Выполнила:
студентка 2 курса факультета истории, политических наук и культурологии
группы ПОДб(г) – 2202-58-00
очной формы обучения
Блинова Наталья Владимировна
____________________/подпись/
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
Конышева Алия Вазиховна
____________________/подпись/
КИРОВ
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ.................................................................................................... 2
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя............................................................... 6
1.1. Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе............................................................................. 6
1.2. Формы работы классного руководителя в процессе патриотического воспитания школьников..................................................................................................... 10
1.3. Педагогические условия патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.................................................................14
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.................. 19
2.1 Разработка и реализация программы патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя......................................................... 19
2.2 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя 23
2.3 Анализ и интерпретация опытно-экспериментальной работы по применению программы патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя................................................................................................ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................... 42
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................ 46
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На протяжении долгого времени старшие поколения учат младшие любить и уважать свою Родину и семью, помнить и чтить предков, гордиться своими успехами и своей историей. Иными словами, воспитывают патриотические чувства в человеке.
В настоящее время данная тема не теряет своей актуальности. Стоит даже отметить то, что в последнее десятилетие уровень патриотизма среди населения России стал заметно выше, но, к сожалению его «качество» стало ниже [25]. В связи с этим разрабатываются различные программы. В настоящее время в РФ утверждена и действует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [28]. В ФГОС акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [29].
Помимо государства большую роль в воспитании патриотических чувств играет школа, а точнее классный руководитель. Именно он должен посредством классных часов, тематических мероприятий, экскурсий, бесед и с помощью других приемов объяснить ребенку, что значат понятия родина, добро и зло, уважение и тд. Заинтересовать в изучении истории своей страны, познакомить с культурой, показать перспективы государства и то, как каждый человек может повлиять на дальнейшее развитие своей родины. Патриотизм является важной чертой всесторонне развитой личности [8]. Так, можно сказать, на плечи классных руководителей ложится большая ответственность — воспитание поколения людей благородных, убежденных, готовых к подвигу, тех, кого принято называть словом «патриот».
Самым подходящим возрастом для формирования патриотических чувств и качеств является школьный возраст [16]. Именно в этот период начинается процесс становления личности. Ребенок в это время воспринимает множество информации. Важно на данном этапе сформировать правильную жизненную позицию ребенка, отгородить от негативного влияния со стороны общества, воспитать нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Цель курсовой работы — проверить эффективность классного часа как формы патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя и разработать
Объект исследования — процесс патриотического воспитания.
Предмет исследования — формы патриотического воспитания в деятельности классного руководителя.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что патриотическое воспитание школьников в деятельности классного руководителя будет эффективным, если будет раскрыта сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание», будут рассмотрены формы работы классного руководителя и педагогические условия, а также будет реализована программа патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
2. Рассмотреть формы работы классного руководителя в процессе патриотического воспитания школьников.
3. Рассмотреть педагогические условия патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.
4. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по формированию патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.
5. Провести диагностику уровня патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.
6. Разработать и реализовать программу патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.
Теоретической основой исследования являются труды В.А. Сухомлинского [33] в области педагогики, труды Н.К. Беспятовой, Д.Е. Яковлева [3], С.К. Летучевой [15] в области патриотического воспитания, а также диссертационная работа Т.М. Масловой [18], где она разработала систему воспитательной работы по патриотическому воспитанию и сформулировала критерии патриотического воспитания школьников.
Методы исследования — при проведении исследования использовались теоретические методы, а именно: анализ, сравнение и обобщение полученных результатов, а также эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование. А также математические методы: регистрация и шкалирование.
Научная новизна исследования заключается в обобщении материала по вопросу о формах работы классного руководителя и педагогических условиях в процессе патриотического воспитания школьников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы патриотического воспитания, способствующей эффективной работе классного руководителя процессе патриотического воспитания школьников.
База исследования — МКОУ СОШ с. Среднеивкино Верхошижемского р-на Кировской области. В исследовании принимали участие учащиеся 5 класса в количестве 24 человек.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе
Для того, чтобы раскрыть сущность понятия «патриотическое воспитание», необходимо понять, что такое «патриотизм», когда он появился и как развивался с течением времени.
Патриотизм берет свое начало с античной Греции, где зародилась полисная организация. Понятие «политейя» означало принадлежность граждан к какому-либо полису, трактовалось как гражданство [23]. Греческая политическая мысль, полисное мировоззрение и устройство требовало от гражданина соблюдения определенных правил и выполнения обязанностей. Например, защита полиса от врагов, ответственность за благоустройство и развитие полиса. Это развивало особое чувство любви к своему полису среди его граждан. Понятия «гражданин» было равно понятию «патриот».
В античном Риме особенно ярко проявились такие черты патриотизма, как коллективизм, верность традициям, любовь к родине, мужество [17]. Одной из главных ценностей являлось гражданство. Совершение многих подвигов было связано с защитой интересов государства.
В период Средних веков патриотизм проявлялся не столько любовью к родине, сколько любовью непосредственно к своей земле. Так как особое внимание уделялось вере, то её защита ставилась на первое место. Также сильным оставалось чувство преемственности поколений, защита ценностей конкретного рода.
В Новое время меняется мировоззрение людей, меняется строй общества и государственная организация. В данный период прошла не одна буржуазная революция. Понятия «патриотизм» и «отечество» оказались пронизанными чувством гражданственности и духом конституционализма.
Что касается Российского государства, то интересным является тот факт, что в СССР в процессе строительства социалистического общества сформировался советский патриотизм, который самым ярким образом проявился во время Великой Отечественной войны, он характеризовался такими чертами, как героизм, стойкость и мужество [31].
В современном мире нередко происходит непонимание или подмена понятий. Например, «любовь к родине» приравнивается или заменяется «любовью к государству», где не так важны традиции народа, сколько государственное устройство. Где любовь к народу и согражданам заменяется любовью к нации. Стремлении возвысить свою нацию над другими, показать ее превосходство привело к появлению в мире национализма и фашизма. Поэтому очень важно на самых ранних этапах становления личности сформировать правильное отношение к своей родине и дать правильное понимание того, что из себя представляет патриотизм, грамотно построив процесс патриотического воспитания. Особо важную роль в процессе патриотического воспитания играет классный руководитель.
В науке существует множество трактовок понятия «патриотизм», но все они по своей сути сводятся к одному и тому же — любви к родине.
Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [23].
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [16].
Патриотизм – это любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины [10].
Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета страны, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоёв общества [14].
Примерами проявления патриотизма могут служить:
─ защита Отечества;
─ готовность помочь стране в сложных условиях;
─ добросовестный труд;
─ гордость за свою страну и народ;
─ бережное отношение к истории и историческим памятникам;
─ ответственность за судьбу Родины;
─ уважение к государственной символике и гордость за государственные символы;
─ служение Родине;
─ самоотверженность и самопожертвование.
Как показала история, значение патриотизма и его роль возрастают в критические моменты: война, обострение социальных конфликтов, революция, борьба за власть, чрезвычайные происшествия или стихийные бедствия. В это время от граждан требуется применение особых сил, чтобы удержать стабильность, не растеряв при этом особых духовных качеств. Все это способствует сохранению целостности страны и ее народа.
Также следует рассмотреть понятие «воспитание». Существует много различных вариантов определения. Воспитание — это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитанников, их отношения в процессе деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов [30]. Воспитание — это процесс, а патриотическое воспитание его часть.
Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения [9].Оно формирует патриотические убеждения и взгляды, чувства и нормы поведения, также включает в себя освоение гражданской культуры. Это можно обобщить и сделать вывод, что патриотическое воспитание — это комплекс работы по формированию личности гражданина — патриота.
Цели патриотического воспитания: развитие гражданской ответственности, социальной активности, духовности личности, укрепление государства и решение проблем его дальнейшего развития.
Чтобы данные цели были достигнуты, необходимо выполнить следующие задачи:
1) утвердить социально значимые патриотические ценности, убеждения и взгляды, уважать историческое и культурное прошлое страны, ее традиции;
2) создать условия для реализации конституционных прав и обязанностей человека, воспитать граждан в духе уважения к законам, нормам общественной и коллективной жизни;
3) привить чувства гордости, уважения и почитания символики государства;
4) создать условия для усиления патриотической направленности средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни;
5) сформировать религиозную, национальную, расовую терпимости.
Выделяют следующие виды патриотического воспитания:
─ военно-патриотическое воспитание;
─ героико-патриотическое воспитание;
─ национально-патриотическое воспитание;
─ гражданское воспитание;
─ гражданско-патриотическое воспитание.
Развитие патриотических чувств у человека начинается с ранних лет и продолжается в течение всей его жизни. Поэтому очень важно для человека знать, что такое патриотизм, как необходимо воспитывать патриотические чувства и как их проявлять. Патриотическим воспитанием у детей на начальном этапе занимаются родители, которые прививают любовь к семье, своему дому, малой родине. По мере взросления у детей меняются взгляды на жизнь, приходит ее иное понимание жизни. Поэтому следующим важным этапом становится обучение в школе. Главенствующую роль в патриотическом воспитании играет классный руководитель, который должен приложить максимальное количество усилий для воспитания достойных граждан, кроме того, добросовестных, ответственных и порядочных людей, любящих свою родину.
1.2. Формы работы классного руководителя в процессе патриотического воспитания школьников
Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее опытных и авторитетных учителей. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе. Всю эту работу классный руководитель проводит не в порядке самодеятельности, а как официальное должностное лицо. Классный руководитель несeт ответственность перед руководством школы и органами народного образования за содержание и организацию воспитательной работы в порученном ему классе [6].
Основные обязанности классного руководителя сформулированы в Уставе средней общеобразовательной школе.
Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий для учащихся, содействия их разностороннего развития, духовному становлению:
1. Аналитическая (изучение индивидуальных особенностей учащихся, изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника, изучение и анализ воспитательных возможностей окружающей среды для обучающихся, воспитательных возможностей педагогического коллектива).
2. Прогностическая (прогнозирование уровней индивидуального развития обучающихся и этапов формирования коллектива группы, определение перспектив жизни и деятельности учащихся, группы, предвидение последствий складывающихся в коллективе отношений).
3. Организационно-координирующая (организация и стимулирование деятельности воспитанников, установление связей семьи, образовательного учреждения, социума, защита прав и свобод учащихся, индивидуальная работа с воспитанниками, ведение документации, ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время проводимых мероприятий, формирование коллектива группы).
4. Коммуникативная (развитие и регулирование межличностных отношений между воспитанниками, помощь в адаптации каждого члена группы в коллективе,содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника, помощь учащимся в установлении отношений с социумом) [6].
Формы работы классного руководителя бывают разными. Рассматривая работу классного руководителя именно с учащими, можно рассмотреть следующую классификацию: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)
Одной из самых распространенных форм работы классного руководителя является классный час. Классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы [1].
Цели и задачи классного часа:
1) Формирование знания по вопросам общественной жизни, о самом себе, о близких, о реальной жизни;
2) Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности;
3) Приобретение навыка понимания своих товарищей, общения, сотрудничества, взаимодействия с ними.
4) Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практической деятельности.
5) Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников [15].
Типы классного часа:
─ нравственный классный час;
─ интеллектуально-познавательный классный час;
─ тематический классный час;
─ информационный классный час.
Требования к содержанию классного часа:
1) Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок — к суждениям.
2) В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.
3) Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.
4) Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
5) В содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть. Классный час должен содержать момент, когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному классному часу.
Структура классного часа:
1. Вступительная часть — постановка вопроса;
2. Основная (содержательная) часть — материал для решения вопроса;
3. Заключительная часть — решение вопроса и определение его жизненного значения.
Формы проведения классных часов:
1. Дискуссионные формы: диспут, дискуссия, конференция, круглый стол, вечер вопросов и ответов, встреча с интересными людьми, лекторий, аукцион.
2. Формы состязательного характера: конкурс, викторина, путешествие, КВН, эстафета полезных дел, смотр, парад, презентация, турнир, олимпиада.
3. Творческие формы: фестиваль, выставка, устный журнал, живая газета, творческий труд, представление (проектов), юморина, спектакль, концерт, ярмарка.
4. Игровые формы: ролевые игры, сюжетные игры, интеллектуальные.
5. Формы психологического просвещения: тренинг, исследование.
6. Подвижные формы: веселые старты, малая олимпиада, школьная олимпиада, день здоровья.
7. Формы работы вне школы: экскурсия, поход, выход (концерт, цирковое, театральное представление).
После проведения классного часа необходим его анализ. Он позволит классному руководителю определить задачи индивидуальной работы с учениками, а также выделить направления работы с классом.
Разнообразие форм работы позволяет классному руководителю, как центральному лицу воспитательного процесса, к разной проблеме или какому-либо вопросу подобрать такую форму, которая бы смогла с максимальной точностью передать все то, что хотел сказать педагог своим ученикам. Наиболее распространенной и доступной формой является классный час. Стоит отметить, что классные часы должны проводиться еженедельно. Обычно это мероприятие решает «бытовые» проблемы, но не стоит забывать вкладывать в них смысл. Несмотря на простоту и общедоступность, эта форма работы обладает высокой эффективностью.
1.3. Педагогические условия патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя
Анализ научно-педагогической литературы позволяет утверждать, что на сегодняшний день единого подхода к понятию «педагогические условия» не существует. Известно, что термин «педагогические условия» развивался и изменялся в течение времени, приобретая и теряя определенные черты.
Вот некоторые трактовки специалистов: С.Н. Павлов признает необходимость включения в понятие «педагогические условия» совокупности объективных возможностей обучения и воспитания людей, организационных форм и материальных возможностей [24]; А.В. Сверчков признает педагогическими условиями принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессиональной педагогической культуры личности [30].
Изучение исследований и подходов к определению понятия «педагогические условия» [24, 30] позволяет заключить, что данный термин обладает следующими характерными признаками:
1. Педагогические условия ученые рассматривают как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса;
2. Педагогические условия направлены, в первую очередь, на развитие личности субъектов педагогической системы (педагога, воспитанника и других участников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса.
Сегодня определения термина «педагогические условия» необходимо расширить с учетом современных достижений в сфере информационных технологий. Максимально подходящей для современного определения термина «педагогические условия» можно считать трактовку С.Н. Павлова. Вместе с тем, необходимо дополнить предложенное определение. Так войти в структуру определения термина «педагогические условия» должны следующие компоненты: возможность доступа к новейшим образовательным и педагогическим технологиям и ресурсам; возможности обучения и воспитания в современных реалиях обязательно должны включать необходимые информационные и технические ресурсы.
Таким образом, подводя итоги анализа позиций различных исследователей касательно определения понятия «педагогические условия», можно выделить ряд положений, важных для понимания данного термина и максимально полного его определения:
1. Педагогические условия выступают как составной элемент педагогической системы, в том числе и целостного педагогического процесса;
2. Педагогические условия должны отражать всю совокупность возможностей образовательной среды. Они должны включать: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания;
3. Полноценное оснащение педагогического процесса сегодня немыслимо без активного использования учебное ИКТ-оборудования;
4. В структуре педагогических условий неизменно присутствуют как внутренние элементы, обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса, так и внешние элементы, которые призваны содействовать формированию процессуальной составляющей всей педагогической системы [34].
Процесс патриотического воспитания протекает при следующих педагогических условиях:
– формирование базовой культуры личности, воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией, культуры жизненного самоопределения, создавая при этом широкое поле для усвоения базовых культурных начал;
– совместное занятие поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника;
– целью учебно-воспитательной работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни, к окружающим и самому себе;
– воспитание должно строиться на добровольности участия учащихся в любом деле. Принудительный учебно-воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если педагог, в воспитании опирается на интерес, романтику, чувства товарищеского и гражданского долга, творчество, уважение [20].
Проанализировав рассмотренные педагогические условия, выделим наиболее эффективные при которых, процесс патриотического воспитания протекает результативно:
– включение в воспитательную систему патриотического направления работы с коллективом по схеме: учащиеся – педагоги – родители;
– комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;
- осуществление сотрудничества с родителями по проблемам патриотического воспитания учащихся.
- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с природой России, побуждение к участию в ее сохранении и совершенствовании;
- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;
- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;
- формирование социально-активной позиции через участие в добровольных социальных проектах, направленных на совершенствование условий жизни;
- выбор содержания образования (элементы истории, литературы, этики, отечественной культуры, математики, физики, русского языка и т.д.), которое бы служило решению задач патриотического воспитания.
- использование учебного ИКТ-оборудования для повышения эффективности процессов воспитания;
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что педагогические условия являются основным компонентом педагогической системы, они должны отражать совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, для них характерно изменение и развитие с течением времени.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
2.1. Разработка и реализация программы патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя
1. Название мероприятия: «О патриотизме. О Родине».
Цель — повысить уровень патриотического воспитания школьников.
Задачи:
1. Сформировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, отвага, верность долгу.
2. Раскрыть сущность понятия «патриотизм».
3. Вспомнить войны, в которых Россия принимала участие.
4. Познакомить ребят с известными отечественными полководцами.
5. Провести фронтальную беседу на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»
Форма работы — классный час.
Педагогические условия:
– комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;
- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;
- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;
- использование учебного ИКТ-оборудования для повышения эффективности процессов воспитания;
Результат: Во время проведения данного мероприятия была достигнута цель посредством выполнения поставленных поставленных задач. В целом, в обеих группах уровень патриотического воспитания повысился. Средним показателем является средний уровень патриотического воспитания (нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях), что соответствует третьему уровню патриотического воспитания, сформулированному на основе критериев Т.М. Масловой.
2. Название мероприятия: «Александр Невский».
Цель — познакомиться с исторической личностью через просмотр
Задачи:
1. Познакомить ребят с событиями XII века (1240 год, 1242 год).
2. Организовать совместный просмотр фильма «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.
3. Написать мини-сочинение на тему «Великие русские полководцы».
Форма работы — просмотр фильма.
Педагогические условия:
– комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;
- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;
- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;
- использование учебного ИКТ-оборудования для повышения эффективности процессов воспитания;
Результат: —
3. Название мероприятия: «Минин и Пожарский — освободители России».
Цель — узнать, что значит праздник — День народного единства (4 ноября).
Задачи:
1. Познакомить ребят с событиями 1612 года.
2. Распределить роли театральной постановки «Минин и Пожарский - освободители России».
3. Организовать показ театральной постановки во время общешкольного классного часа.
Форма работы: театральная постановка.
Педагогические условия:
– комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;
- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;
- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;
- формирование социально-активной позиции через участие в добровольных социальных проектах, направленных на совершенствование условий жизни;
- использование учебного ИКТ-оборудования для повышения эффективности процессов воспитания;
Результат: —
4. Название мероприятия: «История села Среднеивкино».
Цель — познакомиться с историей села Среднеивкино.
Задачи:
1. Организовать встречу в школьном музее села Среднеивкино.
2. Выслушать экскурсию на тему «История села Среднеивкино».
3. Написать отзыв в журнале посетителей музея.
Форма работы: экскурсия.
Педагогические условия:
– комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;
- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;
- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;
Результат: —
5. Название мероприятия: «Достопримечательности села Среднеивкино».
Цель — познакомить учеников с достопримечательностями села Среднеивкино.
Задачи:
1. Пройтись по улицам села и посмотреть главные достопримечательности.
2. Выслушать мини-экскурсии на каждом объекте.
3. Написать сочинение на тему «Моя малая родина — Среднеивкино».
Форма работы — экскурсия.
Педагогические условия:
– комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;
- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;
- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;
Результат: —
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя
Для организации работы с учащимися по формированию у них патриотизма необходимо проведение нескольких этапов, таких как констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент.
Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ с. Среднеивкино. Дети были приблизительно одинакового возраста: от 10 до 12 лет. Численный состав, принявших участие в эксперименте — 24 человека. Учащиеся были поделены на две группы – экспериментальную и контрольную (Список групп см. в Приложении 1.). Численный состав экспериментальной группы — 12 человек: 7 девочек и 5 мальчиков, контрольная группа состояла также из 12 детей: 6 девочек и 6 мальчиков.
Для проведения констатирующего эксперимента был выбран метод анкетирования.
Мы взяли за основу работу Масловой Т.М. [18]. В соответствии с предложенными ею критериями патриотической воспитанности в диссертационной работе, мы измерили уровень патриотической воспитанности младших подростков.
Результатом патриотического воспитания младших школьников в контексте начального общего образования, по мнению Масловой Т.М, является патриотическое становление личности, которое включает в себя процесс овладения личностью общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения, способность оценивать свои поступки и поведение гуманистическими критериями, связанными с их отношением к малой и большой Родине.
Критериями по выявлению уровней патриотического воспитания младших подростков в контексте среднего общего образования являются:
─ мотивационно-потребностный критерий, характеризуется уровнем проявлени