Разработайте практические рекомендации для родителей по воспитанию аутичного ребёнка.
Диагноз «аутизм» – огромный удар для родителей. Но нужно знать, что есть большая вероятность, что такой малыш полностью адаптируется к социуму (если у ребенка сохранен интеллект). Большинство детей, которые прошли реабилитацию, живут полноценной жизнью. Но чтобы достичь таких успехов, с каждым малышом должны заниматься коррекционные педагоги, а родители должны приложить максимум усилий дома. Главное — не замыкаться вокруг своего ребенка, не избегать друзей, путешествий с ребенком — не становиться аутичной семьей. Ребенка нужно активно вводить в социум. Кроме того, нужно ставить реальные задачи. Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок-аутист пошел в обычную школу, но нужно ставить перед собой цели на ближайшее будущее. Если вам сейчас нужно, чтобы ребенок сам ел или ходил на горшок — занимайтесь именно этим:
1. Запаситесь терпением
Нужно понять, что такому ребенку очень сложно жить в нашем мире и ему нужно намного больше внимания, чем обычному ребенку.
2. Показывайте разницу
Например, в той же песочнице, покажите, что сухой песок не лепится, а из мокрого – прекрасно получаются пасочки.
3. Будьте последовательны
Если педагог устанавливает для ребенка определенные правила, четко придерживайтесь их и дома. Например, чтобы остановить ребенка, хлопните
в ладоши или возьмите за руку. Этого должны придерживаться все домочадцы.
4. Учите подражать
К сожалению, у аутистов нарушен элемент подражания, поэтому им сложно играть в куклы, варить кашку, делать пасочки и смириться, что, кроме них, в песочнице есть другие дети. Но гулять с аутистом отдельно – ошибка. Нужно медленно, но уверенно учить его подражать. Например, делая пасочки, уделите каждому этапу день-два. Сегодня – набираем песок в форму (а не высыпаем на голову другому ребенку!), завтра – переворачиваем ее и т. д.
|
5. Занимайтесь спортом
Лечебная физкультура способствует развитию мозга и координации движений. Дома вы можете практиковать с малышом различные прыжки: на одной ножке, спрыгивание с бровки, скакалку. Также можно приседать, кружиться. Это не только укрепляет здоровье, но и дает понимание понятий право -лево, верх-низ.
6. Научитесь отказывать
Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Иначе малыш не поймет, что
некоторые его поступки причинят боль – он будет толкать детей на площадке или бить маму и т. д.
7. Соблюдайте ритуалы
Проигрывайте каждую игру много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и чтобы игра превратилась в ритуал.
8. Играйте в контактные игры
«Ладушки», «ку-ку», «зайчик» – такие примитивные развлечения помогают развивать тактильные навыки.
9. Не балуйте малыша!
Дети-аутисты великолепные манипуляторы, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работу за них.
3. Проведите анализ ситуации. Какие шаги необходимо предпринять в плане изменения школьной культуры с тем, чтобы она стала более инклюзивной для Игоря и его семьи?
В данной ситуации учительница ведёт себя очень профессионально. Она вовлекает Игоря в коллективную деятельность с другими ребятами, поощряет его участие в различных конкурсах и соревнованиях, тем самым давая понять, что не считает его каким -то неполноценным. На мой взгляд, в школьной культуре нужно изменить только отношение учащихся к этому мальчику, посредством беседы с ними. Педагогу необходимо объяснить ребятам какие особенности имеет их одноклассник Игорь, воспитать в них толерантность и уважение к нему. Научить их быть отзывчивыми и заботливыми. И тогда мальчику будет легче находиться в коллективе.
|
Составьте кластер «Формы ДЦП».
![]() | |||
![]() | |||
6. Составьте вопросы для викторины на тему «Дети с аутизмом».
ВИКТОРИНА «ДЕТИ С АУТИЗМОМ»
1. Можно ли по внешности понять, что у человека аутизм?
Ответ:
Нет, аутизм внешне никак не проявляется. Предположить диагноз можно только по результатам профессионального наблюдения за поведением. Человек с аутизмом может иметь совершенно любую внешность, и заподозрить диагноз до начала возраста минимального социального взаимодействия невозможно.
2. Ранний детский аутизм (РДА) – это?
Ответ:
психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения.
3. ______________теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей.
Ответ:
Альтернативные
4. Перечислите основные «классические» проявления раннего детского аутизма.
Ответ:
избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.
|
5. Правда ли, что люди с аутизмом могут быть очень общительными? Как тогда понять, что у них аутизм?
Ответ:
Да, это правда. Проявления расстройства крайне разнообразны, и некоторые аутичные люди могут быть очень общительными. При этом они соответствуют диагностическим критериям аутизма. Независимо от того, смотрит ли ваш собеседник в глаза и общителен ли он, можно посоветовать относиться к нему, как к любому другому человеку, уважая его достоинство и право на частную жизнь, не зацикливаясь на том, есть у него аутизм или нет.
6. В чем проявляются сложности в общении у человека с аутизмом?
Ответ:
Сложности могут быть разными, потому что нарушения социальной и коммуникативной сфер при РАС бывают очень разными. У людей с аутизмом может отсутствовать или быть слабо развита речь. Они могут плохо понимать, что вы им говорите, могут не распознавать социальные сигналы (экспрессивные жесты, иронию, сарказм) и т.д. Серьезным препятствием может стать скорость вашей речи, ее громкость, сложные предложения. Человеку с аутизмом может быть сложно смотреть собеседнику в глаза, из-за чего может показаться, что ему не интересно общение с вами. Ему также может потребоваться больше времени на обработку полученной от вас информации.
7. Правда ли, что мозг у ребенка с аутизмом больше, чем у типично развивающихся сверстников?
Ответ:
Нет, это не совсем так. В раннем возрасте мозг детей с аутизмом действительно может быть больше, но потом это отличие сходит на нет.
8. С какими психиатрическими диагнозами может сочетаться аутизм и часто ли это происходит?
Ответ:
Аутизм может сочетаться с самыми разнообразными диагнозами, и это происходит довольно часто. По данным некоторых исследований, почти три четверти случаев аутизма имеют сопутствующее (по-другому – «коморбидное») состояние. Очень важно разделять эти диагнозы и рассматривать их отдельно, поскольку иногда сопутствующая патология может оказывать существенное влияние на эффективность вмешательств при расстройствах аутистического спектра (РАС).
9. Правда ли, что мы наблюдаем эпидемию аутизма? Аутизм – болезнь XXI века?
Ответ:
Нет, это не так. Просто аутизм как диагностическая категория – относительно новое понятие. Оно вошло в диагностическое руководство DSM-III только в 1980 году. Но это не значит, что аутизма не было раньше, просто его принимали за другие диагнозы, чаще всего – шизофрению. Сегодня понятно, что такой подход был неверным. Убедительных научных данных, подтверждающих факт эпидемии, нет
10. Правда ли что мальчиков с аутизмом, больше, чем девочек?
Ответ:
Да, среди детей, у которых диагностирован аутизм, мальчиков больше. В последние годы исследователи и клиницисты склоняются к мнению о том, что преобладание мальчиков и мужчин с расстройствами аутистического спектра (РАС) может объясняться тем, что классический фенотип, который подробно описан в литературе и хорошо известен специалистам, характерен для мужчин – а у девочек и женщин он может отличаться. Из-за этого аутизм у них часто принимают за другие нарушения. Это значит, что, вероятно, многие девочки и женщины могут вовсе не получить диагноза, получить ошибочный диагноз или диагностироваться значительно позже.