Организационно-правовые формы социального партнерства




Стороны, органы, система социального партнерства

 

Сторонами социального партнерства являются работ­ники и наниматели в лице их представителей. Стороной партнерства может быть орган государственной власти или орган государственного управления, если он является нанимателем.

Представительство интересов работников - это осно­ванная на законодательстве, уставах, положениях и дру­гих учредительных актах деятельность уполномоченных лиц, органов, организаций работников по отстаиванию и защите их прав и интересов в отношениях с уполномочен­ными лицами, органами и организациями нанимателей и соответствующих государственных органов.

Представительство интересов работников могут осуще­ствлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства.

На республиканском (национальном) уровне интересы работников представляют республиканские объединения профсоюзов. На областном, городском, районном (терри­ториальном, отраслевом) - соответствующие структуры республиканских объединений профсоюзов, областные, городские, районные, объединенные территориальные ко­митеты, советы председателей профкомов, представитель­ства, координационные советы.

Все эти органы должны обладать представительностью.

Представителями интересов нанимателей выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учре­дительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих учреждений.

Представительство интересов нанимателей на респуб­ликанском, отраслевом, территориальном уровнях осуще­ствляют соответствующие объединения нанимателей.

Третьей стороной социального партнерства является государство. Оно призвано играть различные роли в соци­альном партнерстве: гаранта, контролера, арбитра, зако­нодателя. Государство участвует в социально-партнерских отношениях: на переговорах и в консультациях целей выработки и проведения в жизнь социальной и экономиче­ской политики.

Органами (а не сторонами) социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудо­вых отношений. Эти комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллек­тивных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях.

Система социального партнерства включает четыре уровня (см. ст. 358, 359 ТК):

♦ республиканский уровень;

♦ отраслевой уровень;

♦ местный (территориальный) уровень;

♦ уровень организации.

 

Организационно-правовые формы социального партнерства

 

Основными организационно-правовыми формами со­циального партнерства являются консультации и ведение коллективных переговоров.

Консультации проводятся по наиболее сложным соци­ально-экономическим вопросам с участием соответству
ющих специалистов в целях достижения взаимопонима­ния сторон.

Коллективные переговоры - это основная форма соци­ального партнерства, которая имеет целью сопоставить, учесть и согласовать взаимные интересы собственника средств производства в лице нанимателя и занятых у него работников.

Коллективные переговоры являются начальной стади­ей процедуры разработки, заключения и изменения кол­лективных договоров, соглашений.

На переговорах рассматриваются вопросы:

1) установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников;

2) заключения, изменения, исполнения либо прекраще­ния коллективных договоров, соглашений.

Сторонами коллективных переговоров являются пред­ставительные органы работников и нанимателей.

При наличии на уровне отрасли, территории, организа­ции нескольких представительных органов работников (профсоюзов) правом на ведение коллективных перегово­ров обладает каждый представительный орган. В соответ­ствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнер­ства в Республике Беларусь» целесообразно заключать один договор, соглашение.

В коллективных переговорах кроме представителей сторон могут участвовать и другие лица (специалисты, эксперты), которые консультируют, но не принимают участие в голосовании.

Порядок ведения коллективных переговоров

Каждая из сторон имеет право направить другой сторо не письменное тре бование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения. Другая сторона обя­зана начать переговоры в семидневный срок. По соглаше­нию сторон коллективные переговоры могут быть начаты в другой срок.

Для ведения переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию из уполномоченных представите­лей. Представители должны иметь документ, подтвержда­ющий их полномочия.

Представители сторон коллективных переговоров, раз­глашающие сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной, несут ответственность в соответ­ствии с законодательством.

Состав комиссии, сроки и место проведения коллектив­ных переговоров определяются сторонами. Стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одно­стороннем порядке.

Наниматели обязаны предоставлять информацию, не­обходимую для ведения коллективных переговоров.

Моментом окончания коллективных переговоров явля­ется момент подписания коллективного договора, соглаше­ния, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий одновременно является началом коллектив­ного трудового спора.

 

Соглашение. Порядок его заключения

 

Соглашение - это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной про­фессии, отрасли, территории.

В зависимости от уровня могут заключаться следующие виды соглашений: генеральное, тарифное и местное.

Генеральное (республиканское) соглашение устанавли­вает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на республиканском уровне. Генеральное со­глашение является основой для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров.

Тарифное (отраслевое) соглашение устанавливает нор­мы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.

Местное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с терри­ториальными особенностями города, района, другого ад­министративно-территориального образования.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.

Соглашения, предусматривающие полное или частич­ное бюджетное финансирование, заключаются при обяза­тельном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти.

Сторонами соглашений могут быть:

♦ на республиканском уровне - республиканские объ­единения профсоюзов и нанимателей, а также прави­тельство Республики Беларусь;

♦ на отраслевом уровне - соответствующие профсою­зы (их объединения) и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного уп­равления;

♦ на местном уровне - соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения), а так Н"С е местные исполнительные и распорядительные органы.

Порядок, сроки разработки и заключения соглашений определяются комиссией, формируемой сторонами на рав­ноправной основе из наделенных необходимыми полномо­чиями представителей.

 

Соглашения заключаются в письменной форме, на срок не менее одного года и не более чем три года. Подписыва­ется соглашение на каждой странице уполномоченными представителями.

Подписанные генеральное, тарифное (отраслевое) и местное соглашения подлежат обязательной регистрации соответственно в республиканском органе государственно­го управления по труду и его местных органах, т.е. в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь и в местных органах по труду Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Содержание соглашений согласно ст. 360 ТК определя­ется сторонами в пределах их компетенции.

Генеральное соглашение может содержать положения о (об):

♦ развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;

♦ основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потре­бительском бюджете, минимальной заработной пла­те, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;

♦ заработной плате работников организаций, финанси­руемых из бюджета и пользующихся государствен­ными дотациями, государственных пособиях, стипен­диях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установлен­ным минимумом;

♦ обеспечении занятости;

♦ охране окружающей среды;

♦ иных трудовых и социально-экономических условиях.

Тарифные и местные соглашения устанавливают соци­ально-трудовые гарантии и преимущества для работников

в зависимости от особенностей отрасли или региона по вопросам организации, условий, оплаты и охраны труда, заключения и расторжения трудовых договоров, при про­ведении приватизации и др.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. Действие соглашения распространяется на работников, нанимателей, орган исполнительной власти, которые упол­номочили участников соглашения разработать и заклю­чить его от их имени.

Изменения и дополнения вносятся в соглашения в том же порядке, который установлен для его заключения.

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также государственными органами надзора и контроля за испол­нением законодательства. Контроль за выполнением гене­рального соглашения осуществляет Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. Исполнение тариф­ных и местных соглашений контролируется постоянно действующими местными и региональными советами по трудовым и социальным вопросам, которые создаются сторонами этих соглашений.

 

Коллективный договор. Порядок его заключения

 

 

Коллективный договор - локальный норматив­ный правовой акт, регулирующий трудовые и социаль­но-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.

Это всегда двухсторонний акт. Коллективный договор может заключаться как в организации в целом, так и в ее обособленных подразделениях.

Сторонами коллективного договора являются работ­ники организации в лице их представительного органа, с одной стороны, и наниматель или уполномоченный им представитель - с другой стороны.

В качестве представительного органа работников, как правило, выступает профсоюзный комитет.

Представителями со стороны нанимателя могут вы­ступать должностные лица, обладающие информацией, необходимой для ведения коллективных переговоров, со­ответствующей квалификацией и опытом (например, руко­водители структурных подразделений, юрисконсульт, главный бухгалтер и т.п.). По усмотрению нанимателя его представителями могут выступать и лица, не работающие в данной организации, но имеющие определенный опыт в ведении коллективных переговоров (например, эксперты объединения нанимателей).

В соответствии со ст. 364 ТК содержание коллективно­го договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также законода­тельными актами в предусмотренных ими случаях. Стать­ей 364 ТК определен примерный перечень положений, который может содержать коллективный договор. Аналог этого примерного перечня позволяет сделать вывод, что содержанием коллективного договора являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответ­ственность за их нарушение.

По характеру все условия могут быть разделены на три вида:

♦ нормативные - закрепляют нормы централизован­ного законодательства и локальные нормы трудового права. Нормы централизованного законодательства имеют не только регулятивное, но и важное инфор­мационное значение, так как знакомят работников с установленными условиями труда, дополнительными трудовыми льготами и т.д. Локальные нормы трудо­вого права устанавливаются по вопросам, не в пол­ной мере урегулированным правом в централизован­ном порядке, или конкретизируют предусмотренные законодательством положения применительно к ус­ловиям организации. Локальные нормы предусмат­ривают повышенные гарантии реализации прав ра­ботников организации (дополнительные отпуска, вы­ходные дни, формы и системы оплаты труда, различные надбавки и доплаты к заработной плате и иные права и льготы). Эти условия действуют весь срок действия коллективного договора;

обязательственные - не носят общего характера, а предусматривают конкретные обязательства нанима­теля по улучшению условий труда и быта работников. Эти условия действуют до их выполнения и погашают­ся обычно раньше срока окончания коллективного до­говора;

организационные - о сроках действия коллективного договора, о проверке его выполнения и отчетах сто­рон об этом, о порядке изменения и пересмотра и т.п.

Коллективный договор заключается в письменной фор­ме в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относя­щимся к компетенции этих подразделений). Проекты кол­лективного договора обсуждаются на общем собрании коллектива организации. Подписывается коллективный договор на каждой странице уполномоченными представи­телями сторон.

Коллективный договор заключается на срок, который определен сторонами, но не менее чем на один год и не более чем на три года. Коллективный договор вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливают стороны, и действует, как правило, до заключения нового договора. При реорганизации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение срока, на кото­рый он заключен, если сторонами не принято иное реше­ние. При смене собственника имущества организации дого­вор действует в течение трех месяцев.

Подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя. Данная ре­гистрация является уведомительной, поскольку от этого факта не зависит вступление в силу коллективного догово­ра (соглашения).

Для регистрации наниматель представляет в соответ­ствующий орган:

1) заявление с просьбой о регистрации;

2) подписанный на каждой странице коллективный до­говор;

3) копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора.

Регистрация осуществляется в течение двух недель с момента подачи заявления с соответствующей записью в специальном журнале, а на первой странице представленно­го коллективного договора ставится штамп о регистрации.

Изменения коллективного договора производятся толь­ко по взаимному согласию сторон в том же порядке, который установлен для его заключения.

Действие коллективного договора распространяется на нанимателя и на всех работников, от имени которых он заключен, а также на работников, от имени которых он не заключался, при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: