Процесс планирования сост. из ряда этапов, следующих друг за другом.
Первый этап. Фирма проводит исслед-я внеш. и внутр. среды орг-ции. Опред-ет гл. компоненты организац. среды, выделяет те из них, кот. действительно им. значение для орг-ции, проводит сбор и отслеживание инф-ции об этих компонентах, сост. прогнозы будущего сост-я среды, производит оценку реального положения фирмы.
Второй этап. Фирма устан-ет ориентиры своей деят-ти: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.
Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и рез-ты исследований факторов внешней и внутренней среды (огранич. достиже-е желаемых пок-лей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегич. анализа формируются различные варианты стратегии.
Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
Пятый этап. Подготавливается окончат. стратег. план деят-ти фирмы.
Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
Седьмой этап. На основе стратег. плана и рез-тов среднесрочного планир-я фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.
Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредств. процесса планир-я, тем не менее, определяют предпосылки для создания новых планов, кот. должны учит.:
> что организации удалось сделать, реализуя свои планы,
> каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением.
В целом процесс планир-я предст. собой замк цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета рез-тов вып-я к переформулир-ю плана) связью.
14. Текущее планир-е деят-ти стр. предпр-я и его содерж-е.
Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы орг-ции для достижения стратег. целей. Если стратег. план отвечает на вопрос: «Что делать?», то тактический — на вопрос: «Как достичь поставленной цели?».
Тактич. планы обычно содержат колич. пок-ли по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Их разрабатывают в производств. подразделениях предприятия с ориентацией на ликвидацию так называемых узких мест, т.е. на такие сферы деят-ти, где наиболее ограничены возм-ти влияния на общие рез-ты.
Функциональные подразделения предпр-я отвечают за разработку планов развития своих подразделений по производств. мощностям, труду, прибыли, маркетингу, финансам. На уровне предпр-я тактическое планир-е осуще-ют по отдельным проектам, разрабатывают планы научных исследований, маркетинга, пр-ва, ввода мощностей по труду и финансовый план.
В расшир. вар-те тактический план содерж. след. разделы:
- экономическая эффективность производства; - нормы и нормативы; - производство и реализация продукции; - материально-техническое обеспечение производства; - персонал и оплата труда; - издержки произ-ва, прибыль и рентаб-ть; - инновации (техническое и организационное развитие предприятия); - инвестиции и капитальное строительство; - охрана природы и рациональное использование природных ресурсов; - социальное развитие коллектива; - фонды специального назначения; - финансовый план.Тактич. планир-е им. след. особ-ти:
вып-е тактич. решений лучше наблюдается, менее подвержено риску, поскольку такие реш-я касаются в основном внутренних проблем;
результаты тактич. решений легче оцениваются, т.к. м.б. выражены в конкрет. цифровых пок-лях;
для тактич. планир-я, помимо его сосредоточения на средних и низших уровнях управления, характерно также тяготение к уровням отдельных подразделений — продуктовых, региональных, функциональных.
37.Методы снижения степени риска бизнес-планир.деят-ти стр.предпр-я.
Снижение степени риска – это сокращение вероятности и объема потерь.
Для сниж.степ. риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются: - диверсификация;
- приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
- лимитирование;
- самострахование;
- страхование;
- страхование от валютных рисков;
- хеджирование;
- приобретение контроля над деятельностью в связанных областях;
- учет и оценка доли использования специфических фондов компании и ее общих фондах и др.
4. Место планир-я деят-ти строит. предприятия в стр-ре рын. отношений
Соблюдение системной последовательности и единства этапов «прогнозирование – стратегическое планирование - бизнес-планирование – перспективное планирование - текущее планирование - оперативное планирование» позволяет дозировано раскрывать неопределенности, связанные с рыночной средой, состоянием самой организации, ее элементов и распределять риски среди участников инвестиционно-строительной деятельности.
Необходимость планирования деятельности предприятия в условиях рынка объективно возрастает, т.к. предприятие является обособленным хозяйственным субъектом, целью деятельности которого является максимальная долговременная прибыль. Чтобы «цель была достигнута, необходимо решить целый комплекс плановых задач:
- определение роли и места предприятия на рынке,
- планирование программ своей деятельности,
- прогнозирование цен на выпускаемую продукцию,
- снижение затрат на единицу продукции,
- планирование технического развития предприятия,
- определение направлений использования собственных
финансовых средств,
- планирование привлекательности заемных средств
10. Система пок-лей планир-я и оценки деят-ти строит. предприятия.
Плановые реш-я находят свое отражение в плановых показателях.
Д/хар-ки план-я и оценки деят-ти предпр-я назовем осн. разделы годового плана и его показ-ей:
№ п/п | Осн. разделы годового плана | Основные показатели разделов |
Производ. программа | 1) Объем выручки (реализ. прод.) 2) Ввод в действ. поизв. мощн. и ОФ | |
План технич. развития | 1) ![]() | |
Пок-ли плана по труду | 1) Числен. 2) Производ. 3) ФЗП | |
План МТО матер.-техн. деят. предпр. | 1) Объем поставок мат-техн. ресурсов в натур. и стоимостн. выраж. | |
План по цене | 1) С/ст тов. прод. 2) С/ст отд. видов стр. прод. 3) Смета затрат по экон. эл-ов 4) Затр. на 1 руб. прод. | |
План по прибыли | 1) Прибыль вал. 2) Приб. от реал. прод. 3) Приб. чистая | |
План по повыш. эфф-ой работы предпр-я | 1) Рентаб. пр-ва = ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Фин. план | 1) Дох. 2) Расх. 3) Взаимоотн-я с бюдж. 4) Взаимоотн-я с кредитн. сист |
Далее сведем в аналитич. таблицу осн. пок-ли планир-я и оценки деят-ти стр. предпр.
Показатели | Ед. изм. | Баз. | Отч. | Откл. (+/-) |
1. Выручка | ||||
2. ![]() | ||||
3. ![]() | ||||
4. ![]() | ||||
5. ФЗП | ||||
6. Произв. тр. | ||||
7. Ср-мес. з/п 1 раб. =ФЗП/(ЧСР.Р.*12) | ||||
8. С/с товарн. прод. | ||||
9. Вал. приб. | ||||
10. Рентаб. пр-ва | ||||
11. Фондоотд. | ||||
12. Матер.-отдача | ||||
13. Фондоемк. | ||||
14. Матер.-емк. | ||||
15. Трудоемк. |
Планир-е валовой прибыли на строит. предпр-ии
Валовая прибыль явл. общим финн. рез-том деят-ти стр. предпр-я.
Валовая прибыль, исходя из методики бух. учета, вкл. в себя след. эл-ты:
-фин. рез-т от сдачи СМР, готовой стр. прод-ции, реализации насторону продукции и услуг вспом. и подсобных произ-в (далее — прибыль от реализ. прод-ции);
- фин.р-т от реализ, ликвидац.и спис-я осн.ср-в;
- фин. рез-т от реализ. пр. активов, в состав кот. вкл.: НМА, товарно-мат. ценности, относ. по действующему порядку к ср-вам в обороте, валют. ценности, ценные бумаги и др. финн. вложения и т. д.;
-доходы от внереализ. деят-ти;
- расходы и убытки от внереализ. деят-ти.
Вал. прибыль стр. предпр-я можно рассчитать по ф-ле: Пв = Прп + ФРос + ФРпа + Двд - Рвд, где Пв — валовая прибыль;
Прп — прибыль от реализ. пр-ции (раб., усл);
ФРос — финн. рез-т от реализ. и проч.
выбытия осн. ср-в;
ФРпа — финн. ре-т от реализ. пр. активов;
Двд — доходы от внереализац. деят-ти;
Рвд — расходы от внереализац. деят-ти.
Прибыль от реализации прод-ции предст. разность между выручкой от сдачи СМР, готовой стр. прод-ции, реализации на сторону прод-ции вспом. и подсоб. произ-в и издержками на их пр-во и реализацию (себестоимостью).
При расчетах предпр-я с заказчиками за гот. стр. прод-ю необходимо принимать во внимание разрыв между временем вып-я СМР и сдачи гот. строит. прод-ции. В этой связи выручка от сдачи гот. строит. прод-ции определяется с учетом изменения объема незаверш. строит. пр-ва по ф-ле: Вгп = СМР + Нп — Нк,
где Вгп — выручка от сдачи гот. стр. прод-ции;
СМР — объем СМР, вып. собств. силами;
Нп — незаверш. стр. пр-во на начало планир. периода; Нк — то же, на конец планир. периода.
35. Содер-е и порядок разработки финн. плана в составе тактич. плана деят-ти строит. предпр-я.
Фин. план обобщает закл. раздел год. плана предпр-я, в кот. опред-ся размеры и источники его доходов, а также напр-я их расходования.
В финн. плане исп-ся рез-ты расчетов по всем разделам год. плана.
Сод-е финн. плана:
Баланс доходов и расходов
1. Расчет амортиз. отчислений.
2. Расчет налог. платежей.
3. Расчет плановой величины (норматива) собственных об. ср-в.
4. План распределения прибыли.
5. Сметы расходования фондов предпр-я.
Баланс доходов и расходов явл. обобщающей частью финн. плана, он отражает в стоимостном выражении рез-ты деят-ти СМО и разраб. по разделам:
> Доходы и поступления ср-в.
> Расходы и отчисления ср-в.
> Кредитные взаимоотношения.
> Взаимоотношения с бюджетом.
В I разделе финн. плана отражаются доходы и поступления ден. ср-в, осн. источниками кот. явл. внутр. и внеш. источники.
Планир-е прибыли от реализ-ции стр. прод-ции на стр. предпр-ии.
На 𝛴 прибыли, получ. от реализ. стр-товарной прод-ции оказ. влияние сл. ф-ры:
- цена продажи стр-товарной продукции; -себест-ть, реализ-ной стр.-товарной прод-ции; - объем реализации стр.-товарной прод-ции; -сдвиги в ассор-те реал-ной стр.-тов. прод-ции.
Для расчета влияния указ. ф-ров на прибыль от реализ-и сост. сл. аналит. табл.:
Пок-ли | БП | Отчетный период | |
в ценах и затратах БП | в ценах и затратах ОП | ||
Выручка (без НДС и акцизов) | Вб = ∑рб *qб | Ву = ∑рб * qо | Во = ∑ро * qо |
Себест-ть гот. прод. | Zб=∑zб*qб | Zу = ∑zб * qо | Zо = ∑zо * qо |
Прибыль отреализтов. прод. | Пб = Вб - Zб | Пу = Ву – Zу | По = Во – Zо |
Вб,Ву,Во – выручка в баз., условная и отчет. периода;
Zб,Zу,Zо – себест-ть в бази., условная и в отчет. периоде;
Пб,Пу,По – прибыль от реализ. в баз., условная и в отчет. периоде Для расчета указ. выше ф-ров на прибыль от реализ. стр.-товарной прод-ции используем след. ход действий:
1.Находим откл-е прибыли от реализ. стр.-тов. прод-ции в отч. периоде по ср-ю с баз.:
Δ Прп = По – Пб,где Δ Прп – откл-е е -:
Δ Прп(ц) = Во – Ву = ∑ро * qо – ∑рб * qо
2.Определяем влияние изменения себестоимости реализованной строительно-товарной продукции на отклонение прибыли от реализованной строительно-товарной продукции:
Δ Прп(z) = Zо – Zу = ∑zо * qо – ∑zб * qо
3.Определяем влияние изменения объема реализованной строительно-товарной продукции на отклонение прибыли:
Δ Прп(q) = Пб * Iрп – Пб = Пб (Iрп – 1)
Эк. смысл этой ф-лы – прибыль баз. периода растет прямопропорц. объему производ.прод-ции: Iрп = Ву/ Вб = (∑рб * qо)/(∑рб * qб)
4.Определяем влияние изм-я структур. сдвигов ассорт-та в объеме проданной стр-тов. прод-ции на откл-е прибыли Δ Прп(а) = Пу – Пб * Iрп
Эк. смысл этой ф-лы закл. в том, что величина прибыли от продажи стр-тов прод-ции связано с рентаб. производим. прод-циии. Чем выше рентаб. прод-ции в стр-ре стр.-тов. прод-ции, тем выше прибыль при прочих равных усл-ях.