Патриотическое воспитание школьников в деятельности классного руководителя




 

Выполнила:

студентка 2 курса факультета истории, политических наук и культурологии

группы ПОДб(г) – 2202-58-00

очной формы обучения

Блинова Наталья Владимировна

____________________/подпись/

 

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Конышева Алия Вазиховна

____________________/подпись/

 

КИРОВ
2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ.................................................................................................... 2

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя............................................................... 6

1.1. Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе............................................................................. 6

1.2. Формы работы классного руководителя в процессе патриотического воспитания школьников..................................................................................................... 10

1.3. Педагогические условия патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.................................................................14

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.................. 19

2.1 Разработка и реализация программы патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя......................................................... 19

2.2 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя 23

2.3 Анализ и интерпретация опытно-экспериментальной работы по применению программы патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя................................................................................................ 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 41

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................... 42

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................ 46

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На протяжении долгого времени старшие поколения учат младшие любить и уважать свою Родину и семью, помнить и чтить предков, гордиться своими успехами и своей историей. Иными словами, воспитывают патриотические чувства в человеке.

В настоящее время данная тема не теряет своей актуальности. Стоит даже отметить то, что в последнее десятилетие уровень патриотизма среди населения России стал заметно выше, но, к сожалению его «качество» стало ниже [25]. В связи с этим разрабатываются различные программы. В настоящее время в РФ утверждена и действует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [28]. В ФГОС акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [29].

Помимо государства большую роль в воспитании патриотических чувств играет школа, а точнее классный руководитель. Именно он должен посредством классных часов, тематических мероприятий, экскурсий, бесед и с помощью других приемов объяснить ребенку, что значат понятия родина, добро и зло, уважение и тд. Заинтересовать в изучении истории своей страны, познакомить с культурой, показать перспективы государства и то, как каждый человек может повлиять на дальнейшее развитие своей родины. Патриотизм является важной чертой всесторонне развитой личности [8]. Так, можно сказать, на плечи классных руководителей ложится большая ответственность — воспитание поколения людей благородных, убежденных, готовых к подвигу, тех, кого принято называть словом «патриот».

Самым подходящим возрастом для формирования патриотических чувств и качеств является школьный возраст [16]. Именно в этот период начинается процесс становления личности. Ребенок в это время воспринимает множество информации. Важно на данном этапе сформировать правильную жизненную позицию ребенка, отгородить от негативного влияния со стороны общества, воспитать нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Цель курсовой работы — проверить эффективность классного часа как формы патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя и разработать

Объект исследования — процесс патриотического воспитания.

Предмет исследования — формы патриотического воспитания в деятельности классного руководителя.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что патриотическое воспитание школьников в деятельности классного руководителя будет эффективным, если будет раскрыта сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание», будут рассмотрены формы работы классного руководителя и педагогические условия, а также будет реализована программа патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».

2. Рассмотреть формы работы классного руководителя в процессе патриотического воспитания школьников.

3. Рассмотреть педагогические условия патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.

4. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по формированию патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.

5. Провести диагностику уровня патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.

6. Разработать и реализовать программу патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя.

Теоретической основой исследования являются труды В.А. Сухомлинского [33] в области педагогики, труды Н.К. Беспятовой, Д.Е. Яковлева [3], С.К. Летучевой [15] в области патриотического воспитания, а также диссертационная работа Т.М. Масловой [18], где она разработала систему воспитательной работы по патриотическому воспитанию и сформулировала критерии патриотического воспитания школьников.

Методы исследования — при проведении исследования использовались теоретические методы, а именно: анализ, сравнение и обобщение полученных результатов, а также эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование. А также математические методы: регистрация и шкалирование.

Научная новизна исследования заключается в обобщении материала по вопросу о формах работы классного руководителя и педагогических условиях в процессе патриотического воспитания школьников.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы патриотического воспитания, способствующей эффективной работе классного руководителя процессе патриотического воспитания школьников.

База исследования — МКОУ СОШ с. Среднеивкино Верхошижемского р-на Кировской области. В исследовании принимали участие учащиеся 5 класса в количестве 24 человек.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1.1. Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе

Для того, чтобы раскрыть сущность понятия «патриотическое воспитание», необходимо понять, что такое «патриотизм», когда он появился и как развивался с течением времени.

Патриотизм берет свое начало с античной Греции, где зародилась полисная организация. Понятие «политейя» означало принадлежность граждан к какому-либо полису, трактовалось как гражданство [23]. Греческая политическая мысль, полисное мировоззрение и устройство требовало от гражданина соблюдения определенных правил и выполнения обязанностей. Например, защита полиса от врагов, ответственность за благоустройство и развитие полиса. Это развивало особое чувство любви к своему полису среди его граждан. Понятия «гражданин» было равно понятию «патриот».

В античном Риме особенно ярко проявились такие черты патриотизма, как коллективизм, верность традициям, любовь к родине, мужество [17]. Одной из главных ценностей являлось гражданство. Совершение многих подвигов было связано с защитой интересов государства.

В период Средних веков патриотизм проявлялся не столько любовью к родине, сколько любовью непосредственно к своей земле. Так как особое внимание уделялось вере, то её защита ставилась на первое место. Также сильным оставалось чувство преемственности поколений, защита ценностей конкретного рода.

В Новое время меняется мировоззрение людей, меняется строй общества и государственная организация. В данный период прошла не одна буржуазная революция. Понятия «патриотизм» и «отечество» оказались пронизанными чувством гражданственности и духом конституционализма.

Что касается Российского государства, то интересным является тот факт, что в СССР в процессе строительства социалистического общества сформировался советский патриотизм, который самым ярким образом проявился во время Великой Отечественной войны, он характеризовался такими чертами, как героизм, стойкость и мужество [31].

В современном мире нередко происходит непонимание или подмена понятий. Например, «любовь к родине» приравнивается или заменяется «любовью к государству», где не так важны традиции народа, сколько государственное устройство. Где любовь к народу и согражданам заменяется любовью к нации. Стремлении возвысить свою нацию над другими, показать ее превосходство привело к появлению в мире национализма и фашизма. Поэтому очень важно на самых ранних этапах становления личности сформировать правильное отношение к своей родине и дать правильное понимание того, что из себя представляет патриотизм, грамотно построив процесс патриотического воспитания. Особо важную роль в процессе патриотического воспитания играет классный руководитель.

В науке существует множество трактовок понятия «патриотизм», но все они по своей сути сводятся к одному и тому же — любви к родине.

Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [23].

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [16].

Патриотизм – это любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины [10].

Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета страны, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоёв общества [14].

Примерами проявления патриотизма могут служить:

─ защита Отечества;

─ готовность помочь стране в сложных условиях;

─ добросовестный труд;

─ гордость за свою страну и народ;

─ бережное отношение к истории и историческим памятникам;

─ ответственность за судьбу Родины;

─ уважение к государственной символике и гордость за государственные символы;

─ служение Родине;

─ самоотверженность и самопожертвование.

Как показала история, значение патриотизма и его роль возрастают в критические моменты: война, обострение социальных конфликтов, революция, борьба за власть, чрезвычайные происшествия или стихийные бедствия. В это время от граждан требуется применение особых сил, чтобы удержать стабильность, не растеряв при этом особых духовных качеств. Все это способствует сохранению целостности страны и ее народа.

Также следует рассмотреть понятие «воспитание». Существует много различных вариантов определения. Воспитание — это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитанников, их отношения в процессе деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов [30]. Воспитание — это процесс, а патриотическое воспитание его часть.

Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения [9].Оно формирует патриотические убеждения и взгляды, чувства и нормы поведения, также включает в себя освоение гражданской культуры. Это можно обобщить и сделать вывод, что патриотическое воспитание — это комплекс работы по формированию личности гражданина — патриота.

Цели патриотического воспитания: развитие гражданской ответственности, социальной активности, духовности личности, укрепление государства и решение проблем его дальнейшего развития.

Чтобы данные цели были достигнуты, необходимо выполнить следующие задачи:

1) утвердить социально значимые патриотические ценности, убеждения и взгляды, уважать историческое и культурное прошлое страны, ее традиции;

2) создать условия для реализации конституционных прав и обязанностей человека, воспитать граждан в духе уважения к законам, нормам общественной и коллективной жизни;

3) привить чувства гордости, уважения и почитания символики государства;

4) создать условия для усиления патриотической направленности средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни;

5) сформировать религиозную, национальную, расовую терпимости.

Выделяют следующие виды патриотического воспитания:

─ военно-патриотическое воспитание;

─ героико-патриотическое воспитание;

─ национально-патриотическое воспитание;

─ гражданское воспитание;

─ гражданско-патриотическое воспитание.

Развитие патриотических чувств у человека начинается с ранних лет и продолжается в течение всей его жизни. Поэтому очень важно для человека знать, что такое патриотизм, как необходимо воспитывать патриотические чувства и как их проявлять. Патриотическим воспитанием у детей на начальном этапе занимаются родители, которые прививают любовь к семье, своему дому, малой родине. По мере взросления у детей меняются взгляды на жизнь, приходит ее иное понимание жизни. Поэтому следующим важным этапом становится обучение в школе. Главенствующую роль в патриотическом воспитании играет классный руководитель, который должен приложить максимальное количество усилий для воспитания достойных граждан, кроме того, добросовестных, ответственных и порядочных людей, любящих свою родину.

 

1.2. Формы работы классного руководителя в процессе патриотического воспитания школьников

 

Классный руководитель центральное лицо воспитательного процесса. Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее опытных и авторитетных учителей. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе. Всю эту работу классный руководитель проводит не в порядке самодеятельности, а как официальное должностное лицо. Классный руководитель несeт ответственность перед руководством школы и органами народного образования за содержание и организацию воспитательной работы в порученном ему классе [6].

Основные обязанности классного руководителя сформулированы в Уставе средней общеобразовательной школе.

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий для учащихся, содействия их разностороннего развития, духовному становлению:

1. Аналитическая (изучение индивидуальных особенностей учащихся, изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника, изучение и анализ воспитательных возможностей окружающей среды для обучающихся, воспитательных возможностей педагогического коллектива).

2. Прогностическая (прогнозирование уровней индивидуального развития обучающихся и этапов формирования коллектива группы, определение перспектив жизни и деятельности учащихся, группы, предвидение последствий складывающихся в коллективе отношений).

3. Организационно-координирующая (организация и стимулирование деятельности воспитанников, установление связей семьи, образовательного учреждения, социума, защита прав и свобод учащихся, индивидуальная работа с воспитанниками, ведение документации, ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время проводимых мероприятий, формирование коллектива группы).

4. Коммуникативная (развитие и регулирование межличностных отношений между воспитанниками, помощь в адаптации каждого члена группы в коллективе,содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника, помощь учащимся в установлении отношений с социумом) [6].

Формы работы классного руководителя бывают разными. Рассматривая работу классного руководителя именно с учащими, можно рассмотреть следующую классификацию: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)

Одной из самых распространенных форм работы классного руководителя является классный час. Классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы [1].

Цели и задачи классного часа:

1) Формирование знания по вопросам общественной жизни, о самом себе, о близких, о реальной жизни;

2) Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности;

3) Приобретение навыка понимания своих товарищей, общения, сотрудничества, взаимодействия с ними.

4) Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практической деятельности.

5) Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников [15].

Типы классного часа:

─ нравственный классный час;

─ интеллектуально-познавательный классный час;

─ тематический классный час;

─ информационный классный час.

Требования к содержанию классного часа:

1) Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок — к суждениям.

2) В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.

3) Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.

4) Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.

5) В содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть. Классный час должен содержать момент, когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному классному часу.

Структура классного часа:

1. Вступительная часть — постановка вопроса;

2. Основная (содержательная) часть — материал для решения вопроса;

3. Заключительная часть — решение вопроса и определение его жизненного значения.

Формы проведения классных часов:

1. Дискуссионные формы: диспут, дискуссия, конференция, круглый стол, вечер вопросов и ответов, встреча с интересными людьми, лекторий, аукцион.

2. Формы состязательного характера: конкурс, викторина, путешествие, КВН, эстафета полезных дел, смотр, парад, презентация, турнир, олимпиада.

3. Творческие формы: фестиваль, выставка, устный журнал, живая газета, творческий труд, представление (проектов), юморина, спектакль, концерт, ярмарка.

4. Игровые формы: ролевые игры, сюжетные игры, интеллектуальные.

5. Формы психологического просвещения: тренинг, исследование.

6. Подвижные формы: веселые старты, малая олимпиада, школьная олимпиада, день здоровья.

7. Формы работы вне школы: экскурсия, поход, выход (концерт, цирковое, театральное представление).

После проведения классного часа необходим его анализ. Он позволит классному руководителю определить задачи индивидуальной работы с учениками, а также выделить направления работы с классом.

Разнообразие форм работы позволяет классному руководителю, как центральному лицу воспитательного процесса, к разной проблеме или какому-либо вопросу подобрать такую форму, которая бы смогла с максимальной точностью передать все то, что хотел сказать педагог своим ученикам. Наиболее распространенной и доступной формой является классный час. Стоит отметить, что классные часы должны проводиться еженедельно. Обычно это мероприятие решает «бытовые» проблемы, но не стоит забывать вкладывать в них смысл. Несмотря на простоту и общедоступность, эта форма работы обладает высокой эффективностью.

 

1.3. Педагогические условия патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя

 

Анализ научно-педагогической литературы позволяет утверждать, что на сегодняшний день единого подхода к понятию «педагогические условия» не существует. Известно, что термин «педагогические условия» развивался и изменялся в течение времени, приобретая и теряя определенные черты.

Вот некоторые трактовки специалистов: С.Н. Павлов признает необходимость включения в понятие «педагогические условия» совокупности объективных возможностей обучения и воспитания людей, организационных форм и материальных возможностей [24]; А.В. Сверчков признает педагогическими условиями принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессиональной педагогической культуры личности [30].

Изучение исследований и подходов к определению понятия «педагогические условия» [24, 30] позволяет заключить, что данный термин обладает следующими характерными признаками:

1. Педагогические условия ученые рассматривают как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса;

2. Педагогические условия направлены, в первую очередь, на развитие личности субъектов педагогической системы (педагога, воспитанника и других участников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса.

Сегодня определения термина «педагогические условия» необходимо расширить с учетом современных достижений в сфере информационных технологий. Максимально подходящей для современного определения термина «педагогические условия» можно считать трактовку С.Н. Павлова. Вместе с тем, необходимо дополнить предложенное определение. Так войти в структуру определения термина «педагогические условия» должны следующие компоненты: возможность доступа к новейшим образовательным и педагогическим технологиям и ресурсам; возможности обучения и воспитания в современных реалиях обязательно должны включать необходимые информационные и технические ресурсы.

Таким образом, подводя итоги анализа позиций различных исследователей касательно определения понятия «педагогические условия», можно выделить ряд положений, важных для понимания данного термина и максимально полного его определения:

1. Педагогические условия выступают как составной элемент педагогической системы, в том числе и целостного педагогического процесса;

2. Педагогические условия должны отражать всю совокупность возможностей образовательной среды. Они должны включать: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания;

3. Полноценное оснащение педагогического процесса сегодня немыслимо без активного использования учебное ИКТ-оборудования;

4. В структуре педагогических условий неизменно присутствуют как внутренние элементы, обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса, так и внешние элементы, которые призваны содействовать формированию процессуальной составляющей всей педагогической системы [34].

Процесс патриотического воспитания протекает при следующих педагогических условиях:

– формирование базовой культуры личности, воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией, культуры жизненного самоопределения, создавая при этом широкое поле для усвоения базовых культурных начал;

– совместное занятие поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника;

– целью учебно-воспитательной работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни, к окружающим и самому себе;

– воспитание должно строиться на добровольности участия учащихся в любом деле. Принудительный учебно-воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если педагог, в воспитании опирается на интерес, романтику, чувства товарищеского и гражданского долга, творчество, уважение [20].

Проанализировав рассмотренные педагогические условия, выделим наиболее эффективные при которых, процесс патриотического воспитания протекает результативно:

– включение в воспитательную систему патриотического направления работы с коллективом по схеме: учащиеся – педагоги – родители;

– комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;

- осуществление сотрудничества с родителями по проблемам патриотического воспитания учащихся.

- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с природой России, побуждение к участию в ее сохранении и совершенствовании;

- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;

- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;

- формирование социально-активной позиции через участие в добровольных социальных проектах, направленных на совершенствование условий жизни;

- выбор содержания образования (элементы истории, литературы, этики, отечественной культуры, математики, физики, русского языка и т.д.), которое бы служило решению задач патриотического воспитания.

- использование учебного ИКТ-оборудования для повышения эффективности процессов воспитания;

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что педагогические условия являются основным компонентом педагогической системы, они должны отражать совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, для них характерно изменение и развитие с течением времени.


ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

2.1. Разработка и реализация программы патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя

 

1. Название мероприятия: «О патриотизме. О Родине».

Цель — повысить уровень патриотического воспитания школьников.

Задачи:

1. Сформировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, отвага, верность долгу.

2. Раскрыть сущность понятия «патриотизм».

3. Вспомнить войны, в которых Россия принимала участие.

4. Познакомить ребят с известными отечественными полководцами.

5. Провести фронтальную беседу на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»

Форма работы — классный час.

Педагогические условия:

– комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;

- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;

- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;

- использование учебного ИКТ-оборудования для повышения эффективности процессов воспитания;

Результат: Во время проведения данного мероприятия была достигнута цель посредством выполнения поставленных поставленных задач. В целом, в обеих группах уровень патриотического воспитания повысился. Средним показателем является средний уровень патриотического воспитания (нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях), что соответствует третьему уровню патриотического воспитания, сформулированному на основе критериев Т.М. Масловой.

2. Название мероприятия: «Александр Невский».

Цель — познакомиться с исторической личностью через просмотр

Задачи:

1. Познакомить ребят с событиями XII века (1240 год, 1242 год).

2. Организовать совместный просмотр фильма «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.

3. Написать мини-сочинение на тему «Великие русские полководцы».

Форма работы — просмотр фильма.

Педагогические условия:

– комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;

- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;

- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;

- использование учебного ИКТ-оборудования для повышения эффективности процессов воспитания;

Результат: —

3. Название мероприятия: «Минин и Пожарский — освободители России».

Цель — узнать, что значит праздник — День народного единства (4 ноября).

Задачи:

1. Познакомить ребят с событиями 1612 года.

2. Распределить роли театральной постановки «Минин и Пожарский - освободители России».

3. Организовать показ театральной постановки во время общешкольного классного часа.

Форма работы: театральная постановка.

Педагогические условия:

– комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;

- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;

- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;

- формирование социально-активной позиции через участие в добровольных социальных проектах, направленных на совершенствование условий жизни;

- использование учебного ИКТ-оборудования для повышения эффективности процессов воспитания;

Результат: —

4. Название мероприятия: «История села Среднеивкино».

Цель — познакомиться с историей села Среднеивкино.

Задачи:

1. Организовать встречу в школьном музее села Среднеивкино.

2. Выслушать экскурсию на тему «История села Среднеивкино».

3. Написать отзыв в журнале посетителей музея.

Форма работы: экскурсия.

Педагогические условия:

– комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;

- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;

- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;

Результат: —

5. Название мероприятия: «Достопримечательности села Среднеивкино».

Цель — познакомить учеников с достопримечательностями села Среднеивкино.

Задачи:

1. Пройтись по улицам села и посмотреть главные достопримечательности.

2. Выслушать мини-экскурсии на каждом объекте.

3. Написать сочинение на тему «Моя малая родина — Среднеивкино».

Форма работы — экскурсия.

Педагогические условия:

– комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;

- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;

- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;

Результат: —

 

2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя

 

Для организации работы с учащимися по формированию у них патриотизма необходимо проведение нескольких этапов, таких как констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент.

Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ с. Среднеивкино. Дети были приблизительно одинакового возраста: от 10 до 12 лет. Численный состав, принявших участие в эксперименте — 24 человека. Учащиеся были поделены на две группы – экспериментальную и контрольную (Список групп см. в Приложении 1.). Численный состав экспериментальной группы — 12 человек: 7 девочек и 5 мальчиков, контрольная группа состояла также из 12 детей: 6 девочек и 6 мальчиков.

Для проведения констатирующего эксперимента был выбран метод анкетирования.

Мы взяли за основу работу Масловой Т.М. [18]. В соответствии с предложенными ею критериями патриотической воспитанности в диссертационной работе, мы измерили уровень патриотической воспитанности младших подростков.

Результатом патриотического воспитания младших школьников в контексте начального общего образования, по мнению Масловой Т.М, является патриотическое становление личности, которое включает в себя процесс овладения личностью общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения, способность оценивать свои поступки и поведение гуманистическими критериями, связанными с их отношением к малой и большой Родине.

Критериями по выявлению уровней патриотического воспитания младших подростков в контексте среднего общего образования являются:

─ мотивационно-потребностный критерий, характеризуется уровнем проявлени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: