Беседа для обучающихся «Человек в мире правил»
Цель: прививать этические нормы поведения в обществе и общения между людьми.
Задачи:
· Закрепить и углубить знания учащихся о вежливости;
· Обсудить нравственные правила общения; учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
· Познакомить с понятием «Любовь к ближнему»
Девиз «Каждый день прибавляет частичку мудрости»
Наша жизнь необычайно тесно связана с жизнью наших близких, мы мрачно настроены, раздражены, унылы, то этим настроением мы заражаем и других. Наша бодрость, жизнерадостность ободряют и радуют близких. Самые добрые намерения человека бывают неприятны, если соединяются с плохими манерами. О таком человеке говорят, что он не-ве-жа, невежливый человек.
-А какого человека считают вежливым?
- Объясните, почему стихотворение названо «Вежливый слон»? помогла ли вежливость слона муравью?
«Вежливый слон»
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку.
И вежливо
Очень
Сказал муравью:
- Можешь и ты наступить на мою!
- Так что понимается под вежливостью?
Это изящество и приветливость в обращении с людьми, любезность, сочувствие. Вежливость есть искусство выражать внешними знаками внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или другому лицу. Настоящая вежливость полна добродушия. Как это выражается? Мимикой, походкой, выражением глаз.
- Ребята, попробуйте отобразить это мимикой перед зеркалом.
Хорошо воспитанные люди приветливы, обеспечивают себе уважение других простым умением внимательно выслушать то, что им говорят или о чём рассказывают. Один философ сказал: «Человек не имеет права говорить другому грубости, как не имеет права сшибать его с ног».
- Я предлагаю вам познакомиться с нравственными правилами взаимоотношения с окружающими:
«Будьте для всех солнышком»
«Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, всех – почитать»
«Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами»
- Как вы понимаете эти слова?
Беседа о культуре общения.
В.А.Сухомлинский на первое место среди важнейших норм нравственности поставил именно уважение к человеку. Он писал «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно».
Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.
С правилами поведения мы должны срастись, и чем раньше это произойдет, тем естественнее и непосредственнее мы будем выполнять их.
2.Чтение и обсуждение стихотворений.
1) Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу
Но папа нашёлся, взглянул им в глаза
И робко, и тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
«Мы купим другую, есть лучше в продаже»
Простите! – казалось бы. Что в нём такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
2) А.Шибаев «Дорогие слова»
Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем…
Настя ходит в третий класс
Настя – славная девчонка,
Но… давно уже от Насти
Я не слышал слова…
Здрасьте.
А слово – то какое – очень дорогое!
Встретил Витю я соседа…
Но нельзя молчать, как рыба
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте – зря от Вити
Ждал я слово…извините.
А слово-то какое – очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада –
Я портфель эй подарил,
Вижу: очень рада!
Ну сказала бы - спасибо,
А слово – то какое - очень дорогое!
- С какими вежливыми словами вы встретились в стихотворениях?
3. Инсценировка стихотворения И.Антонова «Вежлив Витя или нет?». Обсуждение.
-Всегда ли человека, который знает все-все слова, можно назвать воспитанным? Объясните, почему вы так думаете?
Учитель: Малыша обидел Витя
Пред школою в строю, Витя просит:
Ученик: Извините,
Я ошибку признаю.
Учитель: На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
Ученик: Извините.
Я немного опоздал.
Учитель:
Тихомиров!
Покажите
Нам на карте город Псков.
Ученик: Извините, - шепчет Витя,-
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей;
Учитель: Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ!
- Чтобы вы ответили девочкам на поставленный вопрос?
Физкультминутка «Добрый день!»
Встало солнце рано-рано, добрый день, добрый день!
Пляшут волны океана, добрый день, добрый день!
Поднимается пшеница, добрый день, добрый день!
И поют задорно птицы, добрый день, добрый день!
Улыбаются озёра, добрый день, добрый день!
С высоты кивают горы, добрый день, добрый день!
Просыпайся, поднимайся, добрый день, добрый день!
Всему свету улыбайся, добрый день, добрый день!