АНПОО «ОМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА»
__________________________________________________________________
Предметно-цикловая комиссия
Правовых и общественных дисциплин
Сулейманова К.О.
ОСНОВЫИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические указания и задания контрольной работы
Для студентов заочной формы обучения
По специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Омск - 2015
Введение
Современный этап развития профессионального образования выдвигает принципиально новые требования к содержанию и характеру подготовки квалифицированного специалиста как личности, обладающей высоким интеллектуальным и культурным уровнем, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и деловой мобильности.
Программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» позволяет понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования.
Структурно дисциплина представляет собой следующие разделы:
Раздел 1. Основные понятия научно-исследовательской деятельности.
Раздел 2. Методы научного познания.
Раздел 3. Логические законы и правила в практике научного исследования.
Раздел 4. Накопление и обработка научной информации.
Задачи дисциплины:
- сформировать представление об основных понятиях научно-исследовательской деятельности;
- ознакомить с основными методами научного познания;
- раскрыть основные логические законы и правила в практике научного исследования;
- научить накапливать и обрабатывать научную информацию.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Юрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
- ориентироваться в особенностях научного познания и научно-исследовательской деятельности;
- выявлять методы, технологии и фиксации научной информации.
знать:
- виды научно-исследовательской деятельности;
- особенности написания научно-исследовательских работ;
- понятийный аппарат научно-исследовательских работ;
- особенности оформления научно-исследовательских работ;
- правила защиты научно-исследовательских работ.
Методические указания по выполнению контрольной работы
По дисциплине «Основы исследовательской деятельности» обучающиеся выполняют домашнюю контрольную работу.
Цель контрольной работы – закрепить теоретические знания, накопленные в результате изучения дисциплины, выработать схему изучения дисциплины, приобрести навыки самостоятельной работы, проверить уровень усвоения знаний по дисциплине.
При выполнении контрольной работы можно пользоваться консультациями преподавателей в устной или письменной форме.
Контрольная работа предусматривает выполнение теоретической части и практических заданий.
К выполнению контрольной работы следует подходить творчески. Качество её оценивается по тому, насколько правильно и самостоятельно даны ответы на поставленные вопросы и в какой степени использована рекомендуемая литература. Ответы на теоретические вопросы излагаются кратко по существу. Практические задания выполняются по всем правилам оформления документов.
Работа должна быть оформлена аккуратно в учебной тетради или в печатном варианте на формате А4. Объем работы не должен превышать 20 страниц рукописного текста или 10 страниц печатного текста. Каждая станица нумеруется.
Вариант контрольной работы обучающийся определяет по таблице в зависимости от 2-х последних цифр номера зачетной книжки (шифр). В таблице вариантов по горизонтали размещается последняя цифра шифра, по вертикали - предпоследняя. Пересечение горизонтальной и вертикальной линии определяет клетку с вариантом заданий контрольной работы обучающегося.
Раскрывая вопрос задания, студент должен полностью переписать его в тетрадь (в виде заглавия), а затем давать ответы на него. Текст задания следует писать на обеих сторонах тетрадных листов или с одной стороны формата А4, которые должны иметь стандартные поля для замечания рецензентов.
В конце работы необходимо привести список литературы, использованной при подготовке ответов, а также проставить дату и подпись.
Выполненную контрольную работу обучающийся отправляет в сроки, установленные графиком учебного процесса. Преподаватель кафедры, проверяя контрольную работу, дает рецензию и делает отметку «зачтено» или «не зачтено». Незачетная работа возвращается обучающемуся для доработки. А затем вместе с дополнениями или переработанная представляется на кафедру для повторного рецензирования.
Работа, выполненная не по утвержденному заданию или без письменного согласования с преподавателем о замене одного из вопросов, возвращается обучающемуся без проверки.
Без выполненной контрольной работы или с не зачтенной работой обучающийся к сдаче экзамена не допускается.
Работа должна иметь титульный лист с указанием названия института, названия кафедры, учебной дисциплины, вида работы, варианта, фамилии студента и преподавателя-руководителя, года написания (приложение).
Требования к компьютерному тексту:
· формат бумаги 210 х 297 (А4);
· поля: левое 25-30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.;
· шрифт: Times New Roman, размер 14, интервал 1,5, цвет – черный;
· абзацный отступ – 1,25 мм.;
· объем работы – не более 20 стр.
Все страницы работы, включая приложения, нумеруются арабскими цифрами по порядку, начиная с титульного листа. Номер страницы проставляется на верхнем поле по центру. На титульном листе номера страниц не проставляются, но в общий объем включаются. Сокращения слов, кроме общепринятых, не допускаются.
Разделы и подразделы в должны нумероваться. Их номера составляются из порядкового номера раздела и подраздела, разделённых точками. В конце номера раздела (подраздела) перед его названием точка не ставится: 1, 2 (для разделов) или 2.1, 2.2 и т.д. (для подразделов). Не имеют порядкового номера такие структурные элементы работы, как введение, список использованной литературы, приложения.
Перенос слов в заголовке разделов не допускается, точки в конце заголовков не ставятся. Заголовки подразделов пишут на отдельной строке. Не допускается размещать заголовки разделов и подразделов на одной странице, а относящийся к ним текст – на следующей. Расстояние между заголовками разделов, подразделов и текстом должно быть равно одному интервалу.
Список литературы должен содержать перечень источников, использованных при написании работы. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТа.
Алфавитное построение списка означает, что все источники располагаются в соответствие с первой буквой фамилии автора или названия работы, если автора нет или их более трёх (их фамилии в таком случае показываются после названия работы). В списке использованной литературы перед фамилией автора или названием работы проставляется арабскими цифрами порядковый номер без точки. После написания фамилии и инициалов автора дается полное название работы (в том виде, в каком оно имеется на титульном листе) и выходные библиографические данные. Список использованной литературы начинается с отдельной страницы и может включать нормативные акты, учебники и учебные пособия, статьи из журналов, периодических изданий и др.
Оценка контрольной работы. Основными критериями оценки контрольной работы является полнота и глубина рассмотрения проблемы, самостоятельность в изложении материала, объем и разнообразие изученной литературы, способность обсудить представленную в работе проблему, логичность и аргументация рассуждений, правильность решения ситуации и оформление работы. Работа не сводится к переписыванию учебников, а предполагает индивидуальное осмысление проблемы, сравнение различных подходов к ее пониманию, оценку практической значимости, использование в работе собственных наблюдений.
Работа, отвечающая предъявляемым требованиям содержания и оформления, допускается к защите. Работа, имеющая некоторые отступления от требований, возвращается обучающемуся для доработки с последующей защитой. Работа, не соответствующая требованиям содержания (не верно выбран вариант работы, не раскрыты поставленные вопросы, не верно оформлен документ) и оформления возвращается на переработку с последующей сдачей работы на повторную проверку на кафедру.
Таблица для определения вариантов контрольной работы
Предпоследняя цифра номера зачетной книжки | Последняя цифра номера зачетной книжки | |||||||||
Вопросы контрольной работы
1. | Особенности научного познания и научно-исследовательской деятельности |
2. | Объект и предмет науки |
3. | Функции науки |
4. | Обыденное и научное знание |
5. | Научная картина мира |
6. | Культура познания. Основные инструменты познания |
7. | Обобщение и классификация |
8. | Схематизация и моделирование |
9. | Науковедческие проблемы Ф. Бекона |
10. | Науковедческие проблемы Р. Декарта |
11. | Организация научно-исследовательской работы в России |
12. | Виды научно-исследовательской деятельности студентов |
13. | Особенности написания курсовой работы |
14. | Выпускная квалификационная работа студентов |
15. | Основные методы научного исследования |
16. | Понятийный аппарат научного исследования |
17. | Организация труда в процессе научного исследования |
18. | Технология поиска и фиксации научной информации |
19. | Методика работы над книгой и оформление записей |
20. | Роль интернета при подготовке: реферата, курсовой и дипломной работы |
21. | Язык и стиль научной работы |
22. | Оформление научной работы |
23. | Защита рефератов |
24. | Планирование и организация исследовательской деятельности |
25. | Логика ведения дискуссии |
Приложение
Образец оформления титульного листа контрольной работы