Мотивация обучения - средства побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.




Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избежания неудач.

Мотивы учения:

Внешние:

- Исходят извне (от педагогов, родителей, общества в целом)

- В форме подсказок, намеков, требований, указаний, принуждений

- Действуют, но их действие встречает внутреннее сопротивление

Внутренние:

- Исходят от самого человека

- В форме внутренних побудительных сил

- Одним из сильнодействующих мотивов является интерес

Развить интерес к обучению можно различными способами:

. Излагать материал, исходя из уровня и качества знаний учащихся

. Увлечение предметом - вовлекать в предмет учащихся

. Сделать занятия разнообразными, интересными, устранить монотонность и однообразие, не допускать скуку

Как мотивировать учащихся и без усилий заставить учиться следует применять следующие правила мотивации:

• Учитывать интересы и склонности

• Поощрять желания добиться успеха. В ходе урока всегда нужно создавать ситуации переживания, успеха, связанные с положительными эмоциями.

• Одобрять успехи у каждого учащегося можно найти, за что его отметить. Сравнивать надо с его результатами предыдущими.

• Признавать достоинства

• Сделать работу привлекательной

• Использовать ситуацию, то есть ловить момент

• Показывать достижения: большинство людей любят слышать, когда о них говорят приятно. Лучшим способом стимулирования, по мнению Шаталова, служат рейтинги и экран успеваемости.

• Обращаться к самолюбию, так как любому человеку свойственно улучшать свои результаты, положение.

• Поддерживать соперничество, вовлекать учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов. Это стимулирует творческую активность, инициативу, ответственность, коллективизм

• Хвалить - похвала должна быть конкретной, точно адресованной и объективной. Особенно она необходима учащимся несмелым, неуверенным.

Формирование мотивации на отдельных этапах урока

1.Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока преподаватель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:

ü актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"),

ü вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"),

ü усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"),

ü усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

.Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы,

ü вызывая интерес к нескольким способам решения задач,

ü к разным способам сотрудничества с другим человеком

Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока.

.Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.

По результатам социологических опросов выявлены причины мотивации, которые заставляют учащихся лучше учиться:

1) хорошая отметка на уроке

) хорошо стараются подготовиться к зачёту или контрольной работе

) изучение материала учебника

) проявить и развить свои способности

Интерес учащихся к предмету также зависит от их отношения к преподавателю.

Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого учащегося.

познавательный мотивация подросток обучение

1.4 Особенности формирования мотивации обучения в подростковом возрасте

 

Необходимо наметить самые общие, принципиальные пути формирования мотивации.

Первый путь - его называют иногда путем «сверху вниз» - состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь подросток усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами, предлагаемыми обществом. Недостаточность этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений. Второй путь - «снизу вверх» - состоит в том, что ученик включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Недостаточность этого пути состоит в том, что воспитатель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы.

Единство же этих путей воспитания должно дать правильное сочетание и «знаемых» и реально действующих мотивов, обеспечивающих зрелость личности школьников, единство слова и дела. Обучение в школе включает оба эти вида воздействия на мотивацию учения, причём воспитание мотивации через виды деятельности предполагает использование не только учебной, но и общественно полезной, общественно-политической и других видов деятельности.

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое знание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве её компонентов, то у подростков складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.

Опираясь на эти оптимистические выводы психологических исследований, учителю вместе с тем надо соотносить их с реальностью и учитывать, что воспитание мотивации - это длительный процесс, связанный со становлением личности школьников в целом. Проходит порой много месяцев кропотливого труда, пока удаётся зафиксировать зримое и устойчивое изменение в мотивационных установках школьника. Психологи показали, что познавательные мотивы у школьников перестраиваются легче и быстрее, чем социальные. Например, за несколько месяцев при систематической отработке учебной деятельности, её компонентов, у школьников удаётся вызвать достаточно чёткую ориентацию не только на результаты, но и на способы работы, т. е. развить учебно-познавательные мотивы. Требуются дополнительные усилия педагога, чтобы сделать эти новые мотивы «смыслообразующими», т. е. придать им личностную значимость. Социальные мотивы требуют для своего формирования комплексной воспитательной работы, однако и для их становления в ходе учебной деятельности можно многое сделать.

В учении подросток осуществляет и предметные преобразования, и взаимодействия с другим человеком, изменяет свою деятельность и самого себя. Соответственно здесь складываются новые виды познавательной и социальной активности, действенное отношение к своей мотивационной сфере.

Таким образом, мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, З. Фрейд и др.).

Исследованием учебной мотивации активно исследуется такими исследователями как: Л.И. Божович, А.К. Маркова, С.М. Бондаренко, Е.И. Савонько, Н.М. Симонов, Б.И. Додонов и др. Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.

 


Глава 2. Экспериментальное изучение процесса формирования мотивации обучения у подростков

 

Специфика мотивации обучения в подростковом возрасте

 

Прежде чем обсуждать, пути развития мотивации учебной деятельности учащихся средних классов, необходимо определить, чем психологически отличается этот возраст от младшего школьного возраста, от юношеского возраста и от взрослых людей.

От младшего школьного возраста подростковый (12 - 14 лет) отличается тем, что он фактически представляет собой начальный шаг на пути перехода от детства к взрослости. По этой же логике возрастного развития юность является заключительным шагом на этом пути и сама делится, как минимум, на три периода: ранний юношеский возраст (охватывает IX - XI классы школы), средний юношеский возраст (включает первые годы жизни человека по окончание школы, с 17 - 18 лет до 22 - 23 лет) и старший юношеский возраст (охватывает годы с 23 - 24 до 28 - 29 лет). За пределами 30-летнего возраста начинается длительный период взрослости.

Подростковые годы - характеризуется усилием независимости детей от взрослых людей, причем во всех сферах поведения. Если младший школьник, несмотря на его чрезвычайную внешнюю подвижность и кажущееся непослушание, всё еще полностью зависим от взрослых людей, которые, если они достаточно авторитетны, могут влиять на психологию и поведения ребенка, то подросток гораздо более независим и менее податлив внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны взрослых людей, родителей и учителей. Эта независимость, однако, относительная и скорее напоминает негативистическую, вполне ещё детскую ассоциацию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный самостоятельный поступок.

Существенной чертой подростков является особенность нормативного сознания и нормативной регуляции поведения. Подросток ориентирован на сверстников, причем нормы поведения для него существуют не только в персонифицированном виде (как задаваемые авторитетными сверстниками или более старшими детьми, выступающие в роли лидеров), но в так называемой социализированной форме. Персонифицированной называют социальную норму, ввязываемую в сознании данного человека с другим лицом, которое утверждает эту норму и требует её соблюдения. Так младшие школьники принимают и выполняют нормы, персонифицированные в личности учителя, родителя, директора школы. Каждая такая норма является императивом для младшего школьника именно потому, что она исходит от авторитетного для него человека.

Социализированной называют норму, которая в сознании человека не связывается с требованиями отдельных лиц, а представляется как общее правило, принятое людьми, не зависимо от того, что по этому поводу думают отдельные личности. Социализированная норма существует в так называемой безличной форме.

Итак, источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы. Но это еще не есть полностью социальные, возрастные и безличные нормы - такие, которые принимаются взрослыми людьми. Для подростков это - лидерские или групповые нормы, принятые в референтных группах, нормы, которых нет, не в младшем школьном возрасте и не в характерных для юношей, тем более - взрослых людей. Хотя такие нормы уже не являются персонифициронными, но в тоже время они еще не полностью оторваны от определенного разделяющего их круга людей, т.е. по существу выступают переходные от детства к взрослости.

Исследование когнитивного развития занимает скромное место среди множества работ, посвященных многочисленным аспектам интеллектуальной жизни в подростковом возрасте. Относительная бедность исследований в области когнитивного развития объясняется сложностью подросткового мышления, требующей применение разнообразного и сложного методического инструментария. Несомненно, к этому следует добавить тот факт, что в отрочестве все труднее становится определить эффекты созревания от влияния школьного обучения на развитие мышления.

Пиаже определил абстрактное мышление подростков как мышление на уровне формальных операций. Он считает, что развитие мышления до стадии формальных операций не только является основным когнитивным новообразованием, данного возраста, но и лежит в основе всей эволюции психической жизни в отрочестве. Большинство современных работ по изучению когнитивного развития исходят из идей Пиаже.

 

Исследование мотивов учебной деятельности подростков

 

Для изучения мотивационной сферы подростков было проведено исследование, которое проводилось на базе СОШ «Андреевская»

класс 8"А" - 14 человека;

класс 8"Б" - 11 человека.

Цель исследования: провести анализ мотивационной сферы у учащихся школы.

Задачи:

. Изучить мотивационную сферу учащихся.

. Выявить направленность мотивации.

. Проанализировать особенности мотивации учения в подростковом возрасте.

Таким образом, необходимо провести исследования, в результате которых можно будет узнать:

ü какой тип мотивации преобладает у школьников;

ü какой вид мотивов преобладает у школьников;

ü какой из уровней мотивации больше всего присутствует у учащихся 8 класса.

Как уже говорилось в первой части данной работы, что толчком к деятельности, к учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Были очерчены контуры двух важных типов мотиваций - мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. При диагностике этих типов мотиваций оптимальным методом является наблюдение, т.к. у педагога есть возможность следить за поведением и деятельностью ученика в различных жизненных и учебных ситуациях.

Для диагностики мотивации успеха и мотивации боязни неудач используется уже проверенная методика: опросник МУН А.А. Реана (Приложение 1).

Для диагностики уровней мотивации используется тест Н.Г. Лускановой (Приложение 2).

Для диагностики социальной и позновательной мотивации используется модифицированный опросник МУН А.А. Реана (Приложение 3).

Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Необходимо выяснить, в ходе анкетирования, что в большей мере мотивирует учеников: сам процесс познания в ходе учения или же отношения с другими людьми в ходе учения.

Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

В большинстве случаев у учащихся существует проблема с положительной мотивацией к учебной деятельности. Многие из сегодняшних школьников ходят в школу с неохотой и без желания учиться и получать знания. Следует, однако, проверить это.

Исследование проводилось методом письменного анкетирования, так как этот метод позволяет охватить большое количество школьников. Были составлены вопросы на выявление мотивации учения. Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить какой уровней мотивации присутствует у учащегося. В анкете приводится описание пяти уровней мотивации, которые могут быть у учащегося. Каждый из респондентов должен был из пяти возможных ответов выбрать тот, который наиболее полно характеризует его поведение в школе.

Перед этим, в каждом классе данной параллели, учащимся была изложена суть проводимого исследования. Далее желающим была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы, выяснить значение непонятных слов и выражений, встречающихся в анкете.

По результатам проведенных исследований можно будет уже судить о том, какой тип, вид и уровень мотивации характерен для детей данного учебного заведения. После обработки полученных данных, скорее всего, будет виден самый "популярный" уровень мотивации. Следует разобраться, почему большинство выбрали именно тот или иной ответ. Также интересно будет узнать отношение данного большинства к тем, кто узнал себя в другом описании из анкеты, которое окажется "непопулярным", то есть в меньшинстве.

 

Анализ результатов исследования

 

В исследовании на параллели восьмых классов по выявлению вида мотивов приняло участие 25 человек.

 

Таблица 1

Результаты опроса

Класс Мотивация успеха Мотивация боязни неудачи
8 а   71,42%   28,58%
8 б   63,64%   36,36%
Всего   68%   32%

Рис. 1. График мотивации успеха и мотивации боязни неудач

 

На графике четко видно, что у учащихся 8 классов преобладает мотивация успеха. Личности этого типа активны, ответственны, инициативны. Если встречаются препятствия - ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обстоятельствах, так и от случайного везения при завышенных.

 

Таблица 2

Результаты опроса

Класс 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень
8 а   14,29%   35,71%   28,57%   14,29%   7,14%
8 б   27,27%   27,27%   36,36% 0,0 0%   9,1%
Всего   20,0%   32,0%   32,0%   8%   8%

 

После систематизирования и анализа полученных данных можно составить графическое изображение полученных в результате исследований показателей. (Рис. 2, 3)

 

Рис. 2. Уровни мотивации

 

Рис. 3. Общие уровни мотивации 8-х классов

 

На графике наглядно представлены все пять уровней мотивации в зависимости от преобладания каждого из них в исследуемых классах. Надо сказать, что в этих классах неодинаковое количество учеников. Следовательно, процентная величина зависит ещё и от этого фактора. Однако, независимо от него, из графика (Рис. 3) видно, что во всех двух классах преобладает мотивация второго и третьего уровней. Мотивация же четвертого и пятого уровней во всех классах оказалась на низком уровне.

 


Таблица 3

Результаты опроса

Класс Познавательный Мотив Социальный Мотив
8 а   35,71%   64,29%
8 б   27,27%   72,73%
Всего   32,0%   68,0%

 

Рис. 4. График уровней позновательного и социального мотивов

 

На графике (Рис. 4) четко видно, что у учащихся 8 классов преобладает социальный мотив.

В широком смысле социальный мотив проявляется в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования, также может быть отнесено желание хорошо подготовиться к избранной профессии.

В узком смысле - состоят в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

Полученные данные позволяют сделать вывод о преобладании:

v по типу - мотивации успеха;

v по виду - социальный мотив;

v по уровню - второго и третьего уровней.

Рекомендации учителям: В ходе рассмотрения практической части стало видно, что мотивация обучения зависит от нескольких факторов, при этом она поддается корректировке. Эмперическая часть показала, что в ходе проведения психологического теста учитель способен определить уровень, а так же вид (социальная, желание получения знаний и т.д.) учебной мотивации каждого отдельно взятого ученика. Это позволяет подобрать подход к обучению конкретного ученика, либо группы учеников с одинаковым уровнем мотивации.

В настоящее время мотивационная сторона учения школьника - подростка в практике обучения, на наш взгляд, наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно, являясь скорее результатом достижений передовых учителей, чем предметом специальной целенаправленной систематической работы. Так, по мнению В.С. Мерлина, необходимо «управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний», «управлять действиями человека, в отличие от действий машины, можно только посредством управления мотивами». Конечно, управлять формированием мотиваций не простое дело. В настоящее время это самая главная задача учителя - выявить уровень мотивации, если она низкая, то используя психологические и педагогические методы скорректировать ее и создать условия для появления интереса к обучению

Для коррекции полученных данных необходимо использовать в работе педагогу методы стимулирования для повышения познавательной активности, что способствует формированию мотивации учения, а школьному психологу - специальную программу по её формированию.

Никакое эффективное педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей и невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников могут стоять различные причины, иными словами, побудительные источники этих действий, их мотивация может быть абсолютно разной. Очевидное влияние на успешность учебной деятельности оказывает сила мотивации и ее структура. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков.

На разных этапах развития иные мотивы оказываются - закономерно - наиболее эффективными побуждениями для активного включения подрастающего в учебу. Существенная задача педагога заключается в том, чтобы найти на каждом этапе развития наиболее адекватные для учащегося мотивы, соответственно преобразуя и переосмысляя задачу, которую он ставит перед ним.

 


Заключение

 

По неутешительной статистике последних лет, мотивация к обучению у детей сильно падает с каждым годом. А в учебных группах бытует мнение, что образование является не таким уж и важным элементом нашей жизни. Изменение подобной ситуации возможно только в массовом порядке. Индивидуальная работа с учащимися по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна, как показывает наш опыт, работа с коллективным представлением об учебе и ее актуальности в современной жизни.

Для мотивационной сферы подростков характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. Формирование учебной мотивации предполагает развитие у ребенка социальных мотивов.

У отстающих детей складывается иной тип отношения к учению (уход от активной работы, боязнь трудностей, преобладает не стремление учиться, чтобы узнать новое, а отрицательные эмоции и мотивация избежания) и особые варианты учебной работы - выполнение отдельных стереотипных действий без понимания учебной задачи и должного уровня самоконтроля и самооценки.

Заинтересованность учащегося в обучении в значительной мере зависит от отношения к нему всего класса. Распространение позитивных и негативных веяний - от степени развития коммуникативных связей внутри школьного коллектива. Ответственность за свое будущее - от осознанности перспектив, которые открывает перед ребенком школа. Ребенок должен понимать, зачем он учится и чего может ждать от этого учебного заведения.

Создать необходимые установки, повысить и закрепить учебную мотивацию, помочь ученику найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего учиться, и учиться в конкретном учебном заведении, возможно с помощью совместной работы всего педагогического коллектива и школьного психолога.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в рамках данной работы были рассмотрены особенности мотивации учения в психологической науке, выявлены специфические характеристика мотивации учения подростков, определены особенности развития, рекомендации и программа формирования мотивации учения подростков.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических и экспериментальных данных в процессе обучения и воспитания подростков, в ходе формировании их мотивации учения.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены.

 


Список использованной литературы

 

1. Аветисян, Э.Я не такой как все [Текст] / Э. Аветисян// Школьный психолог. - 2006. - № 8.

2. Апиш Ф.Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации. - Мю: МГОУ, 2003

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. // М.: Педагогика, 1968. - 321с.

4. Безруких М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М., 1991.

. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. // М., Просвещение - 1990.

. Манухина, С. Тренинг командообразования в школе [Текст] / С. Манухина // Школьный психолог. - 2009. - № 5.

. Мартыненко, Ю. Познай себя [Текст] / Ю. Мартыненко // Школьный психолог. - 2009. - № 4.

8. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2001

9. Мыльников Д.Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. - 2002. - №9.

. Ильин Е.П. Мотивы и мотивации // С-Пб., ПИТЕР - 2002. - 512с.

. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии // С-Пб., ПИТЕР - 2000.-720с.

12. Немова Н.В. Характеристика мотивации учения школьников. М., 2007

13. Климакова Ю. Страшно интересная школа // Семья и школа. - 2002. - №9.

. Новичкова, И. Швейная игла [Текст] / И. Новичкова // Школьный психолог. - 2009. - № 4.

. Ошуркова, О. Урок психологии для старших подростков [Текст] / О. Ошуркова // Школьный психолог. - 2009. - № 6.

16. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2004.

17. Реан, А.А. Социально-педагогическая психология Текст. / А.А. Реан. -М., 2002.-374 с.

18. Резапкина, Г. Мир вокруг меня [Текст] / Г. Резапкина // Школьный психолог. - 2007. - №5

 


Приложение № 1

 

Опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН)

 

ОПИСАНИЕ

Опросник Реана (или как его еще называют МУН) направлен на выявление мотивации успеха и мотивации боязни неудачи.

ОБРАБОТКА

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Ключ

Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность.

Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

ИНСТРУКЦИЯ: "Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным".

Текст опросника

. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

. В деятельности активен.

. Склонен к проявлению инициативности.

. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.

. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается.

. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.

. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.

. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Литература: Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. - 416 с. (с. 138, 146-147)

Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 992 с. (c. 124-126)

 


Приложение № 2

 

Диагностика уровня школьной мотивации у учащихся (авт. Н.Г. Лусканова)

 

Инструкция к тесту

В каждом из вопросов выбери один ответ.

Тестовый материал

.Тебе нравится в школе или не очень?

не очень

нравится

не нравится

.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

иду с радостью

.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

не знаю

остался бы дома

пошел бы в школу

.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

не нравится

бывает по-разному

нравится

.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

хотел бы

не хотел бы

не знаю

.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не знаю

не хотел бы

хотел бы

.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто

редко

не рассказываю

.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

точно не знаю

хотел бы

не хотел бы

.У тебя в классе много друзей?

мало

много

нет друзей

.Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся

не очень

не нравятся

Обработка и интерпретация результатов теста

Подросткам предлагается выбрать один из трех вариантов ответов, которые оцениваются следующим образом:

3 балла, если ответ на поставленный вопрос свидетельствует о положительном отношении к школе. Например, когда на вопрос: “ Если бы учитель сказал, что завтра в школу идти необязательно, ты бы пошел в школу?”, подросток дает ответ “Да”;

1 балл, если подросток дает нейтральный ответ: “Не знаю” или “Бывает по- разному”

0 баллов, если подросток дает ответ, который позволяет судить об отрицательном отношении к школе. Например, когда на вопрос “Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?”, подросток отвечает отрицательно.

По всем ответам баллы суммируются, учителю довольно легко соотнести результаты с несколькими уровнями мотивации:

25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации и учебной активности. Ребята, показавшие такой результат, характеризуются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением выполнять все школьные требования.

20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Данный результат является нормой, его показывают большинство учащихся.Подростки, показавшие такой результат, характеризуются преобладанием познавательных мотивов над социальными. Они с удовольствием и очень аккуратно выполняют все школьные требования.

15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами. Подростки, п<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: