Консультация: «Игры наших детей»
Уважаемые родители, уделите некоторое время чтению нашей консультации, не откладывайте на «потом почитаю», это займёт немного времени, сделайте для себя пометки.
Дети в дошкольном возрасте развиваются очень быстро, они весьма восприимчивы, и в это время с ними нужно много заниматься, чтобы направить их внимание в нужное русло. Дети четырех-пяти лет активно пополняют свой словарный запас, они узнают лучше мир вокруг себя, учатся различать информацию, систематизировать ее, делать какие-то выводы. Очень важно в это время уделять детям достаточно внимания, а весь процесс обучения свести к интересным играм, так как только в игре дети без напряжения и усталости принимают большое количество знаний. При этом развиваются все основные навыки и умения.
К рекомендациям и полезным советам можно отнести следующее: постарайтесь, чтобы ребенок получал удовольствие от игры, не смейтесь над его неудачами, поощряйте успех. Не старайтесь сделать игру «академической», пробуйте индивидуальный подход, ищите то, что заинтересует в первую очередь самого ребенка.
Однако, есть и другой полезный совет: не стоит в игре, особенно соревновательной, все время поддаваться ребенку, чтобы не активизировать в нем чувство превосходства и эгоцентризма! В этом случае игра даст побочный результат, и возможно, в дальнейшем, в игре со сверстниками, ребенок не сможет спокойно перенести проигрыш. Научите ребенка выигрывать и проигрывать достойно !!!
1. Игры в геометрию.
Эти игры способствуют развитию внимания и учат выстраивать логический ряд.
Для начала взрослый рисует простые геометрические фигуры, из которых получает какой-то рисунок: например, это может быть елочка, составленная из треугольников или домик, составленный из квадрата и треугольника, или машина-грузовик из квадрата (кабины, прямоугольника (кузова) и кругов (колес). Рядом взрослый рисует фигуры, из которых составлены рисунки, только уже отдельно: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, добавив также те фигуры, которых на рисунке нет – например, неправильный треугольник со сторонами разной длины, ромб, замкнутую кривую. Затем можно попросить ребенка покрасить карандашом только те фигуры, которые он видит на рисунке. В случае приведенного примера не закрашенными останутся лишние фигуры.
|
Можно провести похожую игру. Нужно нарисовать геометрические фигуры (лучше для начала правильных форм). Затем рядом нарисовать рисунок, который содержит в себе эти фигуры, но имеет несколько лишних. Например, взрослый рисует -отдельно треугольник и квадрат.
А на рисунке будет изображена ракета – из треугольника и квадрата, поезд – из прямоугольников (вагоны) и квадрата (тепловоза, кругов (колеса, домик – из квадрата (здания) и треугольника (крыши, елка – из треугольников. Нужно попросить ребенка выбрать только те рисунки, которые будут состоять только из тех фигур, которые нарисованы отдельно. В данном случае это будет домик и ракета, у остальных рисунков либо не хватает фигур, либо они лишние.
2. Доделать картинку. Игра в логическое продолжение ряда.
Для этой игры взрослый рисует таблицу из крупных квадратов. Если в доме есть доска для занятий, то на ней можно нарисовать мелом или специальным фломастером. Доску или лист нужно положить на плоскую поверхность – стол или пол. В свободных клетках нужно разложить вырезанные из бумаги геометрические фигуры таким образом, чтобы они могли составить в целом виде рисунок. Пусть этот рисунок состоит из треугольников, квадратов, кругов. Отдельно нужно нарезать эти фигуры. Когда картинка будет составлена, нужно вынуть из ее разных частей фигурки, оставив свободными клетки в таблице. Затем предложить ребенку дополнить рисунок из тех фигур, которые вы нарезали. Рисунок для начала может быть простым, например, грузовик, дом с двумя этажами и сложной крышей, паровоз с вагонами, мебель и так далее – главное, чтобы рисунок состоял из разных геометрических фигур, которыми ребенок мог бы дополнить картинку. Игра в также помогает детям сосредоточиться и подбирать подходящие кусочки, исходя из цвета, продолжения линии рисунка.
|
3. Найди вещь.
Игра, которая учит сопоставлять косвенные признаки предметов.
Для этого можно использовать цветные карандаши, фломастеры или просто закрашенные разными цветами квадратики из бумаги. К каждому цвету карандаша, фломастера или кусочка бумаги подберите игрушки такого же цвета и составьте из них пары. Покажите ребенку эти пары. Пусть их будет около 8-10 пар. Затем смешайте вместе все игрушки и карандаши (или фломастеры, бумагу). Попросите малыша закрыть глаза, а сами уберите одну игрушку из общей кучи. Теперь попросите ребенка определить, какой игрушки не хватает. Лучше прятать не видовую игрушку, а карандаш. Ребенок может попытаться просто вспомнить, чего не достает, но если пар будет достаточно много, то ему будет сделать это достаточно непросто. Предложите малышу сопоставить пары между собой, чтобы было легче найти непарную игрушку и определить, что же именно было спрятано.
|
Каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был всесторонне развитым. Для этого покупают всевозможные развивающие игрушки, которые могут увлечь ребёнка, и ребёнок рад и с удовольствием играет, но со временем игрушки надоедают или ломаются. Родители записывают ребёнка в кружки, и это очень хорошо, когда ребёнок занимается интересным и любимым делом. Очень много свободного времени у дошкольников в вечернее время, и родители не знают, чем занять их дома. Просмотр мультфильмов и компьютерные игры -это невыход из положения!!!
С целью развития ребёнка можно придумывать разные интересные задания. Сегодня одни, направленные, например, на развитие усидчивости, старательности, творческих способностей, завтра направленные, например, на развитие памяти, логического мышления и внимания.
Предлагаемые занятия не требуют активных действий взрослого, предполагают в большей степени самостоятельную игру ребёнка, а в игре как раз он и развивается. Но требуют обязательного присутствия взрослого рядом.
Можно предложить ребёнку заняться рисованием. И дать на выбор карандаши, краски или фломастеры. Рисовать можно на альбоме, можно взять рулон старых обоев, разложить их на полу и создать поле для творчества. Можно окунуть детскую ладошку в краску и сделать отпечаток, предложить создать из ладошки, например, птицу, солнышко или цветок. Или предложить сделать отпечатки с помощью донышков пластиковых бутылок разного размера, а потом дорисовать изображение. Это могут получиться цветы на полянке или узоры на одежде. Можно создать коллективную композицию. В процессе такого творчества развивается воображение, творческие способности.
Можно распечатать для ребёнка раскраски из интернета или купить готовые раскраски и предложить раскрасить картинки разными способами. Для этого могут пригодиться ватные палочки, пробки, кусочки поролона. Путём отпечатков, точек можно раскрасить изображения и увлечь ребёнка творческим процессом.
Можно предложить рисовать на старых дисках фломастерами, создавая причудливые узоры.
Можно предложить различные трафареты с целью обводить их. Обводить можно также различные предметы, разные по форме, например, кукольную чашку, тарелку, кубик. Можно учить детей закрашивать их карандашами, фломастерами с помощью различной штриховки.
Интересное занятие, когда ребёнок лепит из солёного теста. Можно вылепить всевозможные фигурки, раскрасить их.
Лепить можно из пластилина. Предложить ребёнку размазать пластилин по диску. Это очень хорошее упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук. Или слепить округлую форму, сплющить её, предположив, что это торт или пирожное. Использовать для творчества можно подручные материалы, например, пуговицы, крупу, семена арбуза, тыквы. Ими оформить изделия.
Можно предложить ребёнку задание, когда надо дорисовать рисунок. Заготовки можно распечатать из интернета или нарисовать. Это может быть половина картинки, часть картинки с узором. Ребёнок анализирует, что нарисовано, дорисовывает и раскрашивает или дополняет узор. Такие задания требуют развития внимания, логического мышления.
Можно предложить ребёнку ножницы и старую газету, журнал для вырезания картинок. Вырезанные картинки можно приклеить на лист альбома и создать композицию, коллаж в технике аппликация. Картинки можно подобрать по теме, например, «Транспорт» или «Фрукты-овощи» … Можно предложить интересное задание: с помощью дырокола сделать круги разного цвета и с помощью кисти и клея оформить ими изображение.
Можно сделать своими руками пазлы, разрезав яркую картинку или обложку альбома на несколько частей. И предложить ребёнку собрать её. Для детей младшего дошкольного возраста достаточно 4-6 частей. Для детей старшего возраста можно разрезать картинку на 8-10 частей. Это задание требует усидчивости, у ребёнка развивается логическое мышление.
Можно предложить ребёнку прищепки и предложить прикрепить их на свою одежду, к краю ведёрка или контейнера, создать интересные конструкции, обыграть их. Можно повесить для ребёнка верёвку и предложить развесить на ней носовые платочки, носки.
Можно предложить крупы, сито, воронку, пластиковые стаканчики и предложить перебрать крупу вручную, например, фасоль и горох. Можно предложить просеять сквозь сито, например, манку. Можно предложить крупу пересыпать, из стаканчика в стаканчик или сквозь воронку. Можно предложить из фасоли выложить силуэты букв, цифр. Можно предложить рисовать пальчиком узоры на манке, предварительно рассыпав её на подносе.
Можно предложить ребёнку сделать из белой офисной бумаги снежки и забрасывать их, например, в корзину или подбрасывать и ловить их.
Можно организовать игры с водой и предложить ребёнку перелить воду из одной ёмкости в другую. Для этого можно использовать тазик, воронку, лейку, губку, тряпку. Можно предложить убрать воду со стола с помощью губки.
Можно организовать необычную рыбалку и вылавливать из воды разные предметы, например, камешки. Захват можно производить по-разному, например, двумя пальцами. Если вылавливать нетонущие предметы, например, контейнеры от киндер-сюрпризов, то можно предложить выполнить задание с помощью ситечек.
Можно предложить игры с магнитами. И показать, как можно с помощью магнитов передвигать картинки (заранее к обратной стороне картинок надо приклеить металлические элементы). Объяснить свойства магнита и дать возможность ребёнку поэкспериментировать и самостоятельно найти в доме предметы, которые можно примагнитить.
Можно придумать ещё множество развивающих игр, которые обязательно заинтересуют ребёнка. Время будет проведено с пользой для его развития.
Желаем успехов в развитии ваших детей!
«Путешествие на дачу»
Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок - такие же, идущие навстречу. Можно считать машины определенной марки, определенной величины.
«Найди игрушку»
Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на., за., между., в., у. и т. п. Потом поменяйтесь ролями.
«Чего не стало?»
Поставьте на стол десять игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:
- Игрушек стало больше или меньше?
- Какие игрушки исчезли?
- Какими они были по счету?
«Назови соседей»
Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются ролями.
«Кто знает, пусть дальше считает»
Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями.
«Найти столько же»
Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых (по любому признаку) предметов в комнате, затем столько же разных.
«Положи столько же»
В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (каштаны). Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру, предложите положить больше камешков или меньше тоже в ряд.
«Чудесный мешочек»
На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным количеством кружочков. Потом можно поменяться ролями.
«Отгадай число»
Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 20. Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше», отгадывает задуманное число.
«Давай посчитаем!»
Играют вдвоем. Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время говорит «стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мнению, досчитал взрослый. Меняются ролями.
«Кто больше?»
Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц (фасолинок). По команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой.
«Камешки»
Играют вдвоем. Положите на землю камешки. Каждый по очереди подбрасывает один камешек вверх, стараясь его поймать, и одновременно собирает лежащие на земле камешки в другую руку. Если это удается, то количество пойманных камешков засчитывается как выигранные очки. Кто первый наберет 20 очков, тот и выиграл.
Вечерние игры с ребенком дома.
Ребенок пришел из детского сада, и вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится, как метеор, кричит, хохочет, легко срывается на слезы. Мама и папа удивляются. А зря! Попробуйте сами провести несколько часов в большой шумной компании - и у вас к вечеру заболит голова, накопится раздражение, появится желание быстрее уйти домой. А ваш ребенок проводит в такой обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.
Как же родителям помочь ребенку? Один из лучших антистрессовых приемов - игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил:
- выбор - играть или не играть - должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать.
- «вечерняя » игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.
Если днем ваш ребенок – «тихоня», а вечером – «дикарь», хорошо помогает снять напряжение и дать выход деструктивной энергии игра «Рвакля». Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Можно даже попрыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.
Если ваш маленький человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановится, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования. Одной из таких игр является «Грибник». Предложите ребенку расставить кегли или мелкие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Если у вас дома есть спортивный комплекс, игрушки можно развесить на нем. Затем попросите сына или дочку закрыть глаза и по памяти собрать все предметы (грибы) в корзину. Собранные грибы можно сортировать по цвету, форме, размеру. К одному из предметов можно прикрепить записку с дальнейшим планом вечера: «Давай, раскрасим камушки?» или «Поможешь мне на кухне?».
На кухне нельзя бегать, прыгать. А вот превратить кухню в творческую мастерскую, можно. Например, сделать свое тесто для лепки – очень просто. На просторе интернета рецептов полно, все основные ингредиенты найдутся на любой кухне, а времени понадобиться максимум минут 10. Получается приятная, очень податливая масса. И можно не бояться, что ваш малыш вдруг решит попробовать свое произведение на зубок.
Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня - усталость, раздражение, напряжение - уйдет, «стечет» с малыша.
Игры в воде подчиняются общему правилу: они должны быть нешумными, спокойными:
- вы можете пускать бумажные кораблики, а можете - мыльные пузыри: попросите ребенка выдуть бо-о-ольшущий шар и малюсенький пузырек;
- играть с губками: смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов;
- заполните раковину мыльной пеной и спокойно наблюдайте восторженную реакцию вашего ребенка; или даже лучше – дайте ему несколько пластиковых стаканчиков, ложек, чашек, чтобы он смог играть с пузырьками, малыш будет в восторге;
- возьмите натертое мыло с водой или крем для бритья и пищевые красители, такая краска позволит вашему юному Пикассо создавать свои шедевры прямо в ванной без угрозы для окружающих предметов, а формочки для кексов послужат просто идеальной палитрой: весело делать, весело играть и легко отмывать;
- просто дать две-три баночки, и пусть переливает водичку туда-сюда, вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще - через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.
А в спальне вашего непоседу пусть ждет сказка, но необычная:
- расскажите хорошо знакомую сказку, не используя имен собственных и заменив старые понятия на похожие современные: бал – на дискотеку, карету – на автомобиль, принцессу – на супермодель. Интересно, когда ребенок поймет, какую сказку вы ему рассказываете. Но когда сказка будет угадана, продолжите свой увлекательный ремейк.
- можно сочинить целую сказку вместе с ребенком: Выбираете название сказки и главных героев, затем начинаете сказку: одно или два предложения – ребенок, затем – вы и т. д. Эта игра очень полезна, чтобы понять внутренний мир ребенка, логику его поступков. Дети часто проговаривают в такой форме важные для них вещи.
- возьмите фонарик, выключите свет и покажите малышу, сказку теней. С детьми постарше можно накрыться простыней и рассказать всплывшие в памяти лагерные страшилки. Деткам помладше продемонстрируйте причудливые тени-зверюшки, получающиеся с помощью рук. Самые простые помогите попробовать сделать самому ребенку – отличное занятие для мелкой моторики.
И главное, помните! Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», целый день в садике или школе не покажется ему такой бесконечной вечностью, и стресс отступит.