ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ




Выполнение курсовых работ является важным этапом подготовки студентов специальности «Связи с общественностью» к профессиональной деятельности.

При выполнении заданий по курсу «Конфликтология» предполагается, что студент уже приобрел некоторые навыки по изучению специальной литературы и ведению учебного исследования в ходе выполнения самостоятельных работ. Эти навыки должны быть максимально использованы при выполнении курсовой или контрольной работы, при подготовке к экзамену.

В пособии дается перечень примерных тем курсовых работ. Следует иметь в виду, что предложенные в списке темы – это только ориентир для выбора объекта анализа. Название работы может быть уточнено по согласованию с преподавателем в процессе выбора предмета исследования.

С точки зрения методики обучения, написание курсовой работы преследует цель приобщения студентов к культуре выполнения научно-исследовательских работ. Курсовая работа представляет собой небольшое научное исследование по избранной студентом проблеме.

Именно исследовательская проблема обозначается в названии курсовой работы. По сути, это заявка автора: «О чем я пишу? Что я хочу сказать в своей работе?»

Проблема – это возникающий в ходе познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет теоретический или практический интерес. Определить проблему – значит сказать: «Вот нечто, чего я не знаю об этом объекте. И я хочу это узнать и понять!».

Уже в самой в формулировке проблемы содержится указание на объект и предмет исследования.

В качестве объекта исследования выступает некая часть социальной реальности, на которую направлено внимание исследователя.

Предметом исследования становится какое-то свойство, качество, характеристика, закономерность развития объекта, которые исследователь хочет понять, проанализировать, описать.

Точное определение и формулировка проблемы, объекта и предмета исследования – очень важная часть работы. Именно они определяют:

- границы (о чем писать, чтобы написать достаточно и не написать лишнего?),

- объем (сколько писать?),

- конструктивный характер содержания курсовой работы (сколько глав, параграфов или частей будет содержать работа, и какие исследовательские задачи будут решаться в рамках этих структурных единиц).

Предположим, Вас заинтересовали конфликты в организации.

Прежде всего, Вам необходимо ознакомиться с литературой, посвященной проблемам конфликтов в организациях, определить значение и содержание различных понятий, принятых в этой области исследований, оценить степень исследованности различных аспектов конфликтов. И только потом выделить то, что для Вас наиболее интересно.

Объектом исследования в данном случае будет конфликт в организации.

Что же будет предметом исследования? А то, что Вам пока неясно: например, технологии предупреждения конфликтов в организации. В таком случае цель вашей работы носит теоретический характер: анализ технологий предупреждения конфликтов в организации.

С чего же мы начнем анализ? Типичная ошибка новичка – начать с главы, посвященной анализу сущности конфликта как широкого социального явления. Потом – перейти к организации. А уж где-то в конце, чуть ли не скороговоркой – о технологиях предупреждения конфликтов.

Анализ надо начинать с описания объекта исследования. Но описать необходимо только те характеристики объекта, которые имеют непосредственное отношение к предмету нашего исследования.

Чтобы было яснее, обратимся к сравнению: решая задачу по высшей математике, мы не обосновываем необходимость и закономерности правил сложения или умножения. Для того чтобы написать литературное сочинение, мы не объясняем происхождение письменности. Предполагается, что это знание у нас уже есть. Мы ставим проблему (чего мы не знаем?) и пытаемся решить именно ее на основе уже имеющихся знаний.

Нам необходимо выявить и описать технологии предупреждения конфликтов в организации. Какие задачи нам надо решить, чтобы достичь поставленной цели? Конечно, невозможно задать жесткие рамки исследовательскому процессу, ведь он носит во многом творческий характер. Попытаемся предложить один из возможных вариантов постановки задач.

Читая литературу, Вы уже усвоили, что технологии предупреждения конфликтов представляют собой совокупность соответствующих методов и способов. Их выбор и последовательность зависят от целей (стратегий), которые определяются субъектом предупреждения. Нацеленность на тот или иной структурный элемент конфликта определяет характер стратегии: например, стратегия воздействия на поведение потенциальных конфликтантов, или стратегия устранения причин, или стратегия изменения условий конфликтного взаимодействия и т.д. В рамках каждой стратегии применяются различные технологии предупреждения.

Рассуждая таким образом, мы можем сформулировать следующие задачи, которые позволят структурировать содержание работы:

1 Определение условий и факторов, определяющих характер и содержание технологий предупреждения конфликтов в организации.

2 Описание технологий предупреждения конфликтов в соответствии с избираемыми стратегиями предупреждения.

Итак, мы решили, что наша курсовая работа будет состоять из 2 глав. Теперь важно определить внутреннюю структуру глав, спросив себя: насколько важно выделить отдельные смысловые единицы в соответствующие параграфы? В результате предварительного анализа приходим к выводу о необходимости такого выделения только во 2 главе.

План курсовой работы будет в этом случае выглядеть следующим образом:

Введение.

1 Условия и факторы, определяющие характер и содержание технологий предупреждения конфликтов в организации.

2 Технологические особенности различных стратегий предупреждения конфликтов в организации.

2.1 Технологии работы с потенциальными причинами конфликтов в организации.

2.2 Стратегия изменения условий взаимодействия потенциальных конфликтантов.

2.3 Стратегии воздействия на чувства и поведение потенциальных конфликтантов с целью предупреждения конфликтов.

Заключение.

Список литературы.

 

Как еще можно исследовать проблему предупреждения конфликтов в организации?

Тема может звучать так: «Роль руководителя в предупреждении конфликтов в организации».

В этом случае объектом исследования будет руководитель, а предметом – его функции, цели и задачи в предупреждении конфликтов.

И в первом и во втором случае цель исследования носит теоретический характер.

А вот пример, где исследование носит прикладной характер, преследует практические цели.

Тема: «Разработка программы профилактики и предупреждения конфликтов на предприятии «ООО ТТК». Тогда объектом будет названное предприятие. Предметом – условия и причины реальных и потенциальных конфликтов на названном предприятии. Теоретической целью будет анализ причин и условий конфликтов на предприятии. А практической целью - разработка программы профилактики конфликтов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: