Организация лечебно-эвакуационного обеспечения
Отечественная медицина катастроф располагает весьма ценными материалами, посвященными отдельным аспектам оказания медицинской помощи и эвакуации пораженных при землетрясениях в Ашхабаде (1948 г.), Ташкенте (1966 г.), Армении (1988 г.). Лома Приета (1989 г.), Японии (1995 г.), Нефтегорске (1995 г.) и др.
Отдельные вопросы, связанные с медицинскими последствиями землетрясений, получили довольно глубокую научную разработку и обоснованное решение. К ним следует отнести этиопатогенез, клинику и лечение синдрома длительного сдавления и психических нарушений, заболеваемость терапевтического профиля и некоторые другие.
Анализ имеющихся материалов позволил сделать два важных и в научном, и в практическом отношениях вывода. Во-первых, в организации лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации последствий различных землетрясений имели место существенные особенности. Они зависели главным образом от медицинских последствий землетрясения, организации спасательных работ в очаге, возможностей действующей в зоне землетрясения системы здравоохранения, наличия штатных средств, специально предназначенных для лечебно-эвакуационного обеспечения в этих условиях, и некоторых других.
Во-вторых, ряд положений принятой организации лечебно-эвакуационного обеспечения в значительной мере был типичным практически для всех изученных землетрясений; это позволяет признать их закономерный характер.
При ликвидации медицинских последствий большинства разрушительных землетрясений в нашей стране применяли высшую форму системы лечебно-эвакуационного обеспечения ‒ этапное лечение поражённых с их эвакуацией по назначению в специализированные (профилированные) лечебные учреждения, способные обеспечить пострадавшим исчерпывающую медицинскую помощь и полноценное лечение. Известно, что основная особенность оказания медицинской помощи в рамках системы этапного лечения состоит в расчленении единого лечебного процесса на отдельные виды медицинской помощи и оказание их как на месте, где получено поражение, так и в ходе эвакуации пораженных к месту окончательного лечения.
|
Опыт ликвидации медицинских последствий различных землетрясений убедительно показывает, что последовательное оказание поражённым всех видов медицинской помощи, как правило, и невозможно, и нецелесообразно. При этом организация оказания медицинской помощи имела существенные отличия не только при тех или иных землетрясениях, но даже на различных участках одного и того же землетрясения. Это с очевидностью проявилось при ликвидации последствий наиболее изученных в организационно-медицинском отношении землетрясений в Ашхабаде (1948 г.), в Армении (1988 г.) и на Сахалине (1995 г.).
В материалах ГО СССР указано, что в первые часы после землетрясения в Армении часть поражённых после оказания им первой помощи людьми, прибывшими в зону бедствия на личных автомобилях, эвакуировали «в ближайшие районные больницы и на временные пункты оказания медицинской помощи». Ленинаканский гарнизонный госпиталь и медицинские роты соединений, «дислоцированных в Ленинакане и Кировакане», оказывали квалифицированную медицинскую помощь поражённым, поступившим непосредственно из очага; часть этих поражённых до этого не получила первой помощи.
|
Группа медицинского усиления ЦВМУ МО (5 хирургов, 2 анестезиолога и др. персонал) развернула «пункт оказания медицинской помощи» (ПОМП) в Спитаке. Она получила задание обеспечить оказание поражённым «первой врачебной помощи по жизненным показаниям» и их подготовку к эвакуации в Ереван. Затем объём медицинской помощи был расширен и включал выполнение ряда мероприятий неотложной квалифицированной медицинской помощи. На базе ПОМП была сформирована подвижная группа (хирург, терапевт, эпидемиолог и медицинские сестры). Они, работая вблизи от мест расположения поражённых, оказывали им первую врачебную помощь и эвакуировали на ПОМП. Таким образом, при данном варианте часть пострадавших получила и первую врачебную, и квалифицированную медицинскую помощь.
В Нефтегорске (1995 г.) в первые сутки после землетрясения основная часть пострадавших поступала на пункты сбора, на которых выполняли мероприятия доврачебной и элементы первой врачебной помощи; из 120 принятых поражённых 107 человек были эвакуированы в ЦРБ г. Оха. Мобильный госпиталь ВЦМК «Защита», развернувшийся на вторые сутки, принимал пострадавших как непосредственно из очага, так и с пунктов сбора, оказывал первую врачебную и неотложную квалифицированную медицинскую помощь. Возможность быстрой и щадящей эвакуации по воздуху в ЦРБ г. Оха позволила свести к минимуму контингент пострадавших, получивших в госпитале квалифицированную медицинскую помощь. В госпиталь поступило 185 поражённых; однако в госпитале было выполнено всего 6 «больших» операций.
|
При ликвидации последствий землетрясения в Армении на большинстве направлений спасательных работ доврачебную медицинскую помощь не оказывали. В некоторых случаях такое положение было и с первой врачебной и квалифицированной медицинской помощью. Значительные изменения в видах медицинской помощи, которые могут оказывать поражённым до их поступления в стационарные лечебные учреждения, привели к предложению выделить в системе оказания медицинской помощи поражённым при ЧС лишь догоспитальную и госпитальную медицинскую помощь. При этом «догоспитальная медицинская помощь» должна объединить первую, доврачебную, первую врачебную помощь, а также мероприятия квалифицированной медицинской помощи, выполненные вне стационарных лечебных учреждений.
Всестороннее изучение этого предложения заставило сомневаться в его правильности. Общепризнанные виды медицинской помощи и по содержанию, и по организации оказания, и по личному составу, и по оснащению, существенно отличаются. Их объединение в единую догоспитальную медицинскую помощь, не имеющую конкретного содержания и специально предназначенных для оказания сил и средств, приведёт к терминологической путанице, нарушению существующей подготовки службы медицины катастроф к оказанию различных видов медицинской помощи и, несомненно, снизит ее готовность к работе в чрезвычайных ситуациях.
Также необоснованным является мнение об исключении из принятых видов медицинской помощи того или иного вида (к примеру, доврачебной) по той причине, что в определенных условиях его выполнение невозможно или нецелесообразно.
Необходимость осуществлять оказание медицинской помощи пострадавшим при землетрясениях на основе системы этапного лечения определяет не только возникновение практически одномоментно значительных (массовых) санитарных потерь, но и отсутствие в зоне землетрясения достаточных медицинских сил и средств. В основе возникающего при этом противоречия между их потребностью и наличием лежат две основные причины. Во-первых, количество и возможности медицинских учреждений, имеющихся в конкретных населенных пунктах и на определенной административной территории, зависят от объёма работы при отсутствии чрезвычайной ситуации. Это положение очевидно, и в его рациональности нет оснований сомневаться. Понятно, что при наиболее тяжёлых по медицинским последствиям стихийных бедствиях, к которым относят землетрясения, возможности существующих медицинских учреждений будут недостаточными.
Во-вторых, в зонах землетрясений значительная часть существующих медицинских учреждений выходит из строя. Так, в Ашхабаде землетрясением были разрушены все медицинские учреждения города. В Армении из 37 больниц 24 были полностью разрушены и 9 получили разрушения 1-4-й степени; утраты коечного фонда составили 6 693 койки; пострадали поликлинические учреждения на 10 500 посещений в смену. При землетрясении силою 8 баллов в Ханшин-Аводжи (Япония, 1995 г.), были полностью разрушены 6 % больниц и поликлиник; разрушены наполовину – 6 % и частично – 36 %. В Нефтегорске была разрушена единственная находившаяся в поселке больница, а весь ее штат погиб.
Даже в Ташкенте при относительно «благоприятных» последствиях землетрясения интенсивностью примерно в 8 баллов, когда 24 июня ‒ в день наиболее интенсивного толчка были зарегистрированы всего 749 травм, а при последующих многочисленных толчках ‒ еще 844 травмы, из 140 медицинских учреждений 118 получили повреждения, из них 22 полностью потеряли работоспособность; полностью или частично вышли из строя 5 315 (более 50 %) госпитальных коек.
Указанные обстоятельства, а также отсутствие или недостаток в сохранившихся лечебных учреждениях специализированных коек того или иного профиля заставляют эвакуировать значительную часть поражённых на довольно большое расстояние из очага землетрясения. Это, в свою очередь, требует выполнения до эвакуации комплекса медицинских мероприятий, снижающих риск неблагоприятного исхода или значительного ухудшения состояния пораженных при транспортировке. К примеру, при землетрясении в Армении 87 % пострадавших были госпитализированы в больницы Еревана и лишь 8 % оставались в стационарах райцентров.
На Сахалине все пострадавшие, нуждавшиеся в госпитализации (362 чел.), поступили в больницу г. Охи, расположенную в 70 км от очага землетрясения. В дальнейшем часть пострадавших из учреждений, где впервые была осуществлена госпитализация, эвакуировали в специализированные лечебные учреждения других городов.
В зависимости от конкретных условий численность этой группы могла быть различной. Так, из Еревана в специализированные центры Москвы и других городов были переведены всего 5 % пострадавших, а из ЦРБ г. Оха ‒ более 52 %, в том числе более 26 % ‒ в Хабаровск, 12 % - во Владивосток и столько же ‒ в Южно-Сахалинск. Видимо, дефектами в подготовке к эвакуации надо объяснить то положение, что при ликвидации землетрясения на Сахалине 11 пострадавших умерли во время транспортировки.
Таким образом, официальное признание службой медицины катастроф того положения, что лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медицинских последствий землетрясений необходимо осуществлять на основе системы этапного лечения поражённых с их эвакуацией по назначению, обосновано.
Следует признать, что «расчленение» единого лечебного процесса на пять различных видов медицинской помощи соответствовало действовавшей на тот период в стране системе здравоохранения и в определенной степени «компенсировало» невозможность оказания поражённым исчерпывающей медицинской помощи в непосредственной близости от места, где получено поражение, и в кратчайшие сроки.
На основе накопленных фактических данных, характеризующих организацию лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации последствий крупных землетрясений последних десятилетий, а также в результате проведённых исследований проблемы, представилось возможным сформулировать концепцию системы лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации медицинских последствий землетрясений. Она включает приведенные ниже положения.
1. Организацию и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинскую эвакуацию, осуществляет Всероссийская служба медицины катастроф (Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статья 41).
При организации и осуществлении лечебно-эвакуационного обеспечения населения в ходе ликвидации медицинских последствий землетрясений Всероссийская служба медицины катастроф решает следующие основные задачи:
- оказание в догоспитальном периоде экстренной скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи поражённым (больным) при чрезвычайных ситуациях;
- участие в оказании первичной медико-санитарной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медицинской помощи населению в зоне чрезвычайной ситуации;
- организация и осуществление медицинской эвакуации;
- управление оказанием медицинской помощи населению при чрезвычайных ситуациях.
2. Лечебно-эвакуационные мероприятия организуют и выполняют силы и средства объектового, муниципального и регионального уровней Всероссийской службы медицины катастроф, территория и объекты которых оказались в зоне землетрясения. В случаях, когда упомянутые силы и средства не могут самостоятельно справиться с ликвидацией медицинских последствий землетрясения, по просьбе регионального (в т.ч. ведомственного) уровня ВСМК или по инициативе вышестоящего органа управления ВСМК и решению соответствующих органов исполнительной власти привлекают силы и средства вышестоящего межрегионального или федерального уровней. При необходимости вышестоящие органы управления ВСМК могут взять на себя руководство ликвидацией медицинских последствий землетрясения или же только оказать помощь силами и средствами.
3. Для оказания поражённым при землетрясении регламентируемых видов медицинской помощи используют все лечебно-профилактические учреждения, находящиеся на административной территории, на которой возникло землетрясение, независимо от их ведомственной принадлежности.
4. Лечебно-эвакуационные мероприятия при ликвидации медицинских последствий землетрясения организуют и осуществляют на основе системы этапного лечения поражённых с их эвакуацией по назначению. В зависимости от характера землетрясения, обстановки в зоне землетрясения, величины санитарных потерь населения и условий размещения поражённых, состояния муниципального и регионального (в т.ч. ведомственного) здравоохранения в зоне землетрясения и на прилегающей к ней местности, организации и темпа аварийно-спасательных работ, наличия и состава сил и средств Всероссийской службы медицины катастроф, удаления от мест размещения поражённых лечебных учреждений госпитального типа, способных оказывать специализированную медицинскую помощь, дорожных условий, наличия и возможности использования транспортных средств различного типа и некоторых других факторов могут быть приняты для всей зоны землетрясения или его отдельных секторов, направлений, очагов разрушений различные варианты организации лечебно-эвакуационных мероприятий.
До эвакуации поражённых в лечебные учреждения госпитального типа им оказывают:
- первую помощь;
- первичную доврачебную медико-санитарная помощь;
- первичная врачебная медико-санитарная помощь;
- скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.
5. Во всех случаях до эвакуации в медицинские организации стационарного типа поражённым должны быть выполнены мероприятия по устранению явлений, непосредственно угрожающих жизни в данный момент, предупреждению тяжёлых осложнений в последующем и обеспечивающих медицинскую эвакуацию без существенного ухудшения их состояния.
6. Лечебные учреждения госпитального типа, развертываемые в зоне землетрясения Всероссийской службой медицины катастроф, а также бригады специализированной медицинской помощи этой службы, приданные другим лечебно-профилактическим учреждениям, как правило, работают в течение до 15 суток; лечение поражённых после этого срока до наступления конечного исхода и их реабилитация возлагают на учреждения Министерства здравоохранения, Российской академии медицинских наук, других министерств и ведомств, имеющихся на данной территории, а при необходимости - регионального или федерального подчинения.
7. Для обеспечения чёткой медицинской эвакуации поражённых необходимо:
- перед погрузкой поражённых в транспортные средства в очаге землетрясения проводить контроль их состояния и выполнение по показаниям необходимых неотложных мероприятий медицинской помощи;
- на путях эвакуации из очага до первых этапов медицинской эвакуации создавать медицинские регулировочные (распределительные) пункты (посты), которые должны обеспечивать оказание нуждающимся экстренной медицинской помощи (как правило, в объёме первичной доврачебной помощи) и определять направления движения транспортных средств с поражёнными;
- в местах ожидания эвакуации групп поражённых (аэродромы, посадочные площадки, пристани, пункты сбора при эвакуации колоннами автомобильного транспорта) развёртывать эвакуационные приёмники, на которых надо, как правило, обеспечивать оказание нуждающимся первичной врачебной помощи;
- для обеспечения эвакуации поражённых в лечебные учреждения госпитального типа, расположенные на значительном удалении от очага землетрясения, организовать четкую диспетчерскую службу и медицинское сопровождение.
В зависимости от конкретных условий в реализации концептуальных положений будет много существенных особенностей.
При ликвидации медицинских последствий землетрясений интенсивностью 5-6 баллов следует учитывать следующие положения:
- большинство жителей данного населенного пункта от землетрясения не пострадает и сможет (при соответствующей подготовительной работе и организации) принять участие в спасательных работах и прежде всего - в оказании пострадавшим первой помощи;
- значительная часть (88-100 %) зданий (в том числе и зданий, в которых размещены различные медицинские учреждения) серьёзных разрушений и повреждений не получат;
-большинство лечебно-профилактических учреждений сохранит работоспособность;
- пострадавшие, нуждающиеся в медицинской помощи, обратятся за ней в большинстве случаев самостоятельно в ближайшее время после землетрясения;
- при землетрясении в 5 баллов немногочисленные пострадавшие, как правило, не будут нуждаться в трудоёмких мероприятиях первичной медико-санитарной, специализированной помощи и в госпитализации;
- при землетрясениях интенсивностью 6 баллов за медицинской помощью могут обратиться примерно 1,5 % жителей населенного пункта (0,1 % пострадавших с тяжелыми травмами, 0,2 - средней тяжести и 1,2 % ‒ лёгкими).
Таким образом, если при ликвидации медицинских последствий землетрясений интенсивностью 5 баллов в большинстве случаев представляется возможным сохранить организацию лечебно-профилактического обеспечения, существующую в обычных условиях, то при 6-балльном землетрясении может возникнуть необходимость организовывать и выполнять ряд дополнительных лечебно-эвакуационных мероприятий за счет сил и средств службы медицины катастроф регионального уровня, а именно:
- принимать участие в оказании поражённым (в соответствии с обстановкой) первичной врачебной или/и специализированной медицинской помощи;
- развёртывать дополнительные госпитальные койки соответствующего профиля в имеющихся стационарах лечебных учреждений или организовывать эвакуацию поражённых, нуждающихся в том или ином виде специализированной медицинской помощи, за пределы данного населенного пункта (зоны землетрясения);
- организовывать управление эвакуацией поражённых из мест поражения и из ближайших амбулаторно-поликлинических учреждений до стационарных лечебных учреждений.
При землетрясениях 7-8 баллов в организации лечебно-эвакуационного обеспечения есть ряд существенных особенностей. Если исходить из удельного веса населения, не пострадавшего при землетрясении, то можно было бы считать возможным за его счёт решить проблему оказания первой помощи.
Однако на практике, видимо, подобный расчет окажется нереальным. Достаточно оценить характер возможных повреждений зданий и учесть, что различные травмы, вплоть до смертельных, при землетрясении в 7 баллов получают каждый 7-8-й житель, а в 8 баллов ‒ 3-4-й житель. В этих условиях, очевидно, значительную часть жителей, не пострадавшую при землетрясении, организовать для оказания первой помощи едва ли представляется возможным. Это, конечно, не означает, что население вообще не будет участвовать в оказании первой помощи по месту жительства или месту, где их застало землетрясение. Вопрос идет о возможности создания за счет непострадавшего населения соответствующих формирований, которые можно было бы использовать там, где в этом возникнет необходимость.
По сравнению с землетрясением в 6 баллов, за медицинской помощью при 7-балльном землетрясении могут обращаться в 4-7 раз, а при 8-балльном ‒ в 9-10 раз больше поражённых.
Все поражённые при землетрясении в 7 баллов и большинство при 8-балльном будут находиться вне завалов. Если учесть, что в первом случае санитарные потери могут составить около 13 % численности населения, а во втором – 23 %, то, очевидно, возникает необходимость в одномоментном оказании медицинской помощи большому числу поражённых. Для решения этой задачи будет необходимо оперативно привлечь к выполнению лечебно-эвакуационных мероприятий значительные силы и средства регионального, а иногда и федерального уровней.
Следует отметить, что при землетрясениях силой 7-8 баллов обстановка позволит развернуть медицинские формирования, прибывшие в зону землетрясения, непосредственно в очаге землетрясения ‒ в зданиях и сооружениях, получивших разрушения 1-й и 2-й степени.
Несмотря на то, что, по сравнению с последствиями 8-балльных землетрясений, санитарные потери среди населения при землетрясениях 9-10 баллов увеличиваются лишь на 15 %, а при 11 и 12 баллов (в городах различных типов) даже уменьшаются, соответственно, на 15-22 и 35-50 %, условия лечебно-эвакуационного обеспечения будут значительно более сложными. Это связано, главным образом, со следующими обстоятельствами, характерными для землетрясений 9-12 баллов:
- возрастающей тяжестью поражений и увеличением в связи с этим нуждаемости поражённых в различных лечебных мероприятиях и госпитальном лечении;
- нахождением значительной части поражённых, оставшихся в момент землетрясения живыми, под завалами; численность этой группы поражённых при землетрясении 9, 10, 11, 12 баллов в среднем может составит, соответственно, 9, 18, 50, 67 %;
- разрушением большинства зданий и сооружений 3, 4 и 5 степеней; очевидно, что в условиях, когда общие потери населения могут достигать 55-81 % численности населения, первую помощь в порядке само- и взаимопомощи сможет получить лишь небольшая часть поражённых.
Несмотря на то, что значительная часть поражённых при рассматриваемых землетрясениях может оказаться под завалами, объём работы по оказанию медицинской помощи поражённым и их эвакуации сразу после землетрясения будет максимальным; сразу после землетрясения за медицинской помощью могут обратиться до 70-75 % пораженных при землетрясении в 9 баллов, до 65-70 % - в 10 баллов, 50-55 % - в 11 баллов и 25-30 % ‒ в 12 баллов. Таким образом, при наиболее вероятных для России землетрясениях интенсивностью 9-10 баллов 50-70 % поражённых одномоментно потребуют медицинской помощи.
За счет извлечённых из-под завалов число нуждающихся в медицинской помощи при землетрясениях в 9 баллов будет дополнительно увеличиваться ежедневно на 1-1,5 %, при землетрясении 10 баллов - на 2-4 %, 11 баллов ‒ в первые 5 суток спасательных работ ‒ ежедневно на 10-15 %, а в последующем ‒ на 1,5-5 %.
Очевидно, что при землетрясениях интенсивностью 9 баллов и более лечебно-профилактические учреждения, расположенные в зоне землетрясения, будут уничтожены или потеряют работоспособность. Возникнет необходимость в выдвижении формирований службы медицины катастроф регионального и федерального уровней и их развёртывания в зоне землетрясения для оказания поражённым первичной врачебной и специализированной медико-санитарной помощи, а также в привлечении к оказанию специализированной медико-санитарной помощи поражённым и их госпитальному лечению лечебных учреждений, расположенных на значительном удалении от зоны землетрясения. Учитывая чрезвычайное разнообразие обстановки, которая может сложиться при том или ином землетрясении, в зависимости от многочисленных факторов, предложить единый вариант организации лечебно-эвакуационного обеспечения практически невозможно.
Очевидно, что в зависимости от конкретных условий организация оказания медицинской помощи и эвакуации пораженных может существенно отличаться даже при ликвидации медицинских последствий одного и того же землетрясения, но на различных эвакуационных направлениях. При решении данного вопроса во время планирования и организации лечебно-эвакуационного обеспечения в любых условиях необходимо учитывать приведенные выше данные об объеме работы различных этапов медицинской эвакуации и содержании оказываемой медицинской помощи.
Учитывая ограниченные возможности здравоохранения основных сейсмоопасных районов страны, успех лечебно-эвакуационного обеспечения при ликвидации медицинских последствий землетрясений интенсивностью 8 баллов и более, в основном, будет определять возможность своевременного выдвижения в зону землетрясения медицинских формирований, способных оказать поражённым экстренную медицинскую помощь, и привлечения для эвакуации воздушного транспорта для доставки поражённых в лечебные учреждения, расположенные на значительном удалении от зоны землетрясения.
Закономерно возникает вопрос о силах и средствах, необходимых для ликвидации медицинских последствий землетрясений.
Согласно официальным положениям, оказание первой помощи и эвакуация поражённых из очага является задачей аварийно-спасательных формирований МЧС и местного населения, привлекаемого для этой цели органами МЧС и местной администрацией. Служба медицины катастроф лишь по мере возможности принимает участие в этом. Однако она, по понятным причинам, чрезвычайно заинтересована в своевременном оказании и высоком качестве первой помощи, быстрой эвакуации поражённых из очага землетрясения.
При организации этих мероприятий необходимо учитывать следующие положения:
- санитарные потери при землетрясениях формируются практически одномоментно, при этом максимальный объём работ по оказанию первой помощи поражённым будет возникать сразу после землетрясения;
- в начальный период после землетрясения, видимо, в течение нескольких часов оказание первой помощи поражённым и их эвакуация из очага будут носить стихийный характер; в этот период первую помощь будут оказывать в порядке само- и взаимопомощи; при землетрясениях интенсивностью 7 баллов и больше удельный вес поражённых, получивших первую помощь от жителей пострадавшего от землетрясения населенного пункта, видимо, будет небольшим;
- в зависимости от условий возможности штатных и нештатных формирований по выполнению поисково-спасательных работ будут наращиваться с различным темпом;
- до появления возможности получения первой помощи в организованном порядке более или менее значительная часть поражённых будет самостоятельно или с помощью других людей (на сохранившихся или прибывших транспортных средствах) эвакуирована за пределы очага; поэтому в ходе организованной подачи первой помощи среди оставшихся в очаге удельный вес поражённых, имеющих тяжёлые и средней степени тяжести травмы, увеличится.
Для совершенствования организации оказания первой помощи поражённым необходимо:
- обеспечить подготовку всего населения, проживающего в сейсмоопасных районах, к оказанию первой помощи; при этом особое внимание должно быть обращено на изучение и получение навыков по восстановлению у поражённых внешнего дыхания (с помощью простых способов искусственной вентиляции лёгких) и сердечной деятельности, остановке наружного кровообращения, транспортной иммобилизации, а также помощи поражённым с синдромом длительного сдавления;
- бригады скорой и экстренной медицинской помощи должны иметь запасы медицинского имущества для обеспечения оказания первой помощи в порядке само- и взаимопомощи;
- обеспечить подготовку всех штатных спасателей поисково-спасательных отрядов в соответствии с официальной программой;
- включить в состав штатных поисково-спасательных отрядов среднего медицинского работника (фельдшера, медицинскую сестру), а в табели оснащения отрядов ‒ средства для оказания первой помощи на 500 поражённых;
- включить в табели оснащения поисково-спасательных служб, в зоны ответственности которых входят сейсмоопасные районы, запас средств оказания первой помощи на 2-3 тыс. поражённых.