ФОРМИРОВАНИЕ СБЫТА С УЧЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА, ЖЦП И СПРОСА




ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Управление представляет собой целенаправленную координацию общественного производства. Это управление машинами, механизмами и т.п. При этом совершается и управление людскими ресурсами и их отношениями, которые возникают в процессе производства.

В рыночных условиях организация, планирование, мотивация, контроль и регулирование, которые необходимые для формирования и достижения целей, должны быть как результативными, так и эффективными.

Планирования выполняет большую роль, решая вопросы о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и как это делать. Именно с помощью планирования руководство предприятия стремится установить основные направления для принятия решений, которые обеспечат этот процесс как единое целое.

Таким образом, сущность планирования, как функции управления предприятием, состоит в обосновании целей и путей их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов, способов и ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установление их взаимосвязи. Планирование является основным звеном и организационным началом всего процесса реализации целей предприятия.

Рассматривая планирование в узком понимании, его можно определить как систематизированную подготовку решений. Планирование, с этой точки зрения, означает системную подготовку к формированию будущего состояния предприятий. Главный смысл планирования состоит в повышении эффективности деятельности предприятия путем целевой ориентации и координации всех процессов, выявления рисков и снижение их уровня, повышение гибкости и адаптируемости к изменениям.

Основными общими функциями управления предприятия являются планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование, учет, анализ и контроль.

Планирования в структурированной по разновидностям управленческой деятельности служит основой для принятия управленческих решений.

Прогнозирования в управленческом цикле передует планированию, и его задача состоит в научном предусмотрении развития производства, а также в поиске решений, которые обеспечат развитие производства и его частей в оптимальном режиме.

Организация - это деятельность, которая направленная на создание и развитие структуры хозяйственной системы, включает регламентацию отдельных элементов процесса управления и, в зависимости от объекта, делится на организацию производства, организацию работы и организацию управления.

Задачей координации является обеспечение необходимой согласованности действий работников предприятия.

Функция регулирования состоит в эффективном регулировании и обеспечении нормального прохождения производственных процессов на предприятии.

Учет является базой для планирования и анализа производственно-хозяйственной деятельности с целью контроля и повышение эффективности производства путем выявления резервов.

Роль контроля как функции управления состоит в том, что он является средством осуществления обратной связи в системе управления. Главный его смысл - в создании гарантий выполнения плановых решений.

Активизация в управлении достигается комплексным применением методов морального и материального стимулирования. В основе материального стимулирования находятся материальные потребности личности, а в основе морального - социальные потребности человека (потребности в общении, уважению и т.п.).

Планирование начинается с разработки общих целей, дальше определяются конкретные, детализированные цели на заданный период, определяются пути и средства их достижения, и, в конце концов, осуществляется контроль за достижением поставленных целей.

Новым явлением в теории и практике современного управления, экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента является контроллинг. Контроллинг переводит предприятия на качественно новый уровень управления, направляя деятельность разных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.

Основными концепциями контроллинга являются концепции, ориентированные на систему учета, на управленческую, информационную систему и систему управления с акцентом на планирование, контроль и координацию. Сущьностью концепции, ориентированной на систему управления с акцентом на планирование и контроль, является участие в планировании и контроле деятельности структурных подразделений. Роль и задача контроллинга в планировании состоит в координации планов разного уровня и разработке консолидированного плана предприятия, разработке методов планирования, графиков составления планов, предоставления информации для составления планов, проверке планов, составленных подразделами предприятия. Рассматривая планирование как функцию контролиннга, можно сделать вывод о том, что целью этой функции в системе контролиннга является координация отдельных производственных планов по отношению к общему плану в рамках как краткосрочного, так и долгосрочного планирования, составления бюджета и разработка плановой и целевой информации.

МЕТОДЫИ ИНСТРУМЕНТЫПЛАНОВЫХ РАСЧЕТОВ

Сегодня в процессе планирования широко используются разные методы и инструментарии расчетов.

В планировании существующие методы вычисления плановых показателей объединены в трех обобщающих группах: экстраполяции, пофакторные и нормативные.

В условиях командно-административной системы управления исходной единицей при разработке планов была потребность народного хозяйства в промышленной продукции и наличие ресурсов для его обеспечения. За базу расчета принимался отчетный год, величины плановых показателей определялись на основе их динамики, которая сложилась в предыдущих периодах. Этот метод, в основе которого - ресурсы и динамика прошлых лет, имеет название екстраполяционного метода. На практике его еще называют "планированием от достигнутого уровня". Процедура вычисления приобретает очень упрощенный характер: фактически достигнутая величина показателя в базовом периоде корригируется на средний процент ее изменения. При этом темпы изменения показателя или принимаются такими, что сложились в минувшему, или уменьшаются или увеличиваются исходя из опыта или интуиции. Этот метод, по сути, является простым и удобным в использовании, но он не учитывает следствий возможных изменений. Сфера целесообразного использования этого метода ограничивается предыдущими, укрупненными разработками альтернативных вариантов планов. Этот метод используют корпорации, которые занимают монопольное положение на рынке, поскольку конкуренты для них не является угрозой, они устанавливают монопольно высокие цены и увеличивают объемы продажи товаров и, снижая цены, захватывают новые рынки.

Более обоснованным считают пофакторный метод. Плановые значения показателей при этом методе определяются на основе влияния важнейших факторов. На отечественных предприятиях пофакторные расчеты всегда сопровождались разработкой планов по повышению производительности труда и снижению затрат на производство продукции.

Методически правильное определение влияния факторов на плановые показатели должно отвечать таким требованиям:

- совокупное влияние отдельных факторов в сумме должно равняться абсолютной величине сменного показателя - то есть, если влияние некоторых факторов нельзя обнаружить, то весь расчет становится напрасным;

- при определении влияния отдельных факторов на тот или другой показатель необходимо четко учитывать влияние каждого фактора в отдельности и влияние факторов один на другой.

При расчете по факторам, как правило, не учитывается влияние "переходной экономики" (теоретически это влияние учесть можно, практически - невозможно), а при расчете по отдельным факторам не учитывается функциональная зависимость между ними. Учитывая и то, что предприятиям, которые работают в условиях рынка, этот расчет не нужен, поскольку задача относительно снижения себестоимости продукции и повышение производительности им не ставится, использование этого метода планирования есть нецелесообразным.

Нормативный метод планирования основывается на использовании технически обоснованных норм и нормативов, которые определяют степень экономической эффективности производства и учета, норм затрат работы, финансовых и материальных ресурсов. Этот метод планирования предусматривает расчет показателей по нормам на начало планового периода со следующим изменением норм в результате внедрения организационно-технических мероприятий и формирования на основе плановых норм соответствующих показателей плана предприятия.

Для определения степени обоснованности показателей, применяют специальные методы планирования: экономико-математическое моделирование, балансовый метод, пробно-статистический и матричный метод.

С помощью специальных экономико-математических моделей разрабатывается несколько вариантов плана, в которых важнейшие плановые показатели оптимизируются. Этот метод дает возможность найти наиболее эффективные решения, и из многих вариантов выбрать наиболее оптимальный.

Балансовый метод применяется для обеспечения согласования потребностей и ресурсов. В практике планирования балансы разрабатываются для разных видов ресурсов: материальных, трудовых, финансовых. Балансы состоят из двух частей: первая часть отображает все направления затрат ресурсов соответственно потребностям, а другая - источника поступления этих ресурсов.

Матричный метод планирования представляет собой построение взаимосвязей между производственными подразделами и показателями.

Пробно-статистический метод предусматривает использование фактических статистических данных за предыдущие годы и средних величин при установлении плановых показателей. Недостатком этого метода является то, что он не учитывает изменения рыночной конъюнктуры на момент планирования.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

План – количественное отображение целей и разработка путей ее достижения.

План предприятия – вовремя разработанная система способов, что предусматривает цели, содержание, сбалансированную взаимосвязь ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации продукции или предоставления услуг.

В практике планирования можно выделить три направления планирования: прогрессивное, ретроградное и круговое.

Прогрессивное планирование ("снизу-вверх"). Планирование осуществляется от низшего уровня предприятия к высшему.

Ретроградное ("сверху-вниз"). Процесс планирования осуществляется путем детализации показателей деятельности предприятия сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовывать планы, которые поступают сверху, в планы своих подразделений.

Круговое ("встречное планирование"). Представляет собой синтез вышерассмотренных методов. Круговой метод предусматривает разработку планов в два этапа. На первом этапе ("сверху-вниз") производится текущее планирование по основным направлениям и целям функционирования предприятия. На втором этапе ("снизу-вверх") разрабатывается конечный план на основе детализации текущих планов. При этом, в планы включаются наиболее оптимальные решения

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

1. Определение целей планирования. Они становятся решающими факторами при выборе формы и методов планирования.

2. Анализ проблемы. На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления планов и формируется конечная ситуация.

3. Поиск альтернатив. На этом этапе среди возможных путей решения проблемной ситуации выбирается наилучший, и разрабатываются необходимые действия.

4. Прогнозирование. На этом этапе формируется представление о развитии проанализированной ситуации, а также предвидение конечных результатов.

5. Оценка. На этом этапе проводятся оптимизационные расчеты для выбора наилучшего варианта.

6. Принятие планового решения. Выбирается и оформляется единое плановое решение.

Вспомогательными средствами, которые обеспечивают процесс планирования, являются средства, которые позволяют автоматизировать процесс разработки плановых решений. К ним относят техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение. Комплексное использование этих инструментов позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов (АСПР).

Принципы планирования: оптимальности, комплексности, научности, точности, гибкости, непрерывности, интеграции, координации.

Экономическая служба предприятия состоит из следующих отделов:

- планово-экономический;

- труда и зарплаты;

- финансовый;

- маркетинга.

К основным проблемам построения эффективной системы планирования на предприятии относят:

- ориентацию на краткосрочные результаты деятельности, отсутствие систематического контроля за соответствием результатов текущей деятельности предприятия его стратегическим целям;

- фрагментарность и отсутствие комплексности текущих планов, снижение уровня координации в системе управления предприятием;

- неразработанность методико-аналитической базы для анализа рынка;

- неразвитость корпоративного управления, расхождения интересов собственника, управленческого персонала и работников предприятия.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПЛАНИРОВАНИЯ

Создание нормативной базы планирования - это основа рациональной организации и планирования деятельности предприятий разных форм собственности. Нормативная база планирования состоит из системы норм и нормативов, которые характеризуют количественную и качественную меру затрат рабочего времени, материалов и финансовых средств.

Нормативный метод планирования - это один из методов обоснования планов, который используется на всех стадиях плановой работы: в ходе экономического анализа результатов хозяйственной деятельности, в определении потребности в различных видах ресурсов.

Норма - это максимально допустимая величина абсолютных затрат сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда для изготовления единицы продукции (или выполнение работ) установленного качества в условиях производства в планируемом году.

Норматив - это показатель, который характеризует относительную величину (степень) использования предметов труда, их затрат на единицу площади, веса, объема.

Нормы и нормативы должны быть обоснованными, прогрессивными, динамическими и охватывать всю совокупность использованных ресурсов. Нормы, независимо от того, затраты какого элемента они определяют, должны иметь системный характер и обеспечивать рациональное использование живого и овеществленного труда.

Система норм и нормативов содержит десять основных групп: Дефективности общественного производства; 2) затрат и запасов сырья, материалов, топлива и энергии; 3) затрат трудовых ресурсов и заработной платы; 4) использование производственных мощностей и продолжительности их освоения; 5) капиталовложений и капитального строительства; 6) потребности показателей использования, а также запасов в оборудовании; 7) финансов; 8) затрат на производство; 9) социально-экономических; 10) охраны окружающей среды.

Все нормативы можно поделить на два типа. Они отличаются по своим экономическим содержанием и по сфере влияния на хозяйственную деятельность.

Экономические нормативы первого типа характеризуют требования, которые выдвигаются обществом к эффективности использования ресурсов.

К ним относят: норматив эффективности капиталовложений, тарифы, процент за кредит, нормативы выплат в бюджет за использование природных ресурсов (рента), валютные курсы и др. Специфичность этих нормативов состоит в том, что они фиксируют минимально допустимую величину экономической эффективности использования разных ресурсов, то есть общественно оправданный размер их затрат для достижения наибольшего экономического эффекта.

Экономические нормы второго типа регламентируют взаимоотношения между государством и предприятиями, а также между участниками производственного процесса по вопросам распределения полученных результатов между производственными единицами, трудовыми коллективами, отдельными работниками. К этому виду относят нормативы распределения валовой прибыли, в т.ч. налоги на прибыль, штрафы и неустойки, нормативы оплаты труда и образование средств экономического стимулирования. Эти нормативы должны обеспечивать согласование интересов государства и отдельных трудовых коллективов и, соответственно, создавать заинтересованность предпринимательских структур в максимальном использовании производственных возможностей.

РАЗНОВИДНОСТИ ПЛАНОВ И ИХ КОМПЛЕКСЫ

Виды планов:

- стратегический (перспективный) – результат стратегического планирования (на 3-5 лет);

- текущий (оперативно-календарный) – результат текущего (оперативно-календарного) планирования (до 1 года);

- сведенный план общих результатов, финансовый план.

При стратегическом планировании на основе поставленных целей определяются объемы и структура ассортиментной программы предприятий (производство различных видов продукции); структура и объемы ресурсов (потенциал предприятия), необходимых для производства и реализации продукции.

Стратегическое планирование непосредственно связано с деятельностью. Предприятия в долгосрочном периоде, с раскрытием потенциала предприятия через планирование размеров предприятия, структуры производства, производственной мощности, структуры капитала, организационной структуры предприятия, юридической формы и системы управления предприятия в целом.

Основная задача стратегического планирования заключается в создании потенциальных возможностей предприятия для выживания и эффективного функционирования в условиях динамичных изменений внешней среды.

Стратегическое планирование базируется на:

- определении спроса на продукцию, которая производится или может производиться;

- прогнозировании ее сбыта и возможности увеличения экспорта;

- проверке сбалансированности принятых объемов производства с имеющимися мощностями и технологическим обеспечением;

- разработке мер, направленных на реконструкцию, техническое перевооружение производственных мощностей с учетом экологических требований и конкретных предложений по поставкам оборудования и материальных ресурсов;

- определении перспективы социального развития трудового коллектива, количества рабочих мест, оплаты труда, расходов на социальные цели;

- определении возможностей финансирования плана мероприятий за счет собственной прибыли, кредитов, иностранных инвестиций;

- определении конечных результатов работы предприятия: объемов производства и реализации продукции, себестоимости и цены, чистой прибыли, эффективности производства.

Процесс текущего планирования, в отличие от стратегического планирования, осуществляется на краткосрочный период, на основе определенной производственной программы, заданного потенциала и охватывает все сферы производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

К функциональным подсистемам текущего планирования производственного предприятия относят:

1) выпуск продукции и ее реализацию;

2) обеспечение производства необходимыми средствами, материальными и трудовыми ресурсами;

3) определение затрат;

4) определение финансовых результатов.

В подсистемы текущего планирования также входят разработка планов производственным и обслуживающим подразделениям предприятия.

Сведенное планирование определяет совокупные финансово-экономические результаты деятельности (выручка от реализации, затраты на единицу продукции и другие).

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия при использовании необходимых финансовых ресурсов и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем или планируемом периоде.

СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ РАЗРАБОТКИ

В современных условиях состав текущего плана, название и содержательное наполнение каждого из разделов, перечень показателей определяется предприятием самостоятельно. Текущее планирование предусматривает разработку планов на всех уровнях управления предприятием и по всем направлениям его деятельности на более короткие периоды (квартал, месяц…). Состав разделов и показателей плана зависит от специфики, отраслевой принадлежности предприятия, формы собственности и методов управления.

В общем виде текущий план предприятия может иметь следующие разделы:

  1. Экономическая эффективность производства
  2. Нормы и нормативы
  3. Планирование производства и реализации продукции
  4. Материально-техническое обеспечение предприятия
  5. Персонал и оплата труда
  6. Планирование затрат производства
  7. Финансовый план
  8. Инновации
  9. Инвестиции и капитальное строительство
  10. Социальное развитие коллектива
  11. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

В первом разделе рассчитываются следующие показатели экономической эффективности:

а) обобщающие показатели, связанные с определением себестоимости, прибыли и рентабельности;

б) показатели использования трудовых ресурсов (производительность труда);

в) показатели использования материальных ресурсов;

г) показатели использования оборотных средств и капитальных вложений.

Во втором разделе раскрываются основные виды норм и нормативов:

а) нормы и нормативы затрат живого труда;

б) нормы материальных затрат;

в) нормы использования средств труда;

г) нормы организации производства;

д) финансовые нормы;

е) нормы и нормативы, характеризующие качество готовой продукции

Третий раздел содержит планирование производства и реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении; изменение остатков готовой нереализованной продукции; баланс производственных мощностей и направлений их использования.

В четвертом разделе рассчитывается потребность в сырье, материалах, топливе, энергии и других составляющих, необходимых для выполнения производственной программы.

В пятом разделе определяется общая численность и структура персонала, данные о дополнительной потребности в персонале, источники ее обеспечения, фонд оплаты труда.

Шестой раздел:

а) составляются плановые калькуляции себестоимости основных видов продукции и сметы затрат на производство продукции на предприятии;

б) выявляются непроизводительные затраты и разрабатываются меры по их ликвидации;

в) создается база для расчета цен на продукцию.

Кроме того, устанавливается рациональная структура затрат производства, соотношение между условно постоянными и переменными затратами.

В седьмом разделе определяется финансовый результат; рассчитывается рентабельность отдельных видов выпускаемой продукции; оценивается влияние на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличения затрат на освоение производства новой продукции; разрабатываются меры по коммерческому расчету и хозрасчетному взаимоотношению между подразделениями предприятия.

Финансовый план разрабатывается по схеме, которая соответствует П(С)БУ и составляется по видам деятельности: операционной, инвестиционной, финансовой.

Оперативное финансовое планирование содержит разработку и выполнение таких оперативных планов, как оперативный финансовый план (баланс поступления и расходования средств), платежный календарь, кредитный план, кассовый план.

Восьмой раздел: планируется техническое развитие производства, организационные и экономические нововведения, процесс управления ими. Девятый раздел: оценивается объем инвестиций и капитального строительства в плановом периоде, рассчитываются затраты и сроки окупаемости всех направлений организационно-технического развития предприятия.

ФОРМИРОВАНИЕ СБЫТА С УЧЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА, ЖЦП И СПРОСА

Маркетинг – комплекс мероприятий в сфере исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия по изучению всех факторов, которые влияют на процесс производства и продвижения товара и услуг от производителя к потребителю.

Сбыт товара – процесс реализации продукции с целью удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли.

При формировании плана сбыта необходимо:

1. Провести маркетинговое исследование на предмет изучения спроса на продукцию предприятия;

2. Определить этап ЖЦ, на котором находится товар, и что влияет на объем его реализиции;

3. Выявить факторы, непосредственно влияющие на сбыт.

В процессе исследования рынка необходимо выяснить следущее:

- На какой сегмент приходятся максимальные продажи

- Определить долю рынка, которая приходится на конкретную продукцию

- Произвести характеристику конкурентов и их стратегии

- Произвести характеристику покупателей

- Проанализировать отзывы покупателей о продукции предприятия

Особое внимание при формировании плана сбыта необходимо уделить анализу динамики и структуры потребительского спроса и его прогнозированию на ближайшую перспективу.

При изучении спроса на продукцию определяется:

1. Общая ёмкость рынка: Q = n * q * p, где

n – количество покупателей товара;

q – среднее количество покупок 1 покупателя;

p – средняя цена товара.

2. Емкость территории рынка, где расположено предприятие

3. Результаты рыночного тестирования, которое производится с целью изучения возможности реализации нового товара

4. Результаты анализа сбыта продукции в предшествующих периодах

Характерной особенностью планирования на современном этапе является первичность планирования сбыта продукции по отношению к планированию производства продукции.

В современных условиях формирование плана сбыта продукции осуществляется на основе заключенных договоров между производителями и потребителями продукции предприятия.

Чтобы поддержать производств-ю программу предприятия на стабильном уровне, необходимо анализировать ассортимент выпускаемой продукции в условиях возрастающей конкуренции. С точки зрения ЖЦП предприятия Украины эффективно могут производить продукцию, находясь на 2-4 этапе ее ЖЦП (рост-зрелость-насыщение).

Основные факторы, влияющие на спрос:

1. Основные: цена, качество, упаковка, сервис, каналы сбыта, месторасположение предприятия, ассортимент.

2. Дополнительные: реклама, деятельность продавцов и агентов.

 

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ

Реклама – имеет несколько значений: 1) сообщение про конкретные товары или услуги; 2) вид коммуникативной связи между производителем и потребителем; 3) коммерческая пропоганда потребительских способностей товара с целью стимулирования его продажи, которая содержит выборочную информацию про товар и которая формирует определенное представление покупателя о товаре.

С экономической точки зрения реклама – это оплаченная форма не персональной презентации и продвижения товара и услуг с четко определенным источником финансирования.

Виды рекламы:

- Информационная – информирует про товар, форму, образ фирмы

- Убеждающая – убеждает в необходимости покупки, акцент на достоинствах товара

- Напоминающая – напоминает о товаре и месте его продажи

- Подкрепляющая – подтверждает эффективность товара

- Имидж фирмы – подчеркивает статус фирмы, ее надежность

Основные носители рекламы: газеты, журналы, ТВ, радио, презентационные средства (каталоги, проспекты), уличная (наружная) реклама, слайды, видеоизображения, телефонные звонки.

Реклама требует значительных затрат, поэтому должна быть тщательно спланированна. В процессе планирования (разработки программы рекламирования) рекламы проводится следующее:

1. Идентификация целевого рынка – определение особенностей потребителей (уровень жизни, какие газеты читают)

2. Определение цели рекламы

3. Разработка текстовой части рекламы, а так же рекламного сюжета

4. Выбор видов носителей рекламы

5. Составление графика рекламирования

6. Составление рекламного бюджета

Обоснование выбора рекламных средств проводится в зависимости от целей рекламы, ее носителей и связанно с показателем стоимости рекламы на 1000 человек. Более широкий спектр охвата рекламой уменьшает ее стоимость в расчете на 1 потребителя. В этом смысле более эффективной является реклама то ТВ или радио. В зависимости от целей рекламы и ее носителей формируется рекламный бюджет. Существуют следующие способы расчета бюджета:

1. Исходя из принципа предыдущего финансирования + %. Когда фирма усиливает свое влияние на рынок.

2. Исходя из целей и задач предприятия, то есть в рекламу вкладывается такая сумма денежных средств, которая необходима для достижения поставленных целей.

3. Метод конкурентного паритета – означает выделение на рекламу сумм не меньших, чем у конкурентов.

4. По принципу: определенный % от объема продаж

5. Бюджет на рекламу может формироваться на основе функции влияния рекламы на объем сбыта.

ПЛАНИРОВАНИЕ СБЫТА ПРОДУКЦИИ

План сбыта продукции определяют исходя из объема товарной продукции с учетом изменений нереализованных остатков на начало и конец расчетного периода.

Остатки нереализованной продукции включают:

- запасы готовой продукции на складе поставщика;

- товары, отправленные потребителю, но не оплаченные им.

Остаток готовой продукции на складе на начало планируемого периода определяется по данным на конец отчетного периода (который предшествует плановому), на конец планируемого периода – по нормативу собственных оборотных средств на плановый период.

Но так как в составе оборотных средств продукция рассчитывается по плановой производственной себестоимости, то для включения в расчет остатков её необходимо перевести в стоимость по оптовым ценам с помощью коэффициента, который определяется отношением товарной продукции в плановых ценах к ее производственной себестоимости.

Если норматив готовой продукции на складе устанавливается в днях, то сумма оборотных средств определяется умножением среднесуточного выпуска в стоимостном выражении на норматив продукции на складе в днях.

План сбыта рассчитывается следующим образом:

ПС = РП

где ПС – план сбыта; РП – реализованная продукция.

РП = ТП + (ГПн – ГПк) + (ОТНн – ОТНк)

где ТП – товарная продукция; ГПн, ГПк – остатки готовой нереализованной продукции на складе соответственно на начало и конец планового периода; ОТНн, ОТНк – остатки отгруженной, но не оплаченной готовой продукции соответственно на начало и конец планового периода.

ТП = Цед· К + Рстор

где Цед – цена единицы продукции, грн. К – количество продукции, шт. Рстор – реализация на сторону.

ВП = ТП – (НЗПн – НЗПк) – (Ин – Ик)

где ВП – валовая продукция; НЗПн, НЗПк – остаток незавершенного производства соответственно на начало и конец планового периода; Ин, Ик – остаток инструмента (запчастей) соответственно на начало и конец планового периода.

ВО = ВП + ВЗО

где ВО – валовой оборот предприятия; ВЗО – внутризаводской оборот предприятия.

Планируемый объем сбыта продукции, как правило, определяется в действующих ценах на момент составления плана.

Фактический объем реализованной продукции определяется:

- по фактически действующим ценам на протяжении отчетного периода. Это необходимо для расчета валовой прибыли от реализации продукции;

- по планируемым ценам для оценки выполнения плана по сбыту продукции.

Объем сбыта продукции отображает также качество продукции, так как изделия высшего качества реализуются по более высоким ценам, что увеличивает выручку от реализации продукции, и, следовательно, увеличивает прибыль предприятия.

Затраты, связанные со сбытом, планируются и определяются фактически по отчетному периоду по статье «затраты на сбыт».

Затраты на сбыт рассчитываются на плановый период и включаются в смету затрат.

На конкретную продукцию затраты на сбыт определяются по-разному – в зависимости от того, прямые это затраты или непрямые затраты.

Прямые затраты можно вычислить на 1 изделие (затраты на тару, упаковку, транспортировку).

Непрямые затраты – это комиссионные выплаты за исследование рынка и выявление потребности в продукции, выплаты организациям сбыта, затраты по проведению ярмарок, презентаций товара и другие маркетинговые затраты.

Характерной особенностью планирования на современном этапе является первичность планирования сбыта продукции по отношению к планированию производства продукции.

Также в современных условиях формирование плана сбыта осуществляется на основе заключаемых договоров между производителем и потребителем продукции на предмет приобретения продукции предприятия.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ

Важным разделом текущего плана предприятия является производственная программа или план производства и реализации продукции.

Производственная программа (ПП) определяет необходимый объем производства продукции на плановый период, который отвечает номенклатурой, ассортиментом и качеством требованиям плана продажи. Она обуславливает задание по введению в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте и т. д. Этот раздел плана тесно связан с планом труда и зарплаты, планом по затратам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом.

ПП предприятий определяет состав, кол-во и объем продукции, которая должна быть произведена в плановый период и поставлена потребителям.

Основной задачей ПП является максимальное удовлетворение потребностей потребителей в высококачественной продукции, которая выпускается предприятиями при наилучшем использовании их ресурсов и получении максимальной прибыли.

ПП состоит из 2-ух разделов:

-плана производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении;

-плана производства в стоимостном выражении.

В основу разработки ПП должна быть положена реальная потребность в конкретной продукции.

Для того, чтобы верно сформировать ПП предприятия, в его бизнес-плане должна быть представлена такая важная информация как характеристика предлагаемой продукции, оценка возможных рынков сбыта и конкурентов, стратегия маркетинга.

При планировании ПП необходимо использовать следующие материалы:

1) перспективный план производства продукции и услуг;

2) прогноз потребности в продукции предприятия, который составляется на основе исследования спроса, предложения, цен, кол-ва конкурентов и т. д.;

3) гос. контракт и гос. заказ на продукцию предприятия – если имеется;

4) результаты изучения текущего спроса на продукцию;

5) договора на производство и поставку продукции, которые составляются в результате свободной продажи изделий на общественных ярмарках;

6) мероприятия по специализации и кооперированию производства;

7) мероприятия по увеличению производственных мощностей предприятия;

8) данные <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: