Задача №1
Дежурную медицинскую сестру пригласили в палату к пациентке, прооперированной по поводу острого аппендицита четыре дня назад. На фоне полного стихания боли у нее вновь появились дергающие боли в области послеоперационной раны. При осмотре: края раны отечны, гиперемированы. Температура тела 380 С, пульс 78 ударов в мин., АД 120/80 мм тр. ст.
Задание:
1. Назовите осложнение, возникшее у пациентки, и его причину.
2. Составьте план сестринских вмешательств с обоснованием. Заполните бланк направление на клинический анализ крови.
3. Проведите снятие узловых швов.
4. Определите задачи реабилитации, составьте комплекс дыхательной гимнастики в послеоперационном периоде.
Эталон ответа:
1. У пациентки послеоперационное осложнение со стороны раны – нагноение и инфильтрат. Причина – вторичное инфицирование раны. Информация, позволяющая заподозрить осложнение:
- дергающая боль в области раны;
- отек и гиперемия краев раны;
- повышение температуры.
Подтверждение данного осложнения – клинический анализ крови (лейкоцитоз, повышение СОЭ).
2. План сестринских вмешательств:
План | Обоснование |
1. Пригласить врача | Для назначения лечения |
2. Обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в отделении | Для предотвращения распространения инфекции |
3. Под руководством врача выполнение инструментальной перевязки раны, снятие швов, наложение повязки с гипертоническим раствором натрия хлорида | |
4. Проведение курса антибиотикотерапии по назначению врача | Для снятия признаков воспаления |
5. Обеспечение наблюдения за пациентом (измерение пульса, АД, ЧДД) | Контроль за состоянием пациентки |
3. Студент демонстрирует технологию снятия узловых швов.
|
4.Задачи реабилитации
· Профилактика спаечного процесса
· Улучшение общего и психо-эмоционального состояния пациента.
· Улучшение кровообращения и лимфооттока в месте травмы.
· Стимуляция процессов регенерации тканей.
· Профилактика осложнений со стороны внутренних органов и систем.
Статические дыхательные упражнения с акцентом на грудное дыхание, с фиксацией шва.
Задача №2
В медицинский пункт школы обратился ученик с жалобами на резкую, постоянную боль в левом плечевом суставе, из-за которой ребенок вынужден придерживать больную руку здоровой. Из анамнеза известно, что во время перемены мальчик упал на согнутую в локтевом суставе левую руку. При осмотре движения в левом плечевом суставе отсутствуют, имеется ступенчатое западение в проекции сустава, головка плеча прощупывается в подмышечной впадине. Пульс на левой лучевой артерии несколько ослаблен, ритмичный, 80 ударов в мин.
Задание:
- Определите характер повреждения.
- Составьте план сестринских вмешательств с обоснованием. Заполните бланк направление на R- графию.
- Проведите транспортную иммобилизацию.
- Определите задачи реабилитации, охарактеризуйте особенности ЛФК.
Эталон ответа:
1. По данным анамнеза и осмотра можно заподозрить вывих левого плеча в плечевом суставе.
Абсолютные симптомы вывиха – постоянная сильная боль, усиливающаяся при попытке движения, деформация в области сустава, полное отсутствие активных движений и резкое ограничение пассивных, симптом «пружинящей фиксации», изменение длины конечности.
|
2. План сестринских вмешательств:
План | Обоснование |
1. Вызов врача «скорой помощи» | Доставка пациента в травматический пункт для оказания квалифицированной помощи и лечения |
2. Дача анальгетика (таблетка анальгина, баралгина) | Уменьшение боли |
3. Выполнение транспортной иммобилизации шиной Крамера, косыночной повязкой, повязкой ДЕЗО | Создание функционального покоя |
4. Простейшие противошоковые мероприятия (горячий чай, тепло) | Профилактика травматического шока |
3. Студент демонстрирует транспортную иммобилизацию.
4. Студент составляет план реабилитационных мероприятий.
Иммобилизационный период длится с момента травмы до образования костной мозоли.
Задачи реабилитации.
1. Улучшение общего и психо-эмоционального состояния пациента.
2. Улучшение кровообращения и лимфооттока в месте травмы.
3. Стимуляция процессов регенерации тканей.
4. Профилактика развития контрактуры и мышечной атрофии.
5. Профилактика осложнений со стороны внутренних органов и систем.
Особенности ЛФК
Для решения поставленных задач используют 3 группы упражнений.
1 – общеразвивающие упражнения (ОРУ) – для здоровых отделов туловища, всех мышечных групп. ОРУ выполняется в медленном и среднем темпе с полной амплитудой.
2 – дыхательные упражнения (ДУ) – динамического и статического характера в зависимости от состояния пациента.
3 – специальные упражнения (СУ) – для поврежденного отдела ОДА (идеомоторные, изометрические и рефлекторные упражнения).
В 1 периоде % соотношение этих упражнений будет следующим:
|
ОРУ – 40 %
ДУ – 40 %
СУ – 20 %
Длительность занятия 15 – 20 мин.
Задача №3
В травматологический пункт обратилась студентка с жалобами на боль в нижней трети правого предплечья. Медицинская сестра травматологического пункта выяснила, что девушка упала на вытянутую руку и не может ею пользоваться. После осмотра пациентки и рентгенологического исследования врач обнаружил деформацию в нижней трети правого предплечья и распорядился готовить пациентку к репозиции.
Задание:
1. Определите характер повреждения.
2. Составьте план сестринских вмешательств с обоснованием. Заполните бланк направление на микрореакцию.
3. Проведите транспортную иммобилизацию.
4. Определите задачи реабилитации, охарактеризуйте особенности массажа.
Эталон ответа:
1. По данным анамнеза и осмотра пациентки можно заподозрить перелом костей правого предплечья в нижней трети со смещением.
Абсолютные симптомы перелома – постоянная сильная боль в месте повреждения, деформация кости, крепитация отломков, патологическая подвижность вне сустава.
2. План сестринских вмешательств:
План | Обоснование |
1. Изготовление гипсовой лонгеты по назначению врача | Подготовка к репозиции |
2. Приготовление к проведению местной анестезии (1% р-р новокаина, шприц, стерильные перчатки и перевязочный материал, р-р иодоната) | Профилактика травматического шока |
3. Помощь врачу в проведении одномоментной репозиции и наложение гипсовой лонгеты (от головок пястных костей до верхней трети правого плеча) | Восстановление анатомической целостности и создание функционального покоя |
4. Дать пациентке рекомендации по уходу за гипсовой повязкой в домашних условиях | Предупреждение возможных осложнений |
3. Студент демонстрирует транспортную иммобилизацию.
4. Студент составляет план реабилитационных мероприятий.
Иммобилизационный период длится с момента травмы до образования костной мозоли.
Задачи реабилитации.
1. Улучшение общего и психо-эмоционального состояния пациента.
2. Улучшение кровообращения и лимфооттока в месте травмы.
3. Стимуляция процессов регенерации тканей.
4. Профилактика развития контрактуры и мышечной атрофии.
5. Профилактика осложнений со стороны внутренних органов и систем.
Особенности массажа
Массаж назначается на 2-3 день после травмы при удовлетворительном состоянии пациента.
Зоны массажа.
1. Рефлекторная зона:
- воротниковая область – для верхних конечностей;
2. Здоровая конечность.
3. Свободные от иммобилизации участки травмированной конечности.
Массажные приемы.
Ø Поглаживание.
Ø Непрерывистая вибрация ладонью.
Ø Щадящее выжимание.
Ø Общее поглаживание.
Задача №4
В травматологическое отделение поступил футболист с жалобами на боль в правом коленном суставе. Со слов пострадавшего, накануне во время футбольного матча он получил удар по коленному суставу. На месте происшествие было проведено обезболивание и наложение давящей повязки. Боль утихла, а через несколько часов вновь усилилась, появился отек. При осмотре правый коленный сустав увеличен в объеме, контуры его сглажены, активные движения ограничены, болезненны. При рентгенологическом исследовании костных изменений не выявлено.
Задание:
1. Определите характер повреждения.
2. Составьте план сестринских вмешательств с обоснованием. Заполните бланк направление на УЗИ коленного сустава.
3. Наложите черепашью повязку на коленный сустав.
4. Определите задачи реабилитации, охарактеризуйте особенности ЛФК при наложении лонгеты.
Эталон ответа:
1. Ушиб правого коленного сустава, гемартроз. Причина усиления боли – нарастание травматического отека и гематомы.
Признаки ушиба – боль, отек, гематома.
2. План сестринских вмешательств:
План | Обоснование |
1. Обеспечить врачу все необходимое для пункции коленного сустава (1% р-р новокаина, р-р иодоната, шприц, перевязочный материал, стерильные перчатки) | Обеспечение удаления крови, облегчения боли, профилактики инфекции |
2. Наложение черепашьей повязки на коленный сустав | Профилактика боли и вторичного кровотечения |
3. Наложение задней гипсовой лонгеты от голеностопного сустава до верхней трети бедра | Обеспечение покоя поврежденной конечности |
4. Пузырь со льдом на область правого коленного сустава | Уменьшение боли, уменьшение отека, профилактика вторичного кровотечения |
5. Контроль состояния пациента | Профилактика осложнений, оценка эффективности своих действий |
3. Студент демонстрирует наложение черепашьей повязки.
4. Задачи реабилитации.
1. Улучшение общего и психо-эмоционального состояния пациента.
2. Улучшение кровообращения и лимфооттока в месте травмы.
3. Профилактика развития контрактуры и мышечной атрофии.
4. Профилактика осложнений со стороны внутренних органов и систем.
Особенности ЛФК
Для решения поставленных задач используют 3 группы упражнений.
1 – общеразвивающие упражнения (ОРУ) – для здоровых отделов туловища, всех мышечных групп. ОРУ выполняется в медленном и среднем темпе с полной амплитудой.
2 – дыхательные упражнения (ДУ) – динамического и статического характера в зависимости от состояния пациента.
3 – специальные упражнения (СУ) – для поврежденного отдела ОДА (идеомоторные, изометрические и рефлекторные упражнения).
В 1 периоде % соотношение этих упражнений будет следующим:
ОРУ – 40 %
ДУ – 40 %
СУ – 20 %
Длительность занятия 15 – 20 мин.
Задача №5
В хирургическое отделение поступила пациентка с жалобами на боль в животе, которая держится в течение суток. При осмотре общее состояние средней тяжести, язык сухой, покрыт белым налетом, температура 380 С, разлитая болезненность при пальпации живота. Врач установил диагноз острый аппендицит и отдал распоряжение готовить пациентку к экстренной операции. При общении с пациенткой медицинская сестра выяснила, что она отказывается от операции, так как считает, что боль сама исчезнет.
Задание:
1. Определите, с какой проблемой столкнулась пациентка.
2. Составьте план сестринских вмешательств с обоснованиием (план подготовки к экстренной операции). Заполните температурный лист.
3. Проведите перевязку чистой раны.
4. Определите задачи реабилитации, составьте комплекс дыхательной гимнастики в послеоперационном периоде.
Эталон ответа:
1. У пациентки недостаток информации о своем состоянии и страх перед предстоящей операцией.
2. План сестринских вмешательств:
План | Обоснование |
1. Проведение индивидуальной беседы с пациенткой о необходимости операции | Убедить пациентку в том, что операция – единственный способ лечения |
2. Ознакомление пациентки с методами обезболивания, планом предоперационной подготовки (термометрия, измерение пульса, АД, ЧДД, ОАК, ОАМ, группа крови и резус-фактор, частичная санитарная обработка передней брюшной стенки, сухое бритье надлобковой области, катетеризация мочевого пузыря, короткая премедикация), оперативного вмешательства, течением послеоперационного периода | Вселить уверенность в благополучном исходе операции |
3. Проведение индивидуальной беседы с родственниками пациентки | Обеспечить психологическую поддержку пациентке |
4. Транспортировка в операционную | Для проведения оперативного вмешательства |
3. Студент демонстрирует перевязку чистой раны.
4. Задачи реабилитации
· Профилактика спаечного процесса
· Улучшение общего и психо-эмоционального состояния пациента.
· Улучшение кровообращения и лимфооттока в месте травмы.
· Стимуляция процессов регенерации тканей.
· Профилактика осложнений со стороны внутренних органов и систем.
Статические дыхательные упражнения с акцентом на грудное дыхание, с фиксацией шва.
Задача №6
В послеоперационной палате находится пациент с диагнозом «правосторонняя ущемленная паховая грыжа». Больной жалуется на боли в области послеоперационной раны и внизу живота. При осмотре медицинская сестра выявила: температура 37,60 С, пульс 80 ударов в мин., ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения, АД 130/80 мм рт. ст. Пациент самостоятельно не мочится в течение 4 часов.
Задание:
1. Определите, с какой проблемой столкнулась пациент.
2. Составьте план сестринских вмешательств с обоснованием. Заполните бланк направление на общий анализ мочи.
3. Проведите катетеризацию мочевого пузыря.
4. Определите задачи реабилитации, составьте комплекс дыхательной гимнастики в послеоперационном периоде.
Эталон ответа:
1. У пациентки острая задержка мочи.
2. План сестринских вмешательств:
План | Обоснование |
1. Изоляция пациента (ширма), постановка грелки на область мочевого пузыря, включение крана с водой | Вызов рефлекторного мочеиспускания |
2. Приглашение врача | Получение рекомендаций и назначений |
3. Приготовление всего необходимого для катетеризации мочевого пузыря, информирование пациента, подготовка рук | Получение информированного согласия, профилактика инфицирования, опорожнение мочевого пузыря |
4. Ежедневный контроль количества выделенной мочи | Предупреждение острой задержки мочи |
3. Студент демонстрирует катетеризацию мочевого пузыря.
4. Задачи реабилитации
· Профилактика спаечного процесса
· Улучшение общего и психо-эмоционального состояния пациента.
· Улучшение кровообращения и лимфооттока в месте травмы.
· Стимуляция процессов регенерации тканей.
· Профилактика осложнений со стороны внутренних органов и систем.
Статические дыхательные упражнения с акцентом на грудное дыхание, с фиксацией шва.
Задача №9
В стационар поступил пациент с жалобами на головную боль, тошноту, шум в ушах. Со слов сопровождающего пациент упал со стремянки, ударился головой о пол, была кратковременная потеря сознания в течение нескольких минут. Сам пострадавший обстоятельств травмы не помнит. Объективно: общее состояние удовлетворительное, пациент бледен, пульс 90 ударов в мин., ритмичный, АД 120/80 мм рт. ст., ЧДД – 24 в минуту, температура тела 36,80 С. В затылочной области имеется рана.
Задание:
1. Определите характер повреждения.
2. Составьте план сестринских вмешательств с обоснованием. Заполните бланк направление на исследование спинномозговой жидкости.
3. Наложите повязку «Чепец».
4. Дайте обоснование проведения процедуры «Электросон». Опишите методику проведения процедуры «Электросон».
Эталон ответа:
1. По данным анамнеза и осмотра пациента можно заподозрить открытую ЧМТ, сотрясение головного мозга.
2. План сестринских вмешательств:
План | Обоснование |
1. Уложить пациента на спину, приподнять голову на 10см, повернуть ее на бок | Для создания покоя, профилактики асфиксии |
2. Провести беседу о соблюдении постельного режима, о состоянии пациента | Для создания психологического покоя |
3. Наложить асептическую повязку на рану по назначению врача | Для профилактики инфицирования |
4. Подвесить пузырь со льдом над головой пациента по назначению врача | Для уменьшения болевых ощущений |
5. Осуществлять контроль за состоянием пациента (пульс, АД, частота, свобода дыхания) | Для контроля за состоянием пациента |
3. Студент демонстрирует повязку «Чепец».
4. Студент описывает особенности проведения процедуры «Электросон»
ЭЛЕКТРОСОН - это метод электролечения с использованием импульсного электрического тока. Влияет на центральную нервную систему и вызывает общее разлитое торможение в коре головного мозга.
Электросон проводится в отдельной палате, изолированной от шума и с затемнением. Возможно сочетание процедуры с психо- и музыкотерапией.
Для проведения процедуры используются аппараты "Электросон-1, 2, 3, 4Т", которые генерирует импульсный ток малой силы и низкого напряжения. Электрод аппарата имеет форму маски и прикрепляется к голове. Во время процедуры пациент находится в состоянии засыпания, дремоты или сна.
Терапевтическое действие
· Нормализует функциональное состояние центральной нервной системы.
· Улучшает общее кровообращение в организме.
· Стимулирует окислительно-восстановительные процессы в тканях.
· Снижает болевую чувствительность.
· Улучшает обмен веществ в организме.
Противопоказания
· Воспалительные заболевания глаз.
· Индивидуальная непереносимость электрического тока.
· Наличие металлических осколков в тканях головы.
· Мацерация кожи лица.
Задача №10
В палату хирургического отделения из операционной доставлен пациент после паллиативной операции по поводу рака пищевода III – IV степени. Пациент угнетен, не представляет, как будет существовать дальше.
Общее состояние удовлетворительное. На передней брюшной стенке в эпигастральной области – гастростома, в которую введена резиновая трубка, пережатая зажимом. Вокруг стомы – клеоловая повязка.
Задание:
1. Определите, с какой проблемой столкнулся пациент.
2. Составьте план сестринских вмешательств с обоснованием. Заполните бланк направление на биохимический анализ крови.
3. Проведите пособие при гастростоме.
4. Определите задачи реабилитации, составьте комплекс дыхательной гимнастики в послеоперационном периоде.
Эталон ответа:
1. У пациента страх неизвестности, страх перед неестественным приемом пищи.
2. План сестринских вмешательств:
План | Обоснование |
1. Пригласить врача | Для получения назначений и рекомендаций |
2. Провести беседу с пациентом о правилах кормления через гастростому | Для пополнения дефицита знаний о своем состоянии и психологической поддержке |
3. Осуществлять кормление пациента с помощью шприца Жанэ | Для регулярного питания пациента |
4. Обеспечить уход за кожей вокруг стомы | Для предупреждения инфекционных осложнений и мацерации кожи |
3. Студент демонстрирует пособие при гастростоме.
4. Задачи реабилитации
· Профилактика спаечного процесса
· Улучшение общего и психо-эмоционального состояния пациента.
· Улучшение кровообращения и лимфооттока в месте травмы.
· Стимуляция процессов регенерации тканей.
· Профилактика осложнений со стороны внутренних органов и систем.
Статические дыхательные упражнения с акцентом на грудное дыхание, с фиксацией шва.
Задача №11
В травматологическое отделение поступила пациентка с жалобами на боль в правой половине грудной клетки. Боль резко усиливается при дыхании, кашле, чихании. Со слов пострадавшей, она упала на лестнице и ударилась грудной клеткой о ступени.
Общее состояние удовлетворительное, АД 140/80 мм рт. ст., пульс 76 ударов в мин., ритмичный, дыхание поверхностное, ЧДД – 18 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в дыхании. При пальпации резкая болезненность в области VI-VIII ребер по средней подмышечной линии. Сжатие грудной клетки усиливает боль.
Задание:
1. Определите характер повреждения.
2. Составьте план сестринских вмешательств с обоснованием. Заполните бланк направление на коагулограмму.
3. Наложите окклюзионную повязку.
4. Определите задачи реабилитации, составьте комплекс дыхательной гимнастики в послеоперационном периоде.
Эталон ответа:
1. По данным анамнеза и осмотра пациента можно заподозрить множественный перелом ребер справа.
2. План сестринских вмешательств:
План | Обоснование |
1. Приготовить постель с приподнятым головным концом | Для облегчения дыхания |
2. Приготовить все необходимое для проведения новокаиновой блокады (1-2% р-р новокаина, стерильный перевязочный материал, антисептик, шприц) и ассистировать врачу | Для снижения уровня боли |
3. Оказать помощь врачу в наложении фиксирующей лейкопластырной повязки | Для лечебной иммобилизации |
4. Ингаляции увлажненного кислорода, дыхательная гимнастика | Для профилактики пневмонии |
5. Отхаркивающие препараты по назначению врача | Для профилактики пневмонии |
6. Осуществлять контроль за состоянием пациента (пульс, АД, частота, свобода дыхания) | Для контроля за пациентом |
3. Студент демонстрирует наложение окклюзионной повязки.
4. Задачи реабилитации
· Улучшение общего и психо-эмоционального состояния пациента.
· Улучшение кровообращения и лимфооттока в месте травмы.
· Стимуляция процессов регенерации тканей.
· Профилактика осложнений со стороны внутренних органов и систем.
Статические дыхательные упражнения с акцентом на брюшное дыхание, с акцентом на выдох.
Задача №12
В отделение чистой хирургии на операцию по поводу пупочной грыжи поступила пациентка 50 лет. Пациентка осмотрена хирургом, который дал распоряжение о подготовке к плановой операции. При беседе с пациенткой медицинская сестра выявила, что она испытывает сомнения и неуверенность в успехе операции.
Задание:
1. Определите, с какой проблемой столкнулась пациентка.
2. Составьте план сестринских вмешательств с обоснованием. Заполните бланк направление на группу крови и Rh-фактор.
3. Проведите очистительную клизму.
4. Определите задачи реабилитации, составьте комплекс дыхательной гимнастики в послеоперационном периоде.
Эталон ответа:
1. У пациентки недостаток информации и страх за исход операции.
2. План сестринских вмешательств:
План | Обоснование |
1. Успокоить пациентку, провести беседу о плане подготовки к операции и ходе операции | Дополнить дефицит знаний о предоперационном периоде, вселить уверенность в положительном исходе |
2. Провести подготовку к плановой операции: - провести тесты на ОАК, ОАМ, Б/Х, ПТИ, глюкозу, группу крови и Rh-фактор, флюорографию, ЭКГ; - контроль АД, пульса, ЧДД, температуры; - санитарную обработку и сухое бритье; - очищение кишечника; - премедикацию; - катетеризацию мочевого пузыря; - транспортировку в операционную. | Для успешного проведения операции и благоприятного течения послеоперационного периода |
3. Студент демонстрирует очистительную клизму.
4. Задачи реабилитации
· Профилактика спаечного процесса
· Улучшение общего и психо-эмоционального состояния пациента.
· Улучшение кровообращения и лимфооттока в месте травмы.
· Стимуляция процессов регенерации тканей.
· Профилактика осложнений со стороны внутренних органов и систем.
Статические дыхательные упражнения с акцентом на грудное дыхание, с фиксацией шва.
Задача №13
В проктологическое отделение поступил пациент с жалобами на боли в области заднего прохода, усиливающиеся при дефекации, запоры, на каловых массах алая кровь.
При локальном осмотре определяется дефект слизистой оболочки заднего прохода в виде неглубокой трещины на 6 часах. Края трещины мягкие, кожа вокруг с небольшим отеком, гиперемирована.
Задание:
1. Назовите причины трещин заднего прохода.
2. Составьте план сестринских вмешательств с обоснованием. Заполните бланк направление кал на я/г.
3. Проведите туалет промежности.
4. Определите задачи реабилитации, составьте комплекс ЛФК при задержке стула.
Эталон ответа:
1. Причины возникновения трещин заднего прохода: запоры, механические травмы, геморрой, физическое напряжение, инфекционные заболевания, глистные инвазии, инструментальные ректальные исследования.
2. План сестринских вмешательств:
План | Обоснование |
1. Провести беседу с пациентом о принципах лечения и профилактики заболевания | Для пополнения дефицита знаний о своем состоянии и психологической поддержке |
2. Обеспечить пациенту диету с достаточным количеством клетчатки и продуктов, обладающих послабляющим действием | Для нормализации стула |
3. Обеспечить гигиенический туалет в области заднего прохода после каждого акта дефекации | Для профилактики инфицирования трещины |
4. Обеспечить наложение повязки с заживляющими мазями по назначению врача | Для скорейшего выздоровления и профилактики инфицирования |
3. Студент демонстрирует туалет промежности.
4. Задачи физической реабилитации
1. Улучшение крово- и лимфообращения в органах брюшной полости.
2. Нормализация моторной функции кишечника.
3. Повышение общей реактивности организма.
4. Нормализация психоэмоционального состояния.
5. Профилактика застойных явлений в органах ЖКТ.
Особенности лечебной физкультуры
При спастическом типе колита пациенту рекомендуется постельный двигательный режим.
1. Исходное положение пациента: лежа и сидя.
2. Используются:
· дыхательные упражнения;
· упражнения на расслабление;
· общеразвивающие упражнения для конечностей;
· упражнения для мышц передней брюшной стенки без натуживания.
При атоническом типе нарушений:
1. Исходные положения пациента те же.
2. Используются:
· общеразвивающие упражнения для всех частей тела;
· физические упражнения для мышц передней брюшной стенки и тазового дна;
· упражнения с предметами.
Длительность занятия 10-30 минут.
Задача №14
Медицинская сестра по дороге на работу стала свидетельницей автомобильной катастрофы. Работник ГИБДД обратился к ней с просьбой оказать помощь пострадавшему, нижние конечности которого в течение 15 минут сдавлены опрокинувшимся автомобилем. Пациент заторможен, на вопросы отвечает неохотно, жалуется на боль и чувство тяжести в ногах. Общее состояние удовлетворительное, пульс 90 ударов в мин., удовлетворительного наполнения, не напряжен, АД 110/70 мм рт.ст.
Задание:
1. Определите характер повреждения.
2. Составьте план сестринских вмешательств с обоснованием. Заполните бланк направление на ПТИ.
3. Проведите транспортную иммобилизацию.
4. Определите задачи реабилитации, охарактеризуйте особенности ЛФК после наложения лонгеты.
Эталон ответа:
1. У пациента синдром длительного сдавливания, для которого характерны симптомы, развивающиеся после освобождения конечностей: бледность кожи, сильная боль, нарастающий отек, нарушение чувствительности, появление участков богрово-синюшного цвета с серозным и геморрагическим содержимым, отмечается слабость, тахикардия, озноб, возникает риск развития шока.
2. План сестринских вмешательств:
План | Обоснование |
1. Вызвать бригаду «скорой помощи» | Доставка пациента в МО для оказания квалифицированной помощи |
2. Ввести обезболивающие препараты (ненаркотические или наркотические анальгетики) | Предупредить усиление боли и развитие шока |
3. Наложить жгуты на обе конечности выше места сдавливания | Предупредить всасывание продуктов распада |
4. Освободить пациента от сдавливания | Прекратить действие повреждающего фактора |
5. Снятие жгутов и тугое бинтование от периферии к центру | Предупредить всасывание продуктов распада |
6. Выполнение транспортной иммобилизации (при отсутствии шин аутоиммобилизации) | Создать покой нижних конечностей |
7. Наложить холод | Замедлить всасывание продуктов распада, остановить кровотечение, снизить уровень боли |
8. Провести простейшие противошоковые мероприятия (обильное щелочное питье, укрыть одеялом) | Предупредить развитие шока |
3. Студент демонстрирует транспортную иммобилизацию.
4. Задачи реабилитации.
1. Улучшение общего и психо-эмоционального состояния пациента.
2. Улучшение кровообращения и лимфооттока в месте травмы.
3. Профилактика развития контрактуры и мышечной атрофии.
4. Профилактика осложнений со стороны внутренних органов и систем.
Особенности ЛФК
Для решения поставленных задач используют 3 группы упражнений.
1 – общеразвивающие упражнения (ОРУ) – для здоровых отделов туловища, всех мышечных групп. ОРУ выполняется в медленном и среднем темпе с полной амплитудой.
2 – дыхательные упражнения (ДУ) – динамического и статического характера в зависимости от состояния пациента.
3 – специальные упражнения (СУ) – для поврежденного отдела ОДА (идеомоторные, изометрические и рефлекторные упражнения).
В 1 периоде % соотношение этих упражнений будет следующим:
ОРУ – 40 %
ДУ – 40 %
СУ – 20 %
Длительность занятия 15 – 20 мин.
Задача №15
В травматологическое отделение поступил пациент по поводу закрытого перелома большеберцовой кости правой голени в н/3 без смещения. После проведения рентгенографии костей голени, учитывая, что смещения отломков нет, врач наложил глубокую гипсовую лангетную повязку, назначил 50% анальгин в/м по 2,5 мл. При измерении температуры вечером пациент пожаловался м/с на сильную боль в голени. При осмотре м/с обнаружила, что пальцы на стопе отечны, синюшны, холодные на ощупь.
Задание:
1. Определите, с какой проблемой столкнулся пациент.
2. Составьте план сестринских вмешательств с обоснованием. Заполните бланк направление на MRT.
3. Определите уровень и проведите транспортную иммобилизацию.
4. Определите задачи реабилитации, охарактеризуйте особенности массажа.
Эталон ответа:
1. У пациента сдавливание конечности гипсовой лангетной повязкой. Об этом свидетельствуют следующие симптомы: пальцы на стопе отечны, синюшны, холодные на ощупь.
2. План сестринских вмешательств:
План | Обоснование |
1. Сообщить врачу об изменениях в состоянии пациента | Профилактика осложнений |
2. Рассечь спиральные туры бинта, развести края повязки | Устранить дальнейшее сдавливание конечности гипсовой повязкой |
3. Придание конечности возвышенного положения на шине Беллера | Снижение отека, интенсивности боли |
4. Холод на место перелома, обезболивание по назначению врача (50% анальгин в/м 2,0 мл) | Снижение интенсивности боли |
5. Контроль за состоянием пациента (АД, пульс, t0, состояние конечности) | Контроль и оценка результатов своих действий |
3. Студент демонстрирует транспортную иммобилизацию.
4. Студент определяет задачи реабилитации.
Иммобилизационный период длится с момента травмы до образования костной мозоли.
Задачи реабилитации.
1. Улучшение общего и психо-эмоционального состояния пациента.
2. Улучшение кровообращения и лимфооттока в месте травмы.
3. Стимуляция процессов регенерации тканей.
4. Профилактика развития контрактуры и мышечной атрофии.
5. Профилактика осложнений со стороны внутренних органов и систем.
Особенности массажа
Массаж назначается на 2-3 день после травмы при удовлетворительном состоянии пациента.
Зоны массажа.
1. Рефлекторная зона:
- Пояснично-крестцовая область – для нижних конечностей;
2. Здоровая конечность.
3. Свободные от иммобилизации участки травмированной конечности.
Массажные приемы.
Ø Поглаживание.
Ø Непрерывистая вибрация ладонью.
Ø Щадящее выжимание.
Ø Общее поглаживание.
Задача №16
В отделение челюстно-лицевой хирургии поступил пациент с диагнозом "Закрытый перелом нижней челюсти справа". М/с при расспросе выявила, что пациента беспокоит боль, самостоятельно не может жевать. При осмотре пациента обнаружила гематому и отек области угла нижней челюсти, нарушение прикуса. После R-контроля врач проводит шинирование нижней челюсти. Зайдя в палату м/с обнаружила, что пациент расстроился и не представляет, как он будет питаться, чистить зубы.
Задание:
1. Определите, с какой проблемой столкнулся пациент.
2. Составьте план сестринских вмешательств с обоснованием. Заполните бланк направление на R-графию.
3. Наложите пращевидную повязку на нижнюю челюсть.
4. Определите задачи реабилитации. Объясните пациенту особенности проведения УВЧ терапии.
Эталон ответа:
1. Основной проблемой пациента является невозможность приема и пережевывания пищи естественным способом. При этом у пациента есть риск развития стоматита, остеомиелита.
2. План сестринских вмешательств: