Стороны, органы, система социального партнерства
Сторонами социального партнерства являются работники и наниматели в лице их представителей. Стороной партнерства может быть орган государственной власти или орган государственного управления, если он является нанимателем.
Представительство интересов работников - это основанная на законодательстве, уставах, положениях и других учредительных актах деятельность уполномоченных лиц, органов, организаций работников по отстаиванию и защите их прав и интересов в отношениях с уполномоченными лицами, органами и организациями нанимателей и соответствующих государственных органов.
Представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства.
На республиканском (национальном) уровне интересы работников представляют республиканские объединения профсоюзов. На областном, городском, районном (территориальном, отраслевом) - соответствующие структуры республиканских объединений профсоюзов, областные, городские, районные, объединенные территориальные комитеты, советы председателей профкомов, представительства, координационные советы.
Все эти органы должны обладать представительностью.
Представителями интересов нанимателей выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих учреждений.
Представительство интересов нанимателей на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях осуществляют соответствующие объединения нанимателей.
Третьей стороной социального партнерства является государство. Оно призвано играть различные роли в социальном партнерстве: гаранта, контролера, арбитра, законодателя. Государство участвует в социально-партнерских отношениях: на переговорах и в консультациях целей выработки и проведения в жизнь социальной и экономической политики.
Органами (а не сторонами) социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Эти комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях.
Система социального партнерства включает четыре уровня (см. ст. 358, 359 ТК):
♦ республиканский уровень;
♦ отраслевой уровень;
♦ местный (территориальный) уровень;
♦ уровень организации.
Организационно-правовые формы социального партнерства
Основными организационно-правовыми формами социального партнерства являются консультации и ведение коллективных переговоров.
Консультации проводятся по наиболее сложным социально-экономическим вопросам с участием соответству
ющих специалистов в целях достижения взаимопонимания сторон.
Коллективные переговоры - это основная форма социального партнерства, которая имеет целью сопоставить, учесть и согласовать взаимные интересы собственника средств производства в лице нанимателя и занятых у него работников.
Коллективные переговоры являются начальной стадией процедуры разработки, заключения и изменения коллективных договоров, соглашений.
На переговорах рассматриваются вопросы:
1) установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников;
2) заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.
Сторонами коллективных переговоров являются представительные органы работников и нанимателей.
При наличии на уровне отрасли, территории, организации нескольких представительных органов работников (профсоюзов) правом на ведение коллективных переговоров обладает каждый представительный орган. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» целесообразно заключать один договор, соглашение.
В коллективных переговорах кроме представителей сторон могут участвовать и другие лица (специалисты, эксперты), которые консультируют, но не принимают участие в голосовании.
Порядок ведения коллективных переговоров
Каждая из сторон имеет право направить другой сторо не письменное тре бование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения. Другая сторона обязана начать переговоры в семидневный срок. По соглашению сторон коллективные переговоры могут быть начаты в другой срок.
Для ведения переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию из уполномоченных представителей. Представители должны иметь документ, подтверждающий их полномочия.
Представители сторон коллективных переговоров, разглашающие сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами. Стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке.
Наниматели обязаны предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий одновременно является началом коллективного трудового спора.
Соглашение. Порядок его заключения
Соглашение - это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.
В зависимости от уровня могут заключаться следующие виды соглашений: генеральное, тарифное и местное.
Генеральное (республиканское) соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на республиканском уровне. Генеральное соглашение является основой для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров.
Тарифное (отраслевое) соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.
Местное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.
Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти.
Сторонами соглашений могут быть:
♦ на республиканском уровне - республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, а также правительство Республики Беларусь;
♦ на отраслевом уровне - соответствующие профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного управления;
♦ на местном уровне - соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения), а так Н"С е местные исполнительные и распорядительные органы.
Порядок, сроки разработки и заключения соглашений определяются комиссией, формируемой сторонами на равноправной основе из наделенных необходимыми полномочиями представителей.
Соглашения заключаются в письменной форме, на срок не менее одного года и не более чем три года. Подписывается соглашение на каждой странице уполномоченными представителями.
Подписанные генеральное, тарифное (отраслевое) и местное соглашения подлежат обязательной регистрации соответственно в республиканском органе государственного управления по труду и его местных органах, т.е. в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь и в местных органах по труду Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Содержание соглашений согласно ст. 360 ТК определяется сторонами в пределах их компетенции.
Генеральное соглашение может содержать положения о (об):
♦ развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;
♦ основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;
♦ заработной плате работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;
♦ обеспечении занятости;
♦ охране окружающей среды;
♦ иных трудовых и социально-экономических условиях.
Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-трудовые гарантии и преимущества для работников
в зависимости от особенностей отрасли или региона по вопросам организации, условий, оплаты и охраны труда, заключения и расторжения трудовых договоров, при проведении приватизации и др.
Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. Действие соглашения распространяется на работников, нанимателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.
Изменения и дополнения вносятся в соглашения в том же порядке, который установлен для его заключения.
Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также государственными органами надзора и контроля за исполнением законодательства. Контроль за выполнением генерального соглашения осуществляет Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. Исполнение тарифных и местных соглашений контролируется постоянно действующими местными и региональными советами по трудовым и социальным вопросам, которые создаются сторонами этих соглашений.
Коллективный договор. Порядок его заключения
Коллективный договор - локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.
Это всегда двухсторонний акт. Коллективный договор может заключаться как в организации в целом, так и в ее обособленных подразделениях.
Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа, с одной стороны, и наниматель или уполномоченный им представитель - с другой стороны.
В качестве представительного органа работников, как правило, выступает профсоюзный комитет.
Представителями со стороны нанимателя могут выступать должностные лица, обладающие информацией, необходимой для ведения коллективных переговоров, соответствующей квалификацией и опытом (например, руководители структурных подразделений, юрисконсульт, главный бухгалтер и т.п.). По усмотрению нанимателя его представителями могут выступать и лица, не работающие в данной организации, но имеющие определенный опыт в ведении коллективных переговоров (например, эксперты объединения нанимателей).
В соответствии со ст. 364 ТК содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также законодательными актами в предусмотренных ими случаях. Статьей 364 ТК определен примерный перечень положений, который может содержать коллективный договор. Аналог этого примерного перечня позволяет сделать вывод, что содержанием коллективного договора являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение.
По характеру все условия могут быть разделены на три вида:
♦ нормативные - закрепляют нормы централизованного законодательства и локальные нормы трудового права. Нормы централизованного законодательства имеют не только регулятивное, но и важное информационное значение, так как знакомят работников с установленными условиями труда, дополнительными трудовыми льготами и т.д. Локальные нормы трудового права устанавливаются по вопросам, не в полной мере урегулированным правом в централизованном порядке, или конкретизируют предусмотренные законодательством положения применительно к условиям организации. Локальные нормы предусматривают повышенные гарантии реализации прав работников организации (дополнительные отпуска, выходные дни, формы и системы оплаты труда, различные надбавки и доплаты к заработной плате и иные права и льготы). Эти условия действуют весь срок действия коллективного договора;
♦ обязательственные - не носят общего характера, а предусматривают конкретные обязательства нанимателя по улучшению условий труда и быта работников. Эти условия действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания коллективного договора;
♦ организационные - о сроках действия коллективного договора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке изменения и пересмотра и т.п.
Коллективный договор заключается в письменной форме в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений). Проекты коллективного договора обсуждаются на общем собрании коллектива организации. Подписывается коллективный договор на каждой странице уполномоченными представителями сторон.
Коллективный договор заключается на срок, который определен сторонами, но не менее чем на один год и не более чем на три года. Коллективный договор вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливают стороны, и действует, как правило, до заключения нового договора. При реорганизации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение срока, на который он заключен, если сторонами не принято иное решение. При смене собственника имущества организации договор действует в течение трех месяцев.
Подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя. Данная регистрация является уведомительной, поскольку от этого факта не зависит вступление в силу коллективного договора (соглашения).
Для регистрации наниматель представляет в соответствующий орган:
1) заявление с просьбой о регистрации;
2) подписанный на каждой странице коллективный договор;
3) копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора.
Регистрация осуществляется в течение двух недель с момента подачи заявления с соответствующей записью в специальном журнале, а на первой странице представленного коллективного договора ставится штамп о регистрации.
Изменения коллективного договора производятся только по взаимному согласию сторон в том же порядке, который установлен для его заключения.
Действие коллективного договора распространяется на нанимателя и на всех работников, от имени которых он заключен, а также на работников, от имени которых он не заключался, при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме.