Для правоавторитарных режимов традиционная, массовая и основная опора власти — вооруженные силы, в первую очередь офицерский корпус. Сами латиноамериканские правоавторитарные режимы характеризуются цепкой традицией каудилизма. Всю историю Латинской Америки пронизывает культ цезаризма, вождизма. Идеологический аппарат правоавторитарных режимов наделял диктаторов, власть которых порой измерялась десятилетиями, сверхчеловеческими чертами. В условиях правоавторитарных режимов одна из концепций лидерства — меритократия (концепция «элиты заслуг») — трансформировалась в так называемое харизматическое лидерство. Культивируя невежество и покорность массы, паразитируя на её мифологическом сознании, идейные оруженосцы диктатора наделяли его ролью мессии, приписывали его власти полубожественное начало и магнетические свойства. Так, гаитянский диктатор Дювалье-старший был наречен «великим электрификатором душ», а доминиканский диктатор Трухильо — «помазанником Божьим». Но одновременно их стремились наделить концентрированными чертами «простого человека», биологическими качествами 100-процентного «мачо» (от испанского слова «самец») — носителя якобы импонирующей латиноамериканской аудитории всесокрушающей грубой мужской силы. Атрибутами культа личности диктатора стали воздвигнутые в его честь прижизненные конные статуи и штампованные бюсты, портреты па денежных купюрах и названные его именем города.
Обобщенный образ вереницы латиноамериканских временщиков-диктаторов (от мексиканца Порфирио Диаса до Анастасио Сомосы и Альфредо Стресснера) великолепно создал в романе «Осень патриарха» Габриэль Гарсиа Маркес.
|
Каудилизм как абсолютная власть, незыблемая иерархия, неписаный свод морально-этических норм и образ жизни старше по возрасту милитаризма как системы, не просто орудия олигархических кланов, но самого мощного автономного института и главного тормоза на пути создания правового государства и гражданского общества. Перефразируя крылатые слова Маяковского, каудилизм и милитаризм — близнецы-братья. Каудилизм мог щеголять в цивильном платье, но чаще — в военном мундире. Недаром поговорка гласит: в латиноамериканских странах последнее воинское звание — это звание президента.
Типология латиноамериканского милитаризма систематизирована в вышедшей в 1995 г. в Сантьяго монографии «Возможна ли демократия в Латинской Америке? Очерк о военных и о политике». Ее автор — Альберто Сепульведа Альмарса — известный современный чилийский ученый, профессор Института политических наук Университета Чили и Дипломатической академии.
По оценке А. Сепульведы Альмарсы, вооруженные силы в Латинской Америке неизменно представляли не имевшую противовесов, наиболее мощную структуру давления на общество. Под латиноамериканским милитаризмом он имеет в виду участие военных во внутренней политике независимо от того, поддерживают они правящие режимы или намереваются их свергнуть.
Рождение независимых государств не сопровождалось созданием централизованной военной структуры, и это благоприятствовало анархии. Рвались традиционные связи, и только харизматический лидер оказывался способным силой сплотить разобщенные районы страны. С середины XIX в. харизматических и агрессивных каудильо сменяет заинтересованная в стабильности олигархия. Растущий национализм, а также пример Европы побудили руководителей государств создавать вооруженные силы в качестве оплота собственной власти. Военные усмиряют провинциальных каудильо, а со второй половины XIX в. участвуют в двух крупных войнах: разгроме Парагвая Тройственным союзом (Аргентина, Бразилия, Уругвай) и в Тихоокеанской войне, завершившейся победой Чили над Боливией и Перу. Для защиты границ и решения в свою пользу территориальных споров создаются профессиональные армии при содействии европейских стран. Почин сделала Чили, пригласив германских инструкторов и насадив в армии прусскую систему. Чилийские военные миссии приглашаются в Парагвай, Эквадор и Сальвадор. Аргентина также пользуется услугами германских военных советников, Бразилия и Перу — французских. В Центральной Америке профессионализация армий осуществлялась под контролем США. Вводится всеобщая воинская повинность, создаются военные училища, некоторые их питомцы продолжают учебу в Европе. Офицерский корпус, за исключением элитарного ВМФ, рекрутируется за счет среднего класса.
|
Длительный период военные находились вне политики. Милитаризм как система утверждается в 20-х гг. и достигает апогея в 70-е гг. Он возникает в кризисный момент, когда армия выступает в роли арбитра, носительницы общенациональных интересов раздираемого конфликтами общества. Профессиональная армия становится автономным государственным институтом со своей системой иерархии, ценностных установок, законодательством. Людей в погонах отличают такие понятия, как дисциплина, верность присяге, патриотизм, честь. После Первой мировой войны весомым фактором латиноамериканской действительности становятся США, предпринявшие интервенции в Центральную Америку и на Карибы. Кризис 1929 г. способствовал вмешательству военных в политику. Однако вдохновители и участники большинства путчей оказались неспособными сформировать устойчивые политические системы. Единственное исключение — захват в 1933 г. на Кубе власти сержантом Батистой, который, отправив большинство офицеров в отставку, заменил их сержантским составом. По мнению Сепульведы Альмарсы, непрофессионализм военных — одна из причин победы кубинской революции.
|
В период между 1930 и 1960 гг. господствует такой новый феномен, как популистский милитаризм. Его олицетворением стали Рафаэль Трухильо в Доминиканской Республике, клан Сомосы в Никарагуа, Хуан Доминго Перон в Аргентине, Жетулио Варгас в Бразилии, Маркос Перес Хименес в Венесуэле, Мануэль Одриа в Перу, Густаво Рохас Пинилья в Колумбии. Популистский милитаризм — продукт борьбы средних городских слоев с традиционной земельной олигархией, которая велась с привлечением маргиналов и при поддержке армии. В отсутствие структурированных политических партий опорой популистских военных лидеров сделались профсоюзы, например в Аргентине и Бразилии. Апелляция к городским низам сопровождалась безудержной социальной демагогией. Большинство диктаторов популистского толка поддерживались США.
В годы Второй мировой войны, используя в качестве предлога угрозу нацистской агрессии, США под флагом «континентальной солидарности» резко усилили военно-политическое присутствие в Латинской Америке. Пентагон осуществил тотальную милитаризацию латиноамериканских стран, взял под контроль их вооруженные силы, включая подготовку офицерского корпуса, поставки оружия и снаряжения. Была создана цепь американских военных баз. Подлинные мотивы «континентальной стратегии» Пентагона были обнаружены уже после окончания Второй мировой войны. Целью милитаризации латиноамериканских стран явилось их вовлечение в холодную войну против Советского Союза, превращение армий в жандармскую силу для подавления освободительного движения. Этой задаче отвечали навязанный латиноамериканским странам и подписанный в 1947 г. в Рио-де-Жанейро Межамериканский договор о взаимной помощи, а также инструмент Пентагона — Межамериканский совет обороны. Популистский милитаризм облегчил переход от традиционного аграрного общества с господством латифундизма к преобладающей власти городской буржуазии, однако был неспособен модернизировать архаичные общественные структуры. На ином витке истории утверждается власть нового поколения военных лидеров. С середины 60-х гг. до конца 80-х правит бал десаррольистский милитаризм (от испанского слова «десаррольо» — «развитие»). Он возник как реакция на кубинскую революцию и страх перед ее распространением в масштабе континента. Вооруженные силы ориентируются на антиповстанческую борьбу, им придаются полицейские функции. Под руководством американских инструкторов меняются структура армии, ее оснащение. Появляются рейнджеры — спецназ, «черные береты». С начала 60-х гг. в военных концепциях США, рассчитанных на Латинскую Америку, акцент был смещен с внешних факторов на внутренние. Доктрина «защиты полушария», являвшаяся в период холодной войны составной частью глобальной доктрины «массированного возмездия», выдвигала перед латиноамериканскими военными в качестве главной задачи совместную с США борьбу против «международного коммунизма». США заменили доктрину «защиты полушария», которую они целиком взяли на себя, доктриной «внутренней безопасности». Ее вариант — доктрина «превентивной внутренней войны» — предусматривал проведение прежде всего в сельской местности «профилактических» карательных операций.
Разработанная Пентагоном концепция «военного стабилизатора» в тот период рассматривала правоавторитарные режимы в качестве единственных выразителей общенациональных интересов, способных объединить антагонистические общественные силы и консолидировать неустойчивость латиноамериканских государств. Латиноамериканским военным внушается тезис об их решающей роли в общественном развитии с целью модернизации отсталых социально-экономических структур.
Диаметрально противоположной является концепция «сивилизма», приоритета гражданской власти, которая сводит роль вооруженных сил к узкопрофессиональной сфере, далекой от политики. Ее сторонники, ссылаясь на неизменно консервативное мировоззрение военных, утверждают, что вооруженные силы должны быть «аполитичными» и их место только в казарме.
Под лозунгом искоренения «подрывных элементов» и модернизации экономики на базе развитого капитализма с привлечением технократов из США в Бразилии, Аргентине, Боливии, Чили, Уругвае к власти приходят военные-«десаррольисты» — последнее поколение вершивших государственную власть милитаристов.
В отличие от погрязшего в коррупции «мачо»-«популиста» его антипод «десаррольист» — безупречный службист-эксперт, добропорядочный семьянин с моральным кодексом европейского буржуа XIX в. Он не харизматический каудильо, а «член корпорации». Между тем, «десаррольисты» с «назначаемой демократией» были функционально неспособны создать стабильную политическую систему. Возникли и противоречия с Западом из-за практиковавшихся «десаррольистами» массовых репрессий, включая пытки и убийства инакомыслящих, а также из-за ядерных амбиций Аргентины и Бразилии. Пришедшие к власти генералы-«десаррольисты» ратовали за деполитизацию всей общественной жизни. Они интегрировались е финансово-промышленным комплексом в роли его партнеров, выступали в качестве руководителей министерств, банков, государственно-монополистических объединений и частных корпораций. Цель — достижение экономической модернизации общества. Концепция модернизации или развития проявилась прежде всего в попытках военных внедрить в экономику технократические методы управления.
По мнению генералов-«десаррольистов» социальные перемены должны быть эволюционно-последовательными, дабы население приспособилось к новой политической системе. По оценке военных, только вооруженные силы как законопослушный институт могут обеспечить мир и социальный порядок, а затем уже технократы и крупные предприниматели — национальные и иностранные — создадут современную экономическую систему. По мере достижения государством категории экономически развитого военные уступают власть гражданскому правительству. Согласно этой концепции, военный режим — мост между традиционным и современным обществом. Порой, однако, и «дессаррольизм» не более чем камуфляж для захвата власти и ее сохранения давним диктаторским методом. Такова политика трех чередовавшихся последних военных хунт (1976-1983) в Аргентине. Как отмечает аргентинский политолог Фернандо Сабсай в монографии «Идеи и каудильо», завершившей его пятитомное сочинение «Аргентинское общество», глава первой военной хунты генерал Хорхе Рафаэль Видела (1976-1981) захват власти и «процесс национальной реорганизации» мотивировал целью «искоренения анархии и подрывных сил в обществе, где полностью отсутствуют этические и моральные нормы, царит безответственность в управлении экономикой, проявляющаяся в развале производства, процветают спекуляция и всеобщая коррупция». Тогда же генерал Видела заявил: «Учитывая, что страна находится на краю пропасти, вмешательство вооруженных сил — единственная возможная альтернатива». Но генерал Видела не технократ, а типичный «горилла», малограмотный милитарист. Известен случай, когда в годы диктатуры его спросили в одном из интервью о любимой книге. После долгих раздумий генерал ответил: «Книга по чтению в первом классе».
Через два года после крушения военных хунт свершился «латиноамериканский Нюрнберг», приговоривший генерала Виделу к пожизненному тюремному заключению. Но через пять лет преступник был амнистирован президентом Менемом. В 1998 г. бывшего главаря военной хунты федеральный суд привлек к уголовной ответственности за преступления, не подлежащие амнистии. Обнаружились документальные свидетельства о том, что у женщин, попадавших беременными в тюрьмы и концлагеря, после родов отбирали младенцев и отдавали их на воспитание в семьи офицеров и гражданских сторонников правящего режима. Одна из таких трагедий легла в основу сценария «Официальной истории» — единственного аргентинского фильма, получившего «Оскара».
Переход от военных режимов к гражданской власти осуществлялся в разных странах примерно по одной схеме. Достигался компромисс, в соответствии с которым военному режиму «прощались» его преступления в обмен на восстановление представительной демократии. Военные возвращались в казармы, однако сохраняли механизмы контроля за деятельностью общества. Исключение составила Аргентина, где военным после позорного поражения в мальвинской войне было невозможно диктовать свои условия. С другой стороны, предпринимались попытки, например, Пиночетом, сохранить власть конституционными методами. Эта попытка, однако, была отвергнута в 1988 г. в ходе плебисцита. Были и попытки со стороны леворадикальных сил «отлучить» военных от политики, ограничить их функции узкопрофессиональными задачами.
Между тем процесс демократизации невозможен без привлечения военных, их адаптации к условиям правового государства. Хотя конституции большинства латиноамериканских государств декларируют невмешательство армии в политику, практика исключает подобное формальное ограничение. Отказ от аполитичности армии не противоречит гражданскому контролю над ней, дабы в зародыше пресечь бонапартистские, преторианские амбиции. Как отмечает автор исследования «Армия и политика в Андских странах» Сергей Бабуркин, проблема эффективного гражданского контроля — одна из фундаментальных проблем современного этапа политического развития латиноамериканского региона — остается нерешенной. А это, в свою очередь, предопределяет потенциальную, а порой и реальную, нестабильность военно-гражданских отношений и оставляет возможность для быстрых сдвигов в характере, содержании и формах политического поведения вооруженных сил. Однако но мере развития демократического процесса вооруженные силы отходят от позиции стоящего над обществом арбитра и принимают правила игры системы представительной демократии. Но это не исключает возможности при возникновении кризисных ситуаций вмешательства армии либо ее части в политический процесс в антиконституционных целях.
Показательна эволюциядоктрины национальной безопасности — сердцевины всей совокупности взглядов военных о их роли в обществе. Мыслящих представителей офицерского корпуса приобщали и приобщают к общественным дисциплинам в «мозговых центрах» — Высшей военной школе Бразилии, именуемой «Сорбонной», Высшем центре военных исследований Перу, Высшей академии Аргентины. Цели доктрины национальной безопасности во всех странах идентичны: способность обеспечить оборону страны в случае внешней угрозы, внутренний мир, необходимость экономического развития как единственного средства достижения обществом безопасности.
В эпоху холодной войны военные режимы выдвинули концепцию «неразрывной связи безопасности и развития». Наиболее системно эту концепцию разработали в Бразилии военные и их главный идеолог генерал Голбери ди Коуту э Силва. Сочинения генерала Голбери, собранные в книгу «Геополитика Бразилии», стали настольной книгой бразильских военных в период холодной войны. По мнению бразильского генерала, все, что угрожает стабильности установленного порядка, должно быть уничтожено. Даже развитие, хотя оно и важно, стоит на втором месте после безопасности. И только военные достаточно подготовлены, чтобы определять нужды безопасности и, следовательно, все стороны национальной политики во имя реализации главной задачи — создания «новой и великой Бразилии». Следует подчеркнуть, что, в отличие от военных режимов других латиноамериканских стран, бразильский старался не афишировать националистические лозунги. Узкий национализм военных режимов других стран осуждался с позиции шовинистического национализма, провозгласившего своей целью превращение Бразилии в великую державу. Именно этот лозунг занял главное место в идеологическом арсенале бразильских правящих кругов.
Проявлением «нового национализма», бразильским вариантом доктрины «идеологических границ» стал призыв Голбери к «интеграции» южноамериканских стран под эгидой Бразилии. «Антагонизм между христианским Западом и коммунистическим Востоком все еще определяет мировое положение, — писал Голбери. — Мы готовимся к тотальной войне, и орудием стратегического действия является интеграция всех сил... Самоопределение и абсолютный суверенитет народа являются принципами логичными, моральными и тем не менее ирреальными... Символ нашей эпохи — символ интеграции». Голбери руководствовался идеей о принадлежности Бразилии к «западной цивилизации», которую он истолковывал как объединение государств, выступающих единым фронтом против «агрессивности международного коммунизма». Объявляя Латинскую Америку одним из наиболее уязвимых районов мира с точки зрения такой «агрессии», Голбери домогался укрепления обороноспособности региона, придавая особое значение экономической модернизации с помощью государственно-монополистических методов.
Генералу Голбери принадлежит авторство геополитических концепций, претендовавших утвердить лидирующее положение Бразилии в Южной Америке, се «предопределенную миссию» в регионе. Отстаивая такие геополитические аргументы, как географическое положение страны, обширные природные и людские ресурсы, Голбери не только обосновывал с их помощью тезис о лидирующей роли Бразилии в защите западной цивилизации в Латинской Америке, но и выдвигал гегемонистские притязания на осуществление политической опеки над соседними странами. Впоследствии, однако, генерал Голбери явился одним из авторов внешнеполитической доктрины ответственного прагматизма, которая, по существу, ознаменовала отход страны от автоматического равнения на Запад, в первую очередь на США. Доктрина ответственного прагматизма стимулировала развитие Бразилией равноправных отношений с другими государствами региона, прежде всего с традиционной соперницей Аргентиной.
Гражданское правительство Бразилии трансформировало доктрину национальной безопасности в концепцию национальной обороны, источник которой уже не военная элита, а высшая исполнительная власть. В 1996 г. президент Бразилии Фернанду Энрики Кардозу изложил новую концепцию национальной обороны. Она отвечает требованиям правового и демократического государства, учитывает изменившуюся обстановку в мире. Вооруженные силы не должны вмешиваться в политическую жизнь страны, искоренять неугодную идеологию и искать «подрывные элементы». Их задача — обеспечение национального суверенитета и территориальной целостности страны, поддержание мира и международной безопасности. Залог обновления вооруженных сил — процветающая экономика, передовая наука и техника, образованные кадры. Инициированный президентом и разработанный начальником его военной канцелярии документ после рассмотрения обеими палатами Национального конгресса принял силу закона.
Чтобы оценить президентский шаг, следует учесть, что на протяжении десятилетий Бразилия была своего рода континентальным полигоном для отработки и реализации наиболее жестких военных доктрин — как пентагоновских, так и доморощенных. В обстановке конфронтации с Советским Союзом американская доктрина «защиты полушария» гарантировала «ядерный зонт» над южными соседями США, а им поручила борьбу с собственными и прокубинскими «подрывными силами» в соответствии с доктринами национальной безопасности и «превентивной внутренней войны». Местным военным внушали мессианские представления о себе как о носителях надклассовых харизм. Неслучайно бразильские «гориллы» оказались причастными к организации военных путчей в соседних странах.
Современная военная политика Бразилии приобретает самостоятельность. Вместе с Аргентиной и большинством других государств континента отвергнута новая стратегическая установка США на приспособление вооруженных сил латиноамериканских стран преимущественно к полицейским функциям — борьбе с наркобизнесом и терроризмом. Новая концепция национальной обороны была бы невозможна без процесса демократизации в Бразилии. Мужественный поступок президента — создание в 1996 г. Государственной юридической комиссии, расследующей преступления военного режима 1964—1985 гг. Впервые оглашены документальные свидетельства о пытках и казнях политзаключенных.
Память о преступлениях военных режимов достаточно актуальна для Латинской Америки. В начале 1998 г. бразильская общественность была повергнута в шок сообщением о том, что при проведении опроса среди курсантов военного училища в городе Порту-Алегри победила группа, назвавшая своим кумиром Гитлера. За него отдали голоса почти 10% молодых офицеров выпуска 1995 г. Результаты исследований оказались столь ошеломляющими, что о них не решались говорить. Гитлеру проиграли Иисус Христос, Жанна д’Арк, национальный герой в борьбе против португальского колониального владычества Тирадентис. Президент Бразилии Фернанду Энрики Кардозу воспринял это сообщение «с удивлением и возмущением». Оно стало предметом острых дискуссий в министерстве образования, где обвинили преподавателей истории училища, «не сумевших донести до молодых умов трагические уроки Второй мировой войны». Известный бразильский историк Десиу Фрейтас объясняет результаты опроса исключительно социальными причинами. По его мнению, общество столкнулось с протестом, построенным в гротеске. Молодежь больше не верит в псевдодемократию, которая «несет нарастающую безработицу, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие какой-либо перспективы и, как следствие, безысходность и отчаяние». Бразильцы — отнюдь не исключение. В этом смысле интересны данные, полученные социологической службой «Америка интерпрайз институт». Результаты проведенного опроса в 18 странах показывают, что 52% бразильцев, 80% перуанцев, 63% чилийцев, 70% парагвайцев и 78% венесуэльцев считают, что авторитаризм — «не обязательно зло».
Характерна эволюция политической жизни Венесуэлы с самыми давними в Южной Америке институтами гражданской власти. За короткий срок наиболее процветающая в регионе страна пережила наибольший кризис и обнажила беспредел коррупции и разложения верхов. Ответ электората, прежде всего трудовых слоев населения, — победа на президентских выборах 1998 г. организатора провалившегося путча в 1992 г. отставного подполковника Уго Чавеса. В неизменном красном берете местного спецназа он поклялся «построить новую Венесуэлу». Победа Уго Чавеса — предостережение лидерам всех латиноамериканских стран, уверовавших, что демократия автоматически исключает военных из политической жизни.
Рецидивы авторитарного прошлого в общественной жизни латиноамериканских стран обычно связывают с именем чилийского военного диктатора генерала Аугусто Пиночета. Опасен не столько он, сколько пиночетизм. Под этим явлением автор имеет в виду стремление реакционной части генералитета внедриться в правовое государство и установить именем конституции контроль над его властными структурами.
Разумеется, нельзя игнорировать тот факт, что Чили — латиноамериканский лидер практически по всем основным экономическим показателям. Однако в Чили рыночные отношения существовали задолго до узурпации власти хунтой. Но кроме разумно избранной модели, ориентированной на производство экспортной продукции, чилийская экономика своим ростом обязана таким факторам, как выгодная внешнеторговая конъюнктура, широкая помощь со стороны мировых финансовых центров, жесткая регламентация трудовой деятельности, когда профсоюзы были разогнаны, а забастовки карались.
К тому же чилийские теоретики и практики аргументированно доказывают, что экономические успехи были достигнуты не благодаря, а вопреки режиму «сильной руки». Уже в 1997 г. «Вашингтон пост» констатировала: «Психологический ущерб, нанесенный Чили в годы пребывания Пиночета у власти, перевешивает выгоды, которые получили в основном представители высших классов». В свою очередь, американский журнал «Форин афферс» писал: «Чем больше присматриваешься, тем труднее становится построить модель из опыта Чили. Военное правительство, помимо того что оно носило репрессивный, недемократический характер, не следовало ясному плану или графику реформ и приняло в ходе их осуществления много непоследовательных, ведущих к обратным результатам и почти катастрофических решений». Авторитетная Корпорация экономических исследований для Латинской Америки обнародовала доклад с сопоставлением макроэкономических и производственных показателей в год передачи власти гражданскому правительству и в последующий период. В 1990 г. экономический рост составил 2,1%, в 1993 г. — 7%. Соответственно, показатели инфляции 25 и 12%, безработицы — 17 и 5%. 10 лет спустя после путча безработица затронула третью часть трудоспособного населения, экономический подъем начался только в 80-х гг., причем подъем чередовался со спадом. Как подчеркнул председатель Конфедерации производства и торговли Чили Хосе Антонио Гусман, развитие «новой экономики», открытой и ориентированной на экспорт, осуществляется «динамично и стабильно» только с 1990 г. Несмотря на очевидные достижения, Чили — все еще бедная страна. Почти каждый второй чилиец находится за чертой бедности. Множество людей лишены крова, отчуждены от знаний.
Закон об амнистии освободил военных от ответственности за пытки и убийства. Согласно современным опросам, 70% чилийцев запомнят Пиночета как безжалостного диктатора. Самое тяжелое преступление генерала Пиночета — свержение 11 сентября 1973 г. конституционного правительства, которому он присягал. Тогда родился его наиболее памятный афоризм: «Демократию необходимо время от времени купать в крови». Тот бесспорный факт, что политика президента Альенде была неэффективной, отнюдь не аргумент в пользу путча. В канун 25-й годовщины военного переворота в Чили Пиночет сделал сенсационное признание. В интервью чилийскому журналу «Косас» он впервые согласился с тем, что именно его голос записан на магнитофонной ленте, зафиксировавшей приказ о физической ликвидации президента Альенде. В начале 1998 г. чилийские журналисты Патрисиа Вердуго и Моника Гонсалес выпустили в эфир запись, которая, как они уверены, получена из достоверных источников. Запись зафиксировала диалог генерала Пиночета и адмирала Патрисио Карвахаля 11 сентября 1973 г. «Они предлагают провести переговоры», — докладывал Карвахаль Пиночету, имея в виду защитников президентского дворца Ла Мопеда. «Никаких переговоров, только полная капитуляция, — ответил Пиночет. — Остается в силе предложение вывезти его (Альенде) из страны. А в полете самолет падает». Глава военной хунты Аугусто Пиночет развязал «внутреннюю войну» против собственного народа и организовал длившийся почти 17 лет самый беспощадный в истории страны террор. По сей день всплывают имена его жертв из числа так называемых «пропавших без вести». Преступления остаются безнаказанными.
Сетью террора генерал Пиночет опутал все Западное полушарие и закинул ее даже за его пределы. Вместе со своими единомышленниками — главарями военных режимов ряда южноамериканских стран — он в рамках операции «Кондор» уничтожал активных политических противников. Наибольший резонанс в мире вызвало убийство в центре Вашингтона бывшего министра иностранных дел и посла в США Орландо Летельера и его секретаря — гражданки США. Автор этих строк провел независимое журналистское расследование и публично сделанные выводы позднее подтвердились. В США осудили киллеров, в том числе экс-агента ЦРУ и кубинцев-антикастровцев, и потребовали выдачи заказчиков — руководителей тайной полиции ДИНА.
За год до убийства Летельера было организовано в Риме покушение на бывшего вице-президента Чили, одного из основателей ХДП Бернардо Лейтона. В Буэнос-Айресе вместе с супругой был уничтожен генерал Карлос Пратс. Именно его сменил Пиночет на посту главкома сухопутных сил. Совесть армии, генерал Пратс не признал противоправный режим и эмигрировал. Почти четверть века спустя всплыли новые обстоятельства его гибели. Пиночет поспешил заявить, что генерал Пратс «имел много врагов». Это не так. Его единственным врагом был узурпатор. Расследовавший «дело Пратса» судья из Аргентины вынес вердикт: вина за преступление лежит прежде всего на Пиночете. Не зря в 81-ю годовщину со дня его рождения, шумно отмеченную во всех чилийских казармах, представители христианско- демократической молодежной организации удостоили именинника «диплома» с таким посвящением: «За умелое руководство самой кровавой диктатурой и за самые чудовищные преступления».
В Чили время отсчитывают часы, заведенные еще диктатурой. По действующей конституции 1980 г. президент не вправе смещать или назначать командующих тремя видами вооруженных сил и корпуса карабинеров. Это функция подвластного военной верхушке Совета национальной безопасности. По конституции только военные — гаранты демократии — продолжали сохранять право цензуры на телевидении и в кино. Военные до 1997 г. назначали часть сенаторов, а генерал Пиночет сохранял свой пост главкома сухопутных сил до марта 1998 г. Конечно, он предпочел бы на закате диктатуры стать регентом, как Франко в Испании, но только Чили — не монархия. Таковы условия национального примирения, позволившие конституционному правительству прийти к власти.
Потому главную задачу своей администрации президент Эдуардо Фрей видел в проведении конституционной реформы. Даже основная правооппозиционная Партия национального обновления (ПНО) вынуждена была поддержать инициированный президентом компромиссный вариант конституционной реформы. В качестве компенсации прекращены судебные дела по фактам нарушения прав человека в годы правления хунты, тем более что в стране, как в театре абсурда, действует принятый еще Пиночетом «закон об амнистии». Однако после восьмимесячного обсуждения в сенате правительственный законопроект был провален голосами пожизненных назначенцев и их единомышленников. Потерпела неудачу благая цель разорвать пуповину, связывающую прежний военный режим с нынешней политической системой.
Президент Эдуардо Фрей оказался заложником компромисса — амнистия в обмен на конституционную реформу. Но если дарована амнистия за преступления, которым нет срока давности, то конституционная реформа провалена поборниками амнистированных. Конечно, политические страсти во многом гасятся показателями весомых экономических достижений. Для чилийского общества не актуальна российская дилемма: колбаса или свобода. Пока чилийцы имеют то и другое. Но реформа конституции закрепила бы уверенность в завтрашнем дне.
О сложности переходного периода в Чили свидетельствует разразившийся в начале 1998 г. внутриполитический кризис, пожалуй, наиболее острый после восстановления в стране демократии. Как всегда, в центре скандала, ибо такую форму принял кризис, неугомонный генерал Аугусто Пиночет. По сработанной им самим конституции он должен был покинуть пост главкома сухопутных сил не позднее 11 марта 1998 г., поставив латиноамериканский рекорд по продолжительности пребывания в строю: 65 лет в армии.
Однако правительство и армейское руководство договорились, что Пиночет выйдет в отставку 26 января, и все было готово к торжественной церемонии отправки на покой последнего на континенте «динозавра». Был назван преемник Пиночета. В конце 1997 г., в 82-ю годовщину своего рождения, Пиночет в последний раз позировал перед телезрителями в мундире единственного в стране четырехзвездного генерала. При прощании на зеленовато-голубые глаза генерала навернулись слезы. Но неожиданно генерал закапризничал: в канун прощальной церемонии он объявил, что никогда не уточнял конкретного срока своей отставки.
Причина устроенного Пиночетом скандала проста как армейский сапог. По пиночетовской конституции экс-президент после не менее чем шестилетнего мандата пожизненно оседает в сенате. Соотечественники Пиночета напомнили ему, что в сенат может попасть только всенародно избранный бывший президент, но никак не узурпатор. Потому нижняя палата парламента приняла резолюцию о том, что присутствие Пиночета в сенате не будет способствовать национальному примирению и выставит Чили в неприглядном виде в глазах мировой общественности. Застрельщиками антипиночетовской кампании стали руководители ХДП — основы правящей коалиции. Попутно парламентская фракция ХДП пригрозила генералу привлечением к судебной ответственности после его ухода на пенсию «за высказывания, поступки и действия после 11 марта 1990 г., которые являются посягательством на честь страны и национальную безопасность». Ведь от ответственности за правонарушения, совершенные до 11 марта 1990 г., то есть до момента передачи власти гражданскому правительству, освобождаются представители государственной власти или генералитета, но отнюдь не пенсионеры. В ответ Пиночет начал шантажировать своих недругов неким компроматом.
Демократические силы твердо решили преградить генералу путь в сенат. В нижней палате парламента прошли беспрецедентные прения, названные политическим и историческим процессом. Суть его свелась к осуждению Пиночета и предложению фракции ХДП о проведении плебисцита но вопросу упразднения института пожизненных сенаторов. Пиночета даже называли «клонированной копией» рвавшегося любой ценой в сенат римского императора Калигулы. Президент Эдуардо Фрей, несмотря на бескомпромиссность своей партии, занял примирительную позицию, помятуя о властных функциях армии. И все же уход Пиночета от руководства вооруженными силами, пусть даже с мандатом пожизненного сенатора, имеет знаковый смысл, выходящий за пределы Чили. Отставку бывшего диктатора газета «Вашингтон пост» прокомментировала так: «Через 10 лет, за которые произошел решительный региональный поворот к демократии, его военная отставка, тем не менее, рассматривается как уход целой эпохи не только для Чили, но и для всей Латинской Америки».