Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы сводного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного, социально-экономического и культурного развития общества.
В древнем мире игры были сосредоточением общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф.Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В древнем Китае праздничные игры открывали император, и сам в них участвовал.
В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз). В процессе игры:
·осваиваются правила поведения и роли в них социальных групп класса (минимодели общества), переносимые затем в «большую жизнь»;
·рассматриваются возможности самих групп, коллективов, аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
·приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
·накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами: наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.
Функция игры – ее разнообразная полезность. Рассмотрим функции игры как педагогического феномена культуры (В.С.Кукушин).
·Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
|
·Функция межнациональной коммуникации.
·Функция самореализации человека в игре.
·Диагностическая функция игры.
·Игротерапевтическая функция игры.
·Функция коррекции в игре.
·Развлекательная функция игры.
Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
1.Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
2.Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
3.Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
4.Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
5.Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
6.Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Учебно-познавательная игра относится к активным формам познавательной деятельности учащихся и способствует развитию их творчества. Специалисты в области человековедения еще долго будут дискутировать о роли и значении игры на разных возрастных этапах, проблемах взаимосвязи обучения и игровой деятельности.
|
15. Виды игр, их классификация. Подходы к организации и проведению игр. уществует несколько системных подходов к классификации игр, в данной работе классификация сделана согласно общепринятому подходу. Все игры делятся на 3 большие группы: 1)игры с готовыми «жесткими» правилами, 2)игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий,3)игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.[16, с.34]
Каждый блок следует различать по следующим признакам: по содержанию; по форме; по времени проведения; по месту проведения; по составу и количеству участников; по степени управления; по наличию или отсутствию необходимых для игры аксессуаров.[16, с. 34]
Классификация игр как отражение известной и непредсказуемой деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется задачей важной и перспективной. Игры в настоящее время выходят на новый, высокий уровень, используются разнообразно и результативно. Не отрицая иных подходов к их классификации, в данной работе за основу предлагается взять человеческую деятельность.С этой позиции все игры учащихся делятся на следующие виды:
1.Физические и психологические игры и тренинги.
Двигательные (подвижные) игры – самые разнообразные и многочисленные во всем пространстве детских игр. Они концентрированно обеспечивают физическое развитие и физическое здоровье и в значительной степени увеличивают физическую свободу растущего ребенка. в этих играх ребенок показывает пределы своих физических возможностей, что он гораздо реже проявляет в учебной и трудовой деятельности. Наибольшее количество народных забав – это подвижные игры. Эта типовая группа игр включает в себя:
|
- спортивные, спортивно-моторные игры, преимущественно командные с точно установленным количеством игроков, нормативным пространством, инвентарем, жесткими, незаменяемыми правилами. Не все спортивные игры по силам учащихся всех возрастов, потому возник вариант «мини»;
- подвижные игры (командные, групповые, парные, одиночные), не имеющих жестких границ и правил, более свободно ориентированные на различные стороны физической конституции ребенка. Подвижные игры проводят с аксессуарами и без них;
- командные состязания спортивного характера (игры-эстафеты, игры-многоборья).
Учебная обстановка вызывает повышенную утомляемость детей. подвижная игра снимает с ребенка усталость. Необходимо контролировать перегрузку детей однообразными движениями, предупреждать их утомление. Кроме физической силы, ловкости и других физических качеств подвижные игры развивают и психические качества личности – волю, выдержку, организованность, коллективизм и т. д. Двигательные игры и развлечения должны предоставлять равновозможные условия участия физически подготовленным и неподготовленным, ослабленным детям всех возрастов. [16, с.35]
Экстатические игры. Данный тип игр, в равной степени увлечение и взрослых и детей, отражает потребность человека выразить свой восторг, воодушевление, иногда на грани исступления. Это человеческие забавы, выражающие высшую степень эмоций, смещение, перемещение в иную плоскость, своеобразное слияние со средой, с той деятельностью, которой люди занимаются. К экстатическим играм относят современные танцы-игры, в которых за счет активных импровизационных движений, ритмических повторений, хореографического напряжения самовыражения танцующие дети испытывают восторг, физическое и эстетическое наслаждение. Тенденция слияния со средой порождает такие экстатические игры, как купание на волнах прибоя, катание на коньках, скоростной спуск на лыжах, скачки на лошадях, катание на каруселях и т. п. Человек испытывает особую потребность слиться с силами стихии природы. В практике детей используются и экстатические интеллектуальные игры. Признаки данных игр: спонтанный характер; максимальное самовыражение; стремление к соединению с природой.[16, с.35]