О характере христианской жизни




(память св. Апостола Иоанна Богослова - 8/21 мая, 2001г.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Святой Апостол и Евангелист Иоанн, память которого празднуется сегодня, издавна именуется святой Церковью Богословом. Такое наименование он получил по причине глубокого проникновения в тайны домостроительства Божия. В Евангелии и посланиях своих он вкратце изложил, можно сказать, весь курс христианского богословия. Кроме того, св. Апостол Иоанн по праву может наименоваться еще и Пророком, по причине написания Апокалипсиса – книги, содержащей в себе ряд пророчеств о том, чему надлежит быть вскоре (Апок. 1;1). В символах и образах эта книга показывает всю историю трагедии падшего мира и историю воцарения Христа Царя, совершающегося в крестных путях этого же мира.

Со времени написания Апокалипсиса и до наших дней человечество в скорбные периоды жизни своей всегда напряженно всматривалось в это духовное зерцало судьбы человечества, пытаясь разгадать смысл пророческих видений, бывших некогда возлюбленному ученику Христову. Сейчас эта книга приобретает особое значение, в виду приближающегося конца и обостренного в связи с этим апокалиптического восприятия непривычно быстро изменяющихся реалий современности. Одним из настораживающих явлений для многих верующих явилось сегодня введение в нашей стране компьютерной системы учета населения с соответствующими «документами» в виде пластиковых карточек, электронных паспортов и печатей разного рода. Необоснованные страхи перед мнимым злом и внешним врагом, «страшного» образа которого совсем еще не видно, свидетельствует не только и не столько о невежестве и неразумии отдельных лиц, сколько о том общем жизненном неблагополучии, которое присуще всему современному христианскому обществу.

В чем выражается это неблагополучие? Оно выражается – в изменении характера христианской жизни. Слово характер (χαρακτηρ) переводится с греческого языка как примета, отличительное свойство, черта, знак или печать. Когда говорят о характере, то обычно разумеют под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Определяя образ жизни, характер в свою очередь сам им же определяется и формируется. Причем, формируется характер не отдельными и единичными действиями, а именно, всем образом жизни, который включает в себя соответствующие образы мыслей, чувств, желаний. Поэтому, «зная чей-либо образ жизни, можно угадывать, что думает он в то или другое время и как поступит в известных обстоятельствах», - говорит св. Феофан Затворник.[1] Кроме того, следует заметить, что к характеру человека непосредственно не относятся те свойства его природы, которые обуславливают умения и способности; характер образуют именно те свойства, которые выражают направленность души человеческой. В зависимости от того, куда человек направляет силы ума своего и сердца, формируется и его характер.

Куда должен направить христианин все силы своей души? - Ко Христу! Где Он? Как Бог – везде; как человек – на небе; как образ – в Евангелии. Этот евангельский образ Иисуса Христа, как доступный, христианин и должен всегда иметь перед умственным взором своим, стремясь отобразить его в образе жизни своей через исполнение евангельских заповедей, в которых Господь наш Иисус Христос открыл Свои свойства, образ жизни и характер. «Кто вникнет в характер Иисуса Христа при разумном чтении Евангелия, - говорит св. Игнатий Брянчанинов, - тот по одному этому характеру исповедует Иисуса Богом».[2] А кто усвоит этот характер себе, тот сам станет подобным Христу Богу и получит от Него печать, которая есть благодать. [3]

Не получивший или получивший, но не сохранивший этой печати Христа, находится в опасности принять печать Антихриста, усвоив предварительно его свойства, образ жизни и характер. По внутренней направленностидушевных сил характер Антихриста прямо противоположен характеру Христа, ибо все силы его направлены не к Богу, а к миру сему. Поэтому св. Иоанн Богослов в одном из посланий своих, желающим избежать образования пагубного характера, заповедует не любить мира, ни того, что в мире (1Ин. 2;15), разумея под "миром" не совокупность вещей, но совокупность страстей (2;16). Живущий по началам мира сего, а не по Христу (Колос. 2;8) непременно и неприметно образует в себе характер антихристов, получая на челе – уме своем и деснице – деятельности своей его печать – безблагодатность.

Преп. Нил Мироточивый печатью Антихриста называет еще злопамятство как выражение ненависти, делающее сердце человеческое бесчувственным и нелюбовным.[4] Кто не имеет любви к Богу и ближнему, тот уже имеет в духе своем печать антихристову, которую получил, приняв Антихриста и поклонившись ему в духе. Логическим следствием такого настроения будет принятие Антихриста во плоти, когда он придет во время свое, и принятие от него, а не кого-либо другого, печати его.

Не случайно среди признаков скорого пришествия Антихриста указывается на оскудение любви к Богу и ближнему (Мф. 24;12) и на возрастание любви к миру сему.[5] Причина принятия Антихриста – миролюбие. Все злодеяния направленные против Бога и ближнего Писание приписывает миролюбцам (Мф. 23;35). Ужасный пример величайшего злодеяния показал всему миру впадший в миролюбие Богом избранный Израиль, совершивший богоубийство. В последние времена мира, согласно пророчеству, новый Израиль завершит совокупность злодеяний принятием Антихриста (Ин. 5;42), стяжав душевное настроение и характер, способные к принятию его.

Вот на что нужно обратить нам, братья и сестры, все свое внимание - на выработку в себе христианского характера, который вырабатывается деятельным исполнением заповедей Христовых - в частности, заповедью о любви к Богу и ближнему. Именно такой характер мы видим у св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, который не только словами, но и всей жизнью своей учил деятельной любви, за что и получил наименование Апостола Любви.

Возлюбленные! – умоляет он, - будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1Ин. 4;7-8), и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (4;16). Для такого же не страшен Антихрист со всеми его соблазнами, потому что таковой познал истину, которая есть любовь. Аминь!

 

Коржевский В. Н.


[1] Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1996. - С. 35.

[2] Св. Игнатий Брянчанинов. Т. 4. Аскетическая проповедь. М., 1993. - С. 24.

[3] Св. Симеон Новый Богослов. Т. 1. Сл. 3. М., 1993. - С. 36.

[4] Преп. Нил Мироточивый. Посмертные вещания. Ч. 1-я. Гл. 33. С-Пб., 1996. – С. 83-84.

[5] Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. С. 271.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: