Культуру поведения медицинского работника можно




Сестринская деонтология

Деонтология — (от греч. «деон» — должное, и «логос» — учение) учение о профессиональной этике. Этот термин введен в обиход в начале XIX века английским философом Бентамом.

Сестринская деонтология — наука о долге, принципах поведения перед пациентом и обществом, про­фессиональном поведении среднего медицинского работни­ка, направленном на повышение качества лечения и ухо­да, устранение вредных последствий от неправильных по­веденческих действий, является частью сестринской эти­ки.

 

 

Медицина и врачевание во все времена были основаны на сплаве специальных знаний, умений и этических поло­жений.

А.П. Чехов писал: «Профес­сия медикаподвиг. Она требует самоотвержения, чи­стоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».

Медицинскому работнику доверяется самое дорогое — жизнь, здоровье, благополучие людей.

Он несет ответствен­ность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом.

К сожалению, и сейчас встре­чаются случаи безответственного отношения к пациенту: желание снять с себя ответственность за него, найти пред­лог, чтобы переложить ответственность на другого, и т.д.

Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересыпациента превыше всего.

Взаимодействие врача, медицинской сестры, фельдше­ра, акушерки (медицинского работника вообще) и пациен­та начинается с момента первого их контакта, чаще зри­тельного, когда еще не произнесено ни слова.

Почти каж­дый пациент напряженно и внимательно всматривается в лицо медицинского работника, стремясь понять, что и как скажет он ему.

Ведь каждый пациент болеет своей болез­нью плюс страхом перед незаинтересованностью, равноду­шием со стороны врача, медицинской сестры, фельдшера.

Он ждет ласкового, участливого слова, поддержки. И это слово станет лекарством не только для его души и тела, но и психологического состояния.

М.Я. Мудров говорил:

«Зная взаимные, друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они черпаются из науки мудрости, чаще из психологии. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая по­беждает телесные боли, тоску, метания».

При любом об­щении с пациентом надо всегда помнить, что каждое сло­во должно быть направлено на благотворное психологи­ческое воздействие, поднятие настроения пациента, укреп­ление" его уверенности в выздоровлении. Всегда помните, что во многих случаях слово медицинского работника дей­ствует не менее целебно, чем лекарство.

Надо всегда по­мнить и о второй стороне воздействия слова — народная мудрость гласит: «Слово лечит, но слово и ранит».

Поэто­му, беседуя с коллегами, пациентом, разговаривая в ка­бинете, палате, да и при любом общении с больными, помните о возможности отрицательных последствий неосто­рожного высказывания.

Все последствия отрицательного медицинского воздействия называются ятрогениями (или болезнями, связан­ными с врачеванием).

Подавляющее большинство ятрогений возникают не по злому умыслу, а по неосторожности. Трудно себе предста­вить врача или медсестру, которые желали бы вреда пациенту, тяжелобольному. Обычно ятрогений возникают случайно, при неосторожном разговоре в присутствии боль­ного, а в ряде случаев — из-за некомпетентности, неуме­ния общаться, низкого уровня медицинских знаний и умений. Причина ятрогений чаще всего кроется в чер­ствости, недостаточной общей культуре медицинского ра­ботника, безразличном отношении к исполнению своих обя­занностей.

Медицинская сестра (фельдшер, акушерка) должна об­ладать профессиональной наблюдательностью, позволяю­щей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мель­чайшие изменения в физическом, психологическом состо­янии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.

Культуру поведения медицинского работника можно

разделить на два вида:

1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.

2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, куль­ тура речи, соответствующий внешний вид и т.п.

Основными качествами медицинского работника, при­чем качествами именно его внутренней культуры, явля:

ются:

  • скромность — простота, безыскусственность, кото­ рые свидетельствуют о красоте человека, его силе;
  • справедливость — самая высокая добродетель меди­ цинского работника. Она является основой его внутрен­ них побуждений. Цицерон говорил о двух началах спра­ ведливости: «Никому не вредить и приносить пользу обществу»;

5S

  • честность — должна соответствовать всем делам ме­ дицинского работника, стать основой его повседневных по­ мыслов и стремлений;
  • доброта — неотъемлемое качество внутренней куль­ туры хорошего человека.

Хорошей человек — это, прежде всего, такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает сло­вом и делом.

Что же такое внешняя культура медицинского работ­ника?

1. Внешний вид. Основное требование к одежде меди­ка — чистота и простота, отсутствие излишних украше­ний и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинско­го работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо всё это приятно для больных» (Гиппократ).

Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыс­лов, строгость в выполнении профессиональных обязанно­стей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работни­ку, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит он так, словно делает одолжение. Медицинский работник дол­жен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.

2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной. Нельзя исполь­зовать уменьшительные эпитеты при обращении к паци­енту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходит­ся слышать» как о пациенте говорят: «диабетик», «язвен­ник*, «астматик» и т.д.

Иногда речь медицинских работников пересыпана мод­ными, жаргонными словами, примитивна, пациент не про­никается доверием к ним. Такие издержки речевой куль­туры медицинских работников как бы отгораживают их от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают нега­тивную реакцию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: