Тема детского воровства актуальна для многих семей, к сожалению! Именно поэтому важно во всем спокойно разобраться.
Уже в 3 года ребенок способен понять, где «мое», а где «чужое». Тем не менее, случается, что ребенок приносит чужие игрушки с детской площадки или с садика. Подобное поведение не стоит считать воровством, поскольку дети еще не способны оценить свои поступки. Они просто забирают понравившуюся им игрушку.
В 4-6 лет у ребенка зарождаются первые нравственные привычки, он имеет представление о чужой собственности и границах дозволенного. Дети знают, что понравившуюся вещь просто так взять нельзя, что она им не принадлежит. Но им тяжело совладать с собой, т.к. контроль над собственными поступками только начинает развиваться.
Психологи утверждают, что детские кражи сигнализируют о глубоких проблемах, связанных с семьей, с детско-родительскими отношениями или со сверстниками – о переживании внутреннего неблагополучия.
Рассмотрим причины детского воровства:
1. Импульсивное воровство встречается, когда ребенок увидел то, что ему очень хочется получить, но он ничего не может с собой поделать, не может противостоять соблазну. Хотя и понимает, что воровать нельзя, но искушение в итоге побеждает.
2. Вседозволенность, как черта попустительского типа семейного воспитания. Сначала ребенку позволено без спросу забрать чужую игрушку на детской площадке, потом закрываются глаза на неизвестно откуда появившиеся деньги. В итоге данная проблема перерастает в более серьезную, превращаясь в черту характера у ребенка.
3. Желание самоутвердиться, чтобы сойти «за своего парня», завоевать друзей. В подобной ситуации малыш способен, например, украсть из дома конфеты, чтобы ими угостить сверстников, добиваясь, тем самым, их расположение.
|
4. Желание отомстить ребенку, который его обижает или бьет. Логика малыша проста: Ваня меня побил, а я отберу его любимую машинку.
5. Подражание поведению взрослых может возникнуть, когда в семье с завистью говорят о чужом благосостоянии или часто с восхищением рассказывают о людях, которые зарабатывают на жизнь нечестным путем. Тогда ребенок считает подобное нормой жизни и воспроизводит на собственном опыте.
6. Есть еще одна причина детского воровства, о которой хочется поговорить более подробно. Речь идет о дефиците родительской любви, внимания и заботы.
С подобным сталкиваются дети во многих семьях. Когда в семье преобладает тип эмоциональной холодности, где отсутствуют доверительные взаимоотношения и теплый эмоциональный отклик на члена семьи, где объятия и поцелуи – только по поводу. В такой семье растет ребенок, который переживает собственную заброшенность и ненужность. Игнорирование естественных потребностей ребенка приводит к тому, что он растет замкнутым, агрессивным, тревожным, не умеющим строить отношения со сверстниками. Чтобы заполнить эту внутреннюю пустоту и снизить уровень тревожности, ребенок стремится заполнить ее какими-либо объектами и начинает воровать, потому что это простой и быстрый способ получить желаемое, т.е. когда вместо живого теплого, но недоступного родителя ребенок выбирает неодушевленный, но вполне реальный объект. Но всегда нужно помнить, что такое поведение – дабы привлечь внимание взрослых – является немым криком о помощи, местью недосягаемым родителям.
|
Таким образом, дети могут воровать, чтобы заставить взрослых вспомнить о нем и его потребностях, чтобы получить их внимание, пусть даже со знаком минус (наказание, ругань, лишение чего-либо, причинение физической боли и пр.), ведь пусть лучше наказывают, чем вовсе не замечают и игнорируют!
В будущем, такие дети вырастают в недолюбленных взрослых. Эта проблема оборачивается для них низкой самооценкой, неверием в собственные силы, патологическим чувством вины, комплексом неполноценности, апатией к учебе и работе, переживанием острого чувства одиночества, отгороженностью от мира.
Всегда помните, что лучший способ не допустить детского воровства – это строить со своим ребенком искренние, доверительные, эмоционально-теплые и полноценные взаимоотношения.
Подготовил: психолог Щеблыкина Ксения Петровна