Философия Средневековья и эпохи Возрождения




1. Эмпиризм и рационализм.

2. Субъективный идеализм.

3. Эпоха Просвещения.

Средневековая философия Западной Европы своими основными проблемами считает «Сотворён ли мир Богом или он существует сам по себе? Каковы взаимоотношения веры и разума?» и т.п.

Сближение философии с религиозными учениями называется Сакрализация (sacrum). Господствующей религией на Западе стало Христианство, но не сразу, а в борьбе с различными направлениями, в частности с философией неоплатонизма, враждебной христианству. В борьбе с языческим политеизмом возникла апологетика – философское обоснование и защита христианства.

Вслед за апологетикой возникла патристика (от «патер» отец, т.е. «отец церкви». Это сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства. Апологетика патристика развивались в греческих центрах и в Риме. Представителями патристики были: Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др.

 

Главные проблемы патристики:

1. Проблема сущности Бога и его тройственности.

2. Отношения веры и разума.

3. Отношения свободы человека через возможность спасения или гибели его души.

Из всех западных «отцов церкви» наибольшее влияние на развитие философии феодального общества оказал АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (354-430). В молодые годы он увлекался философией Платона и особенно неоплатоников. В зрелые годы Августин принял христианство. Его основные произведения «О троице», «О граде Божьем», «Исповедь». Августин считает, что Бог сотворил мир из ничего, но по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир не однороден. Он представляет собой особую лестницу существ, на которой особое место занимает человек-малый мир («микрокосм»). Человек обладает разумной бессмертной душой. Человек действует свободно, но через него поступает бог. Существует божественное предопределение-источник двух противоположных царств - божьего и земного. Земное царство держится войной, завоеванием и насилием. У человечества есть путь к небесному царству через церковь, без которой нельзя обрести спасение души.

Зло коренится в человеческой природе. Бог не виновен в существовании зла, он - творец гармонии, благодати и любви. Человек - подобие Бога значит, он обладает волей, которую может направить во спасение или к отчаянию, к добру или злу.

Ориген считает, что основная проблема философа доказать, что Бог не является источником зла. Одни духи стали ангелами, другие - пали вниз. Злые духи - источник зла.

Второй этап в развитии философии западной Европы – СХОЛАСТИКА.

В её развитии различают 3 периода:

1. Период ранней схоластики (9 - 12 в)

2. Период ранней зрелости (13 в)

3. Период раннего упадка (14 - 15 в)

Главный вопрос схоластики - вопрос об отложении знания к вере. Схоластики исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры над разумом. Схоластика больше анализирует учения «отцов церкви», чем Святое Писание.

В этот период падает влияние Платона и начинается влияние Аристотеля с его чётко выраженной позицией реализма.

Схоластика (от лат. schola - школа)

Это философия, преподававшаяся в школах, а с середины 12 в – в университетах.

Впоследствии слово «схоластика» стало синонимом науки, оторванной от жизни, далёкой от наблюдения и опыта.

Одним из философских вопросов был вопрос об отношении общего к единому. В истории философии был спор известен как спор об «универсалиях», т. е о природе общих родов или понятий. Было два решения этого вопроса. ПЕРВОЕ - «универсалии» (общие роды) существуют реально независимо от человеческой мысли и речи. Этот взгляд получил название «реализма». ВТОРОЕ утверждение - «универсалии» не существуют реально независимо от человека они только общие имена. Реально существуют только отдельные вещи, например, «стол» - это общее имя, которым называются отдельные столы. Этот взгляд получил название «номинализма» (от лат. nomina - имена).

Одними из видных реалистов были: Иоанн Скот (Эриугена), Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр Зачинателем номинализма был Росцелин. Крупнейшими представителями Схоластики 13 в. были: Дуне Скот, Фома Аквинский (основатель томизма) и др. ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) происходил из итальянского графского рода, был членом ордена доминиканцев (учреждён в 1215 г.- domini canes - «псы господа»). Образование получил сначала в Неаполитанском, затем в Парижском университетах. Фома аквинский пытался доказать, что вера и разум не только не отличаются друг от друга, но и органически согласуются между собой. Вера и разум, в конечном счете, направлены к познанию одной и той же истины - Бога, но делают это разными путями. Разум опирается на науку и философию, вера - на теолологию. Бог открывается человеку двумя путями: естественным - через сотворённый мир и сверхъестественным - через откровение. Знание – это область очевидных и доказуемых истин, а вера - неочевидных и недоказуемых, но решающими в случае спора являются истины откровения.

Человек имеет свободу воли, которую может направить на совершенство, либо на гибель. Бог – это абсолютное благо, зло являет собой менее совершенное благо, оно допускается Богом ради того, чтобы существовали все ступени совершенства.

В начале 7 в. в Аравии возникает новая религия - ислам, который объединил разрозненные арабские племена в единое государство. В это время высокого уровня развития достаёт арабоязычная философия, одним из направлений явился восточный перипатеизм (аристотелизы). Крупнейшими его представителями были: Аль-Фараби, Аль - Бируни, Ибн - Сина.

АЛЬ- ФАРАБИ (ок. 870 - 950) - знаменитый математик, врач, философ, был глубоким знатоком Аристотеля, написал комментарии к его философским и естественно-научным сочинениям. Первопричиной бытия признавал Бога, однако считал, что внешний мир существует самостоятельно и независимо от сверхъестественных сил. Материальный мир состоит из шести природных тел или элементов (простые элементы, минералы, растения, животные, человек и небесные тела). Мир познаваем. Источники познания - органы чувств, интеллект, умозрение.

АЛЬ - БИРУНИ (ок. 973-1037). Написал много трудов по различным отраслям науки, среди них «Хронология древних народов», «Описание Индии». Считал, что природа находится в постоянном движении и развитии, душа - суть свойства тела.

АЛИ АБУ ИБН СИНА (980 -1037). Родился в Бухаре. Большинство работ переведены на латинский язык. Главный философский труд - «Книга исцеления», медицинский - «Канон врачебной науки». Во взглядах Авиценны переплетаются учение Аристотеля, неоплатоников, ислама. По учению Авиценны Бог породил природу и десять разумных сил. Разумная последняя сила создала человека, его душу, земной мир. Душа человека живёт в теле, но тело - орудие души. Природные явления подчиняются естественным законам. Все науки делятся на практические и теоретические. Практические: об управлении хозяйством и детьми. Теоретические: математика, астрономия, музыка, физика. Главная наука - первая, изучающая абсолютное бытие.

За свою жизнь Ибн Сина создал более 430 трудов. Причем

многие из них энциклопедии века - "Канон врачебной науки" -

14 томов, "Книга исцеления" - 18 томов, "Книга справедливос-

ти" - 20 томов, "Книга по арабскому языку" - 10 томов и т.д.

Ибн Сина был опытным врачом. Он значительно обогатил клинику

новыми способами диагностики и лечения болезней.

Им написано более 108 работ,посвященных философии, более 50 -посвященных медицине, более 30 - посвященных естественным наукам, 20 - посвященных поэзии. Но в современном мире известно 104: из

них 58 посвящены философии, 20 медицине, 14 - естественным

наукам, и поэзии. И, конечно, ряд трудов освещающих вопросы

права, логики, литературы, искусства и др.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: