Влияние износа деталей и узлов машин на эксплуатационные показатели работы их.
Критерии предельно допустимого износа.
Как бы ни была надежна машина износ ее деталей во время эксплуатации, неизбежен. При этом детали изменяют не только размеры, но и форму (например, цилиндрические детали приобретают эллипсность, овальность).
Износ существенно зависит от своевременности и качества технического обслуживания от качества смазывания, состояния деталей, регулировки механизмов и др.
Износ (зазор) i растет с увеличением срока службы деталей t (выполненного объема работы). В нарастании износа сопряженных деталей отмечаются, как правило, три характерных периода (рис)
В первом периоде (участок ОА) износ нарастает очень быстро. Он происходит главным образом за счет срабатывания неровностей — приработки трущихся поверхностей деталей. Износ второго периода называют естественным (участок АВ), а его продолжительность— периодом нормальной, эксплуатации tЭ. Износ нарастает относительно равномерно, и точка В является границей наибольшего допустимого срока службы детали tм
tm = to + (iм – iн) /tga
где t0 — продолжительность приработки деталей; iм — износ, соответствующий максимально допустимому зазору в сопряжениях деталей; iн — износ, соответствующий окончанию приработки деталей; tg a — характеристика темпа (скорости) изнашивания деталей.
На темп износа в этом периоде влияют следующие факторы: а) условия работы — удельные давления, характер нагрузки, относительные скорости, температура и др.; б) свойства материалов, их соотношение и изменяемость в работе; в) условия сопряжения, характер контакта и обработки материала; г) вид, и свойства продуктов износа, своевременность и качество технического обслуживания; д)качество применяемых масел и топлив.
|
Износы третьего периода (участок ВС) называют аварийными. В этом периоде износы быстро нарастают. Зазоры в сопряжениях резко увеличиваются.
Анализируя графики износа типичных деталей, можно прийти к следующим выводам: а) период нормальной эксплуатации будет тем больше, чем меньше износ при обкатке и меньше интенсивность изнашивания во время работы сопряжения после обкатки; б) так как U=f(dt/dt), то закономерное изменение износа деталей позволяет определить срок, когда необходимо восстановить сопряжение; в) нельзя допускать износ сопряженных деталей сверх определенного предела, за которым может возникнуть неисправность сопряжения.
Предельно допустимый износ. Установление предельно допустимого износа или других показателей состояния машины, а отсюда и срок службы деталей имеет большое значение для правильной организации технического обслуживания и ремонта.
Под предельными значениями величин понимают предельные размеры изнашивающейся детали или регулировочной величины (зазоры, давление, углы и т. п.), предельное ослабление крепления и т. д., т. е. максимальные и минимальные значения величин, до достижения которых сборочная единица работает нормально. Их определяют по одному из следующих признаков (критериев): техническому, качественному или экономическому или по совокупности признаков.
Технический критерий оценивает повышение интенсивности изнашивания или появление отказа механизма (машины).
|
Качественный критерий характеризует изменение качества работы с ростом износа или изменением регулировки машины. Предельное значение величины в этих случаях зависит от допустимого предельного отклонения качества работы от нормы. Основанием для этого критерия является также сохранение норм техники безопасности и производственной санитарии.
Экономический критерий применяют, когда изменение износа заметно ухудшает экономические показатели работы машины.
Общий метод нахождения предельных значений величин сводится к следующему: предварительно машина проходит необходимую обкатку и создаются (или имитируются) нормальные условия эксплуатации. Величине, изменяющейся вследствие износа или разрегулировки, придают различные значения. В функции этих значений находят количественные характеристики интенсивности изнашивания деталей или изменения действия сборочной единицы, качества работы, производительности, суммарных затрат. При этом подразумевается, что характерные точки полученных кривых (перегиба, близкие к обрыв кривой пересечения с предельной ординатой, точки максимум или минимума) соответствуют предельным значениям величин.
Так как деталь (или сопряжение деталей) в различных местах может изнашиваться по-разному, в качестве объекта измерения нужно принимать величину, при измерении которой наиболее резко меняется экономичность или качество работы (часто эта величина — размер, изменяющийся с наибольшей скоростью).
Во многих случаях при нахождении предельного значения величины по техническому критерию используют допустимые напряжения и пределы прочности. Для нахождения предельных значений износа по критерию качества исходят из допусков технологических параметров, которые устанавливают с учетом агротехнических требований. Качество полевых работ оценивают по средним значениям величин и по допустимым отклонениям от них.
|
При определении предельных значений величин по максимуму производительности и минимуму затрат предусматривается сохранение качества выполняемых работ в заданных пределах. Окончательно предельное значение износа принимают по минимуму (или максимуму), установленному по всем трем критериям, или по их компромиссному (комплексному) значению.
Наиболее общим является комплексный технико-экономический критерий, обусловленный вероятностью безотказной работы и затратами на техническое обслуживание (поддержание в работоспособном состоянии) детали, сборочной единицы при обязательном сохранении в пределах допуска качественных и экономических показателей работы.
Рис. График нарастания износа (зазора) в сопряженных деталях (а) и интенсивность (скорость) изнашивания этих деталей (б).