Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.




Ценности – это специфические социальные характеристики объектов, выявляющие их положительное значение для человека и общества. Две точки зрения на роль ценностей и норм в научном познании. Галилей, Ньютон придерживались точки зрения, что естественнонаучное познание должно быть строго объективным, независимым от субъекта познания. Оно должно исключать ценностные аспекты (характерно для классической и неклассической науки). Но ущербность позиции, утверждающей ценностную нейтральность науки, с особой остротой обнаруживается тогда, когда плоды научного прогресса несут людям зло (например, создание оружия массового уничтожения, применение генно-модифицированных веществ, растущее загрязнение воздуха, воды, почв, истощение природных ресурсов и т.п.). Наука не может быть свободна от ценностных аспектов, ибо она как социальный институт включена в систему экономических, социально-политических, духовных отношений, существующих в конкретном историческом типе общества. Наука, идущая рука об руку с гуманистической нравственностью, оборачивается великим благом для всех живущих, в то время как наука, равнодушная к последствиям собственных деяний, однозначно оборачивается разрушением и злом. Высшей ценностью для общественной личности является идеал (социально-политический, нравственный и т.п.) Идеалы в науке – это образцы, стандарты научного объяснения, описания, доказательства. Социальные нормы представляют собой исторически обусловленные правила, т.е. требования, предъявляемые обществом к поведению личности.

 

Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

 

В современной науке активность социально-исторического субъекта по­знания, опирающегося на объективные законы действительности, ста­новится решающим фактором и главным условием получения объектив­но истинного знания. Все более осознается «присутствие человека» в традиционных формах и методах научного познания. Осознана «теоре­тическая нагруженность» фактов, его конкретно-исторический харак­тер; выясняются функции философских категорий и принципов, миро­воззрения в целом в выдвижении, выборе, обосновании гипотез и теорий; обнаружены аксиологические, ценностные аспекты в становле­нии и функционировании научных методов. Не только через воздейст­вие социальных институтов, политику капиталовложений и государственной поддержки науки, но и через систему ценностных ориентации самих ученых — на микроуровне — осуществляется социокультурная и историческая обусловленность научного познания. Система идеалов, методологических и коммуникативных норм и правил научно-познава­тельной деятельности, способа видения и парадигм, мировоззренческих и этических ценностей с необходимостью влияют на характер и резуль­таты научной деятельности исследователя. Особо следует отметить роль нравственного фактора как средства эффективного воздействия на доб­росовестность и честность исследователя. Методология науки смыкает­ся здесь не только с социальной психологией, но и с этикой, определен­ные принципы которой также могут выполнять регулятивные функции в научном познании, т.е. обрести методологическую значимость.

Социальное познание всегда неразрывно и постоянно связано с ценностями, со смысло-жизненными, мировоззренческими компонентами. Категории «ценности» и «смысл» являются ключевыми для понимания специфики социально-гуманитарных наук. Анализ понятия «ценность» всегда являлся объектом интереса философов, социологов и психологов, что нашло отражение во множестве концепций и теорий ценности. Существует классическое разделение всех имеющихся точек зрения по типу теорий ценности или аксиологических школ: 1) натуралистический психологизм (А. Мейнонг, Р.Б. Перри, Дж. Дьюи, К.И. Льюис); 2) аксиологический трансцендентализм (Баденская школа неокантианства); 3) культурно-исторический релятивизм (у истоков которого стоял Дильтей). Более подробно будет проанализирована вторая точка зрения, точка зрения представителей Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт, а также их последователя немецкого социолога М. Вебер.

С точки зрения баденцев, ценности являются исходным пунктом и руководящим принципом в гуманитарном познании на каждом его шаге. Ценности оказываются налицо лишь у таких людей, которые живут в каком-то общении друг с другом. Стало быть, ценности – это порождение социальных существ в самом широком смысле этого слова. Из вышесказанного вытекают следующие положения: 1) ценящие существа есть существа духовные; 2) общие человеческие ценности суть социальные ценности; 3) общие ценности, то есть человеческие ценности – это как раз то, что позволяет разграничить естествознание и гуманитарные науки.

Г. Риккерт писал о том, что необходимо различать два таких понятия, как оценка и отнесение к ценностям. Оценку, которую всегда применяет каждый человек, нельзя путать с процедурой «отнесения к ценностям». Отнесение к ценностям – это операция, которую должны проводить профессиональные представители наук о культуре. Последняя является чисто теоретической операцией. Поэтому история становится научной тогда, когда:

1) теоретические отнесения к ценностям отделены от практической оценки;

2) отнесение к ценностям остается в области установления фактов, а оценка выходит из нее, один и тот же факт может быть интерпретирован по-разному;

3) история занимается исследованием причинных связей;

4) реализует принцип отделения существенного от несущественного;

5) уничтожает субъективизм.

Можно выделить следующие иерархически построенные области ценностей:

1.научные ценности (истина как своеобразная ценность)

2.эстетические (художественные ценности)

3.мистические ценности (как разновидность религиозных)

4.этические ценности (центральной является сознающая долг личность)

5.социально-этические ценности (реализуют свободу личности в обществе)

6.религиозные ценности (именно с помощью этих ценностей мы должны возвысить нашу личную жизнь в ее индивидуальной полноте)

Именно религиозные ценности являются, с точки зрения Риккерта, высшими ценностями, так как непосредственно связаны с любовью к богу. Одна и та же личность является носителем разных ценностей.

Можно дать следующее определение понятию «ценность», исходя из позиции представителей баденской школы: ценности – это феномены, сущность которых состоит в значимости, а не в фактичности. Они заключены в культуре, в ее благах. Заслугой философов этой школы является то, что они вовлекли научное познание в систему ценностей или, наоборот, вовлекли ценности в систему научного познания.

Ценность проявляет себя в мире как объективный смысл, который связан с суждением, определяющим смысл. Задача философии – установление отношений между тремя сферами: миром действительности, миром объективно значимых ценностей и миром имманентного (внутреннего) смысла, который объединяет оба предшествующих мира. Этому соответствуют и три различных способа овладения человеком этих сфер – объяснение, понимание и истолкование. Чтобы философски постигнуть ценности, надо их, прежде всего, извлечь из культуры, в которой они пребывают. Это возможно при их интерпретации, истолковании. Философия всегда стремилась к истолкованию смысла не только отдельных сторон жизни, но и к проникновению в общий смысл жизни в целом. Г. Риккерт пытался построить систему философии как учения о мировоззрении, цель которого заключается в том, чтобы понять смысл и ценность человеческой жизни.

Другим ученым, уделявшим особое внимание изучению проблем, связанных с понятием «ценность», является М. Вебер. С его точки зрения, прежде всего, необходимо различать оценку и объяснение. Любое познание неизбежно связано с ценностями и интересами ученого. Однако чтобы реализовать свою научную цель – найти истину – ученый должен руководствоваться постулатом свободы от оценочных суждений. Для успешной и последовательной реализации требований принципа научной объективности необходимо различать две принципиально разные вещи: проблему свободы от оценочных суждений и проблему соотношения познания и ценностей (она является главной для гуманитарных наук). Первое относится к позиции одобрения или неодобрения исследователем исследуемого материала. Второе – к структуре научного исследования, включающего в себя ценностные компоненты.

Вебер склонен трактовать ценности как некоторые установки исторической эпохи. Для Вебера процедура отнесения к ценности – это логическое средство гуманитарного исследования. Это логический метод. При этом любой научный анализ должен быть свободен от субъективных оценок. Отнесение же к ценности помогает нам понять то главное, что определяет поведение человека.

В современной отечественной философской литературе можно найти следующие определения понятия «ценность». Например, в «Новой философской энциклопедии»: ценность – одна из основных универсалий философии, означающая в самом общем виде невербализуемые, «атомарные» составляющие наиболее глубинного слоя всей интенциональной структуры личности – в единстве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания – «обладания» (аспект настоящего) и хранения своего «достояния» в тайнах сердца (аспект прошедшего), которые конструируют ее внутренний мир как «уникально-субъективное». Вряд ли это определение может пролить свет на вопрос, что же такое ценность. Более простое определение можно найти, например, на сайте Глоссарий.ru: ценность - особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с их утилитарным назначением.

Существует два полюса ценностного отношения человека к миру. Во-первых, «предметные» ценности – это предметы, которые могут оцениваться в плане добра и зла, истины и неистинны, прекрасного и безобразного и т.д. Во-вторых, «субъективные» ценности – установки, запреты, императивы, оценки и т.д., выраженные в форме нормативных представлений и выступающие ориентирами деятельности человека. Они служат важными регуляторами поведения людей, исследовательской деятельности и т.д., всегда носят конкретно-исторический характер.

Ценность как особая абстрактная сущность представлена в большинстве философских, значительной части психологических и в некоторых социологических подходах. Несмотря на то, что различны понимания ценности в рамках подобной трактовки - «...от личностно осмысленной социальной нормы до осознанного и принятого смысла жизни», ценность здесь не вторична, она имеет особый статус среди других явлений. Именно признание специфики ценности и может сделать её полноценным объектом анализа.

В современной аксиологии (философской дисциплине, изучающей ценности) особо остро обсуждается вопрос природы ценностных представлений: как необходимо рассматривать ценности, как результат индивидуального сознания либо как нечто, имеющее надиндивидуальную природу? Когда мы говорим о надиндивидуальном характере ценностей в социологии, мы имеем в виду коллективного, группового субъекта подобных ценностных представлений. Отчетливо данную позицию выразил еще Э. Дюркгейм. Он считает, что «ценности существуют как бы вне субъекта», то есть ценность вещи оценивается и всегда оценивалась только по отношению к какому-то идеалу, но идеалы - это идеи в которых изображается и обобщается социальная жизнь в том виде, в каком она существует в кульминационных периодах своего развития. Таким образом, ценности образуют такую же объективную реальность, что и вещи, они принудительные и в то же время желанны; но каждая ценность предполагает оценку, осуществляемую индивидом в связи с определенным состоянием чувств. Как отмечает О.Г. Дробницкий: «Социальная природа человека выступает по отношению к индивиду как бы в такой внешней форме - в виде внешних ему предметов или же в виде совокупности представлений, с которыми он должен согласовать свою деятельность и свое видение мира. В общественных идеалах, в понятиях зла и добра, справедливости и несправедливости массовое сознание выражает свое отношение к существующей социальной действительности и противопоставляет ей некое общественное сознание, которое должно быть установлено». Следовательно, социальные ценности выступают первичными по отношению к индивидуально-психологическим ценностным образованиям, не являясь при этом абсолютными и объективными в строгом смысле этого слова.

Таким образом, в социально-гуманитарном познании вещь, явление, событие рассматриваются не в их пространственно-временных параметрах, а как носитель смысла, воплощение вне- и сверхпредельных значений, как знак, символ человеческого проявления. Поэтому объект социально-гуманитарных наук есть пространство человеческих значений, ценностей, смыслов, возникающих при усвоении и освоении культуры.

 

Часть

...





Читайте также:
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.