Паспорт рабочей ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ПСИХОЛОГИЯ»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 «Лечебное дело».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Психология»входит в состав дисциплин профессионального цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать средства общения в психотерапевтических целях;
- давать психологическую оценку личности;
- применять приемы психологической саморегуляции.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные задачи и методы психологии;
- психические процессы и состояния;
- структуру личности;
- основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства);
- психологию медицинского работника;
- этапы профессиональной адаптации;
- принципы профилактики эмоционального "выгорания" специалиста;
- аспекты семейной психологии;
- психологические основы ухода за умирающим;
- основы психосоматики;
- определение понятий "психогигиена", "психопрофилактика" и "психотерапия";
- особенности психических процессов у здорового и больного человека;
- структуру личности;
- функции и средства общения;
- закономерности общения;
- приемы психологической саморегуляции;
- основы делового общения;
- пути социальной адаптации и мотивации личности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины:
|
максимальной учебной нагрузки обучающегося 186 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 124 часа;
самостоятельной работы обучающегося 62 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 186 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 124 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 64 |
практические занятия | 60 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 62 |
в том числе: | |
1. Индивидуальная домашняя работа (самоанализ): | 16 |
2. Проектная деятельность | 6 |
3. Отработка компетенций в ЛПУ | 20 |
4. Работа в команде | 8 |
5. Работа с литературой | 12 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология»
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
Раздел 1. Общая психология | |||||||
Тема 1.1. Предмет психологии | Содержание учебного материала | ||||||
Цель и задачи психологии как науки. | |||||||
Отрасли психологии. | |||||||
Методы психологии. | |||||||
Понятие психика, принципы ее развития. | |||||||
Структура психики | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||||
Изучение литературы по теме «История психологии» | |||||||
Тема 1.2. Познавательные процессы | Содержание учебного материала | ||||||
Функции познавательных процессов | |||||||
Классификация познавательных процессов | |||||||
Принципы развития познавательных процессов. Гигиена умственного труда. | |||||||
Патология познавательных процессов: патогенез, основные методы коррекции, | |||||||
Специфика общения с пациентами. | |||||||
Практическое занятие | |||||||
1. Диагностика состояния познавательных процессов. 2. Составление саморекомендаций по развитию познавательных процессов на основе данных диагностики. | |||||||
3. Составление рекомендаций для родственников пациентов, имеющих определенную патологию познавательных процессов (по выбору обучающихся). | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||||
Знакомство с методами работы с пациентами, имеющими патологию познавательных процессов (в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность). | |||||||
Тема 1.3. Эмоционально- волевая сфера | Содержание учебного материала | ||||||
Понятия «эмоции», «чувства», «настроение», «аффект». | |||||||
Функции эмоций и чувств. | |||||||
Понятия «стресс», «эустресс», «дисстресс». Профессиональное «выгорание». Постстрессовый синдром (ПТСР). Понятие психологической травмы. Горе, работа горя. | |||||||
Фазы развития стресса. | |||||||
Профилактика стресса. | |||||||
Принципы работы с негативными эмоциями и чувствами. | |||||||
Основные принципы реабилитации при ПТСР. | |||||||
Понятия «воля», «волевое действие», «волевые качества». | |||||||
Структура волевого действия. | |||||||
Развитие воли. | |||||||
Патология воли: особенности ухода и реабилитации | |||||||
Практическое занятие | |||||||
1. Отработка навыков нервно-мышечной релаксации, визуализации. 2. Решение ситуационных задач. 3. Отработка навыков оказания психологической помощи при стрессе (в парах). | |||||||
4. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы) | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||||
1. Отработка навыков нервно-мышечной релаксации, визуализации. 2.Отработка навыков оказания психологической помощи при стрессе. | |||||||
Тема 1.4. Потребностно- мотивационная сфера | Содержание учебного материала | ||||||
Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», «ценности», «личностный смысл». | |||||||
Основные потребности личности (пирамида А.Маслоу). | |||||||
Установки личности: понятие, формирование, основы работы с установками. Понятие «ложное убеждение». | |||||||
Полимотивированность профессиональной деятельности медицинской работника. | |||||||
Соотношение интересов, мотивов и потребностей. | |||||||
Соотношение ценностей и личностного смысла в профессиональной деятельности. | |||||||
Практическое занятие | |||||||
1. Решение ситуационных задач. 2. Работа с «ложными убеждениями» (в парах). | |||||||
3. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы) | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||||
Анализ собственных убеждений. | |||||||
Тема 1.5. Личность | Содержание учебного материала | ||||||
Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», «темперамент», «характер». | |||||||
Акцентуации характера. | |||||||
Структура личности (по К.К. Платонову). | |||||||
Практическое занятие | |||||||
1. Определение темперамента (тест Г. Айзенка, А.Белова). Составление саморекомендаций на основании полученных данных по развитию собственной личности. | |||||||
2. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы) | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||||
Анализ собственной личности, составление плана личностного роста | |||||||
Тема 1.6. Формирование и развитие личности | Содержание учебного материала | ||||||
Понятия «развитие», «возраст» (психологический, биологический, социальный), «возрастные кризисы». | |||||||
Принципы развития человека. | |||||||
Этапы психического развития. Теория развития личности Э. Эриксона. | |||||||
Особенности ухода за пациентами разного возраста. | |||||||
Практическое занятие | |||||||
1. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы) | |||||||
2. Составление рекомендаций для медицинских работников и/или родственников по уходу за пациентами разного возраста (возраст пациента по выбору обучающихся). | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||||
Изучение литературы по вопросу работы с пациентами разного возраста. | |||||||
Раздел 2. Социальная психология | |||||||
Тема 2.1. Социальные отношения | Содержание учебного материала | ||||||
Понятия «группа», «социум», «групповая динамика», «социальные роли». | |||||||
Виды групп. | |||||||
Фазы развития группы. | |||||||
Классификация социальных ролей, причины их выбора. | |||||||
Адаптация в группе. | |||||||
Практическое занятие | |||||||
1. Составление карты ролей обучающимися (класса, учебной группы, индивидуальной – по выбору). | |||||||
2. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы) | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||||
Составление описания истории развития какой-либо группы (класса, трудового коллектива и т.п.). | |||||||
Тема 2.2. Психология семьи | Содержание учебного материала | ||||||
Понятия «семья», «брак», «супружество», «родительство», «семейные паттерны». | |||||||
Семья как система. | |||||||
Классификация семьи. | |||||||
Семейные кризисы. | |||||||
Практическое занятие | |||||||
1. Решение ситуационных задач. 2. Анализ семейных установок (заполнение таблицы по семейным установкам относительно разных сфер жизни: взаимоотношения с людьми, любовь, воспитание детей, супружество, карьера и т.п.). | |||||||
3. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы) | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||||
Анализ семейных установок | |||||||
Тема 2.3. Психология профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | ||||||
Понятия «профессионализация», «профессиональная адаптация», «профессиональное становление», «профессионально важные качества». | |||||||
Этапы профессионального становления. | |||||||
Организационная культура. Типы организаций. | |||||||
Практическое занятие | |||||||
1. Составление резюме. 2. Деловая игра «Собеседование». | |||||||
3. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы) | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||||
Анализ собственных профессионально-важных качеств | |||||||
Тема 2.4. Основы этнической психологии | Содержание учебного материала | ||||||
Понятия «менталитет», «национальный характер», «толерантность» | |||||||
Болезнь и здоровье в религии и культуре. | |||||||
Практическое занятие | |||||||
1. Деловая игра: «Международная конференция по проблемам здоровья»: обучающиеся подготавливают выступления о национальных традициях отношения к здоровью и болезни. | |||||||
2. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы) | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||||
Изучение литературы по теме, подготовка выступления. | |||||||
Раздел 3. Медицинская психология | |||||||
Тема 3.1. Психосоматика здоровья | Содержание учебного материала | ||||||
Понятия «психосоматика», «здоровый образ жизни», «здоровье», «вторичная выгода». | |||||||
Классификация психосоматических расстройств. | |||||||
Виды мотивов человека в ситуации болезни. Смысл болезни. | |||||||
Практическое занятие | |||||||
1. Разработка и презентация проекта по здоровому образу жизни (в мини-группах). | |||||||
2. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы) | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||||
Работа над проектом по теме «Здоровый образ жизни». | |||||||
Тема 3.2. Внутренняя картина болезни. Типы реагирования на болезнь | Содержание учебного материала | ||||||
Понятия «внутренняя картина болезни», «внутренняя картина здоровья», «тип реагирования на болезнь», «личностный смысл болезни». | |||||||
Структура внутренней картины болезни. | |||||||
Классификация типов реагирования на болезнь. | |||||||
Сопротивление терапевтическому процессу: методы работы | |||||||
Практическое занятие | |||||||
Анализ случаев из медицинской практики. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||||
Описание случаев из медицинской практики | |||||||
Тема 3.3. Психология кризисных состояний | Содержание учебного материала | ||||||
Уровни организации личности: невротический, пограничный, психотический. Особенности взаимодействия с пациентами. | |||||||
Кризисные состоянии, депрессия. Профилактика суицида. | |||||||
Девиантное поведение: аутоагрессия, делинквентное поведение, аддикции. Принципы профилактики и реабилитации. Работа с семьей. | |||||||
Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях | |||||||
Практическое занятие | |||||||
1. Решение ситуационных задач. 2. Разработка плана занятий группы поддержки (для семей пациентов, пациентов, имеющих какую-либо психопатологию – по выбору обучающихся). | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||||
Изучение существующих программ социальной реабилитации пациентов (описанные в литературе, либо применяемые в местных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность). | |||||||
Тема 3.4. Психология оказания медицинской помощи | Содержание учебного материала | ||||||
Психология выполнения медицинских манипуляций. Работа с болью и страхом. Понятие «комфорт пациента». | |||||||
Особенности ухода за пациентами с психическими расстройствами. Работа с родственниками. | |||||||
Психологические аспекты паллиативного ухода. Психология умирания. | |||||||
«Трудные» пациенты: тактика работы | |||||||
Практическое занятие | |||||||
1. Описание случая из практики и собственных действий по достижению комфорта пациента | |||||||
2. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы) | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||||
Отработка навыков достижения комфорта пациента на практике в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность | |||||||
Всего: | |||||||
условия реализации программы дисциплины
|
|