По этим вкладам обычно выплачиваются более высокие проценты, зависящие от срока вклада, поскольку банки могут более длительное время распоряжаться средствами вкладчика и имеют возможность реинвестировать их. Чаще всего на срочные счета помещаются средства целевого назначения, например суммы, предназначенные предпринимателем для покупки оборудования через 6 месяцев.

К пассивным операциям относятся и различные сберегательные операции. Сберегательные депозиты служат для накопления средств клиента, о чем клиенту выдается свидетельство (сберегательная книжка).

К пассивным операциям коммерческого банка можно отнести:

§ создание и увеличение собственного капитала за счет отчислений от прибыли;

§ эмиссию ценных бумаг и их размещение на открытом рынке;

§ депозитные операции;

§ межбанковские займы на внутреннем и внешнем рынке (рис. 74).

Среди депозитных операций выделяют следующие группы:

§ депозиты до востребования;

§ срочные и сберегательные депозиты.

Рис. 74. Привлеченные средства коммерческого банка

Активные операции

Активные операции коммерческого банка — это операции по размещению привлеченных и собственных средств коммерческого банка в целях получения дохода и создания условий для проведения банковских операций.

Активные операции коммерческого банка — это прежде всего кредитные операции, инвестиционные операции, операции по формированию имущества банка, расчетно-кассовые операции, комиссионно-посреднические (факторинг, лизинг, форфэтинг и пр.). Все кредитные операции можно сгруппировать следующим образом (рис. 75):

Рис. 75. Классификация кредитных операций

Активные операции банков — это операции по выдаче (размещению) различного рода кредитов. Наиболее часто встречающимся видом кредита, выдаваемого банками, является краткосрочная ссуда экономическим агентам, обычно для финансирования покупки товарно-материальных ценностей. Эта ссуда может выдаваться под реальное обеспечение или без него, но в любом случае для ее получения необходимо наличие отчетных финансовых документов, характеризующих финансовое положение заемщика, с тем чтобы банк мог в любой момент оценить вероятность своевременного погашения ссуды.

Под депозитами понимаются как срочные, так и бессрочные (счета до востребования) вклады клиентов банка. Вклады до востребования предназначены в основном для текущих расчетов, срочные вклады вносятся на более длительные сроки. Банк может располагать этими вкладами продолжительное время, увеличив свои доходы от процентов за счет кредитов, выданных под эти вклады.

В активных операциях банков основная доля приходится на кредитные операции и операции с ценными бумагами. Выдавая ссуды своим клиентам, коммерческие банки увеличивают денежное предложение, и наоборот, возврат этих ссуд сокращает денежную массу в обращении.

С ссудными операциями связан один из наиболее сложных и мистических аспектов денег и кредита. Это так называемое "мультиплицированное расширение денежного предложения". Чтобы понять суть этого явления, нам следует ввести новое понятие "обязательные банковские резервы" — это часть банковских активов, хранящихся либо в форме наличных в специальных сейфах банка, либо (большая их часть) в форме депозитов на счетах центрального банка. Резервы составляют лишь определенный процент банковских вкладов, который устанавливается центральным банком и является обязательным для всех кредитно-финансовых институтов. Коммерческий банк может выдавать новые ссуды и создавать банковские деньги только в том случае, если у него есть свободные или избыточные резервы, т.е. резервы, превышающие установленную законом минимальную сумму. В этом процессе можно выделить два шага:

§ центральный банк принимает решение об ограничении официальных резервов некими рамками;

§ банковская система трансформирует избыточные резервы в большее количество банковских денег.

Размер этого увеличения определяется так называемым "мультипликатором денежного предложения", который рассчитывается как величина, обратная норме резервных требований. Таким образом, если банковская система получает определенную сумму избыточных резервов (например, за счет новых вкладов), она может увеличить предложение денег на величину, равную произведению избыточных резервов на мультипликатор денежного предложения. Но процесс может идти и в обратном направлении, когда дефицит в резервах приводит к разрушению депозитов и сокращению предложения банковских денег.

Помимо ссудных операций, еще одним видом банковских операций являются банковские услуги. Они включают операции с валютой, платежный оборот, доверительные операции (управление имуществом клиентов по доверенности), размещение и хранение ценных бумаг.

Наряду с вышеназванными традиционными операциями банков в последнее время стали широко использоваться такие банковские услуги,как лизинг и факторинг. Лизинг — это приобретение банком имущества, например компьютерного оборудования, для сдачи его в аренду пользователям. Это новая форма финансирования, которая дает ряд преимуществ, как лизингодателю, так и лизингополучателю. Факторинг — это передача компанией управления своей дебиторской задолженностью банку, который берет также обязательство финансировать по мере необходимости при помощи кредита выполнение всех финансовых обязательств данной фирмы. Факторинг является универсальной системой обслуживания клиентов, включая бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, страховое, кредитное и юридическое. Благодаря факторингу значительно ускоряется оборачиваемость средств в расчетах.

 

Банки и мультипликатор денежного предложения

Главная активная операция коммерческих банков — кредитование. При выдаче кредитов коммерческие банки создают безналичные деньги и увеличивают денежное предложение. Количество денег увеличивается в соответствии с мультипликатором денежного предложения. Механизм мультипликатора денежного предложения рассмотрим на примере.

Допустим, некоторая фирма продала свои товары за 100 000 ден. ед. и положила эти деньги в банк А. Банк может вы­дать эти деньги в качестве кредита другой фирме. В соответствии с банковским законодательством часть этой суммы резервирует­ся в центральном банке. Предположим, что норма обязательных резервов составляет 10 %. В этом случае банк А может дать кре­дит в размере 90 000 ден. ед. При предоставлении кредита на 90 000 ден. ед. количество денег (денежное предложение) увели­чивается со 100 000 до 190 000 ден. ед., причем 90 000 ден. ед. — это деньги, созданные банком А.

Фирма, получившая кредит на 90 000 ден. ед. покупает необ­ходимые ей товары у третьей фирмы, которая кладет выручку на счет в банк Б, банк Б использует эти денежные средства для кре­дитования четвертой фирмы. При норме обязательных резервов 10 % сумма кредита составит 81 000 ден. едя В результате этого количество денег увеличивается со 190 000 до 271 000 ден. еду;

81 000 ден. ед. — это деньги, созданные банком Б. Банки А и Б вместе создали 90 000 + 81 000 = 171 000 ден. ед. дополнитель­ных денег.

Создание денег будет продолжаться до тех пор, пока вся сум­ма первоначального вклада (100 000 ден. ед.) не будет использо­вана в качестве обязательного резерва. В результате мультипли­кационного эффекта банками при предоставлении кредитов бу­дет создано такое количество безналичных денег, которое в несколько раз превысит первоначальный вклад. Увеличение де­нежного предложения происходит в соответствии с мультипли­катором денежного предложения, который рассчитывается по формуле

k = 1/Норма обязательных резервов, % х 100%

В нашем примере мультипликатор денежного предложения равен 10. Таким образом, первоначальный вклад на денежный счет в банк А в размере 100 000 ден. ед. может увеличить количе­ство денег в обращении до

100 000 х 10 = 1 000 000 ден. ед., т. е. в 10 раз.

Мультипликатор денежного предложения — коэффициент, ха­рактеризующий увеличение (мультипликацию) денег на депозит­ных счетах коммерческих банков при предоставлении кредитов.

Следует иметь в виду, что мультипликатор денежного пред­ложения приводит не только к увеличению, но и к уменьшению денежного предложения. Происходит это тогда, когда фирма изымает со счета в банке свои деньги, например для выплаты за­работной платы.

Итак, кейнсианский мультипликатор работает и в денеж­но-кредитной сфере. Если не учитывать этот мультипликацион­ный эффект, то в один момент непродуманным изменением нор­мы резервирования можно расстроить денежную систему страны. Банки, таким образом, влияют на предложение денег, кредитные отношения. Эффект создания коммерческими банками новых де­нег при предоставлении кредитов активно используется цен­тральными банками при проведении денежно-кредитной полити­ки. Центральные банки, с помощью различных инструментов управляя деятельностью коммерческих банков, регулируют объем денежного предложения и, в конечном счете, ставку ссудного процента.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: