А.Г. Левинсон «Российская бюрократия как корпорация и объект критики»
Российская бюрократия как корпорация и объект критики в российской традиции «бюрократия» понятие с изначально встроенной негативной оценкой. Оно выражает отношение к деятельности специализированной социальной группы или корпорации (государственных) служащих, а именно: упрек этой группе со стороны общества в неисполнении ею своих обязательств перед обществом, в злоупотреблении той властью над другими группами в обществе, которой она располагает.
Это понятие - традиционное оружие любой российской оппозиции. Оно фигурирует как инструмент социальной критики в трудах видных российских историков ХIХ в. Оно прочно входит в начале ХХ в. в риторический арсенал левых, в частности, Ленина.
Это существенно и для современности, поскольку высказывания Ленина о бюрократии, вошедшие в обязательные учебные программы, оказались тиражированы и распространены в СССР/России в масштабах, не сравнимых ни с какими иными текстами о бюрократии.
Унаследованное от марксизма представление о бюрократии как власти, отчужденной от народа и именно потому несущей зло, сохраняется у многих авторов до сих пор. На его основе Ленин обличал чиновничество и бюрократию как корпорацию в царской России. Так, вскоре после превращения российской социал-демократической партии в правящую, обвинения в бюрократизации становятся сильным оружием в борьбе отдельных группировок внутри социал-демократии.
Побеждает в этой борьбе, как известно, та самая ленинская группировка, которую более всего обвиняли в бюрократизации партии, российские оппоненты-марксисты.Можно отметить, что корпоративизм комбюрократии оказался очень высок в силу наложения на бюрократическую структуру дополнительных скреп партийной дисциплины.
Инвективы Ленина в адрес "комбюрократии", "совбюрократии", "совбюров", сыграв свою роль во внутрипартийной борьбе 20-х годов, становятся в годы сталинизма "ленинским наследием", превращаются в традицию "борьбы с бюрократизмом", обличения "бюрократов".
В конце 80-х годов партийные структуры оказались открыты для критики со стороны поборников "перестройки" и "гласности", одним из главных инструментов этой критики стало понятие бюрократии.
Концепт бюрократии оказался способным совместиться с содержаниями обличительных книг советских авторов о том, чем "на самом деле" являлась окружавшая их советская действительность.
Объяснением причин открывшейся национальной исторической трагедии у многих писавших на эту тему в конце 80-х годов служило понятие неправильной власти. Под правильной организацией власти разумелась демократия, под ложной - бюрократия.
Понятие бюрократии отличалось не только значительным и непрерывным стажем участия в отечественной общественной мысли и политической борьбе, но также наличием собственного кореллята в массовом сознании, обозначаемого словосочетанием "засилие бюрократов".
Практически все теории бюрократии, разработанные к концу 80-х годов советскими/российскими авторами, совпадали с обыденными представлениями о бюрократии в трактовке ее как "лишней. В то же время следует подчеркнуть прямое противостояние всех этих теоретических представлений и обыденного сознания другой – веберовской - концепции бюрократии как образца рациональной организации, необходимого исполнителя одной из главных функций в обществе, функции управления.
Все участники дискуссий конца 80-х годов были убеждены в исторической обреченности или завершенности этого явления, а политически безусловно были противниками советского режима как бюрократического.
События последнего времени не позволяют надеяться на то, что в России бюрократия сойдет со сцены или значительно трансформируется. В самых последних вариантах своего употребления понятие "бюрократия" остается политическим оружием. Характер российского государственного чиновничества будет меняться. Можно ожидать появления в этой среде тех феноменов, о которых писал Вебер. Несомненно, что в ней же долгое время будут сохраняться черты, возмущавшие всех критиков бюрократии во все времена. Более важным, однако кажется иное.
Оказавшись относительно ограниченным социальным явлением, бюрократия более не будет становиться героем тотальных, как она сама, социальных доктрин и концепций.
Р. Мертон
Бюрократическая структура и личность
Бюрократия является идеальным типом такой формальной организации. Во многих отношениях классический анализ бюрократии был сделан Максом Вебером.Как показал Вебер, бюрократия предполагает точное распределение нескольких интегрированных видов деятельности, которые рассмотрены как обязанности, неотделимые от должности.
В регулирующих инструкциях установлена система разграничения типов контроля и санкций. Распределение ролей происходит на основе специальной квалификации, которая определяется через формализованную, объективную процедуру. В структуре иерархически организованной власти деятельность «подготовленных и получающих установленный оклад штатных экспертов» подчинена общим, абстрактным и ясно определенным правилам, которые исключают необходимость издания специальных инструкций для каждого отдельного случая. Универсальность правил требует постоянного использования категоризации, с помощью которой определенные критерии применяются для классификации и соответствующего рассмотрения отдельных проблем и обстоятельств.
Степень гибкости в бюрократии достигается с помощью избранных высших функционеров, которые, предполагается, выражают волю электората. Выборы высших чиновников предназначены для влияния на цели организации, но технические процедуры для достижения этих целей выполняются неизменным бюрократическим персоналом
Большинство бюрократических должностей предполагают вероятность долговременного пребывания в должности при отсутствии разрушающих факторов, которые могут сократить размер организации. Бюрократия стремится к максимальным гарантиям профессиональной безопасности.
Главное достоинство бюрократии в ее технической эффективности, она вознаграждается за точное, быстрое и квалифицированное управление, последовательность и ответственность, а также оптимальный ответ на поступивший сигнал. Именно бюрократическая структура обращается к полной ликвидации личных взаимоотношений и нерациональных соображений.
С ростом бюрократизации становится очевидным для всех, кто хочет видеть, что управление людьми в очень значительной степени определяется их социальными отношениями по поводу средств производства. Это больше не может выглядеть только догмой марксизма, это — упрямый факт, который должен быть признан всеми, совершенно независимо от их идеологической принадлежности.
Бюрократизация сразу делает очевидным то, что первоначально было туманным и непонятным. Бюрократизация влечет за собой отделение человека от средств производства, а в постфеодальной армии бюрократизация влечет за собой полное отделение человека от орудий уничтожения.
Тем не менее общество в целом явно подчеркивает несовершенство бюрократии, о чем говорит тот факт, что «мерзкий гибрид», «бюрократ» — стал эпитетом, бранным словом.
Переход к изучению негативных аспектов бюрократии возможен благодаря применению таких понятий, как «вышколенная недееспособность», «профессиональный психоз» или концепции «профессиональной деформации».
«Вышколенная недееспособность» относится к такому положению дел, при котором способности должностного лица функционируют как «несостоятельность» или «мертвая зона». Действия, которые основаны на обучении и навыках, успешно применяемых в прошлом, могут в итоге превратиться в несоответствующие реакции при изменившихся обстоятельствах. Не достаток гибкости в применении навыков, воли в меняющихся условиях, приводит к более или менее серьезному несоответствию обстоятельствам.
Понятие профессионального психоза, основано во многом на сходных наблюдениях. Как результат ежедневной рутины люди вырабатывают особые предпочтения, антипатии, пристрастия и акценты.Этот психоз развивается из-за требований, предъявляемых к человеку особой структурой его профессиональной роли.
Любое действие можно рассмотреть с точки зрения «того, что достигается», и «того, что не удается достичь». «Способ видеть также является способом не видеть — фокус на объекте А предполагает пренебрежение объектом В». Вебер, обсуждая этот вопрос, почти исключительно интересуется тем, что бюрократическая структура достигает: точность, надежность, эффективность. Та же самая структура может быть изучена с другой точки зрения, предполагающей амбивалентность.
Бюрократическая структура оказывает постоянное давление на чиновника для того, чтобы он был «методичным, предусмотрительным, дисциплинированным». Если бюрократия должна действовать успешно, она обязана достичь высокой степени надежности поведения, исключительной степени конформности по отношению к предписанным образцам действия.
Дисциплина может быть эффективной только в том случае, если идеальные формы поддерживаются сильными чувствами, которые влекут за собой преданность обязанностям, тонкое восприятие ограничения власти и компетенции и методичное исполнение рутинных обязанностей. Иногда можно заметить, что для обеспечения дисциплины эти чувства даже более сильны, чем это формально необходимо.
Дисциплина, легко интерпретируемая как конформизм к регулирующим инструкциям в любой ситуации и не рассматриваемая как мера, запланированная для специальной цели, тем не менее становится непосредственной ценностью для бюрократа в организации, с которой связана его жизнь.
Главнейшая черта бюрократизации заключается в рационализации делопроизводства (в определенных пределах), для чего необходимы интеллектуально подготовленные сотрудники.
Все больше и больше молодых интеллектуалов в Соединенных Штатах вербуется государственной бюрократией, по крайней мере последние тридцать лет. Два аспекта этого процесса заслуживают внимания: 1) его значение для смены ценностей у молодых интеллектуалов; 2) методы, с помощью которых бюрократия превращает политически мыслящих интеллектуалов в специалистов.
Многие интеллектуалы отчуждены от обязанностей, целей и вознаграждений частного предпринимательства. Этот разрыв с ценностями класса бизнесменов является отражением институциональных нарушений, которые вызывают беспокойство и сомнения. В отказе доверять господствующим структурам власти ощущается пережитой опыт повторной экономической депрессии. Интеллектуалов стали вдохновлять ценности и нормы, которые, как они считают, несовместимы с деятельностью в мире бизнеса. Некоторые из них обратились к преподавательской деятельности, в частности к преподаванию в университетах, которое, по их мнению, дает возможность реализовать свои интеллектуальные интересы и избежать прямой зависимости от «власти бизнеса». Но для многих отчужденных интеллектуалов профессия преподавателя означает скорее позицию стороннего наблюдателя, чем участника современного исторического процесса. Они предпочитают находиться не в стороне от истории, а создавать историю, работая в государственной бюрократии, которая, вероятно, приближает их к действительно важным решением.
Отчужденные интеллектуалы, несомненно, противостоят гораздо большему числу специалистов, поступивших на службу в государственную бюрократию, кому якобы безразлична любая данная социальная политика, но кто разделяет чувства и ценности правящих групп. Специалисты рассматривают свою роль просто как проведение в жизнь любой политики, которую определяют политические деятели. Профессиональный кодекс специалиста требует от него занять подчиненное положение по отношению к исполнительной власти. Дух этой зависимости, поддерживаемый чувствами, выражен в формуле: политический деятель определяет цели (задачи, результаты), а мы, специалисты, на основе экспертного знания указываем на альтернативные средства для достижения этих результатов. Этот профессиональный кодекс является настолько влиятельным и распространенным, что вынуждает специалистов оставаться преданными такому резкому разграничению средств и целей, без признания, что такое разделение ведет к отказу специалистов от социальной ответственности. Они рассматривают результат и цель как завершающую точку в действии. Они могут не увидеть в них возможность дальнейших последствий. Они могут не увидеть, что действие подразумевает эти последствия.
В конце концов, существуют и независимые интеллектуалы, которые во время острых социальных кризисов, таких как война или депрессия, временно вливаются в государственную бюрократию. Эти «временные» бюрократы могут быть как отчужденными от господствующих правительственных групп, так и неотчужденными. Но поскольку они не отождествляют свою карьеру со службой в бюрократии, они, вероятно, менее подвержены бюрократическому влиянию. Для них существует подходящая альтернатива — возвращение к частной жизни.
Таковы возможные направления в изучении вербовки интеллектуалов в государственную бюрократию.