Русская музыкальная культура на рубеже XIX – XX вв.




Конец XIX и начало ХХ в. являлись порой необычайно быстрого, стремительного развития и выдвижения новых сил и течений. Данный период сравнивают с Ренессансом. Понятие «культурного Возрождения» распространялось не только на область художественного творчества, но и на сферу философско-мировоззренческих представлений. Однако, как и в XV‑XVI вв., господствовало эстетическое постижение реальности.

В начале 900-х гг. появилось определение «серебряный век». Термин принадлежит Н. Бердяеву. Под этим определением подразумевается не вся художественная культура данного периода, а только совокупность его новых течений – то, что иначе принято именовать «модернизмом». Хронологические границы «серебряного века» – примерно 25-летний отрезок, от начала 1890-х гг. до1917 г. Первым его эстетическим манифестом считается работа Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Долгое время искусство «серебряного века» противопоставлялось классическому наследию XIX в. как пора кризиса и упадка. Сегодня эта точка зрения опровергнута – это был закономерный, хотя и не лишённый противоречий этап развития русской художественной культуры.

Большое значение для развития музыкального искусства имела деятельность «Беляевского кружка». Центром кружка были М.П. Беляев – страстный любитель музыкального искусства, «образованный меломан» (Глазунов). Возмущался, когда его называли меценатом. Основал множество музыкальных учреждений: «русские симфонические концерты», «русские квартетные вечера», издательство в Лейпциге, премии им. Глинки и т.д. Фактической главой кружка являлся Римский-Корсаков. В своей «Летописи» композитор пишет о сходствах и различиях между «Могучей кучкой» и «Беляевским кружком». Кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, кружок Беляева – периоду спокойного шествия. 1-й был революционный, 2-й прогрессивный. Балакиревский состоял из пяти человек, беляевский был многочисленный, с течением времени разрастался (около 70 человек). 1-й состоял из композиторов, 2-й по составу был разнообразный. Различие исторического положения обоих кружков определило и разный характер их творческой деятельности. Беляевцы не столько завоёвывали новые области музыкального искусства или расширяли его горизонты, сколько закрепляли ранее достигнутое, совершенствовали мастерство, композиторскую технику.

Композиторские школы

 

Петербургская композиторская школа — творчество группы русских композиторов, связанных с «Могучей кучкой» и Беляевским кружком.

Центром петербургской школы становится Петербургская консерватория, где преподавал Н. А. Римский-Корсаков и его ученики, педагоги А. К. Лядов и А. К. Глазунов. Петербургской школе противопоставлялась московская школа, ее представители - П. И. Чайковский и С. И. Танеев.

Различие между школами касалось стилистической ориентации, в отношении к классическому наследству и разным течениям зарубежной музыки того времени. Главной целью Птб школа ставила воплощение национального начала в своих музыкальных произведениях. Московская тяготела к лирическим, личным высказываниям.

С течением времени разногласия между московской и петербургской школой теряли свою остроту. Стремление к синтезу принципов обеих школ было характерно для А. С. Аренского, А. Т. Гречанинова M. M. Ипполитова-Иванова, Вас. С. Калинникова, отчасти С. В. Рахманинова.

Деятельность меценатов

Рубеж XIX - XX вв. в России был временем небывалого взлета русского искусства, его «серебряным веком». Рядом с художниками, музыкантами, артистами стояли новые люди - владельцы крупных состояний - меценаты, чья деятельность была гораздо шире этого понятия: их по праву можно назвать собирателями, организаторами культуры, соратниками и помощниками творцов. Это было явление уникальное, чисто русское. Благодаря этим людям в России остались Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А.В.Морозова, собрание икон Рябушинского, частная опера С.Мамонтова, Художественный театр К.Станиславского и многое другое.

Особое место в этом ряду занимает имя С.И.Мамонтова, которого по праву можно назвать созидателем русской культуры. Две страсти проявились у Саввы Мамонтова - любовь к живописи и к оперному искусству. Первую определило знакомство с собранием картин братьев Третьяковых и сближение с И.Репиным. В окружение Мамонтова вошли крупные художники. В 1870 году он купил под Москвой (недалеко от Сергиева Посада) имение Абрамцево, которое на долгие годы стало местом жительства и работы многих русских живописцев. Здесь он устроил художественную мастерскую, пригласил П.Антокольского и В.Поленова, затем приехали Репин, Серов, Виктор Васнецов, Коровин, Врубель - создалось объединение художников, которое называли абрамцевским, или мамонтовским кружком. Репин здесь написал свои знаменитые портреты, картину «Проводы новобранца», начал писать «Запорожцев», Васнецов - «Богатырей», «Витязя на распутье», «Аленушку», Серов - «Девочку с персиками».

Любовь к театру воплотилась в основании в 1885 г. Московской частной русской оперы, в которой он соединил музыкальное искусство с высокой живописью - впервые художники пришли на смену декораторам. Декорации для оперных постановок создавали В.Васнецов, В.Серов, B.Поленов, И. Левитан.

Мамонтов щедро финансировал это дорогостоящее дело, стремясь создать национальный оперный театр. Второй блистательный этап Мамонтовской оперы связан с открытием для сцены Федора Шаляпина и содружеством с Н.Римским-Корсаковым. C.Мамонтов лично работал с молодым Ф.Шаляпиным над образом Ивана Грозного в «Псковитянке», Бориса Годунова в одноименной опере М.Мусоргского. Н.Римский-Корсаков отдает в его театр «Моцарта и Сальери», специально пишет «Царскую невесту’» и «Сказку о царе Салтане».

 

Русские сезоны и С.Дягилев

 

Самым крупным и влиятельным художественным объединением стало «Мир искусства» (1898‑1924 гг.). Создано в Петербурге А. Бенуа и С. Дягилевым. Издавали журнал «Мир искусства», где публиковали сообщения о художественных выставках, театрально-музыкальных проблемах, поэтических сборниках.

 

Сергей Павлович Дягилев – величайший русский антрепренёр и импресарио – устраивал выставки исторических портретов, русские сезоны в Париже.

«Русские сезоны» — гастрольные выступления русских артистов балета и оперы (1908-1929), организованные известным деятелем культуры и антрепренером С.П.Дягилевым за границей.

Начало «Русских сезонов» было положено еще в 1906, когда Дягилев привез в Париж выставку русских художников. В 1907 состоялась серия концертов русской музыки («Исторические русские концерты»). Собственно «Русские сезоны» начались в 1908 в Париже, когда здесь была исполнена опера «Борис Годунов». В 1909 впервые, наряду с оперными спектаклями, показаны балеты хореографа Михаила Фокина: «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Шопениана», «Клеопатра». Далее – русские балеты Стравинского: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Именно балет принес «Русским сезонам» громкую славу, и именно труппа Дягилева повлияла на историю развития данного вида искусства во всех странах, где им приходилось выступать с гастролями. С 1911 года «Русские сезоны» содержали исключительно балетные номера, труппа стала выступать в относительно стабильном составе и получила название «Русский балет Дягилева».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: