ОП. 07. Основы латинского языка с медицинской терминологией
для подготовки студентов к дифференцированному зачету
Специальность
Лечебное дело
СПО углубленной подготовки
Очная форма обучения
г. Каменск-Уральский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Промежуточная аттестация по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» проводится в форме дифференцированного зачёта и обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью студента и ее корректировку.
Цель проведения дифференцированного зачёта: определение качества и соответствия подготовки специалиста Федеральному Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части требований к знаниям, умениям, практическому опыту по специальности Лечебное дело, Сестринское дело углубленной формы подготовки.
Дифференцированный зачёт проводится на 1-м курсе Лечебное дело, на 2-м курсе Сестринское дело в подгруппе на заключительном практическом занятии после окончания занятий по дисциплине. На проведение дифференцированного зачёта отводится два академических часа. Принимает дифференцированный зачёт преподаватель, проводивший занятия в данной подгруппе. К дифференцированному зачёту допускаются студенты, полностью освоившие программу обучения по дисциплине.
Зачётные материалы составлены на основе рабочей программы дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» и охватывают наиболее актуальные для фельдшеров и медицинских сестер вопросы, целостно отражают объем проверяемых теоретических знаний, умений и практического опыта.
Форма проведения дифференцированного зачёта по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» – письменная.
Для подготовки к дифференцированному зачёту студентам предлагается краткое содержание учебной информации, перечень вопросов, а также перечень клинических, анатомических, фармацевтических терминов и перечень профессиональных медицинских выражений.
Содержание билетов до сведения студентов не доводится.
Уровень подготовки студента оценивается на основании следующих критериев:
– уровень усвоения материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине;
– обоснованность, четкость, краткость изложения ответа;
– правильность выполнения практического задания.
Уровень подготовки студента оценивается в баллах:
«5» (отлично)
«4» (хорошо)
«3» (удовлетворительно)
«2» (неудовлетворительно)
Критерии оценки ответов на теоретические вопросы:
Оценка «отлично» – студент четко и последовательно излагает теоретический материал (фонетика, грамматика, клиническая и анатомическая терминология, рецептура). Применяет полученные знания на практике (выписывание рецептов, написание клинических, анатомических и фармацевтических терминов на латинском языке). Изложение материала без ошибок.
Оценка «хорошо» – студент испытывает незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы. Допускается 2-3 ошибки, исправленные студентом самостоятельно при наводящих вопросах преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» – студент неполно излагает теоретический материал, ответ студента возможен при наводящих вопросах преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» – студент допускает грубые ошибки при изложении теоретического материала, неумение применять полученные знания на практике, отсутствие знания программного материала.
Критерии оценки ответов на практические задания:
Оценка «отлично» – студент в полном объеме применяет полученные знания на практике (выписывание рецепта, написание клинических, анатомических, фармацевтических терминов, профессиональных медицинских выражений на латинском языке). Изложение материала без ошибок.
Оценка «хорошо» – студент испытывает незначительные затруднения при выполнении практического задания. Допускается 2-3 ошибки, исправленные студентом самостоятельно при наводящих вопросах преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» – студент не в полном объеме выполняет практическое задание, затруднение в выписывании рецепта и в написании медицинской терминологии. Ответ студента возможен при наводящих вопросах преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» – студент допускает грубые ошибки при написании медицинской терминологии, неумение применять полученные знания на практике, отсутствие знания программного материала или отказ от ответа.
В случае отказа от ответа на дифференцированном зачёте студент получает оценку «неудовлетворительно».
При выведении общей оценки по дисциплине учитываются количество правильно выполненных заданий, а также текущие оценки.
Общая оценка по дисциплине заносится преподавателем в зачётную книжку студента (кроме неудовлетворительной). Пересдача дифференцированного зачёта, по которому студент получил неудовлетворительную оценку, осуществляется до окончания текущего семестра или в установленные заведующим отделением сроки, на основании заявления студента и с разрешения заместителя директора по учебно - производственной работе.
С целью повышения оценки допускается повторная сдача дифференцированного зачёта, которая осуществляется на основании личного заявления студента, подписанного заведующим отделением и преподавателем, ведущим дисциплину, с разрешения заместителя директора по учебно – производственной работе.
Перечень вопросов для самоподготовки к дифференцированному зачёту
1. Имена существительные 3 склонения. Основной признак существительных 3 склонения. Словарная форма. Определение основы. Употребление существительных 3 склонения в рецептуре.
2. Имена существительные 5 склонения. Словарная форма. Особенности употребления слова species. Лекарственный сбор в рецептуре.
3. Имена существительные 2 склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Употребление винительного падежа при прописывании свечей. Несогласованное определение.
4. Фонетика. Латинский алфавит. Понятие о дифтонгах, диграфах. Правила чтения.
5. Имя прилагательное. Две группы имен прилагательных. Определение группы прилагательных по словарной форме. Согласованное определение.
6. Рецептура. Структура рецепта и его форма согласно приказу МЗ РФ № 110. Правила оформления латинской части рецепта. Предлоги в рецепте.
7. Рецептура. Особенности прописывания разных лекарственных форм (таблетки, свечи) в рецепте. Употребление винительного и творительного падежей в рецепте. Дополнительные надписи на рецепте. Рецептурные сокращения.
8. Терминологическое словообразование. Состав слова. Греко-латинские приставки. Употребление в медицинской терминологии.
9. Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие о греко-латинских дублетах. Клиническая терминология.
10. Имена прилагательные I группы. Словарная форма. Согласованное определение. Использование в рецептуре.
11. Терминологическое словообразование. Состав слова. Суффиксы клинической терминологии (-oma, -itis-, -ias-, -osis-, -ism-). Названия патологических процессов.
12. Имена существительные 4 склонения. Словарная форма. Характерные признаки. Исключения из правила о роде. Употребление в рецептуре.
13. Химическая номенклатура. Чтение и написание оксидов, пероксидов. Использование в рецептуре. Группы лекарственных средств по их фармакологическому действию.
14. Имена прилагательные 3 склонения (II группы). Словарная форма. Особенности склонения прилагательных II группы. Согласование с существительными 1, 2, 3 склонений. Использование в рецептуре.
15. Химическая номенклатура. Название кислот и солей. Написание и чтение названий кислот и солей. Использование в рецептуре.
16. Имена существительные 2 склонения. Латинизированные греческие существительные на –on. Названия лекарственных препаратов.
17. Глагол. Грамматические категории глагола. 4 спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений. Употребление в рецептуре.
18. Имена существительные 1 склонения. Словарная форма. Характерные признаки. Употребление винительного падежа при прописывании таблеток. Несогласованное определение.
19. Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Числительные-приставки, употребление в медицинской терминологии.
20. Словообразование. Состав слова. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Использование в рецептуре.
21. Имена прилагательные II группы. Словарная форма. Согласованное определение. Употребление в рецептуре.
22. Фонетика. Латинский алфавит. Произношение звуков: [С], [S], [X], [Z], [Y], [Ti], [L].
23. Имя существительное. Грамматические категории. Пять склонений имен существительных. Словарная форма. Падежные окончания. Использование в рецептуре.
24. Имя существительное 3 склонения. Мужской род. Исключения из правила о роде. Использование в рецептуре.
25. Имя существительное 3 склонения. Женский род. Исключения из правила о роде. Использование в рецептуре.
26. Имя существительное 3 склонения. Средний род. Исключения из правила о роде. Использование в рецептуре.
27. Местоимения и наречия, употребляемые в медицинских выражениях. Использование в рецептуре. Дополнительные надписи на рецепте.
28. Имя существительное 2 склонения. Словарная форма. Характерные особенности существительных среднего рода. Употребление в рецептуре.
29. Имена существительные 4 и 5 склонений. Словарная форма. Употребление в рецептуре. Согласование прилагательных с существительными разных типов склонения.
30. Терминологическое словообразование. Состав слова. Терминоэлементы. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани.
31. Глагол. Грамматические категории. Образование повелительного наклонения; употребление в рецептуре. Употребление сослагательного наклонения в стандартных рецептурных формулировках.
32. Рецептурные сокращения. Важность латинских предлогов ad, per, cum,pro, in в рецепте. Союзы в рецепте.
33. Химическая номенклатура. Употребление греческих числительных - приставок в химической номенклатуре.
34. Имена прилагательные 3 склонения (II группы). Три подгруппы прилагательных II группы. Особенности склонения, употребление в медицинской терминологии.
35. Терминологическое словообразование. Латинские названия болезней и патологических состояний. Названия патологических процессов.
36. Рецептура. Стандартные рецептурные формулировки. Сокращения.