(«РЕНЕССАНС») XIV – XVI в.в.
Эпоха Возрождения (ХIV—ХVI вв.), одна из самых ярких в истории человечества. Она ознаменована невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения стихийно-индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Шекспир, Сервантес, М. Монтень, Лютер, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Савонарола, Эразм Роттердамский и многие другие.
Ренессанс — это не только явление итальянской или европейской культуры, но явление общемировое. Все культурные страны, в той или иной форме, имели свой ренессанс. Термин «Возрождение» был впервые использован итальянским художником и архитектором Джорджа Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году. Речь шла о возрождении античных наук и искусств после долгого господства средневековой культуры. Поскольку в истории невозможны буквальные реставрации, деятели Возрождения, оглядываясь на блестящие достижения античности, создавали, по сути, новую культуру. «Миф Ренессанса» — это вера в безграничные возможности человека, который бросает вызов судьбе, преодолевает привычную робость перед божественным авторитетом и вступает в открытое творческое соревнование с самим Богом. Если античная философия раскрывала проблему космоса, средневековая — была целиком посвящена проблеме Бога, то философия Возрождения была сосредоточена на проблеме человека.
|
Философия Возрождения носила антисхоластический характер. Возрождается интерес к античной философии и культуре. Наряду с авторитетом святого писания признается авторитет античной мудрости. Идет переосмысление христианской традиции. Монах Савонарола во Флоренции протестовал против роскоши панства, звал к возрождению первоначального «апостольского» христианства. Поэтому связывать эпоху Возрождения только с античным наследием неверно.
Главная особенность философии Ренессанса - антропоцентризм. Центральная фигура философии не Бог, а человек. Бог - начало всех вещей, человек - центр всего мира.
Философия эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения не были атеистами или материалистами. Они верили в Бога и признавали его первотворцом мира и человека.
Первым гуманистом этой эпохи был выдающийся поэт и мыслитель Италии Данте Алигьери. Гуманизм Данте антиаскетический, он верил в силы человека. Человек сам отвечает за свое благо, решающим здесь являются его личные качества. Идеи Данте продолжали Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.
В то же время идет процесс секуляризации науки - т. е. освобождение ее от церковного влияния. Проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело через призму теологии. Они стали изучаться светскими науками. Большинство ученых Ренессанса опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.
|
Итак, философия Возрождения воспринималась, прежде всего, как философия природы.
ПЕТРАРКА ФРАНЧЕСКО (1304 - 1374) - выдающийся поэт, создатель знаменитой «Книги песен». По его мнению, философия-это, прежде всего наука о человеке, путях развития человеческого общества. Истоки такой философии Он видел в диалогах Платона. Философия опирается на знание, которое своим источником имеет Бога. Но мудрость содержится не только в библейских книгах, но и в трудах античных и мусульманских ученых. Петрарка утверждал ценность человеческой культуры, которая может изменить мир к лучшему. Поэтому благородство состоит не в происхождении, а в добродетельной душе, в стремлении к знаниям, в христианской вере.
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (1463 - 1494) - образованный аристократ, знавший древние языки и философию. Учился в Италии и Франции. Выступал против схоластики и догматизма. Он дал новое понимание философии и места человека в мире. Человек - центр вселенной, выше всех смертных существ. Бог создал человека свободным и разрешает ему самому творить свой образ. Воля человека ограничена только «мировым порядком», он теряет свое высокое достоинство. Бог не подавляет творческих возможностей человека. Человек должен познавать законы «мирового порядка». Высшие законы достигнуты через веру, законы мира через разум.
МИШЕЛЬ ДЕ МОНТЕНЬ (1533 - 1592 ) был мэром города Бордо во Франции, довольно состоятельным дворянином, другом короля Генриха IV. В своей работе «Опыты» Монтень выделяет в качестве основной проблему человека (его мораль, познание, место в мире, проблему смерти, достойной жизни).
|
Главный авторитет для него - разум человека. Он считает, что следует четко разграничить веру и разум. Но разум может заблуждаться. Поэтому сомнение - двигатель науки. Наши знания относительны, ограничены возможностями органов чувств. Человек - часть природы и должен жить в гармонии с природой.
Философия - это наука о человеке и его морали. Она учит добродетели, жить и умирать. Жизнь - это стремление к счастью, но страданий избежать нельзя. Бессмертие души проблематично, поэтому ради возможности бессмертия нельзя быть жестоким ни к себе, ни к другим.
Социально-философская мысль эпохи Возрождения
Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469— 1527) и Франческа Гвиччардини (1482—1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639).
Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».
Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту (virtu) — воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Судьба «... являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений».
Как сказал известный английский философ XVII в. Ф. Бэкон: «... нам есть за что благодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должны поступать».
Политический реализм Макиавелли проявляет при анализе государственных форм. Будучи сторонником республики, он тем не менее считал невозможным объединение Италии на республиканских началах. Исследуя деятельность Медичи, Борджиа, Макиавелли приходит к идее «нового государя» — абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы — чтобы избежать расставленных капканов, льва — чтобы сокрушить противника в открытом бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость.
«... Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности».
Подобные рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу учителя тиранов и автора тезиса «цель оправдывает средства», а его имя стало синонимом проповеди политического вероломства и насилия — «макиавеллизма».
Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой — до искусства возможного.
Натурфилософия эпохи Возрождения
Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов.
Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452— 1519), Николая Коперника (1473—1543), Иоганна Кеплера (1571— 1630), Галилео Голиея (1564—1642).
Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.
Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый, талантливый изобретатель (в числе его проектов — идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория. «Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории... Наука — полководец, и практика — солдаты».
Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные идеи Коперника, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.
Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция». Когда немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией».
Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия. Центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.
Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401—1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира. Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.
Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».
В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит: «...Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».
Натурфилософия получила развитие в творчестве Джордано Бруно(1548-1600). Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...» Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи. «Бесконечные миры... все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа... и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».
Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр — его звезда.
Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало.
Натурфилософия эпохи Возрождения открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII вв.
Общие выводы:
- В эпоху средневековья происходил процесс сакрализации – объединение религиозных и научных, философских знаний.
- В Западной Европе ведущей религией было христианство, которое оказывало влияние на развитие основных философских направлений – апологетики, патристики и схоластики.
- Эпоха Возрождения (ХIV—ХVI вв.), одна из самых ярких в истории человечества. Она ознаменована невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения стихийно-индивидуалистической ориентации человека.
Глоссарий
Сакрализация – объединение философии с религиозными учениями.
Апологетика – философское обоснование и защита христианства.
Патристика – сочинение отцов церкви.
Схоластика – школьная философия.
Восточный перипатетизм – направление арабской философии.
Православие – направление христианства, доминирующее в Восточной Европе, в Киевской Руси.
Ренессанс - эпоха Возрождения.
Антропоцентризм - направление, считающее центральной фигурой философии человека.
Гуманизм - философское направление, основными чертами которого является истолкование человека как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира.
Секуляризация – освобождение науки от церковного влияния.
Пантеизм - Учение, считающее что Бог, охватывает все сущее, содержит мир в себе.
Теоцентризм — (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог, важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.
Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний
1.Назовите особенности средневековой философии?
2.Что означает термин «теоцентризм»?
3. Что такое «патристика»?
4. В чём существенные различия между верой и разумом по учению Ф. Аквинского?
5. Выделите основные черты философии эпохи Возрождения.
6. Что означает термин «гуманизм»?
7. В чём важнейший признак пантеизма?