Сестринская деонтология
Деонтология — (от греч. «деон» — должное, и «логос» — учение) учение о профессиональной этике. Этот термин введен в обиход в начале XIX века английским философом Бентамом.
Сестринская деонтология — наука о долге, принципах поведения перед пациентом и обществом, профессиональном поведении среднего медицинского работника, направленном на повышение качества лечения и ухода, устранение вредных последствий от неправильных поведенческих действий, является частью сестринской этики.
Медицина и врачевание во все времена были основаны на сплаве специальных знаний, умений и этических положений.
А.П. Чехов писал: «Профессия медика — подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».
Медицинскому работнику доверяется самое дорогое — жизнь, здоровье, благополучие людей.
Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом.
К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту: желание снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого, и т.д.
Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересыпациента превыше всего.
Взаимодействие врача, медицинской сестры, фельдшера, акушерки (медицинского работника вообще) и пациента начинается с момента первого их контакта, чаще зрительного, когда еще не произнесено ни слова.
Почти каждый пациент напряженно и внимательно всматривается в лицо медицинского работника, стремясь понять, что и как скажет он ему.
Ведь каждый пациент болеет своей болезнью плюс страхом перед незаинтересованностью, равнодушием со стороны врача, медицинской сестры, фельдшера.
|
Он ждет ласкового, участливого слова, поддержки. И это слово станет лекарством не только для его души и тела, но и психологического состояния.
М.Я. Мудров говорил:
«Зная взаимные, друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они черпаются из науки мудрости, чаще из психологии. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».
При любом общении с пациентом надо всегда помнить, что каждое слово должно быть направлено на благотворное психологическое воздействие, поднятие настроения пациента, укрепление" его уверенности в выздоровлении. Всегда помните, что во многих случаях слово медицинского работника действует не менее целебно, чем лекарство.
Надо всегда помнить и о второй стороне воздействия слова — народная мудрость гласит: «Слово лечит, но слово и ранит».
Поэтому, беседуя с коллегами, пациентом, разговаривая в кабинете, палате, да и при любом общении с больными, помните о возможности отрицательных последствий неосторожного высказывания.
Все последствия отрицательного медицинского воздействия называются ятрогениями (или болезнями, связанными с врачеванием).
Подавляющее большинство ятрогений возникают не по злому умыслу, а по неосторожности. Трудно себе представить врача или медсестру, которые желали бы вреда пациенту, тяжелобольному. Обычно ятрогений возникают случайно, при неосторожном разговоре в присутствии больного, а в ряде случаев — из-за некомпетентности, неумения общаться, низкого уровня медицинских знаний и умений. Причина ятрогений чаще всего кроется в черствости, недостаточной общей культуре медицинского работника, безразличном отношении к исполнению своих обязанностей.
|
Медицинская сестра (фельдшер, акушерка) должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.
Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.
Культуру поведения медицинского работника можно
разделить на два вида:
1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.
2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, куль тура речи, соответствующий внешний вид и т.п.
Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, явля:
ются:
- скромность — простота, безыскусственность, кото рые свидетельствуют о красоте человека, его силе;
- справедливость — самая высокая добродетель меди цинского работника. Она является основой его внутрен них побуждений. Цицерон говорил о двух началах спра ведливости: «Никому не вредить и приносить пользу обществу»;
5S
|
- честность — должна соответствовать всем делам ме дицинского работника, стать основой его повседневных по мыслов и стремлений;
- доброта — неотъемлемое качество внутренней куль туры хорошего человека.
Хорошей человек — это, прежде всего, такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.
Что же такое внешняя культура медицинского работника?
1. Внешний вид. Основное требование к одежде медика — чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо всё это приятно для больных» (Гиппократ).
Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит он так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.
2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходится слышать» как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник*, «астматик» и т.д.
Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают их от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.