Подготовка к заезду детей




ЛОГИКА ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

Смена в лагере длится 18-24 дней. Независимо от содержания, профиля она делится на три периода - организационный, основной и заключительный, сочетающие все направления социальной, культурно - досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности коллектива лагеря.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В ЛАГЕРЕ

Организационный период (первые 3-4 дня при смене 21 и более дней или первые 2-3 дня при смене 10-14 дней)

 

Цели и задачи организационного периода:

· Создание психологически безопасной атмосферы в коллективе для раскрытия потенциала личности, познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой

· Создать условия для привыкания ребенка к режимным моментам лагеря и правилам поведения в лагере

· Создать условия для адаптации детей к природно-климатическим условиям, познакомить с территорией лагеря

· Ускорить первичные процессы формирования коллектива, создать предпосылки для формирования командного духа

· Предъявить единые педагогические требования к каждому ребёнку, режиму дня и дисциплине;

· Узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров и прочие роли в ВДК

· Познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

 

Условия, которые должен обеспечить вожатый:

· важно обеспечить активность каждого ребенка;

· познакомить всех детей друг с другом и содействовать развитию их взаимотношений;

· важно научиться принимать решения определяющие дальнейшую жизнь отряда совместно – всем коллективом, выработать и принять общие нормы и требования;

· происходит выработка совместных норм и требований. Детям нужно задать рамки, например, через законы и традиции лагеря, обсуждение прав и обязанностей каждого из членов группы, в том числе взрослого, составить представление о перспективах развития деятельности.

Особенности организационного периода

I. Организационный период смены – это первый этап жизнедеятельности ребенка в новых условиях. Поэтому, в первую очередь, должна произойти его адаптация, чтоб он комфортно чувствовал себя в новых условиях.

Виды адаптации:

Аудиальная (все что воспринимается ребенком через слух: интонация, тон голоса, звуки окружающей среды и т.д.)

Визуальная (все что воспринимается зрением ребенка: вид местности, лагеря, внешнего вида товарищей и т.д.)

Сенсорная (кинетическая) – телесная, чувствительная

Адаптация бывает:

Биологической – адаптация организма к устойчивым изменениям окружающей среды. Например, температура, влажность, атмосферное давление, питание и т.д.

Психологическая или социальная – приспособление личности к определенным отношениям, социально-ролевым позициям. Например, правила поведения, статус ребенка, этические нормы и т.д.)

II. В это время складываются организация деятельности отряда, происходит формирование отношений, распределяется ответственность и присваиваются роли. В это время основным авторитетом для ребят является вожатый, педагог.

Содержание и средства работы с детьми в орг. Период

Что нужно сделать вожатому для решения задачи Как это сделать (для отряда, обще лагерные дела, методы, приемы)?
Для знакомства друг с другом, с вожатыми: - включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение; - создать доброжелательную атмосферу; - создать ситуации неформального общения; - помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям; - помочь проявиться в лучших качествах; - дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности; - рассказать о себе самом, показать себя в деле; - проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности. Игры на знакомство, визитки с именами, КТД, КТИ, совместная деятельность на общую пользу, встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, огонек знакомства, творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы – обсуждение общих проблем, индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, подведение итогов дня, обмен мнениями, обще лагерный Вечер Знакомств.
Для знакомства с сотрудниками и с самим лагерем. - Познакомить в первую очередь с теми взрослыми, с кем ребенок будет видеться часто – с врачом, медсестрами, администратором корпуса и т.д. - Познакомить с администрацией лагеря, людьми, которые могут ответить на его личные вопросы, дать полезную информацию (зам директора по ВР, методисты, психологи, библиотекарь, руководители программ и кружков, вожатые других отрядов и т.д.). - Познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере. - Познакомить с территорией функционально – с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться, познакомить с окружающей природой. Обозначить места, в которых запрещено нахождение детей. Вечер интересных дел, составление карты схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда полезную информацию.  
Для принятия общих норм и требований проживания и совместной деятельности: - Познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей. - Познакомить с режимом дня, - С санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами выполнения утренних режимных моментов, использования времени личной гигиены в течение дня и вечером, научить поддерживать уют. - Познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, правилами посещения столовой. - Познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере. - Договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу. Выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым в коллективе. Орг.сбор отряда, огонек знакомства, вечер легенд, экскурсии, дела по законам и традициям, права и обязанности детей и подростков в лагере, инструктажи по ТБ и пожарной безопасности, правила личной гигиены, индивидуальные беседы, индивидуальная помощь ребенку, информационный стенд, визитки с именами. Совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений. Напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей.    
Для формирования представления о перспективах деятельности: - Предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене. - Заинтересовать детей, включив в интенсивную текущую деятельность, в планирование дальнейшей деятельности. - Задать ситуацию выбора деятельности. - Выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены. Пример: диагностика потребностей и интересов детей, разведка интересных дел, планирование, орг.сбор, дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможности смены, отношения к отдыху и тому подобное.  

- важно в меру улыбаться детям

- речь должна быть эмоциональной, в голосе всегда доброжелательная интонация

- постоянное общение с детьми

- участие во всех делах вместе с ними,

- особую заботу и внимание проявлять к внешности, самочувствию, настроению детей

- необходимо интересоваться успехами ребенка, его мнением, занятиями

- эстетика и корректность в общении с детьми и со взрослыми

- нужно проявлять терпение, ненавязчивость

- представлять детям пример в выполнении всех правил, требований.

Действия вожатого в организационный период:

Подготовка к заезду детей

1.1. Подготовить таблички для списков детей

1.2. Подготовить корпус к заезду (чистота, порядок, приятные сюрпризы)

1.3.Подготовить одежду, в которой будете встречать детей (полуофициальная чистая выглаженная одежда, бойцовку, выглаженный галстук)

1.5. Утром привести себя в порядок, девушкам – легкая косметика

Заезд

2.1. Прием детей

2.2. Распределение по отрядам. Дети чаще всего распределяются по возрастам.

2.3. Заполнение списков

2.4. Расселение по комнатам

· Не селить мальчиков с девочками в одном крыле;

· Не переселять;

· «Буйных» мальчиков – ближе к вожатской комнате;

· Учитывать симпатии детей.

2.5. Рассказать об основных правилах поведения в лагере

2.6. Походы в столовую только строем, после приема пищи никто не уходит в корпус, а ждет весь отряд.

2.7. Первый сон час должен быть строгим, но не жестким.

2.8. После полдника необходимо провести экскурсию по лагерю, совмещая её с играми на знакомство и взаимодействие.

2.9. Провести детям тренинг на взаимодействие. В конце тренинга должны быть игры, поднимающие настроение.

2.10. Вечером можно провести интересное КТД на знакомство

2.11. Огонек знакомства: традиции огонька, чего ожидаете от сезона, ещё раз напомнить о традициях и законах лагеря, бутылка желаний и пр.

2.12. строгий отбой

День оргпериода

3.1. Строгий сон час и отбой.

3.2. Соблюдение режимных моментов

3.3. Инструктаж по технике безопасности, санитарные правила и нормы в лагере

3.4. Игры, игры, игры;

3.5. К вечеру второго дня должны быть придуманы название и девиз отряда, выбран командир

3.6. Рисуем уголок

3.7. РВС

3.8. Вожатский концерт

3.9. Готовим номер на концерт открытия

 

ОСНОВНОЙ ПЕРИОД

Задачи:

· Сформировать дружный временный коллектив

· Создать благоприятный психологический климат в отряде

· Создать и поддерживать положительный эмоциональный настрой

· Реализовать запланированную на сезон программу

· Способствовать развитию творческих способностей, любознательности, коммуникативных и морально-нравственных качеств.

Что важно для ребёнка и вожатого в основной период.

 

Для ребенка важно Для вожатого важно
Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать. Бодро пересечь 'экватор смены'. Участие в меж отрядных и дружинных делах. Реализация собственных идей. Само реализоваться, как личность. Чему-то научиться. Отдых. Дышать свежим воздухом. Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени. Проявление своей самостоятельности. Возможность проявить себя лидером. Мотивация детей на активное участие в смене. Дать возможность каждому ребенку реализоваться. Сплоченный отряд. Не переутомлять детей. Обсуждение проведенных дел с детьми. Анализ прожитого дня. Заложить основы самоуправления. Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел. Больше времени на природе.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Задачи:

  • Осуществить подведение итогов жизни отряда и оценку личностного роста его членов;
  • Проанализировать результаты деятельности отрядных органов самоуправления;
  • Оформить совместно с ребятами отрядные ритуалы прощания;
  • Оказать детям индивидуальную помощь в преодолении кризиса расставания и предстоящего возвращения домой;
  • Проанализировать с различных позиций свою работу: отметить лучшее; выявить сложности; определить пути их устранения в будущем; зафиксировать и подумать, как использовать в дальнейшем творческие находки сезона, приобретенные профессиональные умения и др.;
  • Подготовиться к заезду новой смены.

 

На передний план у детей в этот период выходит неформальное общение. Близость расставания с новыми друзьями требует более интенсивного общения.

Желательно, чтобы дети сами поняли, что они узнали, чему научились, с каким багажом уезжают домой – необходимо подвести итоги смены.

Проанализируйте непосредственно и свою работу, вожатые: что вы планировали на сезон и что реализовали, какие цели ставили и чего добились.

В предпоследний день обязательно проводится генеральная уборка. С вечера дети должны собрать сумки и найти полный комплект выданного белья.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: