ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в ходе написания дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы относительно административно-правового статуса общественных объединений в Республике Беларусь, а также предложения по совершенствованию законодательства в области общественных объединений.
Теоретические выводы
Общественное объединение - это добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения нематериальных потребностей и достижения уставных целей. Важнейший принцип общественных объединений - добровольность формирований.
Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и законные интересы граждан.
Законом определены важнейшие требования к содержанию устава общественного объединения, в силу чего он является важным документом, регламентирующим организацию и деятельность объединения, а также порядок его реорганизации и ликвидации.
Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; вносить предложения в органы государственной власти и др. Важной гарантией прав общественных объединений является норма закона согласно которой они вправе осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях.
|
Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным. Например, органы государственной власти обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
Помимо установления общих правовых основ статуса общественных объединений государство влияет на них и иными способами.
Органы юстиции осуществляют государственную регистрации общественных объединений. Правда, общественное объединение вправе не регистрироваться, но в таком случае оно не приобретает прав юридического лица.
Орган, регистрирующий общественные объединения, контролирует соответствие их деятельности уставным целям. Он может запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными единениями мероприятиях; в установленных случаях может вынести руководящим органам объединений письменное предупреждение с указанием конных оснований вынесения предупреждения.
Финансовые органы контролируют источники доходов общественных единений, размеры получаемых ими средств и уплату налогов.
|
Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществлять органы надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил и иные органы государственного надзора.
Важнейшей обязанностью общественных объединений является соблюдениe законодательства Республики Беларусь.
Наиболее распространённой, основанной на анализе действующего законодательства Республики Беларусь является подразделение общественных объединений в зависимости от масштаба деятельности:
1) международные общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию Республики Беларусь и территории одного ли нескольких иностранных государств;
2) республиканские - на всю территорию Республики Беларусь;
3) местные — на территорию одной или нескольких административно- территориальных единиц Республики Беларусь.
Целями созданного общественного объединения являются: реализация и защита гражданских прав, удовлетворение профессиональных и творческих интересов, развитие научно-технического творчества, охрана здоровья, окружающей среды.
Предложения по совершенствованию законодательства
Изучив основные положения Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях», предлагаю внести следующие поправки:
1) на основании, вытекающем из Конституции Республики Беларусь, дополнить главу 4 ст. 20 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» пунктом 14 следующего содержания: «право общественных объединений участвовать в решении государственных дел и право принимать участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни в порядке, установленном законодательством»;
|
2) Дополнить главу 4 ст. 20 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» пунктом 15 следующего содержания: «правом выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти»;
3) необходимо также выработать правовой механизм обязательности учета выдвигаемых общественными объединениями инициатив. Таким образом, будут созданы реальные предпосылки для полноценного привлечения общественных объединений к управлению делами общества и государства;
4) внести в Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» отдельную статью следующего содержания: «Основные обязанности общественных объединений», включив в нее следующие обязанности:
• осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством и уставом;
• обеспечивать возможность осуществления контролирующими и регистрирующими органами своих полномочий;
• предоставлять гражданам Республики Беларусь возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы, содействовать избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий доставлять необходимые для их работы сведения и материалы.
5) закрепить в законодательстве Республики Беларусь определение «благотворительность», и изложить в следующей редакции:
Благотворительность - это добровольная и бескорыстная (безвозмездно на льготных условиях) деятельность физических и юридических лиц по предоставлению благотворительной помощи».
Проанализировав основную деятельность благотворительных организаций Республики Беларусь, хотим отметить, что на законодательном уровне деятельность благотворительных организаций так и не нашла своего выражения.
Правительству Республики Беларусь вносилась на рассмотрение Концепция «Об общественно полезной деятельности», однако его закрепления она так и не получила.
В следствии этого предлагаю внести на рассмотрение проект Закона Республики Беларусь «О благотворительной деятельности» следующего содержания:
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Благотворительная деятельность
Статья 2. Основные цели благотворительной деятельности
Статья 3. Законодательство о благотворительной деятельности и благотворительных организациях
Статья 4. Право на осуществление благотворительной деятельности
Статья 5. Субъекты благотворительной деятельности
Статья 6. Благотворительные организации
ГЛАВА 2
АККРЕДИТАЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья 7. Аккредитация благотворительной организации
Статья 8. Специально уполномоченные органы по аккредитации благотворительной организации
Статья 9. Документы, представляемые для аккредитации
Статья 10. Свидетельство об аккредитации
Статья 11. Выдача свидетельства об аккредитации, отказ в его выдаче
Статья 12. Прекращение действия свидетельства об аккредитации
Статья 13. Отказ благотворительной организации от свидетельства об аккредитации
Статья 14. Аннулирование, отзыв свидетельства об аккредитации
ГЛАВА 3
УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВО
РИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 15. Деятельность благотворительной организации
Статья 16. Использование имущества благотворительной организации
Статья 17. Отчетность о благотворительной деятельности
Статья 18. Контроль за деятельностью благотворительной организации
Статья 19. Гласность о благотворительной деятельности и благотворительных организациях
Статья 20. Поддержка благотворительной деятельности
ГЛАВА 4
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
Статья 22. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом
В рамках данного законопроекта следует дать расшифровку термина «благотворительность».
Данный проект Закона позволит чётко установить структуру, цели, задачи и предмет деятельности благотворительных организаций. Также его принятие создаст основы правового регулирования благотворительных организаций, будет гарантировать поддержку со стороны органов власти её субъектам, создаст условия для широкого распространения и развития этой деятельности путём экономического стимулирования и морального поощрения субъектов, участвующих в ней.