МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




 

Проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу является одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования. В среднем по России более 40% детей в возрасте 5-6 лет не посещают дошкольные образовательные учреждения. В Хабаровском крае около 30% детей старшего дошкольного возраста, не посещающих детские сады в режиме постоянного пребывания, охвачены подготовкой к обучению в школе на базе разных типов образовательных учреждений, учреждений культуры, родительских сообществ в режиме кратковременного пребывания.

В целях единого подхода к созданию благоприятных условий для решения проблемы обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу необходимо совершенствовать имеющиеся формы образования детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения.

Вместе с тем, в связи с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях, невозможностью принять в них всех детей дошкольного возраста, с 2003 года в крае стали развиваться вариативные формы дошкольного образования, а именно группы кратковременного пребывания детей не только в дошкольных учреждениях, но и на базе всех типов образовательных учреждений, в том числе на базе общеобразовательных школ, на базе разных культурно - образовательных центров и центров дополнительного образования детей (библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества и т.п.), а также на базе добровольных родительских сообществ. Разрабатываются образовательные программы для них.

В этой ситуации, говоря о вариативных организационных формах дошкольного образования, имеет смысл выделять как особую организационную единицу «дошкольную образовательную группу». При этом дошкольные образовательные группы должны иметь возможность работать в разных временных режимах (с полным или неполным днем пребывания, каждодневные или несколько дней в неделю), отвечая тем самым многообразным запросам населения.

Создание таких разнообразных дошкольных групп позволит более полно использовать культурный потенциал социума в образовании детей старшего дошкольного возраста.

Можно представить перечень возможных организационных форм образования детей старшего дошкольного возраста следующим образом:

- детский сад полного дня;

- группы кратковременного пребывания в детском саду;

-группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений;

- дошкольные группы на базе разных культурно-образовательных центров, центров дополнительного образования детей;

- дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ.

Важно отметить, что относительно детей старшего дошкольного возраста речь должна идти именно о «дошкольной образовательной группе», а не о «классах раннего развития» при школах или центрах дополнительного образования. Дошкольные образовательные группы должны стать самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, главной целью которых будет полноценное развитие детей дошкольного возраста, реализация общеобразовательной программы дошкольного образования в полном объеме. Такие группы ни в коем случае не должны рассматриваться как подготовительные курсы для детей по подготовке их к поступлению в первый класс определенной школы.

Одной из основных задач дошкольных образовательных групп, наряду с развитием детей дошкольного возраста, является необходимая диагностическая работа с детьми 5 и 6-летнего возраста, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также консультативная работа с родителями дошкольников, целью которой является выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для развития ребенка, подготовки его к школе и выбора оптимальной модели обучения в начальной школе. Перечисленные формы образования детей старшего дошкольного возраста можно разделить на три модели, положив в основу характер организации образовательного процесса:

- группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе

учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста);

- группы кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ;

- образование в семье (представленное в формах собственно семейного образования, осуществляемого родителями, привлечение гувернеров и репетиторов).

Выделение трех основных моделей образования детей старшего дошкольного возраста позволяет задать инвариантную часть его организации. При этом сама инвариантная часть может быть представлена тремя уровнями:

1. уровень - базовый - психолого-педагогические основания организации образования детей старшего дошкольного возраста;

2. уровень - основные модели образования детей старшего дошкольного возраста для двух типов дошкольных образовательных групп - полного дня и кратковременного пребывания, и получение дошкольного образования детьми старшего возраста в семье;
3. уровень - специфика организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста, определяемая типом учреждения, при котором создана образовательная группа.

Необходимым условием организации различных форм образования детей старшего дошкольного возраста является соответствие его определенным требованиям.

Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста независимо от модели организации должен включать три блока:

1) учебный;

2)совместной деятельности взрослого с детьми;

3)самостоятельной деятельности детей.

При этом ведущая роль должна принадлежать второму блоку - совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми.

Содержание образования и организация предметно развивающей среды должны соответствовать возрастным особенностям развития детей.

Особого внимания требует организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных школ. Образование в школах имеет жесткую формализацию, поэтому какая бы качественная программа не использовалась, процесс начинает постепенно приобретать характер, присущий обучению в начальной школе, что противоречит возрастным особенностям образования и развития старших дошкольников. В силу этого, если дошкольная образовательная группа будет создаваться при общеобразовательной школе, она должна представлять собой самостоятельную структурную единицу, организованную в соответствии с принципами построения образования для детей дошкольного возраста.

Организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений дополнительного образования и учреждений культуры должна происходить в соответствии с требованиями организации дошкольных образовательных групп, предусмотренными для групп кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем целесообразно использовать возможности, заложенные в специфике самих учреждений дополнительного образования и учреждений культуры, имея в виду широкий контекст включения детей в разного рода культурные практики (музыка, танцы, изобразительное искусство, музейные экспозиции и т.п.).

Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительских сообществ является у нас в крае слабо развитой практикой, поэтому требует особого внимания со стороны органов управления образованием. Для развития сферы семейного образования детей старшего дошкольного возраста необходимо определить его возможности и ограничения, формы взаимодействия семьи и родительского сообщества со специалистами в области развития и образования детей старшего дошкольного возраста (физиологами, психологами, педагогами). Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительского сообщества на данный момент не имеет достаточного методического оснащения, что требует дополнительных научных исследований и специального проектирования системы взаимодействия родительского сообщества и специалистов по развитию и образованию детей старшего дошкольного возраста.

Основными моделями образования детей старшего дошкольного возраста являются: дошкольные образовательные группы полного дня пребывания на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования, в том числе дошкольные образовательные учреждения и учреждения «Начальная школа – детский сад»; дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ.

Именно эти две модели требуют первоочередного развития в целях создания равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.

Характеристика первой модели:

- образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного

возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования функционируют 5 дней в неделю в течение полного дня;

- воспитатели должны пройти специальную профессиональную

подготовку для работы с детьми старшего дошкольного возраста;

- в дошкольных образовательных учреждениях существует естественная

преемственность между образованием детей старшего дошкольного возраста и образованием в младшем дошкольном возрасте;

- в учреждениях «Начальная школа- детский сад» существует естественная преемственность между образованием детей младшего и старшего дошкольного возраста и образованием детей на начальной школьной ступени обучения;

- пред­метно-развивающая среда предполагает возможности для

организации различных видов деятельности детей дошкольного возраста, а также включает условия для их полноценного питания и отдыха;

- для обучающих занятий существуют специально организованные места

для их проведения, для организации совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми, пространство группы детского сада располагает возможностями для гибкой организации предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи и инициативу детей;

- для организации самостоятельной деятельности детей все ДОУ

располагают пространством для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста;

- образовательный процесс строится в соответствии с существующими образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста. Составляющие образо­вательного процесса в группах старшего дошкольного возраста уравновешены и составляют гармоничное единство;

- учебный блок представлен обучающими занятиями, соответствующими возрасту детей и организуемыми в соответствии с дошкольными образовательными программами; отличается высокой технологичностью, доступностью любому профессионально обученному педагогу;

- блок совместной (партнерской) деятель­ности взрослого с детьми предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает;

- блок самостоятельной (свободной) деятельно­сти детей ограничивает образовательную среду только предметным материалом и ставка на "саморазвитие" ребенка приводит к исчезновению систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты ребенка. При этом данный блок образовательного процесса технологичен и не требует творческих усилий от взрослого;

- в учреждениях, относимых к сфере дошкольного образования реализуются комплексные и парциальные программы дошкольного образования, предназначенные для реализации в дошкольном образовательном учреждении. Комплексные программы («Радуга», «Детство», «Воспитание и обучение в детском саду» (обновленная), «Истоки», «Воспитание, обучение и развитие детей в детском саду», «Развитие», «Из детства в отрочество», «Школа-2100, другие) определяют основное содержание дошкольного образования. Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по определенным направлениям образования и развития детей – дошкольников, в т.ч. детей старшего дошкольного возраста, позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия педагога с детьми. По каждому направлению деятельности.

Дети, посещающие дошкольные образовательные группы полного дня на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольные образовательные учреждения и образовательные учреждения «Начальная школа – детский сад») получают многостороннее развитие, охватывающее практически все основные сферы.

Характеристика второй модели образования детей старшего дошкольного возраста в режиме кратковременного пребывания на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и родительских сообществ:

- количество посещений от 3-х до 5 дней в неделю на период от 3-х до 5 часов;

- педагогические кадры должны иметь специальную профессиональную

подготовку для работы с детьми старшего дошкольного возраста;

- группы, как правило, предназначаются для старших дошкольников,

которые не посещали детский сад, а воспитывались в домашних условиях. В группах решаются задачи развития навыков взаимодействия со сверстниками, физического развития, подготовки их к школе в интеллектуальном плане;

- преемственность между дошкольными группами кратковременного пребывания и начальной школой связана с тем, что задачи образования связаны с социализацией, личностным и физическим развитием, специальной подготовкой к школе;

- пред­метно-развивающая среда предполагает создание условий для совместной деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей;

- в помещении группы должна быть создана специальная рабочая часть для занятий, которые чаще всего организуются в форме совместной деятельности взрослого с детьми;

- рабочая часть предполагает в первую очередь организацию совместной деятельности взрослого с детьми, кроме этого, пространство группы располагает возможностями для гибкой организации предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи и инициативу детей;

- основное пространство группы должно быть отведено для свободной самостоятельной деятельности детей по интересам.

- образовательный процесс должен строиться в соответствии с существующими образовательными программами для групп кратковременного пребывания, на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми;

- учебный блок практически не используется;

- совместная деятельность составляет основу образовательного процесса: взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, дополни­тельно мотивируя их своим партнерским участием в деятельности;

- организация самостоятельной деятельности детей направляет усилия воспитателя на создание предметной среды, в его функции входит подбор развивающего материала;

- образовательные программы должны быть специально предназначенные для групп кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста;

- основная образовательная программа носит комплексный характер.

Перечень комплексных программ для неорганизованных детей старшего дошкольного возраста, посещающих образовательные учреждения в режиме 3-5 дней в неделю: «Преемственность» (автор Федосова Н.А), «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (авторы: Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова), «Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» (автор Виноградова Н. Ф.), «Подготовка к школе» (авторы: Н.А. Федосова, Т.С. Комарова, комплект «Ступеньки к школе», который подготовлен специалистами Института возрастной физиологии РАО М.М.Безруких, Т.А.Филипповой и включает тетради для занятий с детьми и методическое пособие для воспитателей, педагогов, психологов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: