Условия реализации программы дисциплины




Паспорт рабочей ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ПСИХОЛОГИЯ»

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 «Лечебное дело».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Психология»входит в состав дисциплин профессионального цикла

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать средства общения в психотерапевтических целях;

- давать психологическую оценку личности;

- применять приемы психологической саморегуляции.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные задачи и методы психологии;

- психические процессы и состояния;

- структуру личности;

- основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства);

- психологию медицинского работника;

- этапы профессиональной адаптации;

- принципы профилактики эмоционального "выгорания" специалиста;

- аспекты семейной психологии;

- психологические основы ухода за умирающим;

- основы психосоматики;

- определение понятий "психогигиена", "психопрофилактика" и "психотерапия";

- особенности психических процессов у здорового и больного человека;

- структуру личности;

- функции и средства общения;

- закономерности общения;

- приемы психологической саморегуляции;

- основы делового общения;

- пути социальной адаптации и мотивации личности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 186 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 124 часа;

самостоятельной работы обучающегося 62 часа.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 186
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 124
в том числе:  
теоретические занятия 64
практические занятия 60
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 62
в том числе:  
1. Индивидуальная домашняя работа (самоанализ): 16
2. Проектная деятельность 6
3. Отработка компетенций в ЛПУ 20
4. Работа в команде 8
5. Работа с литературой 12
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология»

наименование

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1. Общая психология      
Тема 1.1. Предмет психологии Содержание учебного материала    
    Цель и задачи психологии как науки.    
    Отрасли психологии.    
    Методы психологии.    
    Понятие психика, принципы ее развития.    
    Структура психики    
Самостоятельная работа обучающихся    
Изучение литературы по теме «История психологии»  
Тема 1.2. Познавательные процессы Содержание учебного материала    
    Функции познавательных процессов    
    Классификация познавательных процессов    
    Принципы развития познавательных процессов. Гигиена умственного труда.    
    Патология познавательных процессов: патогенез, основные методы коррекции,    
    Специфика общения с пациентами.    
Практическое занятие    
1. Диагностика состояния познавательных процессов. 2. Составление саморекомендаций по развитию познавательных процессов на основе данных диагностики.  
3. Составление рекомендаций для родственников пациентов, имеющих определенную патологию познавательных процессов (по выбору обучающихся).  
Самостоятельная работа обучающихся  
Знакомство с методами работы с пациентами, имеющими патологию познавательных процессов (в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность).  
Тема 1.3. Эмоционально- волевая сфера Содержание учебного материала    
    Понятия «эмоции», «чувства», «настроение», «аффект».    
    Функции эмоций и чувств.    
    Понятия «стресс», «эустресс», «дисстресс». Профессиональное «выгорание». Постстрессовый синдром (ПТСР). Понятие психологической травмы. Горе, работа горя.    
    Фазы развития стресса.    
    Профилактика стресса.    
    Принципы работы с негативными эмоциями и чувствами.    
    Основные принципы реабилитации при ПТСР.    
    Понятия «воля», «волевое действие», «волевые качества».    
    Структура волевого действия.    
    Развитие воли.    
    Патология воли: особенности ухода и реабилитации    
Практическое занятие    
  1. Отработка навыков нервно-мышечной релаксации, визуализации. 2. Решение ситуационных задач. 3. Отработка навыков оказания психологической помощи при стрессе (в парах).  
4. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы)  
Самостоятельная работа обучающихся  
1. Отработка навыков нервно-мышечной релаксации, визуализации. 2.Отработка навыков оказания психологической помощи при стрессе.  
Тема 1.4. Потребностно- мотивационная сфера Содержание учебного материала    
    Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», «ценности», «личностный смысл».    
    Основные потребности личности (пирамида А.Маслоу).    
    Установки личности: понятие, формирование, основы работы с установками. Понятие «ложное убеждение».    
    Полимотивированность профессиональной деятельности медицинской работника.    
    Соотношение интересов, мотивов и потребностей.    
    Соотношение ценностей и личностного смысла в профессиональной деятельности.    
Практическое занятие    
1. Решение ситуационных задач. 2. Работа с «ложными убеждениями» (в парах).  
3. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы)  
Самостоятельная работа обучающихся  
Анализ собственных убеждений.  
Тема 1.5. Личность Содержание учебного материала    
    Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», «темперамент», «характер».    
    Акцентуации характера.    
    Структура личности (по К.К. Платонову).    
Практическое занятие    
1. Определение темперамента (тест Г. Айзенка, А.Белова). Составление саморекомендаций на основании полученных данных по развитию собственной личности.  
2. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы)  
Самостоятельная работа обучающихся  
Анализ собственной личности, составление плана личностного роста  
Тема 1.6. Формирование и развитие личности Содержание учебного материала    
    Понятия «развитие», «возраст» (психологический, биологический, социальный), «возрастные кризисы».    
    Принципы развития человека.    
    Этапы психического развития. Теория развития личности Э. Эриксона.    
    Особенности ухода за пациентами разного возраста.    
Практическое занятие    
1. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы)  
2. Составление рекомендаций для медицинских работников и/или родственников по уходу за пациентами разного возраста (возраст пациента по выбору обучающихся).  
Самостоятельная работа обучающихся  
Изучение литературы по вопросу работы с пациентами разного возраста.  
Раздел 2. Социальная психология      
Тема 2.1. Социальные отношения Содержание учебного материала    
    Понятия «группа», «социум», «групповая динамика», «социальные роли».    
    Виды групп.    
    Фазы развития группы.    
    Классификация социальных ролей, причины их выбора.    
    Адаптация в группе.    
Практическое занятие    
1. Составление карты ролей обучающимися (класса, учебной группы, индивидуальной – по выбору).  
2. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы)  
Самостоятельная работа обучающихся  
Составление описания истории развития какой-либо группы (класса, трудового коллектива и т.п.).  
Тема 2.2. Психология семьи Содержание учебного материала    
    Понятия «семья», «брак», «супружество», «родительство», «семейные паттерны».    
    Семья как система.    
    Классификация семьи.    
    Семейные кризисы.    
Практическое занятие  
1. Решение ситуационных задач. 2. Анализ семейных установок (заполнение таблицы по семейным установкам относительно разных сфер жизни: взаимоотношения с людьми, любовь, воспитание детей, супружество, карьера и т.п.).    
3. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы)  
Самостоятельная работа обучающихся  
Анализ семейных установок  
Тема 2.3. Психология профессиональной деятельности Содержание учебного материала    
    Понятия «профессионализация», «профессиональная адаптация», «профессиональное становление», «профессионально важные качества».    
    Этапы профессионального становления.    
    Организационная культура. Типы организаций.    
Практическое занятие    
1. Составление резюме. 2. Деловая игра «Собеседование».  
3. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы)  
Самостоятельная работа обучающихся  
Анализ собственных профессионально-важных качеств  
Тема 2.4. Основы этнической психологии Содержание учебного материала    
    Понятия «менталитет», «национальный характер», «толерантность»    
    Болезнь и здоровье в религии и культуре.    
Практическое занятие    
1. Деловая игра: «Международная конференция по проблемам здоровья»: обучающиеся подготавливают выступления о национальных традициях отношения к здоровью и болезни.  
2. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы)  
Самостоятельная работа обучающихся  
Изучение литературы по теме, подготовка выступления.  
Раздел 3. Медицинская психология      
Тема 3.1. Психосоматика здоровья Содержание учебного материала    
    Понятия «психосоматика», «здоровый образ жизни», «здоровье», «вторичная выгода».    
    Классификация психосоматических расстройств.    
    Виды мотивов человека в ситуации болезни. Смысл болезни.    
Практическое занятие    
1. Разработка и презентация проекта по здоровому образу жизни (в мини-группах).  
2. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы)  
Самостоятельная работа обучающихся  
Работа над проектом по теме «Здоровый образ жизни».  
Тема 3.2. Внутренняя картина болезни. Типы реагирования на болезнь Содержание учебного материала    
    Понятия «внутренняя картина болезни», «внутренняя картина здоровья», «тип реагирования на болезнь», «личностный смысл болезни».    
    Структура внутренней картины болезни.    
    Классификация типов реагирования на болезнь.    
    Сопротивление терапевтическому процессу: методы работы    
Практическое занятие    
Анализ случаев из медицинской практики.  
Самостоятельная работа обучающихся  
Описание случаев из медицинской практики  
Тема 3.3. Психология кризисных состояний Содержание учебного материала    
    Уровни организации личности: невротический, пограничный, психотический. Особенности взаимодействия с пациентами.    
    Кризисные состоянии, депрессия. Профилактика суицида.    
    Девиантное поведение: аутоагрессия, делинквентное поведение, аддикции. Принципы профилактики и реабилитации. Работа с семьей.    
    Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях    
Практическое занятие    
1. Решение ситуационных задач. 2. Разработка плана занятий группы поддержки (для семей пациентов, пациентов, имеющих какую-либо психопатологию – по выбору обучающихся).  
Самостоятельная работа обучающихся  
Изучение существующих программ социальной реабилитации пациентов (описанные в литературе, либо применяемые в местных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность).  
Тема 3.4. Психология оказания медицинской помощи Содержание учебного материала    
    Психология выполнения медицинских манипуляций. Работа с болью и страхом. Понятие «комфорт пациента».    
    Особенности ухода за пациентами с психическими расстройствами. Работа с родственниками.    
    Психологические аспекты паллиативного ухода. Психология умирания.    
    «Трудные» пациенты: тактика работы    
Практическое занятие    
1. Описание случая из практики и собственных действий по достижению комфорта пациента  
2. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы)  
Самостоятельная работа обучающихся  
Отработка навыков достижения комфорта пациента на практике в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность  
  Всего:  
               

условия реализации программы дисциплины

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: